Рабочая программа по литературному чтению для 1 4 классоврабочая программа по чтению

Программа литературного чтения для 1-4 классов начальной школы

Введение

Администрация Золотухинского района Курской области утвердила программу литературного чтения для 1-4 классов МБОУ Солнечная средняя общеобразовательная школа. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Значение литературного чтения

Литературное чтение играет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный навык чтения, развивает интерес к художественной литературе и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Цели программы

Основная цель программы литературного чтения для 1-4 классов – формирование у обучающихся навыков осознанного и выразительного чтения, развитие коммуникативной культуры, а также воспитание навыков морального поведения и доброжелательного сотрудничества.

Особенности обучения

В процессе изучения курса литературного чтения ученики овладевают навыками работы с различными видами текстов, анализа содержания произведений, развития своих речевых способностей и способности к самостоятельному поиску информации в учебных материалах.

Результаты обучения

Успешное изучение программы литературного чтения обеспечивает не только грамотное владение русским языком, но и развитие во всемирном человеке ключевых качеств, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Заключение

Программа литературного чтения для 1-4 классов МБОУ Солнечная средняя общеобразовательная школа Золотухинского района Курской области является важным инструментом формирования у детей навыков чтения, понимания и анализа текстов, а также развития их личностных качеств.

Курс литературного чтения для начальной школы

Курс литературного чтения пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Общая характеристика курса

Изучение предмета Литературное чтение решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Содержание курса

  • Раздел Круг детского чтения: включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у обучающихся читательскую самостоятельность.

  • Раздел Виды речевой и читательской деятельности: включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навыки чтения

На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения. Сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения.

Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи

Совершенствование устной речи (умения) проводится параллельно с обучением чтению. Ученики развивают свои навыки восприятия устного высказывания или чтения собеседника, понимают цели речевого высказывания, задают вопросы по услышанному или прочитанному произведению, а также выражают свою точку зрения.

Цели уроков

Ученики также знакомятся со способами диалога, формулами речевого этикета и особенностями национального этикета через литературные произведения. Совершенствуется монологическая речь учащихся с акцентом на активном расширении словарного запаса.

Работа с текстом

Особое внимание уделяется работе с текстом художественного произведения. Ученики изучают художественные тексты, деловые и научно-познавательные тексты, а также учатся делению текста на части, составлению плана, и различению главной и дополнительной информации.

Анализ текста

При анализе художественного текста, ученики изучают художественные образы, а также сравнивают художественные и научно-познавательные тексты. Они осознают, что слово в художественном тексте выступает как средство создания образа, через который автор передает свои мысли и чувства.

Читайте также:  Основы православной культуры

Образные средства языка

Дети осваивают разные виды пересказа художественного текста, такие как подробный, выборочный и краткий. Анализ образных средств языка проводится в объеме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа и сочувствовать герою произведения.

Через чтение и анализ произведений, ученики осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Опыт творческой деятельности

Раздел Опыт творческой деятельности раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Цели изучения предмета Литературное чтение

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • Совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
  • Развитие интереса к чтению и книге;
  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • Формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • Формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • Воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Место учебного предмета Литературное чтение в учебном плане

Курс Литературное чтение рассчитан на:

  • В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели;
  • Во 2—4 классах 4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Содержание учебного предмета Литературное чтение

  1. Знакомство с учебником по литературному чтению.
  2. Система условных обозначений.
  3. Содержание учебника.
  4. Словарь.

Подраздел: Жили – были буквы

  • В. Данько Загадочные буквы
  • И. Токмакова Аля Кляксич и буква “А”
  • С. Чёрный Живая азбука
  • Ф. Кривин Почему А поется, а Б нет
  • Г. Сапфир Про медведя
  • М. Бородицкая Разговор с пчелой
  • И. Гамазкова Кто как кричит?
  • С. Маршак Автобус номер двадцать шесть
  • Из старинных книг урок – обобщение Жили – были буквы
  • Проект: Создаем город букв

Подраздел: Сказки, загадки, небылицы

  • Е. Чарушин Теремок
  • Русская народная сказка Рукавичка

Загадки, песенки, потешки»

Небылицы. Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни»

Из старинных книг. К. Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой Зайцы и лягушки». Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

Проверим себя и оценим свои достижения»

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась»

Т. Белозеров «Подснежник». С Маршак «Апрель»

И. Токмакова «Ручей». Е, Трутнева «Когда это бывает?»

Из старинных книг. А, Майков «Христос воскрес!».

Проект: «Составляем сборник загадок».

Проверим себя и оценим свои достижения.

И в шутку и всерьез

И. Токмакова «мы играли в хохотушки». Я. Тайц «волк».

Г. Кружков «Ррры!».

Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет

И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки». О. Григорьева «Стук».

И. Токмакова «Разговор Лютика иЖучки».

К. Чуковский «Телефон»

Из старинных книг. К. Ушинский Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно», «Худо тому, кто добра не делает никому»

М. Пляцковский «Помощник». Обобщение по теме «И в шутку и в серьез».

Я и мои друзья

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «»Подарок»

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»

Проект: «Наш класс – дружная семья» Создание летописи класса.

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

Обобщение «Я и мои друзья».

О братьях наших меньших

В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку»

М. Пляцковский «Цап – царапыч». Г. Сапфир «Кошка»

Читайте также:  Скажи себе сам по орксэ 4 класс кратко

Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет»

Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». обобщение по теме «О братьях наших меньших.

Самое великое чудо на свете

Читателю. Р. Сеф

Устное народное творчество

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Люблю природу русскую. Осень

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

Из детских журналов

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима

Я и мои друзья (10ч)

Люблю природу русскую. Весна

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

Литература зарубежных стран

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Вводный урок по курсу литературного чтения

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1

Великие русские писатели

Поэтическая тетрадь 2

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

М. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;

А.И. Куприн «Слон».

М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Летописи. Былины. Жития.

Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики»

А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

И. А. Бунин «Листопад»

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время – потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

И. С. Никитин «Русь».

С. Д. Дрожжин «Родине».

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

К. Булычёв «Путешествие Алисы»

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  10. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  11. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  12. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  13. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  14. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  15. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  16. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  17. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  18. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  19. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  20. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

  21. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  22. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  23. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  24. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  25. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  26. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  27. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  28. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  29. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  30. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Наименование разделов и тем

Блок "Литературное чтение. Обучение грамоте"

Добукварный (подготовительный) период

Букварный (основной) период

Послебукварный (заключительный) период

Блок "Литературное чтение"

Апрель, апрель. Звенит капель!

Введение. Самое великое чудо на свете

И в шутку, и всерьез

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *