Учитель начальных классов
Просвещение Учебник Основы православной культуры
Цель и задачи:
- Сформировать представление о семье как о базовой ценности общества
- Ознакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи
- Познакомить с таинством венчания
- Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье
- Развивать способности коммуникативного общения и положительные эмоции
- Обогащать словарный запас детей
Участники
Обучающиеся 4 класса
Оборудование
- Рабочие тетради у учащихся
- Компьютер
- Проектор
Методы
- Слушание и работа в тетради
- Рассмотрение и обсуждение иллюстраций
- Работа с проектом Моя семья
Основные понятия
- Семья
- Христианская семья
- Ценность
- Традиция
- Дисциплина
УУД Планируемые результаты урока
- Знания о семье и ответственном отношении
- Понимание понятия Христианская семья
- Работа над проектом Моя семья
- Навыки извлечения существенной информации
- Умение постановки учебной задачи
- Участие в коллективном обсуждении вопросов урока
Формы контроля
- Тестовые задания и диагностика
- Наблюдение за деятельностью учащихся
Литература
- Учебник Основы православной культуры
- С. И. Ожегов
- Желтое, красное солнышко, пословицы
Интернет-ресурсы
- Электронное пособие к модулю Основы православной культуры
- Мультимедийная презентация
Консспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему Христианская семья
- Поприветствуйте друг друга
- Прикоснитесь ладошками, улыбнитесь
- Подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости
Положительный эмоциональный настрой
Меня любят за то, что я помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, аккуратный и хорошо учусь
Постановка целей и задач урока
- Ребус для ввода в тему
- Формулирование темы и цели урока
Осознанное восприятие материала
- Запись темы урока в тетради
- Обсуждение понятий семья и христианская семья
- Основы христианской семьи – любовь
Интерактивность
- Ответы на вопросы
- Участие в обсуждении
Подготовьте презентацию и используйте технические средства для визуальной поддержки урока. Успехов в обучении!
Семейные ценности в православной традиции
Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, таинством любви, вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от греческого брак), в которой присутствует Бог и человек.
Качества, на которых строится христианская семья
Православная семья должна строиться на любви, смирении, послушании, единстве, как в Церкви. Примером смирения и кротости являются Спаситель, Пресвятая Богородица, святые.
Происхождение слова семья
Слово семья происходит от группы живущих вместе близких родственников. В словаре Д.Н. Ушакова приводится следующее определение: Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью малой церковью.
Стихотворение Как появилось слово семья
Как появилось слово семья? Когда-то о нем не, но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила Я.
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: Я.
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: Я.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя - Я, я, я – Ева молвила Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
И так на земле появилась семья.
Активизация обучения
- Просмотрите страницу 86 учебного пособия и ответьте на вопросы об авторе сравнения семьи с ромашкой.
- Обсудите с детьми, почему ромашка считается символом семьи.
- Поделитесь с детьми информацией о Дне семьи, который отмечается 8 июля.
Русская культура и образцы семейного благочестия
Русская культура богата примерами супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Благоверный князь Петр и княгиня Феврония из Мурома стали символами супружеской святости своего времени.
Князь Пётр и княгиня Феврония
Благоверный князь Пётр и княгиня Феврония стали образцом супружеской верности и любви. По легенде, они умерли в один день – 25 июня 1228 года, их мощи почитаются в Свято-Троицком монастыре в Муроме.
Царская семья Романовых
Царь и Царица из царской семьи Романовых также были верующими и благочестивыми людьми. Они были примером для других в семейном благочестии.
Основа семьи
Целомудрие и уважение друг к другу – это основа семьи. Когда супруги смотрят друг на друга, как на святых, и ценят друг друга, семейная жизнь наполняется счастьем и гармонией.
Венчание
В православии венчание считается важным событием перед семейной жизнью. Жених и невеста венчаются в церкви священником, что символизирует начало их совместного пути во имя семьи и веры.
Помимо образцов семейного благочестия, венчание в православии также играет важную роль в семейной жизни, символизируя начало новой главы для молодых супругов. Через этот обряд передаются духовные ценности и традиции, укрепляя связь между двумя людьми, которые решили начать семейную жизнь в вере.
## Русская культура и образцы семейного благочестия
Русская культура богата примерами супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Благоверный князь Петр и княгиня Феврония из Мурома стали символами супружеской святости своего времени.
## Князь Пётр и княгиня Феврония
Благоверный князь Пётр и княгиня Феврония стали образцом супружеской верности и любви. По легенде, они умерли в один день - 25 июня 1228 года, их мощи почитаются в Свято-Троицком монастыре в Муроме.
## Царская семья Романовых
Царь и Царица из царской семьи Романовых также были верующими и благочестивыми людьми. Они были примером для других в семейном благочестии.
## Основа семьи
Целомудрие и уважение друг к другу - это основа семьи. Когда супруги смотрят друг на друга, как на святых, и ценят друг друга, семейная жизнь наполняется счастьем и гармонией.
## Венчание
В православии венчание считается важным событием перед семейной жизнью. Жених и невеста венчаются в церкви священником, что символизирует начало их совместного пути во имя семьи и веры.
Венчание и семейные ценности
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что жених и невеста должны быть верны друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Даже в болезнях и несчастьях они должны оставаться вместе. Для совершения обряда требуются:
- Иконы Спасителя и Божьей Матери, которыми благословляют жениха и невесту.
- Венчальные свечи и белое (розовое) полотенце, символизирующее чистоту брака.
Иконы брались из родительских домов, передаваясь от поколения к поколению, как знак вечности брачного союза. Жених, как глава семьи, должен заботиться о благосостоянии своей семьи. Отрекшийся от этой заботы человек хуже неверного.
Воспитание детей:
В большей степени лежит на матери. Никто не близок к ребенку, как его мать. Ей дана задача воспитать детей, делая их верующими, добрыми и отзывчивыми. Муж должен ценить труд жены.
Тестовые задания:
Церковное таинство бракосочетания:
- Свадьба
- Венчание
- Помолвка
Венцы в таинстве венчания символизируют:
- Долгую жизнь
- Единство любви и испытаний
- Материальное благополучие
Работа с пословицей:
Семья без детей, что цветок без запаха. В чем привела нас к этой мысли?
- Дети являются важной частью семьи, наполняя ее жизнью, радостью и смыслом.
Рождение детей приносит свет и радость в жизнь семьи.
Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.
– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.
– Давайте почитаем вместе.
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.
А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети
А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?
– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.
Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.
– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.
– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод
* Дисциплина в семье.
* Молитва.
А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.
А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.
Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.
– В чем особенность христианской семьи?
– Какую семью называют дружной?
. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».
Дружба, мир и покой в семье всего дороже.
клад, коли в семье
Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.
-Вы многое узнали, были активными.
Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней
* Найти и прочитать стихотворение о семье.
* Составить генеалогическое древо семьи
* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.
– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.
Наша дружная семья:
рат и я.
Спортом любим заниматься,
И конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья.
Мама, папа, брат и я. (прыжки)
Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение
Семья – наш дом, наша защита, наша опора.
Дети отвечая, рассуждают на тему.
Ребята работают в паре
ети работают с текстом парами и подчеркивают
Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.
– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.
У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.
Дети дома должны посмотреть пословицы о семье
(это 5 заповедь.)
Дети читают хором.
(это порядок, нам надо слушаться своих родных
бывать в церкви и общаться с богом).
Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.
Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.
Дети записывают домашнее задание.
Снять умственное
напряжение, дать детям небольшой отдых.
о христианской семье
Развитие творческих способностей.
Поиск и выделение
Развитие речи. Связь
с уроками русского языка
Восприятие и
новых знаний о семье.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
активности учеников, выборочного чтения.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
Контроль и усвоение знаний.
Рефлексия (выбери правильный ответ)
Родительское собрание по теме: « Буллинг в начальной школе»
Буллинг – это регулярное психологическое или физическое давление, осуществляемое одним человеком против другого в условиях замкнутой общественной группы . Основные характеристики буллинга : Умышленность Регулярность Неравенство сил Групповой процесс Не заканчивается сам по себе Негативное воздействие на всех участников Роли: Инициатор (агрессор) Последователи Жертва Наблюдатели о
Проявления: вербальный буллинг , социальное исключение и кибербуллинг . Изоляция (не хотят сидеть рядом) Угроза физической расправы Бойкот Насмешки Жалобы взрослым Дизлайки
Памятка Как понять, что ребёнок стал жертвой буллинга ? 1. Ребёнок неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда 2. Возвращается из школы подавленным 3. Часто плачет без очевидных причин 4. Никогда не вспоминает одноклассников 5. Очень мало говорит о своей школьной жизни 6. Одинок : его никто не приглашает в гости, он никого не хочет позвать к себе 7. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать ( кибербуллинг )
. Я рядом Я в тебя верю Ты замечательный Я тобой горжусь! Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует! Ты лучше всех! Я очень люблю тебя!