Открытый урок по орксэ

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ

Урок 1. Добро и зло

Урок 2. Священные книги религий

Урок 3. Основы православной культуры. Десять заповедей


Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • Развитие мотивации к нравственному поведению
  • Знакомство с культурными и религиозными традициями народа России
  • Способствование диалогу между различными культурами и мировоззрениями

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на законодательстве Российской Федерации. Выбор одного из 6 модулей является правом родителей несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ

  • Единая комплексная учебно-воспитательная система
  • Развивает у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях
  • Включает традиционные и современные обучающие технологии

Принципиальные особенности преподавания

Принцип содержания образования должен соответствовать запросам и потребностям социокультурных групп в обществе.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

  1. Основы светской этики
  2. Основы религиозных культур России
  3. Основы исламской культуры

Заключение

Курс Основы религиозных культур и светской этики направлен на развитие мотивации к нравственному поведению, уважению культурных и религиозных традиций, и способствует диалогу между культурами. Обучение основано на законодательстве России и использует современные обучающие технологии для достижения поставленных целей.

Основы буддийской культуры


Основы иудейской культуры


Содержание и модули учебного курса Основы религиозных культур и светской этики

Родители (законные представители) выбирают один из модулей в 4 классах комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в 2023-2024 учебном году.


Темы учебного курса

  • Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе.
  • Нравственное воспитание на основе традиционных идеалов.
  • Развитие интереса к окружающему миру.
  • Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан России.
  • Содействие сотрудничеству семьи и школы в воспитании школьников.

Особенности уроков

  • Преподавание курса ведется светскими педагогами.
  • Набор уроков имеет культурологический характер.

Ценности курса

  • Курс нацелен на формирование учащихся как нравственных личностей.
  • Все модули курса строятся вокруг базовых ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.

Обучающие технологии

  • Применение традиционных и современных обучающих методов.
  • Важность деятельностного подхода к обучению.

Введение в православную духовную традицию

  • Религиозные верования православных христиан.
  • Понятия добра и зла в православии.
  • Золотое правило нравственности и любовь к ближнему.
  • Отношение к труду, долгу и ответственности.
  • Роль православия в России и значимость христианского искусства.

Этика и нравственность

  • Этика как наука о нравственной жизни.
  • Обучение правилам общения и этикету.
  • Ценности в семье и умение уважать различия.
  • Символика православной культуры и христианское искусство.

Этика человеческих отношений

Этика отношений в развитии добрых чувств – это творение души. Важно помнить о чувстве Родины и о своей роли в коллективе. Каждый из нас начинает коллектив с себя. Мы должны быть готовы к жизни среди людей и следовать простым нравственным истинам.

Простые нравственные истины

Жизнь священна, и милосердие является законом жизни. Нам следует трудиться над собой, чтобы жить достойно среди людей. Помните, что посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта ведут к доброте и терпению.

Читайте также:  Курс для учителей начальной школы о внедрении фоп начального общего образования

Религия и культура

Изучая религии мира, мы видим древние верования и основателей религий. Они оставили свои священные книги, которые считаются важными источниками мудрости. Люди, хранящие предания в религиозных традициях мира, играют важную роль в сохранении культуры и нравственности.

Религии в России

Религия и мораль тесно связаны. Нравственные заповеди в религиях мира направлены на укрепление человеческих отношений. Религиозные ритуалы и обряды играют значимую роль в искусстве и культуре.

Семья и социальные ценности

Семейные ценности, такие как долг, свобода, ответственность, учение и труд, являются основой общества. Милосердие, забота о слабых и взаимопомощь помогают решать социальные проблемы общества. Различные религии имеют свое отношение к этим проблемам и приносят свои уникальные взгляды.

Исламская духовная культура

В исламе, как и в других религиях, прослеживаются основные нравственные принципы. Пророк Мухаммад является образцом для последователей и учителем нравственности. Обязанности мусульман направлены на соблюдение столпов ислама и исламской этики.

Буддийская духовная культура

Учение Будды сосредоточено на духовном развитии и постижении истины. Буддийские святые и символы играют важную роль в культуре. Семейные ценности в буддийской культуре направлены на созидательное взаимодействие между людьми и духовное развитие.

Иудейская духовная культура

Иудаизм основан на священных текстах, таких как Тора. Пророки и праведники в иудейской культуре играют важную роль. Синагога, как центр общины, имеет важное значение для жизни евреев. Суббота (Шабат) является важным праздником иудеев.

Онлайн-уроки и мероприятия по ОРКСЭ

  • Онлайн-урок по теме Дружба и порядочность
  • Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
  • Онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация 6 модулей

  • План мероприятий по обеспечению свободы выбора для родителей
  • Регламент выбора модуля ОРКСЭ

Исследуя духовные и нравственные аспекты различных религий и культур, мы понимаем важность этики человеческих отношений и развитие добрых чувств в обществе. Важно помнить, что каждый из нас играет роль в коллективе, начиная с себя.

Готовая рабочая программа: Основы религиозных культур народов России (4 класс)

Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (учебный модуль Основы религиозных культур народов России) для 4 класса.

Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса Облако знаний с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете.

Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС НОО и федеральной рабочей программы начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики.

Как использовать шаблон

После скачивания файла педагогу необходимо:

Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.

Столбец Дата изучения не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от Облака знаний он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций.

Модуль Основы религиозных культур народов России:

Нормативные документы, используемые при разработке шаблона:

Открытый урок по ОРКСЭ

В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.

На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.

На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.

Благодарим администрацию гимназии № 293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.

Нечаева Н.Н.

заместитель директора ИМЦ

Предмет: ОРКСЭ Основы светской этики. 4 класс.

Тема: Добро и зло.

Цель: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях Добро и зло

  1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализировать поступки других;

  2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;

3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;

4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.

Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, наглядный

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование урока: ноутбуки, интерактивная доска, учебники

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;

3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.

1. Знание смысла понятий «Добро и зло»;

2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;

3.Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков.

Содержание педагогического взаимодействия

Организация рабочего места, благожелательного настроя на работу- Здравствуйте, ребята!Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Начнем скорей урок!Приветствие гостей урока.

На экране картинка «Белка и волк»- Урок я хочу начать с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа.Учитель рассказывает притчу «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. -Какая главная мысль притчи? – Определите тему урока.Называют тему урока.

-Знакомы ли вам эти понятия? Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества.- Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. – Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми.

Читайте также:  Конспект мастер класса по теме милосердие орксэ

Работа по учебнику- Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте определение ДОБРО.- Как вы дадите определение, что такое ЗЛО?Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик).Дают сами определение понятию ЗЛО.

Работа парами на ноутбуках- Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова.- Давайте проверим, как вы выполнили задание.Ученики, работая парами рапределяют слова в два столбика.

Проверка выполненного заданияУченики на большом экране распределяют слова на группыУчащиеся называют по очереди слова по группам

Самостоятельная работа на основе полученных знанийИндивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми.- Поиграем в игру «Жесты».- На экране ваших ноутбуках картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест. – Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрыеУченики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная

Игра «Лишнее слово» – коллективная работа- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал «думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».- В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду.1) мастерить, сооружать, ломать, создавать 2) храбрый, смелый, трусливый, отважный 3) грустный, печальный, веселый, унылый4) благородный, рыцарский, подлый, геройский – Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются)

Рефлексия учебной деятельности- Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятся мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось

Стихотворение читает София.Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века

Рабочие листы для уроков ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

Обучающиеся общеобразовательных школ (11-12 лет)

Для чего

Этика общения и золотое правило нравственности:

Добро и зло как нравственные категории:

Критерии этикета – разумность, красота и гигиена:

Россия – наша Родина:

Этика – наука о нравственной жизни человека:

Этика и этикет. Премудрости этикета:

Киркина Юлия Ивановна

Учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковская средняя общеобразовательная школа».

Специальный приз конкурса «Клевер ДНК» от учебно-методического центра образовательно-просветительского проекта «Клевер Лаборатория» за 2023 год.

Последнее изменение: Четверг, 23 ноября 2023, 02:01

◄ Цикл видеороликов «Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери – колыбель современного духовенства»

«Квест-экскурсия «По следам Макария Невского» ►

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *