Шестой всероссийский конкурс семья года

Национальные ценности: создание списка для Узбекистана

Эксперты изучили опыт зарубежных стран, в которых ценности закреплены на официальном уровне. Они предложили создать список главных национальных ценностей для Узбекистана, основываясь на богатой истории, духовном наследии, образе жизни, жизненных взглядах и верованиях узбекистанцев.

Опыт США

В крайне разнообразных по национальному и религиозному составу США определены следующие ценности:

  • Свобода
  • Демократия
  • Равенство
  • Разнообразие
  • Лидерство

Опыт России

В России в 2015 году также сформулировали национальные ценности, которые напрямую задействованы в развитии стратегии воспитания молодежи. Ценностью являются обычаи и традиции, жизненные принципы, которые для нас важны. Они делятся на национальные и общечеловеческие.

Эксперты считают, что ценности играют несравненную роль в реализации и сохранении идентичности каждой нации и народа в мире.

Материалы по теме

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2021 году проводится шестой Всероссийский конкурс Семья года. Целью конкурса является пропаганда и повышение общественного престижа семейного образа жизни, ценностей семьи и ответственного родительства.

Участниками Конкурса могут быть:

  • Семьи, в которых создаются благоприятные условия для гармоничного развития каждого члена семьи
  • Семьи, в которых дети получают воспитание, основанное на духовно-нравственных ценностях
  • Семьи, члены которых активно участвуют в жизни муниципального образования, края, страны, сообщества
  • Семьи, уделяющие внимание эстетическому воспитанию детей, приобщению их к творчеству и искусству, культурно-историческому наследию, национальной культуре.

Национальные ценности играют ключевую роль в формировании идентичности, жизненных взглядов и верований каждой нации. Понимание и выражение этих ценностей способствуют развитию страны и реализации потенциала ее народа.

Конкурс Лучшая семья Амурской области

Участники конкурса должны быть гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Амурской области, и состоящими в зарегистрированном браке, воспитывающими (или воспитавшими) детей.

Номинации конкурса:

  1. Многодетная семья
  2. Молодая семья
  3. Сельская семья
  4. Золотая семья
  5. Семья — хранитель традиций

Конкурс проводится при поддержке министерства труда и социальной защиты РФ, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Амурская область уже несколько лет подряд принимает участие в конкурсе. Номинанты Амурской области регулярно становились победителями Всероссийского этапа конкурса – в номинациях Многодетная семья и Сельская семья.

Приглашаем всех руководителей муниципальных образований области включиться в региональный этап конкурса и представить лучшие семьи для номинирования их на участие во Всероссийском конкурсе. В Амурской области есть семьи, которыми мы можем, безусловно, гордиться!


Лучшая семья Амурской области

Патриотическое воспитание

В 2023 году под председательством заместителя Губернатора Ростовской области Хохлова А.А. состоялось заседание областной межведомственной комиссии по вопросам военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Комиссия обсуждала предложения по проведению мероприятий в 2023 году, приуроченных к 80-летию освобождения Ростовской области, взаимодействие в рамках реализации работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, а также об итогах реализации регионального проекта Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Ростовская область) в 2022 году.

Согласно принятому решению, регион принял Концепцию патриотического воспитания молодежи до 2030 года. В рамках этого проекта проведены обсуждения с общественностью и участием молодежных общественных объединений.


Будущее поколение должно быть воспитано в духе патриотизма и любви к своей стране. Концепция патриотического воспитания молодежи – важный шаг в этом направлении.

Разработано комитетом по молодежной политике области.

Концепцию утвердило Правительство Ростовской области.


Сводка по концепции патриотического воспитания:

  • Утверждена в 2023 году
  • Прошла обсуждения с обществом
  • Рассматривается на период до 2030 года

Патриотическое воспитание молодежи в Ростовской области

Приказом комитета от 21.11.2023 № 165 утверждена практическая часть концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2030 года.

День Победы

В рамках празднования в 2023 году Дня Победы в Ростовской области проведены масштабные мероприятия под едим названием Наследники Победы, посвященные 78-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Общий охват составил более 240 тыс. человек.

Проекты патриотического воспитания

Всего в 2023 году в рамках регионального проекта Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Ростовская область) реализован 31 патриотический проект, направленный на сохранение исторической памяти, военно-патриотическое и гражданско-патриотическое воспитание молодежи, с общим охватом более 364 тыс. человек.

Празднование Дня России

Также в рамках проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню России, на территории Ростовской области в муниципальных образованиях охват составил более 37 тысяч человек.

Акции памяти

  • В январе 2023 года на территории Ростовской области проведена Всероссийская акция памяти Блокадный хлеб, посвященная дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Общее количество участников составило более 130 тыс. человек.

  • В июне 2023 года на территории Ростовской области проведена акция Свеча памяти. Общее количество участников акции составило более 10 тыс. человек.

Масштабные патриотические проекты

Из масштабных патриотических проектов можно выделить следующие:

Донской военно-исторический фестиваль

Посвященный освобождению Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. В целях соблюдения требований безопасности количество зрителей офлайн было ограничено и составило 2 000 человек.

Акция Георгиевская ленточка

Прошедшая в период с 27 апреля по 9 мая 2023 года. По итогам акции было распространено более 116 тыс. ленточек.

Всероссийский проект Диалоги с Героями

Комитетом совместно с государственным автономным учреждением Ростовской области Центр патриотического воспитания молодежи Ростовской области ежегодно проводится региональный этап Всероссийского проекта Диалоги с героями.

Встречи с ветеранами и участниками военных действий

  • 7 декабря 2023 года на территории г. Ростова-на-Дону встреча студентов с председателем Ростовской областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

  • 13 декабря 2023 года в Ростовском общественном собрании студенты встретились с участником специальной военной операции, младшим лейтенантом ВДВ, награжденным орденом Святого Георгия четвертой степени и удостоенным звания Героя Российской Федерации Афанасьевым Алексеем Алексеевичем.

Программа Патриотического Воспитания в Ростовской области

В рамках встреч состоялся неформальный живой диалог поколений, в ходе которого приглашенные герои рассказали о своем служебном и жизненном пути, поведали о том, что повлияло на них и, что важно знать современной молодежи, ответив на все поступившие из зала вопросы.

В целях совершенствования системы патриотического воспитания граждан и снижения деструктивной активности среди молодежи в Ростовской области действует региональная межведомственная программа Патриотическое воспитание граждан (Ростовская область) со сроком реализации 2022 – 2024 годы. В рамках программы осуществляется реализация 40 мероприятий, направленных на создание достаточных условий и возможностей для повышения эффективности деятельности по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию граждан и повышения уровня вовлеченности в мероприятия патриотической направленности граждан всех возрастов.

Цели и задачи программы

Программа опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Итогом реализации программы будет достижение 9 показателей эффективности, среди которых развитие парка Патриот в Ростовской области, вовлечение молодежи в патриотические мероприятия, посещаемость музейного комплекса Самбекские высоты и т.д.

Клубы и общественные объединения

В Ростовской области активно функционируют около 500 клубов и объединений патриотической направленности. Одним из самых многочисленных является региональное отделение Всероссийского военно-патриотического общественного движения Юнармия. По состоянию на январь 2024 года численность Юнармии составляет 35 340 человек, функционирует 55 местных отделений, состоящих из 589 юнармейских отрядов.

Эффективность образовательно-воспитательного процесса

Изучение эффективности образовательно-воспитательного процесса— один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Эффективность образовательно-воспитательной работы изучается для того, чтобы педагоги могли вносить коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие данного процесса.

Изучение эффективности

Изучение эффективности образовательно-воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

  • Оценка эффективности работы педагога
  • Анализ влияния различных методов обучения на результаты
  • Прогнозирование результатов воспитательного процесса

Для лучшего понимания задач перед современным педагогом дополнительного образования, следует обратиться к концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет приоритетные цели, задачи и направления развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.

Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности приоритетами являются:

-создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства;

– обеспечение обновления содержания программ художественной направленности и развитие инфраструктуры дополнительного образования, в том числе с применением цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов;

-содействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.

Читайте также:  Конспект урока по орксэ притчи план конспект урока по орксэ 4 класс

Одной из составляющей формирования единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей является усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей, создание условий для личностного развития детей и подростков, их профессионального самоопределения.

Поэтому очень важно в процессе реализации Концепцииусилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организовать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.

Чтобы выполнить данные задачи в образовательно-воспитательном процессе в рамках системы дополнительного образования необходимо грамотно организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, используя

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Ожидаемые результаты: Реализация Стратегии обеспечит: повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать следующие выводы, что воспитательная задача в процессе образовательно-воспитательной работы выходит на первый план.

Изучение воспитанности обучающихся.

Чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать динамику и развитие личностного роста обучающихся.

Эффективность воспитательной работы можно изучать по состоянию и уровню развития детского коллектива, сформированности у обучающихся коллективистских качеств, системы взаимоотношений между детьми, педагогом и учащимися.

Изучение результативности и эффективности воспитательного процесса ведется в следующих основных направлениях:

Основными требованиями к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса является совокупность методологических подходов и принципов.

Способы организации и методики педагогической диагностики должны быть адекватны (соответствовать) целям и задачам исследования. В противном случае, проведя громоздкий тест или анкету, можно не получить нужной информации.

Для изучения знаний о социальных нормах, представлений, уровне овладения понятиями целесообразно использовать методы анкетирования, опроса, интервью, беседы, теста. С помощью метода наблюдения можно изучать проявление отношения обучающегося к тому или иному качеству личности, эмоциональные оценки и волевые поступки, поведение в процессе деятельности. Методы анализа результатов деятельности, документации, отзывов, портфолио, метод перекрестных характеристик и экспертной оценки помогут составить представление о качестве выполненной или организованной учеником работы.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности ребёнка является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности обучающихся. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в объединениях наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на мой взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки обучающихся, гуманистический характер межличностных отношений между детьми и взрослыми, проявляющийся в их повседневном общении, внимательность, доброжелательность по отношению к новичкам и посторонним людям.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением обучающихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора своих действий.

В развитии индивидуальности каждого ребёнка имеет большое значение работа педагога. Работая с детьми, педагог нацелен на реализацию личностно-ориентированного подхода, используя дифференцированный и индивидуальный метод работы с обучающимися.

В нашем современном мире профессия педагога, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности педагога. Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. Поэтому современный педагог обязан постоянно самообразовываться, повышать профессиональный уровень и находить новые возможности для ознакомления с инновациями в направлении обучения и воспитания. Инновационная работа в этой сфере состоит из поиска новых идей, формирования нововведения, реализация нововведения, закрепления новшества, превращение его в традиции. Свою задачу педагогический коллектив нашего отдела видит в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но, чтобы научить других летать — надо самому быть крылатым, познать силу и полноту полета. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты. Только творческий педагог способен на инновационную деятельность.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Инновации в образовательно-воспитательном процессе осуществляются не как самоцель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Современное дополнительное образование должно стать передовой площадкой в части полноценного развития личности, местом, где ребенок получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного общества. Без применения инновационных технологий учреждение дополнительного образования не может претендовать на инновационный статус в образовании.

У педагогов художественно-эстетического отдела множество новаторских идей, опыта и возможности для их реализации. Всё это свидетельствует о высоком потенциале педагогов, кропотливом планомерном последовательном труде, который дает высокие показатели и способствует повышению уровня воспитанности наших учащихся.

Показателями нового качества образовательно-воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  • Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова. Смоленск, 1994.

  • Голубев Н.К., Битинас Б.П., Введение в диагностику воспитания. М.,1989.

  • Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебно – воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год. Псков, 1996.

  • Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. М., 1984

  • Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

  • Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981.

  • Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

  • Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб. :Речь, 2002

  • Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата — к творческому поиску. М., 1991.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529327-jeffektivnost-obrazovatelno-vospitatelnogo-pr

О нравственных качествах

Организация: МАОУ ЦО №1

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

«Честь, порядочность, совесть- это качества,

которыми дорожить нужно так же как мы дорожим своим здоровьем,

ибо без этих качеств и человек – не человек»

Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он фактически стал светлым символом, идеалом современника для миллионов россиян. Воспоминания современников, людей, знавших академика Лихачева лично, позволяют нам постигать личность Дмитрия Сергеевича. Из воспоминаний В.А.Гусева, директора государственного русского музея: "Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях, внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство".

Эти высказывания из воспоминаний о Д.С. Лихачеве известного писателя и журналистки, подтверждают мысль о том, что Дмитрий Сергеевич Лихачев был олицетворением света, нравственности, доброты, уважения и понимания для многих людей.

Обаяние Дмитрия Сергеевича было именно в спокойной человеческой порядочности.

Книги Д.С. Лихачева "О добром и прекрасном", «Поэзия садов и парков», «Раздумья о России», публицистические статьи из журналов о России, ее истории очень актуальны сегодня и читаются с особым интересом.

Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне — человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

Все мы задумывались о том, что значит жить по всем правилам жизни, и вообще быть «правильным человеком»? Типичный, но истинный ответ: выполнять свой долг, беречь честь и достоинство, уважать себя и других, не подличать, не лицемерить, то есть сохранять чистыми свои духовные и душевные человеческие качества. Но в нашей жизни порой все так не просто, и как трудно бывает выдержать, не свернуть с нравственного пути.

Богатство – самый главный соблазн человека. А жадность – его производные Деньги – мера вещей каждого века Но совесть измерять – они не пригодные.

Читайте также:  Конспект урока орксэ по теме икона 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

Это несколько строчек из Оды, посвященной Совести. Совесть – это способность

различать добро и зло. А деньги – это материальная единица обмена. А значит и

обменивают ее на что-либо материальное. Чувства же и эмоции, они не вещественны, их

нельзя обменять и невозможно купить.

"Совесть – моральный самоконтроль умение самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков" – так объясняет это нравственное понятие толковый словарь. Обращаясь к семантике этого исконно русского слова можно сделать вывод, что это не только осознание нравственных значений, совершаемых поступков, но и форма эмоциональных переживаний. Всем знакомы такие выражения, как "угрызение совести", " спокойная совесть". По-моему мнению, человек не может быть полностью удовлетворён собой. Он должен беспрестанно стремиться к самосовершенствованию, брать на себя вину или хотя бы какую-то часть вины за моральную неустроенность мира. Значит, совесть никогда не может быть спокойна. В наше время кажется уже, что понятия " честь и совесть" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", – говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести "и первый клад мой честь была",- писал А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и не разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир. А ведь душевное спокойствие, по-моему, возможно только тогда, когда в гармонии находятся мысли, чувства и поступки человека. Понятия чести и совести нельзя применить к тем, кто поступился своими моральными принципами ради достижения корыстных целей. Смотреть на людей со сломленной совестью гораздо страшнее, чем на убитых. Вспомним, как страдает Родион Раскольников, совершивший убийство ради, как ему кажется, благородной цели. Он хотел проверить себя, но не учёл одного – мук совести, которая являемся единственным неподкупным судьей. Но испытываем ли мы презрение или отвращение к Соне Мармеладовой, которая поступилась честью и совестью в их общепринятых значениях. Нет, конечно, нет! Даже каторжники, и те видят в ней ангела, сошедшего с неба. Ведь всё, что она делала, она делала ради других, совсем не думая о себе. Хоть и прошло уже много лет и 20-ый век с его войнами и НТ прогрессом, сильно изменил многие нравственные понятия, но совесть и честь по-прежнему составляют основу личности. Да, больше стало людей, чувствующих себя временщиками, у которых потеряна связь с родной землёй и для которых деньги, карьера и власть стали богами. Только им они служат, отвергая вечные библейские и житейские истины. Вспомним, как отреагировали на объявление о приёме лыка по пятачку за килограмм, жители деревни из романа Замечательного сибирского писателя Сергея Алексеева "Рой". Лык вывозили из леса, кто на чём мог: кто на телеге, кто в сумках, кто в рюкзаках. В итоге оказалось, что лес стоит голый. Но разве мало таких людей, у которых душа болит, глядя на то, как духовно нищает человек? Одним из ярких примеров людей, живущих по законам чести и совести является для меня академик Д.С. Лихачёв. Он понимал, что сейчас не хватает добра и сострадания написал свои десять заповедей человечности. Следуя которым любой человек не только не уронит своё достоинство, но и поможет другим. Одна из 10-ти заповедей гласит: " Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба." У Д.С. Лихачёва болело сердце за Россию, ему было стыдно за всё, что происходит вокруг. " С утра до вечера думаю, выдержит ли Россия груз той черноты, который всё больше на неё наваливается?" Не даром он ушел из жизни в день трёх сестёр – Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. По-моему, совесть в каждом человеке является внутренним компасом, невидимом другими, богом, который руководит его поступками, независимо от того верующий это человек или нет. Ушёл 20-ый век и настал 21-ый. И нам хочется верить, что вместе с уходящим столетием не исчезнут из нашей жизни понятия честь, совесть и достоинство.

О чести и достоинстве

Сам Лихачев говорил о совести и чести, о их различии: «Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.» «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Читайте также:  Курс основы религиозных культур и светской этики

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть, и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью. Можно положиться на ту личность, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно, только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть, теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью.

Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких Людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые.

Рассмотренные нами теоретические проблемы, раскрывающие сущность и взаимосвязь чести и достоинства личности, дают нам возможность использовать знания об этих моральных ценностях в решении конкретных жизненных вопросов. Одним из них является вопрос о женском и мужском достоинстве. Ведь многие наши житейские беды, в конечном счете, проистекают от того, что мы иногда забываем: кроме разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и социальный, нравственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предполагает обязательное следование естественному кодексу мужского достоинства, который определяет не только поведение мужчины в среде товарищей и друзей, но и его отношение к женщине.

Не менее противоречивой является сегодня и проблема женской и девичьей чести. Издавна она была связана с такими понятиями, как девичья гордость, скромность, нравственная чистота, целомудрие, — всем тем, что воплотилось в образе «тургеневской девушки».

В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но как быть с моральными проблемами, с нравственными принципами, с нормами человеческого поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны между собой гораздо теснее, чем это нам представляется.

Благодаря великим мыслям Лихачева, мы стали больше понимать о бесценности нашей чести и совести. Понимаем насколько важно быть человеком-личностью, насколько это важно. Лихачев пропагандирует нравственность. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

Руденко А.Н. учитель русского языка и литературы МАОУ “ ЦО №1”

1. Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. – М.,2006.

2. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. – СПб.,

3. Лихачев Д. С. Письма о добром. – СПб.,1999г.

4. Лихачев Д. С. Русское искусство.- СПб.,2009г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *