Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности: ключ к счастью

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.

Участники проекта

  • Зарифуллина Венера Фанисовна: учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №82 г.Казани
  • Пыркова Инна Михайловна: учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №169 г.Казани

Цели проекта

  • Развитие представлений учащихся о семье.
  • Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
  • Воспитание уважения и любви к семье и к Родине.

Личностные результаты

  • Формирование устойчивых учебных мотивов и интереса к учению.
  • Развитие умения планировать и контролировать учебные действия.
  • Развитие способности формулировать проблемы и находить их решения.
  • Содействие в поиске места в семье и обществе.

Проведение урока

  1. Актуализация знаний:

    • Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого и объясните, как вы их понимаете.
  2. Работа над новым материалом:

    • Семейные ценности:
      • Определение понятия.
      • Факторы, объединяющие семью.
  3. Практическое задание:

    • Создание герба семьи и обсуждение значений, которые он представляет.

Завершение урока

  • Итоги: подведение итогов и обсуждение важности семейных ценностей.
  • Домашнее задание: размышления о своей семье и ее ценностях.

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это счастье, любовь, и удача. Помните о ценностях, которые объединяют вашу семью и делают ее сильнее.

Семейные традиции: ключ к счастью

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.

  • Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)

  • Какую семью можно назвать счастливой?

Ценности счастливой семьи:

  • Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
  • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
  • Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
  • Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
  • Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
  • Верность. (Преданность друг другу.)
  • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
  • Совместное времяпрепровождение.

Составление кластера

Чем крепка семья? Давайте составим кластер Семья.

Семейные традиции

Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Традиция – от латинского передача. Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Основные семейные традиции:

  1. Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
  2. Совместные игры с детьми.
  3. Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
  4. Традиции гостеприимства, семейный обед.
  5. Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
  6. Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
  7. Передача семейных реликвий подрастающему поколению.

Работа в группах

Представление проектов по темам: Традиции моей семьи, История моей семьи, Герб моей семьи.

Составление синквейна Семья

  1. Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
  2. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
  3. Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
  4. Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
  5. Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.

Воспитывает, защищает, помогает
Моя семья – ячейка общества

Рефлексия

Игра Свеча любви

Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется Свеча любви.

Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д. Затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова Мир дому моему, глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

Подведение итогов

  1. **Детская энциклопедия. История. Я познаю мир.
  2. Журнал Воспитание школьников 1989г., № 6.
  3. Журнал Читаем, учимся, играем 2002., № 3.

Что может быть нужнее в наше время, чем верность?

Что могут люди без верности? Что удаётся без неё? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол; он ослабляет все связи; он жаждет освобождённого человека. Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Но всеобщее освобождение от оков, всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели. Эти слова великого русского философа Ивана Ильина стали лейтмотивом очередного заседания городского методического объединения учителей предметной области Основы религиозных культур и светской этики, прошедшего 9 февраля в Доме учителя.

О неразрывной связи понятий верность – вера – доверие – любовь – патриотизм – с участниками методобъединения рассуждал руководитель Отдела образования Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев. Елена Геннадьевна Маринина, заместитель руководителя Отдела образования Пермской епархии и учитель ОПК Гимназии № 5 г. Перми, на примерах показала, как тема верности пронизывает все уроки основ православной культуры. Учитель Школы инженерной мысли им. П.А.Соловьева Наталья Юрьевна Крыласова представила мастер-класс урока ОПК Любовь сильнее смерти о верности святых Царственных Страстотерпцев.

Читайте также:  Чтобы быть коллективом тест по орксэ основы светской этики тест по орксэ 4 класс

В заключение заседания педагоги представили разнообразные технологии, используемые ими на уроках разных модулей ОРКСЭ. Но, несмотря на оживленное интерактивное окончание встречи, в памяти участников все же останутся слова Ивана Александровича Ильина: Чтобы быть верным, надо что-то любить; то есть вообще надо уметь любить, и любить безраздельной, полной любовью. Эта любовь и определяет человека, она привязывает его к любимой ценности. И верность, таким образом, это приверженность высшей ценности. Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, все предающий. А кто действительно любит, тот не может быть не верен: в нем властвует внутренний закон, святая необходимость. Эту необходимость он воспринимает как нечто избранное им самим и желанное: как самоопределение, как истинную свободу.

Для чего

Учащиеся 5 – 9 классов общеобразовательных школ (11-15 лет)

Зимина Анжелика Игоревна: SEO Копирайтер и Эксперт по Контенту


Проектная работа № 1

Ссылка на проектную работу № 1

Проектная работа № 2

Ссылка на проектную работу № 2

Проектная работа № 3

Ссылка на проектную работу № 3


Учитель русского языка и литературы, ОДНКНР в частной общеобразовательной средней школе Кристалл города Сызрани. Победитель конкурса Клевер ДНК за 2023 год в номинации Классический подход к ДНК, подноминации Внеклассные мероприятия и классные часы.

Последнее изменение: Понедельник, 20 ноября 2023, 00:32


Методические указания

Цель: формирование представления о семье как базовой ценности общества.

Задачи:

  1. Ознакомление с компонентами создания семьи для расширения словарного запаса.
  2. Познакомить с таинством венчания.
  3. Сформировать уважительное и бережное отношение к семье.
  4. Развивать способности коммуникативного общения и эмоциональное состояние.
  5. Обогащение словарного запаса учащихся.

Участники: обучающиеся 4 класса

Необходимое оборудование: рабочие тетради, компьютер, проектор.


Планируемые результаты урока

  1. Знание о необходимости бережного и ответственного отношения к семье.
  2. Представление о понятии Христианская семья.
  3. Работа над проектом Моя семья.
  4. Получение навыков извлечения информации из различных источников.
  5. Навыки постановки учебной задачи.
  6. Участие в коллективном обсуждении вопросов урока.

Формы контроля

  1. Тестовые задания по предметному содержанию урока.
  2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.

Литература

  • Учебник Основы православной культуры
  • С.И. Ожегов
  • Желтое, красное солнышко, пословицы

Интернет-ресурсы

  • Электронное пособие к модулю Основы православной культуры
  • Мультимедийная презентация

Конспект урока

Тема: Христианская семья

  1. Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь.
  2. Каждый протягивает руку соседу и отвечает на вопрос.
  3. Создание положительного эмоционального настроя для усвоения материала.

Все готово к проведению увлекательного урока по основам православной культуры для обучающихся 4 класса.

2 Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

– Отгадайте ребус. 7-я

Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?

– Прошу сформулировать тему и цель урока.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья»,

что же оно в себя включает, т в понятие «христианская семья»,

что такое венчание, что обозначает

Мы будем говорить о семье

Записывают тему урока в тетради.

Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Актуализация имеющихся знаний по теме.

Применение знаний и умений.

-Итак, тема нашего урока «Христианская семья»

-Кто создал христианскую семью, первую?

-Скажите, а какой должна быть Христианская семья?

-На чем основана христианская семья? (Главное в семье, как и вообще в православной традиции, – Любовь)

«Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от гречобрание), в которой присутствует Бог и человек.

-Какие качества должны быть в христианской семье?Православная семья должна строиться на любви, смирении, послушании, единстве, как в Церкви. Примером смирения и кротости являютсяам Спаситель, Пресвятая Богородица, святые

Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!

Давайте улыбнемся и мы ему в ответ и запишем на лучиках нужные для семьи слова и прикрепим на доску к нашему солнышку.

– Ребята, у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.

– Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

– Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова « семья» там. , 1. Группа живущих вместе близких родственников.

Слово Семья в словаре Д.Н. УшаковаГруппа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».

– Бывает так, что люди, не всегда живут вместе, но они никогда не забывают, что они семья,ся друг о друге. А самое главное они родные друг другу.

Давайте узнаем, а как появилось слово «семья».

Дети пишут на лучиках солнышка свои высказывания.

Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.

Читает подготовленный ученик.

Стихотворение « Как появилось слово семья

(читает подготовленный ученик) Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

– Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

– Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

– Кто пищу сготовит, о радость моя?

Читайте также:  Презентация храм христа спасителя к уроку орксэ в 4 классе по теме храм

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя

– «Я, я, я» – Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья

Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении.

Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки.

Уметь слушать и слышать понимание речи других.

Обобщение и систематизация знаний.

Информационная работа в парах

Контроль и усвоение знаний

– А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.

– С чем сравнивает семью автор учебного пособия?

– Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

Перед вами лежат ромашки. А что означает ромашка? (Ответы детей).

-Ромашка-это символ семьи.

А кто знает, когда отмечают День семьи? 8 июля – День семьи, любви и верности

-Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Образцом супружеской святости стали Благоверный князь Пётр, вступивший на престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева – дочь «» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

семьи. Это царская семья Романовых.

Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми . Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер , — они умерли мучениками за человечество

Напишите на лепестках ромашки, какой должна быть семья (имена прилагательные). Работа в парах.

– А сейчас продолжаем работать в парах.

(1и 2 абзац)

Найдите ответ в тексте. На чем основана семья?

– Прошу озвучить результаты работы от пары

-А какое событие предшествует семейной жизни в православии – венчание)

-А сейчас поговорим о венчании. А что это?

презентации « Венчание» Учитель рассказывает о венчании. Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания.

здавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. А перед венчанием молодые люди просили у родителей благословения. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Для совершения обряда необходимы: Спасителя и Божией Матери которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. – знак вечности и неразрывности брачного союза. знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.

А кто становился главой семьи? Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но : «Если кто о своих и о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверно»

Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать – недаром он именно к ней бежит с криком «Мама!», когда его обидели.И пред матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующим христианином, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, полезным работником Церкви и государства; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены.

Читайте также:  Орксэ школа 154

Материалы нашего учебного пособия расскажут нам много нового (стр. 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.

Поисковое чтение в парах

Что такое семья?-(1пара) венчание- (2 пара),

про венец и кольцо, что они означают-(3пара.) (слайд 5.6.7)

об отношениях в семье, тактичность (4пара.) – Зачитайте подчеркнутую информацию.

Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?

Работа с тестовыми заданиями.

1. Церковное таинство бракосочетания:

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

* Долгая жизнь

* Единство любви и испытаний.

3. Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

– Работа с пословицей. Запись на слайде 1 части посл.

для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить.

«Семья без детей, что цветок без запаха

– К какой же мысли привела нас русская пословица?

– Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.

– Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.

– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.

– Давайте почитаем вместе.

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.

А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети

А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?

– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.

Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.

– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.

– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод

* Дисциплина в семье.

* Молитва.

А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.

А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.

Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.

– В чем особенность христианской семьи?

– Какую семью называют дружной?

. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».

Дружба, мир и покой в семье всего дороже.

клад, коли в семье

Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.

– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.

-Вы многое узнали, были активными.

Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней

* Найти и прочитать стихотворение о семье.

* Составить генеалогическое древо семьи

* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.

– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.

Наша дружная семья:

рат и я.

Спортом любим заниматься,

И конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья.

Мама, папа, брат и я. (прыжки)

Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение

Семья – наш дом, наша защита, наша опора.

Дети отвечая, рассуждают на тему.

Ребята работают в паре

ети работают с текстом парами и подчеркивают

Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.

– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.

У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.

Дети дома должны посмотреть пословицы о семье

(это 5 заповедь.)

Дети читают хором.

(это порядок, нам надо слушаться своих родных

бывать в церкви и общаться с богом).

Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.

Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.

Дети записывают домашнее задание.

Снять умственное

напряжение, дать детям небольшой отдых.

о христианской семье

Развитие творческих способностей.

Поиск и выделение

Развитие речи. Связь

с уроками русского языка

Восприятие и

новых знаний о семье.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень

Подводят итоги своей деятельности.

активности учеников, выборочного чтения.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень

Подводят итоги своей деятельности.

Контроль и усвоение знаний.

Рефлексия (выбери правильный ответ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *