Семейные ценности: ключ к счастью
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.
Участники проекта
- Зарифуллина Венера Фанисовна: учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №82 г.Казани
- Пыркова Инна Михайловна: учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №169 г.Казани
Цели проекта
- Развитие представлений учащихся о семье.
- Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
- Воспитание уважения и любви к семье и к Родине.
Личностные результаты
- Формирование устойчивых учебных мотивов и интереса к учению.
- Развитие умения планировать и контролировать учебные действия.
- Развитие способности формулировать проблемы и находить их решения.
- Содействие в поиске места в семье и обществе.
Проведение урока
Актуализация знаний:
- Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого и объясните, как вы их понимаете.
Работа над новым материалом:
- Семейные ценности:
- Определение понятия.
- Факторы, объединяющие семью.
- Семейные ценности:
Практическое задание:
- Создание герба семьи и обсуждение значений, которые он представляет.
Завершение урока
- Итоги: подведение итогов и обсуждение важности семейных ценностей.
- Домашнее задание: размышления о своей семье и ее ценностях.
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это счастье, любовь, и удача. Помните о ценностях, которые объединяют вашу семью и делают ее сильнее.
Семейные традиции: ключ к счастью
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)
Какую семью можно назвать счастливой?
Ценности счастливой семьи:
- Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
- Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
- Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
- Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
- Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
- Верность. (Преданность друг другу.)
- Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
- Совместное времяпрепровождение.
Составление кластера
Чем крепка семья? Давайте составим кластер Семья.
Семейные традиции
Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Традиция – от латинского передача. Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Основные семейные традиции:
- Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
- Совместные игры с детьми.
- Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
- Традиции гостеприимства, семейный обед.
- Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
- Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
- Передача семейных реликвий подрастающему поколению.
Работа в группах
Представление проектов по темам: Традиции моей семьи, История моей семьи, Герб моей семьи.
Составление синквейна Семья
- Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
- Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
- Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
- Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
- Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.
Воспитывает, защищает, помогает
Моя семья – ячейка общества
Рефлексия
Игра Свеча любви
Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется Свеча любви.
Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры
Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д. Затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова Мир дому моему, глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
Подведение итогов
- **Детская энциклопедия. История. Я познаю мир.
- Журнал Воспитание школьников 1989г., № 6.
- Журнал Читаем, учимся, играем 2002., № 3.
Что может быть нужнее в наше время, чем верность?
Что могут люди без верности? Что удаётся без неё? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол; он ослабляет все связи; он жаждет освобождённого человека. Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Но всеобщее освобождение от оков, всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели. Эти слова великого русского философа Ивана Ильина стали лейтмотивом очередного заседания городского методического объединения учителей предметной области Основы религиозных культур и светской этики, прошедшего 9 февраля в Доме учителя.
О неразрывной связи понятий верность – вера – доверие – любовь – патриотизм – с участниками методобъединения рассуждал руководитель Отдела образования Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев. Елена Геннадьевна Маринина, заместитель руководителя Отдела образования Пермской епархии и учитель ОПК Гимназии № 5 г. Перми, на примерах показала, как тема верности пронизывает все уроки основ православной культуры. Учитель Школы инженерной мысли им. П.А.Соловьева Наталья Юрьевна Крыласова представила мастер-класс урока ОПК Любовь сильнее смерти о верности святых Царственных Страстотерпцев.
В заключение заседания педагоги представили разнообразные технологии, используемые ими на уроках разных модулей ОРКСЭ. Но, несмотря на оживленное интерактивное окончание встречи, в памяти участников все же останутся слова Ивана Александровича Ильина: Чтобы быть верным, надо что-то любить; то есть вообще надо уметь любить, и любить безраздельной, полной любовью. Эта любовь и определяет человека, она привязывает его к любимой ценности. И верность, таким образом, это приверженность высшей ценности. Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, все предающий. А кто действительно любит, тот не может быть не верен: в нем властвует внутренний закон, святая необходимость. Эту необходимость он воспринимает как нечто избранное им самим и желанное: как самоопределение, как истинную свободу.
Для чего
Учащиеся 5 – 9 классов общеобразовательных школ (11-15 лет)
Зимина Анжелика Игоревна: SEO Копирайтер и Эксперт по Контенту
Проектная работа № 1
Ссылка на проектную работу № 1
Проектная работа № 2
Ссылка на проектную работу № 2
Проектная работа № 3
Ссылка на проектную работу № 3
Учитель русского языка и литературы, ОДНКНР в частной общеобразовательной средней школе Кристалл города Сызрани. Победитель конкурса Клевер ДНК за 2023 год в номинации Классический подход к ДНК, подноминации Внеклассные мероприятия и классные часы.
Последнее изменение: Понедельник, 20 ноября 2023, 00:32
Методические указания
Цель: формирование представления о семье как базовой ценности общества.
Задачи:
- Ознакомление с компонентами создания семьи для расширения словарного запаса.
- Познакомить с таинством венчания.
- Сформировать уважительное и бережное отношение к семье.
- Развивать способности коммуникативного общения и эмоциональное состояние.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
Участники: обучающиеся 4 класса
Необходимое оборудование: рабочие тетради, компьютер, проектор.
Планируемые результаты урока
- Знание о необходимости бережного и ответственного отношения к семье.
- Представление о понятии Христианская семья.
- Работа над проектом Моя семья.
- Получение навыков извлечения информации из различных источников.
- Навыки постановки учебной задачи.
- Участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
Формы контроля
- Тестовые задания по предметному содержанию урока.
- Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.
Литература
- Учебник Основы православной культуры
- С.И. Ожегов
- Желтое, красное солнышко, пословицы
Интернет-ресурсы
- Электронное пособие к модулю Основы православной культуры
- Мультимедийная презентация
Конспект урока
Тема: Христианская семья
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь.
- Каждый протягивает руку соседу и отвечает на вопрос.
- Создание положительного эмоционального настроя для усвоения материала.
Все готово к проведению увлекательного урока по основам православной культуры для обучающихся 4 класса.
2 Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
– Отгадайте ребус. 7-я
Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?
– Прошу сформулировать тему и цель урока.
– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья»,
что же оно в себя включает, т в понятие «христианская семья»,
что такое венчание, что обозначает
Мы будем говорить о семье
Записывают тему урока в тетради.
Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного
Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Актуализация имеющихся знаний по теме.
Применение знаний и умений.
-Итак, тема нашего урока «Христианская семья»
-Кто создал христианскую семью, первую?
-Скажите, а какой должна быть Христианская семья?
-На чем основана христианская семья? (Главное в семье, как и вообще в православной традиции, – Любовь)
«Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от гречобрание), в которой присутствует Бог и человек.
-Какие качества должны быть в христианской семье?Православная семья должна строиться на любви, смирении, послушании, единстве, как в Церкви. Примером смирения и кротости являютсяам Спаситель, Пресвятая Богородица, святые
Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!
Давайте улыбнемся и мы ему в ответ и запишем на лучиках нужные для семьи слова и прикрепим на доску к нашему солнышку.
– Ребята, у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
– Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
– Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова « семья» там. , 1. Группа живущих вместе близких родственников.
Слово Семья в словаре Д.Н. УшаковаГруппа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».
– Бывает так, что люди, не всегда живут вместе, но они никогда не забывают, что они семья,ся друг о друге. А самое главное они родные друг другу.
Давайте узнаем, а как появилось слово «семья».
Дети пишут на лучиках солнышка свои высказывания.
Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.
Читает подготовленный ученик.
Стихотворение « Как появилось слово семья
(читает подготовленный ученик) Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя
– «Я, я, я» – Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья
Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении.
Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки.
Уметь слушать и слышать понимание речи других.
Обобщение и систематизация знаний.
Информационная работа в парах
Контроль и усвоение знаний
– А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.
– С чем сравнивает семью автор учебного пособия?
– Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
Перед вами лежат ромашки. А что означает ромашка? (Ответы детей).
-Ромашка-это символ семьи.
А кто знает, когда отмечают День семьи? 8 июля – День семьи, любви и верности
-Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Образцом супружеской святости стали Благоверный князь Пётр, вступивший на престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева – дочь «» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
семьи. Это царская семья Романовых.
Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми . Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер , — они умерли мучениками за человечество
Напишите на лепестках ромашки, какой должна быть семья (имена прилагательные). Работа в парах.
– А сейчас продолжаем работать в парах.
(1и 2 абзац)
Найдите ответ в тексте. На чем основана семья?
– Прошу озвучить результаты работы от пары
-А какое событие предшествует семейной жизни в православии – венчание)
-А сейчас поговорим о венчании. А что это?
презентации « Венчание» Учитель рассказывает о венчании. Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания.
здавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. А перед венчанием молодые люди просили у родителей благословения. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Для совершения обряда необходимы: Спасителя и Божией Матери которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. – знак вечности и неразрывности брачного союза. знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.
А кто становился главой семьи? Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но : «Если кто о своих и о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверно»
Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать – недаром он именно к ней бежит с криком «Мама!», когда его обидели.И пред матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующим христианином, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, полезным работником Церкви и государства; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены.
Материалы нашего учебного пособия расскажут нам много нового (стр. 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.
Поисковое чтение в парах
Что такое семья?-(1пара) венчание- (2 пара),
про венец и кольцо, что они означают-(3пара.) (слайд 5.6.7)
об отношениях в семье, тактичность (4пара.) – Зачитайте подчеркнутую информацию.
Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?
Работа с тестовыми заданиями.
1. Церковное таинство бракосочетания:
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
* Долгая жизнь
* Единство любви и испытаний.
3. Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
– Работа с пословицей. Запись на слайде 1 части посл.
для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить.
«Семья без детей, что цветок без запаха
– К какой же мысли привела нас русская пословица?
– Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.
– Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.
Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.
– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.
– Давайте почитаем вместе.
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.
А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети
А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?
– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.
Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.
– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.
– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод
* Дисциплина в семье.
* Молитва.
А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.
А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.
Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.
– В чем особенность христианской семьи?
– Какую семью называют дружной?
. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».
Дружба, мир и покой в семье всего дороже.
клад, коли в семье
Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.
-Вы многое узнали, были активными.
Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней
* Найти и прочитать стихотворение о семье.
* Составить генеалогическое древо семьи
* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.
– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.
Наша дружная семья:
рат и я.
Спортом любим заниматься,
И конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья.
Мама, папа, брат и я. (прыжки)
Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение
Семья – наш дом, наша защита, наша опора.
Дети отвечая, рассуждают на тему.
Ребята работают в паре
ети работают с текстом парами и подчеркивают
Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.
– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.
У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.
Дети дома должны посмотреть пословицы о семье
(это 5 заповедь.)
Дети читают хором.
(это порядок, нам надо слушаться своих родных
бывать в церкви и общаться с богом).
Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.
Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.
Дети записывают домашнее задание.
Снять умственное
напряжение, дать детям небольшой отдых.
о христианской семье
Развитие творческих способностей.
Поиск и выделение
Развитие речи. Связь
с уроками русского языка
Восприятие и
новых знаний о семье.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
активности учеников, выборочного чтения.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
Контроль и усвоение знаний.
Рефлексия (выбери правильный ответ)