Характеристика принципов экзегезы
- Обращение к ключевым словам из Св. Писания на языке оригинала
- Использование сведений из истории Палестины времен Иисуса Христа
- Структурированность и логичность рассуждений
- Сравнение различных точек зрения
- Академический стиль изложения мыслей
Методология святителя Феофана Затворника
Источники:
- Отцы Церкви
Содержание толкования:
- Разбор мнений старых и новых толковников
- Применение богословских идей к жизни
Сравнение современных исследований
Ученые, такие как Клайн Снодграсс:
- Обращение к оригинальным текстам
- Изучение исторического контекста
- Логичные рассуждения
- Сравнение различных точек зрения
Экзегетические выводы Феофана и современных ученых могут различаться в тех многозначных частях притч, где текст поддается разным интерпретациям. Метод святителя Феофана соответствует принципам современной экзегезы, но акцентирует внимание на богословской идее притчи.
Притчи и их особенности
Притча – это одна из форм иносказательной речи, аллюзия с тайным умыслом, распространенная аналогия, используемая в целях убеждения. Цель притчи – заинтересовать слушателя, вызвать в нем мысль и подтолкнуть к действию. С помощью художественного образа рассказчик притчи намекает на проблему, побуждая слушателя задуматься и принять решение.
Сравнения в еврейской Библии
Сравнения, содержащие скрытые намеки, в еврейской Библии чаще всего обозначаются словом машал (משׁל). Библейский писатель сравнивая объекты, ставит под увеличительное стекло определенные штрихи к портрету, не пытаясь дать оценку целиком. Жанр притчи, из всех ветхозаветных писателей, чаще всего использует пророк Иезекииль, стремясь дать нравственное наставление.
Термины в священных текстах
Термин притча в тексте Писания не встречается, что вызывает дискуссии относительно параметров текстовых единиц, называемых притчами. Различные термины греческой Библии также не всегда обозначают собственно притчу, что увеличивает сложность понимания данного жанра.
Современная экзегеза притчи
Главное в экзегезе притчи – увидеть ее богословскую цель, посредством которой можно понять смысл художественных образов и вызвать переоценку поведения по отношению к Богу. Святитель Феофан Затворник все свое толковании строит вокруг центральной богословской идеи в притче о неверном управителе.
Притча о неправедном управителе в современной экзегезе
В современных комментариях исследователи обращают внимание на место евангельского фрагмента в теологии, культурно-исторический контекст притчи, ее ключевую идею и возможные варианты интерпретации.
Притча о блудном сыне и неверном управителе
Притча о блудном сыне, как и притча о неверном управителе, начинается со слов один человек (ἄνθρωπος τиc; ср. Лк. 15:11 и 16:1), в обеих притчах употребляется глагол расточать (διασκορπίζω; ср. Лк. 15:13 и 16:1), в обеих притчах неверный управитель, как и блудный сын, не оправдывают доверия, но в час кризиса они неожиданно получают великодушное прощение.
Таким образом, сравнивая притчу о неверном управителе с притчей о блудном сыне, будет ошибочным рассматривать намек Иисуса на возможность приобретения друзей в буквальном смысле богатством неправедным (Лк. 16:9). Блудный сын свое богатство расточил, но тем самым настоящих друзей не приобрел. Лазарь, напротив, был настолько беден, что нуждался в крошках, падающих со стола богача (Лк. 16:21), но в результате приобрел себе в друзья праведного Авраама (ст. 22).
Намек на воскресение и жизнь за гробом в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) подталкивает к мысли, что притча о неправедном управителе (Лк. 16:1-13) носит метафорический характер. Ее целью является не зарисовка повседневной экономической жизни в Иудее, а побуждение задуматься о приготовлении неоскудевающих сокровищ на небесах (см. Лк. 12:33).
Выводы по содержанию притчи
Большинство авторов данных комментариев приходит к схожим выводам в отношении содержания текста притчи. Но как только поднимается вопрос, на что именно намекают притчевые образы, с чем конкретно проводится сравнение, тут пути экзегетов начинают расходиться.
Это становится особенно заметным при расшифровке образов господина (ст. 8) и друзей (ст. 9), эсхатологических параллелей между обнищанием и умиранием (ст. 9), при определении места метафизики в отношении вечных обителей (ст. 9).
Толкование Феофана Затворника
Публикации Феофана Затворника с комментарием на исследуемую притчу позволяют выделить несколько особенностей в интерпретации данного текста.
Вышенский затворник делит весь евангельский рассказ Лк. 16:1-13 на три части:
- Приточную историю (ст. 1-8)
- Нравственный урок из притчи (ст. 8-9)
- Приложение сего урока ко всем слушавшим (ст. 10-13)
Далее стих за стихом рассматриваются все три указанные части евангельского фрагмента.