Семь заповедей сыновей ноаха

Моисей иероглифами

Эсхатос в Telegram Контакты

Нахождение Моисея, , 1886 год

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея:

  • Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий.
  • Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силён.
  • Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный; сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги.
  • В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями.

Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью.

Исследователи XX века признали бессмысленность оценок версий Библии вне контекста традиции и признали, что канон, бывший в обращении к началу нашей эры, был нестабилен. В современной науке Септуагинта рассматривается с трёх позиций:

Моисей и фараон

Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошёл исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI—XII веков до н. э.

Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:

  • На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов.
  • Тутмос III — связывали с библейским летоисчислением.
  • Рамсес II — видели в нем фараона-угнетателя.
  • Мернептах, сын Рамсеса II, считали более вероятным временем для исхода.

Моисей и Эхнатон

У этого термина существуют и другие значения, см. 70 (значения).

Септуагинта, колонка унциального текста 1 Езд. 2:1—8 из Ватиканского кодекса, одного из важнейших источников для критических изданий. Середина IV века, Ватиканская апостольская библиотека.

Старейший перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык

Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на древнегреческий язык. Цитаты из неё встречаются в Новом Завете, наиболее точные — в Евангелии от Луки.

Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке. С неё впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский.

Интерес к Септуагинте

Интерес к Септуагинте оживился в XVIII веке с появлением научной библейской критики.

Моисей и его имена на разных языках

ГреческийЛатинский
МоисейМозес

В разных культурах его имя может звучать как Муса (ислам). Моисей был первым судьёй Израиля, пророком и пастухом. Его супруга – Сепфора, дети – Гирсам и Елиезер.

Связанные понятия

Неопалимая купина, десять казней египетских, Исход, золотой телец, медный змий, манна небесная, станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора.

Похоронка иудейского лидера

Согласно Книге Исход, Моисей был спрятан его мать в корзинке и найден дочерью фараона, которая взяла его к себе.

Достоверность жизни Моисея

Существование Моисея и его история в Библии вызывает споры среди историков и библеистов.

Состав иудейского канона и Септуагинта

Иудейский канон и Александрийский канон.

Книги Септуагинты

  1. 2 Ездры в Синодальном переводе
  2. 1 Ездры и Неемии в Синодальном переводе
  3. Учительные (поэтические) книги:
  • Ἆσμα (ᾎσμα ᾀσμάτων) Песни Песней
  • Σοφία Ἰησοῦ Σειράχ Премудрости Иисуса, сына Сирахова

Малые пророки (Двенадцать)

Сусанна (в Синодальном переводе — Дан. 13)

Βήλ καί Δρακων Вил и дракон (в Синодальном переводе — Дан. 14)

Септуагинта не была создана одномоментно. Переводы с древнееврейского языка на койне делались с III-го по I века до н. э. Вначале были переведены пять книг Моисеева Пятикнижия (Тора). Впоследствии были переведены остальные книги еврейской Библии. Также в Септуагинту вошли книги, которые не были признаны иудейской общиной.

Эти книги в иудаизме и протестантизме называются апокрифами, в Русской православной церкви — неканоническими, в католицизме — второканоническими, однако их количество различно в разных Церквях и конфессиях.

Зачин письма Аристея Филократу в греческом Ватиканском кодексе 747, лист 1 recto. XI век, Ватиканская апостольская библиотека

О переводе Семидесяти в Письме Аристея сообщается следующее:

Третья книга Маккавейская

Жан Фуке. Возведение Иерусалимского Храма. Миниатюра из рукописи Иудейских древностей 1465 года. Национальная библиотека Франции

Иосиф Флавий и Филон Александрийский

Оксиринхский папирус 405. Содержит фрагмент текста Иринея Против ересей и самый ранний из сохранившихся фрагментов Евангелия Мф. 3:16-17. Около 200 года. Бодлианская библиотека

О переводе всех пророческих книг на греческий язык писал и Климент Александрийский (Строматы I. XXI, 148—149). Приводимые им сведения сводятся к следующему:

Ириней Лионский практически слово в слово повторил рассказ Климента, но добавил интерпретацию мотива, почему были разлучены переводчики:

Желая испытать их порознь и опасаясь, чтобы они по взаимному соглашению не скрыли посредством перевода истины, содержащейся в Писаниях

Читайте также:  2 типа честности без которых нельзя представить нормальные отношения

— Против ересей. III, 21, 2

Иероним, Августин, Иоанн Златоуст

За полвека до Августина аналогичные проблемы решал представитель Антиохийской школы — Иоанн Златоуст. Его взгляд отличался наибольшей для той эпохи широтой, ибо, активно пользуясь еврейской традицией, он указывал, что авторитет Семидесяти выше, чем у иудеев-переводчиков его современности.

— Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа V, 2

Нахождение Моисея, , 1862 год

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который не знал Иосифа (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

Биография Моисея

Моисей – великий пророк и наставник древнего Израиля, чья жизнь стала символом освобождения и свободы.Рассмотрим ключевые моменты его жизни:

Детство Моисея

Начинается история Моисея с его рождения в еврейской семье во времена, когда фараон приказал топить еврейских младенцев мужского пола. Его мать Иохаведа смогла спрятать его и оставила на берегу Нила, где его обнаружила дочь фараона и взяла к себе.

Обучение и призвание

Позднее, Моисей был отдан дочери фараона, которая обучила его всей мудрости египтян. Однако, его истинное призвание пришло, когда он услышал глас Божий из купины при горе Хорив. Там он получил наказание от Бога освободить свой народ из египетского порабощения.

Великие чудеса и борьба за свободу

Моисей явил людям различные чудеса, демонстрируя свою связь с Богом. Сталкиваясь с недоверием со стороны фараона, он неустанно боролся за освобождение израильтян, а его брат Аарон помогал ему в этом служении. Пять чудесных знамений, произведенных им в Египте, были ответом Бога погубить всех первородных египтян.

Путешествие к обетованной земле

По приказу Божию, Моисей повел свой народ в пустыню, где они бродили 40 лет в поисках обетованной земли. Он дал народу десять заповедей, ставших основой морали и правосудия. Однако, сам он не досмотрел идти свой народ через Иордан к обетованной земле.

Моисей – легендарный лидер, чей вклад в историю Израиля невозможно переоценить. Его жизнь и служение остаются вдохновляющими примерами преданности и веры.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им выйти из Египта и совершить служение Господу (Исх. 12:31). После этого евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

Основная статья: Исход

«Переход евреев через Красное море», И. К. Айвазовский, 1891 год

Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21—22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1—21).

Моисей повёл свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24—25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11—12).

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключён завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.

«Моисей, разбивающий Скрижали Завета», Рембрандт,

Читайте также:  Просмотр задания № 41969

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключённый завет: сделал золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

Моисей по приказу Бога собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены) (Чис. 31).

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Древнеегипетские письменные источники не содержат каких-либо сведений о Моисее, как об исторической личности. Однако сказание о Моисее обнаруживает ряд параллелей в древнеегипетских сказках, повестях и мифах.

Окрашивание вод Нила в красный цвет (Исх. 7:20) напоминает схожий мотив в сказании о царевиче Сатни-Хемуасе, в которой чародей Гор предрекает матери о том, что если его победят, вода которую она пьёт станет красной:

Исх. 10:21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Исх. 10:22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;

О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.

Моисей в авраамических религиях

На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (Тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал по повелению Бога Десять заповедей своей рукой.

Обычно иудеи упоминают Моисея как «Моше́ Рабе́ну» ивр. ‎, то есть «Моше наш учитель или раввин».

Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е годы

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор Пятикнижия, входящего в состав Ветхого Завета. На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру ветхозаветный закон, так через Христа, прежде всего в Нагорной проповеди, — новозаветные заповеди.

В синоптических Евангелиях сообщается, что во время Преображения на горе Фавор с Иисусом беседовали пророки Моисей и Илия (Мф. 17:1–8, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 4 (17) сентября.

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

Основная статья: Муса

Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба (библ. Иаков). Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу (библ. Иофор), который в это время владел Мадьяном.

Отказ от Септуагинты в раввинистском иудаизме

Большой свиток Исаии из находок в Кумране (1Qlsa); его текст примерно на 1100 лет старше современного масоретского. II век до н. э. (?), Музей Израиля

Причины, по которым Септуагинта как целое и во всех частностях была отвергнута иудаизмом, изложены в предисловии к Штутгартскому изданию:

Рукописная передача текста Септуагинты и печатные издания

Фрагмент греческого текста одного из малых пророков на папирусе. Стрелка указывает на тетраграмматон, выполненный еврейским письмом. Находка из Нахал-Хевер (8HevXII gr), между 50 годом до н. э. и 50 годом н. э.

Для подготовки критических изданий Септуагинты особое значение имеют следующие рукописи:

Колонка текста Синайского кодекса с текстом Пс. 48:12-17. Британская библиотека

Первоиздания по рукописям

Разворот Альдинского издания полной греческой Библии, Венеция, 1518. Библиотека Лауренциана

Дальнейшая издательская работа, проводимая преимущественно протестантскими учёными, шла в направлении критического текста с научным аппаратом. Первым примером такой работы является

Московское издание 1821 года — официальный текст Греческой церкви

Карманное издание Штутгартской Септуагинты 2006 года

Септуагинта и масоретская Библия

Моисей получает откровение на горе Синай на глазах старейшин Израилевых. Мозаика церкви Сан-Витале, Равенна, VI век

Загадка разбитых скрижалей

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями Завета.

Изложенная в Священном писании история израильского народа полна драматических моментов. Один из таких эпизодов — обретение десяти заповедей. В Книге Исход рассказано, как пророк Моисей взошел на гору Синай и получил от Бога две каменные доски — скрижали, на которых были изложены те самые предписания, что стали нравственной основой жизни на земле. Библия описывает, как происходило общение пророка со Творцом. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии. Голос Создателя, покрывая шум разбушевавшейся стихии, произносил заповеди, а Его невидимый перст отображал их на камне.

Читайте также:  Открытый урок по орксэ

Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках, он увидел, что народ, выведенный им из египетского плена, поклоняется идолу — золотому тельцу, забыв о Боге. Гнев охватил пророка при виде разнузданного языческого разгула, и он разбил о скалу каменные доски с заповедями. Когда же израильтяне покаялись, Господь повелел Моисею изготовить новые скрижали, и вновь нанес на них те же письмена. И воссозданные доски, и осколки разбитых стали святыней иудеев. В течение многих лет они хранились в специально созданном золочёном сундуке — Ковчеге Завета, который был центром сначала скинии — походного храма-шатра, а затем храма величественного, выстроенного царем Соломоном.

До наших дней уцелело немало правовых материалов древнейших времен — это шумерские, вавилонские, хеттские, ассирийские своды законов. Из них особенно известен кодекс Хаммурапи — начертанный клинописью на стеле за несколько веков до событий Исхода, он был открыт французами в 1901 году на территории Персии. Кодекс Хаммурапи состоит главным образом из примерных решений различных проблем и конфликтов. Как и прочие языческие законодательства, он основан на прецедентном праве — предлагает наказания, предусмотренные за различные преступления, но не формулирует нравственные нормы и не указывает на недопустимость определенных поступков. Право, представленное в Десяти заповедях, называется аподиктическим — оно запрещает одни формы поведения и призывает к другим. Таких предписаний не встретишь ни в одном законе древнего Ближнего Востока. А вот международные договоры того времени, наоборот, изобилуют категорическими требованиями. То есть, сама аподиктическая форма Декалога определяет его не как правовой документ, не как закон, а как договор между Богом и человеком.

Из Библии известно, что Декалог и в первый, и во второй раз Господь начертал на двух досках. В связи с этим ученые издавна пытаются ответить на вопрос — скрижали дублировали одна другую, или же заповеди были распределены на них, по пять на каждой? Почётный профессор израильского университета Бар-Илана Мешулам Маргалиот, разделяя взгляды американских коллег на Декалог, как на образец договора, предлагает в поиске ответа на этот вопрос опираться также на археологические данные.

Договоры на древнем Ближнем Востоке составлялись в двух экземплярах. В качестве самого известного примера здесь можно привести соглашение между египетским фараоном Рамзесом Вторым и царём хеттов Хаттусили Третьим — одна копия договора между этими правителями была обнаружена археологами на раскопках в Египте, а другая — в хеттском архиве в деревеньке Богазкёй на севере современной Турции. Логично предположить, что и Синайское соглашение между Богом и еврейским народом было продублировано на двух скрижалях, поскольку один его экземпляр предназначался Творцу, а второй — иудеям. Образец, принадлежащий Господу, мог быть помещен только в месте Его присутствия — в скинии, в Святом ковчеге. Но почему и вторая скрижаль хранилась там же? Здесь опять следует проанализировать практику заключения договоров на древнем Ближнем Востоке. Если соглашение принимали стороны с неравным статусом, например, правитель и вассал, то последний оставлял свою копию в храме своего бога — это считалось присягой, священной клятвой. Таким образом, помещая свой экземпляр договора с Создателем в скинии, евреи не только принимали данные Им заповеди, но присягали Ему на верность.

Гипотеза о Декалоге как договоре позволяет также объяснить причину, по которой Моисей разбил скрижали. На Ближнем Востоке существовала еще одна традиция — расторгая соглашение, и хетты, и шумеры, и ассирийцы разбивали таблички, чаще всего глиняные, на которых оно было составлено. Вероятнее всего, увидев горькую картину уклонения израильского народа в язычество, пророк, названный в Библии кротчайшим, не просто предался справедливому гневу, но, руководствуемый Духом Божиим, указал, что вершится трагедия — человек вновь теряет связь с Создателем, лишается завета с Ним. И потом, когда после покаяния договор с Богом был восстановлен, разбитые скрижали хранились в Ковчеге завета, как предостережение от измены Творцу.

Исследуя законы мира, в который был погружен богоизбранный израильский народ, ученые воссоздают, казалось бы, навсегда утраченные детали событий, происходивших десятки веков назад. И помогают своим современникам постигнуть глубины Священного Писания!

Античная ревизия Септуагинты. Создание стандартной византийской версии

Остатки текста Гексаплы (Псалмы в переводе Акилы) из находок в Каирской генизе. Коллекция Тейлора — Шехтера, Кембриджская университетская библиотека