Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания аудио

Притча о сеятеле

На берегу Галилейского озера Иисус учил обступивший Его народ. Люди подступали к Нему, теснясь и толкаясь, и тогда Иисус вошел в лодку, а ученики оттолкнули ее от берега, чтобы каждый, кто хотел, мог видеть Его.

Послание притчи

  • Семя Божье падает в разные сердца
  • Не все готовы следовать слову Божьему
  • Слушайте и принимайте слово Божье

Разные типы почвы

Тип почвыОписание
Почва возле дорогиЧерствые сердца, не принимающие слово Божье
Каменистая почваЛюди радостно принимают слово, но отступают из-за трудностей
Почва с сорнякамиЗаботы и желания заглушают слово, делая его бесплодным
Добрая плодородная почваЛюди, которые принимают и следуют слову Божьему, приносят добрый плод

Итог притчи

Суть притчи о сеятеле заключается в том, что слово Божье приносит плод только в сердцах тех, кто готов принять его и жить по нему. Подумайте, в какой категории вы находитесь, и стремитесь к тому, чтобы ваше сердце было как добрая плодородная почва, чтобы вы могли приносить много плодов для Царства Божьего.

Притча о сеятеле и слово Божие

Вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а другое упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а третье упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а четвёртое упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

Значение притчи

Ключ к пониманию

Притча о сеятеле, о которой рассказывает Евангелист Лука, имеет глубокое духовное значение. Семя, упавшее при дороге, представляет слушающих, к которым потом приходит диавол и отнимает слово из их сердец, чтобы они не уверовали и не спаслись. Семя, упавшее на камень, олицетворяет тех, кто принимает слово радостно, но не укореняется и, когда приходит время искушений, отпадает. Семя, упавшее в терние, обозначает слушающих, которые заслоняются заботами и материальными проблемами и не приносят плодов. Наконец, семя, упавшее на добрую землю, символизирует тех, кто слышит слово, принимает его с открытым и чистым сердцем и приносит плоды с терпением.

Толкование притчи

Согласно Луке, семя из притчи есть слово Божие. Иисус указывает, что Его проповедь является этим словом Божиим, продолжением ветхозаветных откровений через пророков.

Роль слушателя

Исаия говорит о непостижимости путей Божиих, сравнивая их с высотой небес. Слово Божие, исходящее от Бога, полно мудрости и ведет человека к истине. Ключевым моментом является открытое и приемлемое сердце слушателя, который в состоянии приносить плоды праведности.

Завершение

Слово Божие несет в себе жизнь и исцеление, преобразуя сердца и умы людей. Важно не только слушать, но и понимать и приносить плоды в соответствии с волей Божией.

Лк. 8: 5-15

Притча о сеятеле и ее значение

В притче о сеятеле Иисус говорит о Себе. Это сближает данную притчу со многими другими притчами и поучениями, в которых Иисус основное внимание слушателя обращает на Свою личность и Свое дело. Тот факт, что проповедь Иисуса сфокусирована на Его собственной личности, объясняется Его уникальной ролью как Посланника и Сына Божия, пришедшего возвестить людям волю Божью особым образом — не так, как это делали пророки.

Они служили лишь передаточными звеньями между Богом и людьми, Иисус же был Богом воплотившимся и говоря с людьми от Своего лица, одновременно говорил от имени Бога Отца. Именно поэтому Он заострял внимание слушателей не на каких-то отдельных аспектах Своего учения и не на учении в целом, а в еще большей степени — на Самом Себе как источнике этого учения.

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Проповедь

Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского). (Продолжительность 00:12:05 мин, размер 16,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы в Евангельском чтении слышали притчу, о которой могут рассказать и дети. Она на первый взгляд настолько простая, что понятна сразу же после того, как мы ее услышим. Эта притча о нас с вами, не о людях, которые жили две тысячи лет назад и занимались сельским хозяйством, но о людях, которые в XXI веке приходят в храм и спрашивают себя: Что мне делать, чтобы спастись?.

Притча о сеяне

Введение

Вначале Господь Иисус Христос обращается к широкому кругу людей, рассказывая с помощью метафоры о Царствии Небесном. В этом образе предстает перед нами поле, и по нему идет человек, который сеет семя.

Первое семя

Первое семя падает при дороге, его топчут или клюют птицы. Это семя является словом Божиим, но диавол похищает его, не желая, чтобы человек уверовал и спасся.

Второе семя

Второе семя падает на каменистую почву. Слой грунта неглубок, под ним камень, и из-за этого не развивается корневая система. Поросль засыхает в зной.

Третье семя

Третье семя падает среди терния, и терние заглушает его, не давая развиться.

Четвертое семя

Четвертое семя приносит плод сторичный, умножаясь многочисленно.

Интерпретация

Первое семя – это слово Божие, в сердце человека, но диавол похищает его. Вера принимается через слово Божие, и вера приводит к спасению.

Заключение

Спасение дается через веру, и вера принимается посредством слова Божия. Важно укоренить веру в сердце, чтобы она принесла плоды спасения.

Второе семя, о котором говорит Спаситель, – это то, которое падает на камень. Каменистая почва напоминает людей, которые с радостью принимают слово Божие, но когда наступают испытания, связанные с гонениями, тогда оставляют Спасителя. У них радость, когда они увидели какое-то чудо, получили наслаждение от благолепного богослужения в храме, но когда это благолепие и чудо ушли в сторону, когда надо дать ответ в своем уповании, тогда эти люди прячутся, надевают личину светскости и не выдают себя как христиане ни внешне, ни внутри, забывает о том слове, которое они когда-то услышали.

Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания аудио

Третий тип семени – это то, которое падает среди терния. И Господь расшифровывает, что же такое терние. Это многочисленные заботы и попечения, это богатства и это удовольствия, и в этом мы узнаем портрет современного человека, который также обременен этими испытаниями, которые не дают семени возможность прорасти. И что важно, эти тернии сравниваются с каким-то очень плотным строем ограды, которая окружает человека со всех сторон и не дает возможности вырваться из этого круга. Человек снова в этом погрязает, и постепенно увядает то слово, которое когда-то брошено было на почву его сердца.

И, наконец, четвертый тип семян – это те, которые проросли и даровали добрый плод – плод стократный. Спаситель снова повторяет слова: «Кто имеет уши слышать – да слышит». Митрополит Сурожский Антоний задается вопросом: неужели Господь разделяет людей на классы и кому-то суждено спастись, а кому-то не суждено спастись? Этот вопрос ставился еще две тысячи лет назад и в иудейских апокрифах, в таких как книга Юбилеев или четвертая книга Еноха, которые были написаны во времена первого столетия новой эры. Действительно, речь шла о похожем образе сеяния семени на разной почве, но люди делились на классы: на те, которые предназначены к тому, чтобы принять это слово и жить по нему, и те, которые, наоборот, не предназначены ко спасению. Митрополит Антоний подчеркивает, что скорее речь идет о состоянии человека, о том, что каждый из нас по временам является каменистой почвой, или окружен тернием, или, наоборот, является доброй почвой.

И мы себя спросим: так что же нам делать, чтобы спастись? Что нам делать, чтобы наше собственное сердце стало доброй почвой? И опять мы возвращаемся в Галилею, видим Спасителя, проходящего с учениками засеянными полями, вспоминаем, что мы видели на родных российских просторах, и начинаем догадываться, что поле представляет из себя дружный строй поднявшихся колосьев, которые растут примерно на одинаковой высоте и помогают друг другу преодолеть и камень, и терние. И это означает, что когда у нас на душе камень, который может быть растоплен слезами покаяния, то и у другого человека может быть на душе камень, который напоминает лед, растапливаемый, когда его согревает любовь.

Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания аудио

Когда у нас недостаточно сил сокрушаться о своих грехах, мы, дорогие братья и сестры, можем помочь друг другу, стать друг другу ближе, чтобы терние не имело возможности прорасти между нами. И согревая заботой, уважением, лаской и добрыми делами, внимательностью или хотя бы непренебрежением другим человеком, мы помогаем ему согреться, особенно в холодную зимнюю стужу, и тем самым мы удобряем и свое собственное сердце. Спаситель нам говорит о деле, о том, что вера должна дать спасительный плод, а это означает, что должен быть какой-то поступок веры, а не только теоретические размышления о ней. И когда мы пытаемся стать друг другу ближе, позаботиться друг о друге и помочь другому человеку сделать из камня, из ледяного сердца воду живую, мы тем самым помогаем и себе.

Когда мы пытаемся помочь другому сделать из камня, из ледяного сердца воду живую, мы тем самым помогаем себе

В Древнем патерике есть замечательный образ врача, которые лечит с помощью мази, и один из старцев замечает, что никакой лекарь не приносит пользы другому, прежде чем не возольет это масло на свои собственные руки. И действительно, когда мы берем лечебную мазь, то, прежде чем смазать тело другого человека, мы приносим пользу себе, мы лечим свой собственный организм. Так и человек, который заботится о других, растапливает свое собственное сердце, раскалывает камни, удобряет эту почву, чтобы семя, посеянное на ней, могло дать добрый восход, могло принести плод во сто крат, и неважно, какой будет этот плод. Господь не уточняет, какие конкретно поступки, социальные, благотворительные или иные, мы должны совершать – это все предоставлено творческой активности человека, его произвольному выбору, наклонностям, способностям, Божиим дарованиям.

Но что важно – это стартовая точка, и это, к сожалению, является проблемой для современного человека, что мы не слышим слово Божие, не слушаем, и, часто бывает, мы даже просто не берем в руки Священное Писание, чтобы дать себе возможность его услышать. Мы оставляем чтение Библии на бесконечное «потом» и «завтра», на пенсионный возраст, когда времени якобы станет побольше. А на самом деле времени больше не становится, но становится еще сложнее видеть и тяжелее слышать, и следовательно, хорошо бы нам вернуться в изначальную точку в тот момент, когда Спаситель заговаривает о самом сеянии. А мы готовы искать это семя, слово Божие? Готовы ли мы найти возможность и время вчитаться в текст Священного Писания и задумываться, что значит воля Божия, явленная о нас, конкретно обо мне? И если мы находим возможность для чтения слова Божия, то мы находим возможность и для укрепления нашей веры, а это подвигает нас к спасительному деланию, и это дает нам возможность принести плод и выполнить все то, что заповедуют нам святые отцы.

Если мы находим возможность для чтения слова Божия, то мы находим возможность для укрепления нашей веры

Так давайте же, братья и сестры, вспоминая о таких простых детских притчах, как притча о сеятеле, в воскресный день, предназначенный для славословия Спасителя, откроем текст Евангелия, вчитаемся в него и задумаемся: что Спаситель сегодня хочет сказать каждому из нас, мне лично и всем нам, чтобы мы пришли в познание истины и были спасены. Аминь.

Читайте также:  Основы православной культуры в школьной программе татьяна поликарпова

Russian New Testament

В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера. 2 Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу. 3 Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: «Вышел сеятель сеять, 4 и когда разбрасывал семена, то одни упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их. 5 Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, так как слой земли там был неглубокий, 6 но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли. 7 Другие семена упали среди колючек, которые, взойдя, заглушили ростки. 8 Остальные семена упали на плодородную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше, чем было посеяно. 9 Имеющий уши да услышит!»

Почему Иисус учит притчами

10 Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: «Почему Ты поучаешь людей притчами?»

11 Иисус ответил им: «Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано. 12 Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит. 13 Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают. 14 Так исполнится пророчество Исаии:

16 А вы—Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами. 17 Правду вам говорю: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали».

Иисус объясняет притчу о сеятеле

18 «Послушайте же толкование притчи о сеятеле. 19 Семя, которое упало возле дороги, означает того, кто слышит слово о Царстве Божьем, но не понимает его. Тогда появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека.

20 Семя, которое попало на каменистую почву, означает того, кто, услышав слово, тотчас же с радостью принимает его. 21 Но так как человек не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это продолжается недолго. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.

23 Зерно, которое попало в плодородную землю, означает того, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного».

Притча о сорняках

24 Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена. 25 Ночью, когда все спали, прокрался враг и, посеяв сорняки среди пшеницы, ушёл. 26 И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки. 27 Слуги пришли к владельцу земли и сказали: „Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?”

28 А он им сказал: „Кто-то из моих врагов сделал это”.

Тогда слуги предложили: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?”

29 Господин ответил: „Нет, не хочу, потому что вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу. 30 Пусть растут и те, и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: „Сначала сожните сорняки, свяжите их в снопы и сожгите, а зерно соберите в мою житницу”».

Притчи о Царстве Божьем

31 Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле. 32 Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях».

33 И рассказал им Иисус ещё одну притчу: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».

34 Иисус всё это говорил народу притчами. Он вообще не говорил иначе как притчами, 35 во исполнение сказанного через пророка:

Толкование притчи о сорняках

36 Затем Иисус отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».

37 Он ответил: «Тот, кто посеял хорошее семя,—Сын Человеческий. 38 Поле—это мир. Хорошее семя—это те, кто принадлежат Царству Божьему. Сорняки же—это те, кто принадлежат лукавому. 39 Враг, посеявший их,—это дьявол. Жатва—это конец света, жнецы же—Ангелы.

40 И, подобно тому как сорняки выдёргивают и сжигают в огне, так будет и при конце света. 41 Сын Человеческий пошлёт Своих Ангелов, и из Его Царства они соберут всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло, 42 и бросят их в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли. 43 И воссияют праведники подобно солнцу в Царстве их Отца. Имеющий уши да услышит!»

Притчи о сокровище и жемчужине

44 «Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел, и купил это поле.

45 Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг. 46 Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл и продал всё, что имел, и купил её».

Притча о сети

47 «Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба. 48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили. 49 Так будет и когда наступит конец света. Явятся Ангелы и отделят грешных людей от праведников, 50 и бросят плохих людей в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли».

51 Иисус спросил Своих учеников: «Понимаете ли вы всё это?»

Они ответили Ему: «Да».

52 Тогда Иисус сказал им: «Поэтому каждый законоучитель, который научился Царству Небесному, сможет поделиться этими знаниями с другими. Он подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи».

Иисус отправляется в родной город

53 Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда 54 и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить в синагоге, и все удивлялись и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? 55 Разве Этот Человек не сын плотника? Разве Его мать не зовут Марией, а братьев—Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой? 56 И разве не здесь, среди нас, Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?» 57 И они не захотели признать Его.

Footnotes

Того ж дня Ісус вийшов із дому, та й сів біля моря.

2 І безліч народу зібралась до Нього, так що Він увійшов був до човна та й сів, а ввесь натовп стояв понад берегом.

3 І багато навчав Він їх притчами, кажучи: Ось вийшов сіяч, щоб посіяти.

4 І як сіяв він зерна, упали одні край дороги, і пташки налетіли, та їх повидзьобували.

5 Другі ж упали на ґрунт кам’янистий, де не мали багато землі, і негайно посходили, бо земля неглибока була;

6 а як сонце зійшло, то зів’яли, і коріння не мавши, посохли.

7 А інші попадали в терен, і вигнався терен, і їх поглушив.

8 Інші ж упали на добрую землю і зродили: одне в сто раз, друге в шістдесят, а те втридцятеро.

9 Хто має вуха, щоб слухати, нехай слухає!

10 І учні Його приступили й сказали до Нього: Чому притчами Ти промовляєш до них?

11 А Він відповів і промовив: Тому, що вам дано пізнати таємниці Царства Небесного, їм же не дано.

12 Бо хто має, то дасться йому та додасться, хто ж не має, забереться від нього й те, що він має.

13 Я тому говорю до них притчами, що вони, дивлячися, не бачать, і слухаючи, не чують, і не розуміють.

15 Затовстіло бо серце людей цих, тяжко чують вухами вони, і зажмурили очі свої, щоб коли не побачити очима й не почути вухами, і не зрозуміти їм серцем, і не навернутись, щоб Я їх уздоровив!

16 Очі ж ваші блаженні, що бачать, і вуха ваші, що чують.

17 Бо поправді кажу вам, що багато пророків і праведних бажали побачити, що бачите ви, та не бачили, і почути, що чуєте ви, і не чули.

18 Послухайте ж притчу про сіяча.

19 До кожного, хто слухає слово про Царство, але не розуміє, приходить лукавий, і краде посіяне в серці його; це те, що посіяне понад дорогою.

20 А посіяне на кам’янистому ґрунті, це той, хто слухає слово, і з радістю зараз приймає його;

21 але кореня в ньому нема, тому він непостійний; коли ж утиск або переслідування настають за слово, то він зараз спокушується.

22 А між терен посіяне, це той, хто слухає слово, але клопоти віку цього та омана багатства заглушують слово, і воно зостається без плоду.

23 А посіяне в добрій землі, це той, хто слухає слово й його розуміє, і плід він приносить, і дає один у сто раз, другий у шістдесят, а той утридцятеро.

24 Іншу притчу подав Він їм, кажучи: Царство Небесне подібне до чоловіка, що посіяв був добре насіння на полі своїм.

25 А коли люди спали, прийшов ворог його, і куколю між пшеницю насіяв, та й пішов.

26 А як виросло збіжжя та кинуло колос, тоді показався і кукіль.

27 І прийшли господареві раби, та й кажуть йому: Пане, чи ж не добре насіння ти сіяв на полі своїм? Звідки ж узявся кукіль?

28 А він їм відказав: Чоловік супротивник накоїв оце. А раби відказали йому: Отож, чи не хочеш, щоб пішли ми і його повиполювали?

29 Але він відказав: Ні, щоб, виполюючи той кукіль, ви не вирвали разом із ним і пшеницю.

30 Залишіть, хай разом обоє ростуть аж до жнив; а в жнива накажу я женцям: Зберіть перше кукіль і його пов’яжіть у снопки, щоб їх попалити; пшеницю ж спровадьте до клуні моєї.

31 Іншу притчу подав Він їм, кажучи: Царство Небесне подібне до зерна гірчичного, що взяв чоловік і посіяв на полі своїм.

32 Воно найдрібніше з увсього насіння, але, коли виросте, більше воно за зілля, і стає деревом, так що птаство небесне злітається, і кублиться в віттях його.

33 Іншу притчу Він їм розповів: Царство Небесне подібне до розчини, що її бере жінка, і кладе на три мірі муки, аж поки все вкисне.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

34 Це все в притчах Ісус говорив до людей, і без притчі нічого Він їм не казав,

35 щоб справдилось те, що сказав був пророк, промовляючи: Відкрию у притчах уста Свої, розповім таємниці від почину світу!

36 Тоді відпустив Він народ і додому прийшов. І підійшли Його учні до Нього й сказали: Поясни нам притчу про кукіль польовий.

37 А Він відповів і промовив до них: Хто добре насіння посіяв був, це Син Людський,

38 а поле це світ, добре ж насіння це сини Царства, а кукіль сини лукавого;

39 а ворог, що всіяв його це диявол, жнива кінець віку, а женці Анголи.

40 І як збирають кукіль, і як палять в огні, так буде й наприкінці віку цього.

41 Пошле Людський Син Своїх Анголів, і вони позбирають із Царства Його всі спокуси, і тих, хто чинить беззаконня,

42 і їх повкидають до печі огненної, буде там плач і скрегіт зубів!

43 Тоді праведники, немов сонце, засяють у Царстві свого Отця. Хто має вуха, нехай слухає!

44 Царство Небесне подібне ще до захованого в полі скарбу, що людина, знайшовши, ховає його, і з радости з того йде, та й усе, що має, продає та купує те поле.

45 Подібне ще Царство Небесне до того купця, що пошукує перел добрих,

46 а як знайде одну дорогоцінну перлину, то йде, і все продає, що має, і купує її.

47 Подібне ще Царство Небесне до невода, у море закиненого, що зібрав він усячину.

48 Коли він наповниться, тягнуть на берег його, і, сівши, вибирають до посуду добре, непотріб же геть викидають.

49 Так буде й наприкінці віку: Анголи повиходять, і вилучать злих з-поміж праведних,

50 і їх повкидають до печі огненної, буде там плач і скрегіт зубів!

51 Чи ви зрозуміли це все? Так! відказали Йому.

52 І Він їм сказав: Тому кожен книжник, що навчений про Царство Небесне, подібний до того господаря, що з скарбниці своєї виносить нове та старе.

53 І сталось, як скінчив Ісус притчі оці, Він звідти пішов.

54 І прийшов Він до Своєї батьківщини, і навчав їх у їхній синагозі, так що стали вони дивуватися й питати: Звідки в Нього ця мудрість та сили чудодійні?

55 Чи ж Він не син теслі? Чи ж мати Його не Марією зветься, а брати Його Яків, і Йосип, і Симон та Юда?

56 І чи ж сестри Його не всі з нами? Звідки ж Йому все оте?

57 І вони спокушалися Ним. А Ісус їм сказав: Пророка нема без пошани, хіба тільки в вітчизні своїй та в домі своїм!

58 І Він не вчинив тут чуд багатьох через їхню невіру.

Listen to От Матфея 13

Притча о сеятеле и семенах(A)

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера. 2 Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу. 3 И Он о многом говорил им в притчах.

– Сеятель вышел сеять, – говорил Он. – 4 Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их. 5 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой. 6 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней. 7 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки. 8 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно. 9 У кого есть уши, пусть слышит!

Иисус объясняет притчу о сеятеле и семенах(B)

10 Тогда ученики подошли и спросили Иисуса:

– Почему Ты говоришь с людьми притчами?

– Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано. 12 Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. 13 Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают. 14 В них исполняется пророчество Исаии:

16 Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат. 17 Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

18 Так послушайте, что значит притча о сеятеле. 19 К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это – семя, упавшее у дороги. 20 Семя, упавшее на каменистую почву, – это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его, 21 но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается. 22 Семя, посеянное среди терновника, – это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным. 23 Семя же, посеянное в хорошую почву, – это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Притча о пшенице и сорняках

– Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами. 25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел. 26 Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки. 27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?» 28 «Это сделал враг», – ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?» 29 «Нет, – ответил хозяин, – когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу. 30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Притча о горчичном зерне(C)

31 Рассказал Он им и еще одну притчу:

Притча о закваске(D)

33 Иисус рассказал им еще одну притчу:

34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч, 35 чтобы исполнилось сказанное через пророка:

Иисус объясняет притчу о пшенице и сорняках

36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили:

– Объясни нам притчу о сорняках в поле.

37 Иисус в ответ сказал:

– Сеющий хорошие семена – это Сын Человеческий. 38 Поле – это мир, а хорошие семена – это дети Царства. Сорняки – это дети злого. 39 Враг, посеявший их, – это дьявол. Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы. 40 Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира. 41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое. 42 Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов. 43 А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.

Притча о спрятанном сокровище

44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

Притча о драгоценной жемчужине

45 Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг. 46 Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.

Притча о рыболовной сети

47 Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы. 48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили. 49 Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных 50 и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.

51 – Вы поняли все это? – спросил Иисус.

– Да, – ответили ученики.

– Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

«Не бывает пророк без чести, разве только в городе своем и в своем доме»(E)

53 Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда. 54 Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись:

Иисус же сказал им:

– Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

58 И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

Cross references

New Russian Translation (NRT)

Приведем притчу в изложении Марка: «Вот вышел сеятель сеять. И когда сеял, одно зерно упало у дороги, и налетели птицы и выбрали его. А когда солнце поднялось, — увяло и, не имея корней, засохло. А другое упало между терновником; поэтому вырос терновник и заглушил его, и он не принес плода. Еще другое упало на добрую землю, взошло, дало росток и росло; и принесло урожай: одно – в тридцать, одно – в шестьдесят, а одно – в сто раз. И сказал: имеющий уши, чтобы слушать, да слушает. (Мк. 4:3–9).

Незначительные различия между евангелистами в изложении притчи касаются упавших у дороги семян: у Матфея и Марка его клевали птицы, а у Луки они были попраны, и птицы небесные клевали его. Семена, упавшие на каменистую почву, по версии Матфея и Марка, быстро взошли, потому что земля не имела глубины, когда же поднялось солнце, увяло; засохло оно из-за того, что не имело корня. У Луки семена, взойдя, засохли, потому что не было влаги. Упавшее на плодородную почву у Матфея и Марка приносит тридцати-, шестидесятые и в счастливом случае – стократный плод; у Луки – плод сторический. Для понимания контекста, в котором развертывается действие притчи, необходимо помнить о том значении, которое имели для слушателей Иисуса Христа такие основные понятия, как земля, семена и терния.

Слово "земля" для израильтянина было священным. Несмотря на сложную политическую ситуацию, евреи времен Иисуса Христа продолжали жить на своей земле, той, которую Бог обещал Аврааму и его потомкам (Быт. 12:1–7). Эту землю евреи когда-то с трудом отвоевывали у других народов; к ней они вернулись после долгого пребывания в Египте и сорокалетнего путешествия в пустыне; потом они вторично вернулись к ней после Вавилонского плена. Это была земля отцов и родина (Быт. 31:3; 48: 21), к которой евреи были очень привязаны.

Читайте также:  Актуальные вопросы преподавания курса основы религиозных культур и светской этики орксэ 16 ч

Слово «семена» присутствует только в версии Луки; в версиях Матфея и Марка семена не упоминаются, однако подразумеваются. Понятие семян также имело богатую смысловую нагрузку. С одной стороны, семена – это то, посредством чего осуществляется процесс воспроизводства и размножения в растительном мире (Быт. 1:12). С другой стороны, термин «семена» применяется по отношению к конкретному потомку человека (Быт. 4:23; 21: 12-13) и его потомству в целом (Быт. 22:17–18). Народ израильский — это семя святое, которое не должно смешиваться с семенами чужеземцев (1 Езд. 9:2). В иудаизме времен Второго Храма образ семян иногда обозначал остаток, который вернется в свою землю после окончания плена.

Слово «терния» (слав. — терние) впервые упоминается в Книге Бытия, в словах Бога, обращенных к Адаму после его грехопадения: «проклятая земля в твоих делах. В скорби будешь есть с нее во все дни своей жизни. 18 Терновник и чертополох будет рождать тебе, и будешь есть полевые растения» (Быт. 3:17–18). Терня в Библии является одновременно символом страданий (его колючки причиняют боль), разочарование (оно произрастает там, где его никто не садил) и бесплодного труда (оно произрастает вместо тех растений, от которых человек ожидает получить плод).

При чтении притчи важно помнить, что Иисус Христос оперировал теми понятиями, которые для его непосредственных слушателей имели как бытовое, так и религиозное значение. Однако если бытовое значение понятий было очевидно для всех, то та символика, которая за ними стояла, для каждого должна была раскрыться по-разному. Не случайно у всех трех синоптиков изложение притчи завершается формулой: кто имеет уши слышно и слышит! (Мф. 13: 9; Мк. 4: 9; Лк. 8:8). Этой же формулой завершается у Луки толкование данной притчи (Лк. 8:15), а у Матфея — толкование притчи о плевелах (Мф. 13:43). Она же неоднократно встречается в прямом языке Иисуса Христа в других ситуациях (Мф. 11: 15; 25: 30 Мк. 4: 23; 7: 16 Лк. 14:35).

Что означала формула? Очевидно, она ссылалась на то, о чем мы говорили выше: к представлению о том, что смысл и содержание проповеди Спасителя, включая Его притчи, раскрываются только «имеющим уши». Своих оппонентов Господь обвинял в том, что они, видя, не видят, и слыша не слышат, и не понимают. Вслед за пророком Исаией (Ис. 6: 9-10) Он говорил о том, что огрубело сердце людей сих, которые ушами с трудом слышат, а глаза свои сомкнули (Мф. 13:13–15). Эти слова следуют непосредственно за притчей о сеятеле и служат прямым толкованием формулы, завершающей эту притчу. Они являются частью эпизода, рассмотренного нами выше, в котором ученики просят Иисуса Христа объяснить им значение притчи о сеятеле. А Господь в ответ указывает им на их привилегированное положение: в отличие от внешних, им дано знать тайны Царства Божьего. За этим эпизодом у всех трех синоптиков следует толкование притчи. Версии Матфея и Луки несколько короче версии Марка, однако по общему содержанию и терминологии почти не отличаются от нее: «Сеятель сеет слово. Вот те, которые при дороге, где сеется слово; как только услышат, немедленно приходит сатана и уносит слово, посеянное у них. А те, которые на каменистом грунте посеяны, когда услышат слово, сразу с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и неустойчивы; когда наступят притеснения или преследования за слово, они сразу соблазняются. А другие есть те, которые посеяны в тернии: они слышат слово, но приходят заботы возраста и заблуждение богатства и других желаний, заглушают слово — и оно остается без плода. А вот те, которые посеяны в добрую землю: они слышат слово и принимают, и приносят урожай: один в тридцать, один в шестьдесят, а один в сто раз! (Мк. 4:14–20).

Кто понимается в притче под сеятелем? Спаситель не вспоминает об этом в своем толковании, начиная его сразу с семян. По-видимому, Он считает, что ученики знают, о ком идет речь. Однако, толкуя притчу о половах, тематически связанную с рассматриваемой притчей, Иисус Христос прямо скажет, что сеют доброе семя Сын Человеческий (Мф. 13:37). По аналогии мы можем распространить это толкование и на притчу о сеятеле: в ней Спаситель говорит о себе, своем учении и о том, как по-разному это учение воспринимают люди.

Притча о сеятеле, таким образом, становится прелюдией ко всем другим притчам Господа. Не случайно она была произнесена раньше других притч и занимает первое место в Поучении с лодки.

Раскрытие понятия «Царство Небесное», или «Царство Божие», было согласно синоптикам главным содержанием проповеди Иисуса Христа с первых дней Его социального служения. Эта проповедь есть то же слово Божие, которое является прямым продолжением ветхозаветных откровений Бога, происходивших через пророков. Слушателям Иисуса Христа, несомненно, были знакомы слова Исаии: «Ведь Мои советы не такие, как ваши советы, и мои пути не такие, как ваши пути, – говорит Господь. Но так, как небо отдалено от земли, столь далек Моя дорога от ваших дорог и ваши замыслы – от Моего замысла. Ведь как дождь или снег уйдет с неба и не возвращается, пока не напоит землю, и она уродит, и возрастет, и даст семя сеятелю и хлеб в пищу, именно таким будет и Мое слово, которое только выйдет из уст Моих, — оно не вернется, пока не исполнится то, что Я возжелал, и преуспею на твоих путях и заповедях Моих» (Ис. 55:8–11).

Проповедуя притчу о сеятеле, Иисус Христос говорил прежде всего о Себе и о своих современниках — тех, кто слушал Его проповедь, но по-разному откликался на нее.

Если рассматривать эту притчу в ряде других притч, в которых подразумевается израильский народ и в целом его реакция на проповедь Спасителя мира (об этом говорит, в частности, притча о злых виноградарях в Мф. 21: 35-41; Мк. 12: 1 -9;Лк.20:9-16), то можно утверждать, что под плодородной землей понимается не израильский народ, а те народы, которые уверуют в Господа Иисуса Христа. Именно так притча воспринималась в ранней Церкви. Святой мученик Юстин-Философ, говоря об отвержении Мессии израильским народом, ссылается на притчу о сеятеле и настаивает на обязанности христианина проповедовать «в надежде найти где-нибудь хорошую землю». Имея прямое отношение к истории Израиля, притча одновременно владеет универсальным содержанием. Сеяние, которое Спаситель начал при жизни, продолжили ученики после Его смерти и воскресения, а затем последующие поколения христианских учителей.

Далеко не всегда Слово Божие падало в добрую почву. Притча описывает различные типы почвы, на которые падают семена, рассеянные сеятелем. Это прекрасная метафора для проповедования Слова Божия сквозь века. Притча объясняет, почему одно и то же зерно Евангелия имеет разное влияние на разных людей: потому что каждый из них принимает его в соответствии со своим отношением. С помощью типов земли, с которыми семена могут столкнуться во время падения, Господь Иисус подытоживает типы людей, которые существуют. Таким образом, он не только передает очень ценные знания о том, кем мы являемся, но и побуждает нас подумать, что мы можем сделать, чтобы улучшить свою реакцию на слово. Наше сердце, как и почва, может быть хорошим, и тогда Слово приносит плод – и щедро, – но оно также может быть твердым, непроницаемым. Бывает, когда мы слышим Слово, но оно отскакивает от нас, как и на дороге, глубоко не проникает.

Между хорошим и плохим грунтом есть также каменистый грунт, который соответствует поверхностному сердцу, которое принимает Господа, хочет молиться, любить и свидетельствовать, но не вынослив, устает и никогда не «расправляет крыльев». Это сердце без глубины, где камни лености преобладают над хорошей почвой, где любовь изменчива и быстротечна. А тот, кто принимает Господа только тогда, когда это ему удобно, не приносит плода. Но там, где это происходило, оно давало обильную лестницу.

Святой апостол Марк считал притчу о сеятеле трудной для понимания, требующей дополнительного объяснения. В то же время, по его словам, эта история является ключом к правильному прочтению и полному пониманию учения, провозглашенного Спасителем — кто не умеет истолковывать это содержание, тот не сможет понять других, поэтому стоит посвятить дольше рефлексию на это. Она поднимает сложные вопросы — восприимчивость человека к Слову Божию, его готовность принять учение, полную верность вере и безусловное доверие к Творцу. Это тоже притча с несколько личным оттенком. Иисус Христос проповедовал учение Божие среди верующих, встречая при этом разнообразную реакцию людей, как положительную, так и отрицательную. Он также обращает внимание на то, что эффективность Слова Божьего зависит от самого человека, а не только от переданного содержания. Люди открытые и глубоко верующие наиболее восприимчивы, и их плодом является передача этого похвального отношения своим ближним, но также и следующим поколениям.

Целые народы были просвещены светом евангельской веры благодаря проповеди — таким же сеятелям, которые работали в проповеди Евангелия и не знали, принесет ли их труд плоды, и если да, то какие. Притча о сеятеле поднимает проблему веры в Бога. Иносказательным способом указывается, что от человека зависит, как он будет использовать учение и веру Бога. Он может вырасти в человеке, если он каждый день руководствуется им, и тогда он «родит урожай». Однако если Слово Божье омрачается многими мирскими делами, тогда оно «умрет» и будет потеряно. Христианство есть требовательная религия. Однако это не религия избранных, а религия всех. Это значит, что никто не исключен, это сам человек, отвергающий учение Иисуса Христа.

Также мы не можем ограничиваться одним типом почвы. У каждого в жизни бывают разные периоды, у каждого из нас бывают хорошие и плохие периоды. Поэтому иногда мы можем идентифицировать почву на скале, а иногда – плодородную почву. Конечно, нужно стремиться, чтобы почва всегда была плодородной. Даже когда мы удаляемся от Бога и в нашей жизни начинают появляться тернии, закрывающие Бога, это не значит, что мы не можем эти тернии удалить. Бог создал каждого человека способным вместить Его слово, и сердце каждого в своем первоначальном, первозданном состоянии представляет собой хорошую почву. Нет такого человека, который был бы сознательно исключен из сферы влияния Бога и Его Благой вести. Но люди по-разному реагируют на это известие. Именно разная реакция становится причиной того, что в одном человеке Божье известие приносит стократный, в другом – шестидесятикратный, в третьем – тридцатикратный плод, а в ком-то не приносит вообще никакого плода.

Итак, притча о сеятеле рассказывает о процессе ознакомления людей со словом Божьим и о том, как религия распространяется в общине. Сеятель – сам Бог, который передает свое послание, то есть семена, всем людям в мире. Это зерно падает на более или менее благодатную почву, свидетельствующую о разном человеческом отношении к посланию, с которым сам Иисус Христос пришел в мир, желая спасти каждого человека, независимо от того, что он имеет на сердце.

Иеромонах Феофан (Скоробогатов) Полоцкий,

доктор богословских наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *