Обновление ФГОС и проектная деятельность в начальной школе
После обновления ФГОС начального общего образования произошли значительные изменения, сместив акцент с предметных знаний на формирование общеучебных компетентностей учащихся.
Изменения в обучении и оценивании
Роль учителя в образовательном процессе и сам подход к оцениванию изменились. Оценка играет важную роль в развитии личности учащихся и помогает им ориентироваться на успех. Учитель должен научить школьников учиться, а это можно достигнуть через проектную деятельность.
Проектная деятельность и ее преимущества
Проектная деятельность способствует активизации интереса учащихся к обучению и способствует:
- эффективному усвоению знаний;
- формированию исследовательских навыков;
- развитию творческих способностей;
- повышению активности учащихся.
Оценивание по ОРКСЭ в 4 классе
Оценивание по программе ОРКСЭ в четвертом классе предусматривает выполнение работ по модулям ОПК, ОСЭ, ОМРК. Важно использовать техники оценивания, такие как Дерево успеха моего проекта, чтобы создать благоприятные условия для развития ученической самооценки и саморефлексии.
Техника Дерево успеха
Техника Дерево успеха позволяет:
- делать оценку более объективной;
- дает возможность обучающемуся оценить собственные знания и умения;
- обеспечивает обратную связь и возможность для саморефлексии.
Виды рефлексии
В рамках техники Дерево успеха используются два вида рефлексии:
- Символические: с помощью шаблона листьев березы.
- Устные: ребенок описывает свои мысли и эмоции от защиты.
Умение рефлексировать и самоанализировать свою учебную деятельность является ключевым для развития учащихся и успешной оценки их достижений.
Оценочное обучение через проектную деятельность
На подготовительном этапе, в начале учебного года, составляем предметный тематический перечень Наши проекты по предмету ОРКСЭ. Знакомим родителей с памяткой Роль родителей в проектной деятельности ребёнка. Обучающиеся изучают правила работы над проектом в виде сигнальной карточки — памятки 5-П.
Этапы работы над проектом
- Постановка вопроса: на который нужно ответить в ходе работы.
- Разработка, планирование действий (план).
- Сбор информации, источники.
- Воплощение в жизнь замысла в виде книги, альбома, рисунка, поделки и т. д.
- Защита проекта(выступление). Рефлексия. Оценивание.
Помощь родителей
Родители помогают заготовить шаблоны Дерево успеха с контуром берёзы. Можно заготовить творческий вариант шаблона берёзы и классная роща будет разнообразнее.
Пример шаблона березы:
Учащиеся заготавливают шаблоны листиков трёх цветов по аналогии с Светофором:
- Зелёный — всё получилось;
- Жёлтый — ещё не совсем получается;
- Красный — надо еще поработать.
Презентация проекта
На этапе презентации проекта учащиеся высказывают своё мнение, делают оценку выполнения проекта, задают вопросы. В начале, достаточно, чтобы алгоритм оценивания проекта состоял из четырёх вопросов:
- Какое было задание? (учимся вспоминать цель)
- Удалось ли выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено верно или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
Карта памяти
Карта памяти проектных работ ученика 4 класса может включать следующие элементы:
- — отличная работа (трудно улучшить); зелёный лист на дереве
- = — хорошая работа (хорошо, но есть способ улучшить); жёлтый лист
- — — слабая работа (многое нужно улучшить); красный лист
Результативность и заключение
В течение года проектные работы, оценочный лист Карта памяти, Дерево успеха учащихся собираются в портфолио. Проводя внутриклассное оценивание, постоянно задаём вопрос: Зачем мы оцениваем? и совместно с учениками отвечаем на него.
Подведение итогов в конце учебного года включает в себя:
- Обобщение результатов работы над проектами.
- Проведение общей рефлексии.
- Демонстрацию березовых рощ.
- Сделать выводы и наказы, над чем работать в будущем.
Оценочное обучение через проектную деятельность позволяет ученикам развивать навыки самооценки, рефлексии и управления собой, что является важным фактором личностного и учебного роста.
Лайфхак для семей с детьми, посещающими школы ОРКСЭ и ОДНКНР
Общение с учителями
Сначала поговорите с учителем и потребуйте прекратить нарушения статей 14 и 28 Конституции РФ, а также законов о свободе совести и религиозных объединениях. Записывайте разговор на диктофон, предварительно уведомив об этом.
Если учитель откажется разговаривать, обратитесь к директору школы и напишите заявление о том, что ваш ребенок не будет посещать данные уроки из-за нарушений законов. Убедитесь, что это заявление останется у директора.
Инструкции для детей
Научите ребенка не посещать эти уроки. Если уроки назначены утром, позвольте ребенку поспать подольше, если после обеда – уходите пораньше. Если уроки в середине дня, пусть ребенок просто проведет время в столовой.
Объясните детям опасность подобных фанатиков, поведите разъяснительную беседу и познакомьте с нормальной литературой (например, произведения Зенона Косидовского).
Взаимодействие с директором
- В большинстве случаев директоры предпочтут избежать конфликтов, поэтому стерпят и закроют глаза на данную ситуацию. Однако, если директор начнет делать замечания, не стесняйтесь обратиться выше.
Практические примеры
В моем случае, после проведения указанных шагов, большинство детей из класса не посещали такие уроки, а те, кто посещал, занимались домашним заданием вместо учебы. Важно защищать своих детей от религиозной пропаганды и нарушения их прав.
Послушайте урок Блокада Ленинграда по ОРКиСЭ бесплатно и скачайте необходимые материалы для изучения данной темы.
Волкова Ольга Владимировна, 21.06.2023
Добавлено в избранное
Проект к уроку ОСЭ Моя родословная. Герб моей семьи
Проекты учащихся 1-4 класс
- 4 класс
- повторение, систематизация , презентация
- 03.02.2014
Заголовок: Комментарии о клубе Творчество и Хобби
Порядок вывода комментариев:
- Очень необычный материал! спасибо!
- Интересная работа, много полезной информации. Думаю, материал окажет помощь коллегам!
- А герб семьи Зайцевых – просто блеск!
- Замечательная и интересная работа. Благодарю Вас, Надежда Ивановна! Успехов Вам и хороших учеников!
- Очаровательная презентация. Толкает на творчество. Спасибо.
- Надежда Ивановна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!
Описание:
Клуб Творчество и Хобби открыт для всех, кто стремится раскрыть свой творческий потенциал, узнать что-то новое и поделиться своими увлечениями. В клубе проводятся мастер-классы по различным видам рукоделия, живописи, музыки и многое другое. Участники могут не только научиться новым навыкам, но и общаться с единомышленниками, получать вдохновение и поддержку.
Полезные комментарии:
- Очень необычный материал! спасибо!
- Интересная работа, много полезной информации. Думаю, материал окажет помощь коллегам!
- А герб семьи Зайцевых – просто блеск!
- Успехов Вам и хороших учеников!
- Очаровательная презентация. Толкает на творчество.
- Надежда Ивановна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!
Заключение:
Благодарим всех за комментарии о клубе Творчество и Хобби. Мы рады, что наша работа вызывает интерес и вдохновляет к творчеству. Ждем вас на наших мероприятиях и надеемся, что каждый из вас найдет здесь что-то особенное для себя.
Спасибо за внимание!