Орксэ основы религиозных культур и светской этики

Фотоотчет о неделе русской народной культуры в начальной школе

ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – Конспект внеурочного занятия Правила этикета в 3 классе

Image


ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – Сценарий мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Дорогою добра с детьми младшего школьного возраста

Image

Основные задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов
  • развитие интереса к окружающему миру
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников

Особенности курса ОРКСЭ:

Преподавание предмета основывается на нормах законодательства Российской Федерации. Выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей несовершеннолетних обучающихся. Учебный курс является комплексной учебно-воспитательной системой.

Цель учебного курса:

Формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе:

Учебный курс направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.

Преподавание:

Курс ведут светские педагоги и имеет культурологический характер, не вероучительный.

Курс Основы Религиозных Культур и Светской Этики

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Группировка Модулей вокруг Национальных Ценностей

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество,
  2. Семья, и
  3. Культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Организация Курса

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления о содержании других модулей. В процессе обучения учащиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

Инструменты Обучения

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:

  • исследование,
  • различные виды проектов,
  • мозговой штурм,
  • анализ жизненных ситуаций,
  • игровые технологии,
  • дискуссии и другие.

Структура и Продолжительность Курса

На данный момент курс Основы Религиозных Культур и Светской Этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю, что составляет в сумме 34 часа за год.

Принципы Преподавания

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе.

Основное Содержание Модулей

Основы Православной Культуры

  1. Введение в православную духовную традицию.
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
  3. Добро и зло в православной традиции.
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
  6. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство.

Христианская Семья и Ее Ценности

Основы Светской Этики

  1. Этика – наука о нравственной жизни человека.
  2. Этика общения. Правила общения для всех.
  3. Этикет. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
  4. Этика человеческих отношений. Чувство Родины.
  5. Этика отношений в коллективе.
  6. Простые нравственные истины. Душа обязана трудиться.
  7. Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения.
  8. Судьба и Родина едины.

Основы Религиозных Культур народов России

Курс разработан с целью формирования нравственных ценностей и культурной идентичности учащихся, с акцентом на основы православной культуры, светской этики и религиозных культур народов России.

соучениками.

  • Культура и религия
  • Древнейшие верования
  • Религии мира и их основатели
  • Священные книги религий мира

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

  • Календари религий мира
  • Праздники в религиях мира

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

  • Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

  • Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

  • Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: работа в парах

  1. Организует повторение того, что знают дети:
  • Напомните, какой раздел мы с вами изучаем? Как он называется? Если забыли, то давайте обратимся к учебнику на странице 159.
  • Назовите мне золотое правило жизни.
  • Давайте вспомним, что такое милосердие?
  • В чём различие: проявить милосердие и подать милостыню? В чем проявляется милосердие? Вы считаете себя милосердным?
  1. Работа в парах:

На слайде представлены два столбика. В левом начало пословиц, в правом конец.

  • Соотнесите эти два столбика так, чтобы получились пословицы.
  • Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
  1. Проверка домашнего задания:

Вашим домашним заданием было привести примеры сказок, в которых герои проявляют милосердие, записать в тетрадь.

  1. Отвечают на вопросы учителя:
  • Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
  • Не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искренне стремление решить возникшую проблему. Добровольная раздача (пожертвование) своих денег, помощь нуждающимся. В этом и различие.
  1. Выполняют задание:
  • Милосердие украшает сильного. Против милосердия и меч бессилен.
  • Милосердие никогда не бывает ошибкой.
  1. Зачитывают домашнее задание:

М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи.
П: перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты и явления.

Постановка учебной задачи (4 – 5 мин)

Словесный: беседа, рассказ

  1. Подведение к формулировке темы и целей урока:

Прочитайте слова, изображенные на слайде, и распределите их по группам. По какому принципу распределите?

  1. Из первых букв первой группы составьте слово. Это ключевое слово темы нашего урока. Подберите синонимы:

Сформулируйте тему урока.

  • Поставьте цели на урок при помощи слов-помощников на слайде.
  • На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

1. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем:

  • Положительные и отрицательные качества и чувства человека. Польза, добро. Жить во благо себе и другим. Цели: узнать, что такое благо; учиться поведению лучшему для вас и полезному для окружающих.

  • Что такое благо?

  • Как нужно относиться к окружающим?

  • Узнать в чем взаимосвязь блага с жизнью людей?

Читайте также:  Духовные ценности российского общества

L: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы. Открытие детьми нового знания (7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,

-Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «Что такое благо».

Где можем найти определение? Где еще?

(задача – найти определение понятия благо)

– Пока наши эксперты работают, попробуем разобраться самостоятельно.

Ведь слово говорит само за себя. Как вы его понимаете?

– Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова «притянет» к себе слово «благо»?

– Мы дали своеобразное определение данному понятию.

– Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства.

– Скажите, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этой нормы?

– Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему?

-Вы правы, в чём же различие этих позиций?

-Попытайтесь понять, что входит в понятие благо «доброжелательность» или «недоброжелательность»

-Есть другие мнения?

– Давайте обратимся к нашим экспертам, что же они нашли в своих словарях, говорится ли там что-то про доброжелательность? (слайд 12)

1. Слушают учителя.

2. Следуют плану выполнения задания.

В словарях, справочниках, Интернете.

2 чел работают со словарями

«Благо – это добро, доброжелательность, благополучие

«Благо – это добро, всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью».

– Осуждение, раздражение

– Доброжелательно решим проблему

«Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому

П: формирование представления о понятиях «молитва»,

Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

Первичное закрепление(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

1. Работа с учебником

– Благо – это и есть нравственное поведение людей.

– Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта?

– Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13)

– И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия «тактичность»? (слайд 14)

– Прочитаем 1и 2 абзац с. 96.

2. Организует аналитическую работу.

– Видеофрагмент из ералаша «компот». (слайд 15)

– Справедливо ли вели себя мальчики?

– Как бы следовало поступить по-другому?

– Как бы поступили вы?

– Как нужно относиться друг к другу?

– Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение.

3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).

– Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.

– Ответы детей.

– Не оскорблять и не критиковать людей попросту.

– Умение вести себя в соответствии с нормами поведения.

1. Отвечают на вопросы.

2. Делают вывод.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа Практический:

Сейчас вы поработаете самостоятельно. (слайд 16)

У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.

– Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями.

Понятия: доброжелательность, справедливость, тактичность.

Поговорки, пословицы: доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ; правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото; такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца.

– Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17)

– Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18)

1. Выполняют самостоятельную работу.

– Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца).

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

– Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочтем только первое. Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. Согласны ли вы с ними?

– Что такое благо, по-вашему, понимаю?

– Как нужно относиться к другим людям?

2. Задаёт домашнее задание

– Стр. 98 написать маленькое сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни».

1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Записывают домашнее задание.

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

– Давайте вспомним тему нашего урока. (слайд 19)

– Какие цели мы ставили? (слайд 20)

– Достигли ли мы их?

-Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?

2.Проводит работу по самооценке.

– Продолжите фразу:

– Я желаю вам всем жить среди добрых людей и быть благородным. Спасибо за урок!

1. Анализируют урок с точки зрения

Относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Челпанова Ольга Максимовнаучитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7, Республика Башкортостан, г. Туймазы

Библиографическое описание: Челпанова О.М. Конспект урока по ОРКСЭ на тему «В тебе рождается патриот и гражданин» (4 класс) // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Цель урока: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.

1. Создать условия для осмысления понятий «патриот», «патриотизм», «Отчизна», «Отечество», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов.

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в группе и коллективе.

Читайте также:  Гбоу школа № 683

3. Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.

Предметные: осознанно раскроют понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; познакомятся со страницами героической эпопеи (военная быль «От детей сорок четвертого года»); научатся понимать значение патриотизма и гражданственности в жизни человека и общества;

Личностные: осознают свою ответственность за судьбу Родины; соотносят полученные знания с собственным опытом поведения, умеют анализировать его;проявляют желание учиться; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

: высказывают свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; выделяют главное в тексте учебника; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; сотрудничают в совместном решении задачи, выполняя задания в группе.

Основные понятия урока: патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая, работа с учебником.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофрагменты, музыкальные композиции, карточки с заданиями для парной и групповой работы, памятка «Как составить синквейн», шаблон «Звезда Героя» (ссылка: https://cloud.mail.ru/public/3BfE/ 3ooef5kRP)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. «Психологический тренинг»

Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)

дети тихо повторяют за учителем:

– Я в школе на уроке,

– Сейчас я начну учиться.

– Я радуюсь этому.

– Внимание моё растёт.

– Я как разведчик, всё замечу.

– Память моя крепка.

– Голова мыслит ясно.

– Я хочу учиться.

– Я очень хочу учиться.

– Я готов к работе.

– Я работаю!

– Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.

2. Проверка готовности к уроку

– Проверим готовность к уроку.

II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео «С чего начинается Родина»)

– Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.

– Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.

– Как авторы видят Родину?

Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

– Какие чувства к Родине возникают у вас?

– Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.

– Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.

– Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.

– Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом «Отчизна»)

– Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)

– От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)

– От какого слова – Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)

– В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова «Родина» и «Отчизна».

– С каким из двух слов соединяется слово «Родина», а с каким – «Отчизна»? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)

– С какими словами ассоциируется слово «мама», а слово «отец, папа»? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).

Вывод: Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.

Слайд 4. «Мозговой штурм»

– А как называют человека, который любит своё Отечество?

– Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?

– Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?

(Постановка проблемных вопросов урока)

– Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.

(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)

– расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.

– Читаем хором слова:

– Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)

– Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)

– На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:

III. Открытие нового знания. (Решение учебной задачи)

– Что нужно сделать, чтобы ответить на наши вопросы?

– Правильно, обратимся к материалу нашего учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С..И. Ожегова.

1. Работа в группах.

– Предлагаю вам самостоятельно в группах поработать с текстом учебника и найти ответы на вопросы.

(повторение правил работы в группе) Слайд 8.

Карточка для группы № 1.

Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос:

В чём проявляется патриотизм? (Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 2.

Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос:

– Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин? (Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 3.

Прочитайте 2 абзац текста на с. 145, ответьте на вопрос:

1. Кто такой патриот? (Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.)

Карточка для группы № 4.

С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов «гражданин» и «патриотизм» и наклейте их на лист.

1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности

2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (из предложенных вариантов дети находят верное определение и наклеивают на лист).

2. Физкультминутка «Пусть всегда будет мир!» Слайд 9.

Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)

Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)

Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)

Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)

Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)

Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)

Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)

Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

3. Проверка работы групп (на доску вывешиваем полученные схемы).

– Сначала говорим о понятиях «гражданин», «гражданственность».

– У вас у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и «присваивают ему звание» гражданин, т.е. дают гражданство.

(снова обращаемся к правилу-схеме, кто такой гражданин)

– О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ.

– Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей).

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики

– Поговорим о понятиях «патриот», «патриотизм».

– Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова. (Патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины).

– А звание «патриот» даётся с рождения? (из учебника гр.3: слово «патриот» не на любой случай. Не каждый заслуживает такой оценки).

– Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите: обращаемся к схемам (ответы детей).

– В чём проявляется ваш патриотизм?

IV. Закрепление нового материала

– Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

– Внимание на экран. Слайд 10.

– Вспомните. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

– Что помогло выстоять и победить? (Любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность и долг гражданина своей страны.)

– Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. (На доску выкладываем карточки: честь, ответственность, справедливость, совесть.)

– Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни.

– Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны.

(Чтение заранее подготовленными учащимися были «От детей сорок четвёртого года», учебник (стр.146))

Беседа о прочитанном:

– Понравилась ли вам эта быль?

– Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)

– Какие моменты вас взволновали, удивили?

– Какие чувства вызвала у вас военная быль?

– Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?

– С какой целью в учебник включили эту быль?

– Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.

Слайд-видео11 (Валя Котик)

– И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» – и, ответив самому себе искренно и честно. Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества. Ведь быть патриотом можно и в мирное время.

Дидактическая игра «Что мы можем?». Обсуждение в парах.

(Хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)

Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)

– Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.

(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)

Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:

– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

– экологи защищают природные богатства родной страны.

– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)

Рассказ учителя: Слайд 12.

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."

– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

– Подведем итоги нашего урока.

– Для чего нам нужен такой урок?

– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.

– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)

– Подбираем 2 прилагательных.

– Находим 3 глагола.

– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.

– Читаем получившиеся пятистишия.

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание (Слайд 15.)

1. Прочитать текст с.144-147.

2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.

3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.

Спасибо всем за урок!

1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.

3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *