Урок 1: Россия – наша Родина?
Что такое духовный мир;? Что такое культурные традиции.
Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный:
- материальный
- духовный (мир культуры)
Духовный мир – это внутренний мир человека (душа). Внутренний мир сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции:
- Религиозные культуры
- Морально-этические нормы
Их основа – вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.
Урок 2: Колыбель ислама?
Что такое ислам;? Кто такой мусульманин;? У какого народа возникла исламская религия.
Ислам на арабском означает мир и покорность Богу. Последователь ислама называется мусульманин (покорный Богу). Бог в исламе – Аллах. История ислама началась с пророка Мухаммада. Колыбель ислама находится в Аравии, где издревле проживало арабское племя курайшитов.
Урок 3: Пророк Мухаммад – основатель ислама?
О детстве и юности Мухаммада; О качествах Мухаммада и его семьи.
В 571 г. н.э. в Мекке родился Мухаммад – будущий посланник Бога и пророк. Родители его умерли рано; он воспитывался у деда, а затем у дяди. С детства отличался природным умом и прекрасными человеческими качествами.
Урок 4: Начало пророчества.
Как к Мухаммаду пришли первые послания Аллаха; К чему призывал пророк Мухаммад; Как началось распространение ислама.
Мухаммад:
- С детских лет задумывался о несовершенстве мира и несправедливости
- В 40 лет ангел Джибраил начал передавать ему послания Аллаха
- Новая вера распространялась среди соплеменников
Урок 5: Чудесное путешествие пророка.
Как жители Ясриба приняли ислам; Как проходило путешествие Мухаммада в Иерусалим; Какой наказ дал пророку Аллах.
Мухаммада поддержали жители Ясриба, которые прибыли в Мекку и приняли ислам. Он совершил путешествие в Иерусалим, встретился с другими пророками, оказался на небесах, где предстал перед Аллахом и получил наказ о пятикратной молитве.
Урок 6: Хиджра.
Как переселился Мухаммад из Мекки в Ясриб; Как Мекка стала религиозным центром мусульман; Какой стала судьба ислама после кончины пророка.
Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб, причем Мекка стала религиозным центром мусульман. После кончины пророка, судьба ислама стала зависеть от последователей и его послания.
Какие обязанности должен соблюдать мусульманин;? Что такое пять столпов Ислама?
Обязанности мусульман: вера, молитва, пост, милостыня и паломничество. Пять столпов Ислама:
- Вера в единого Бога
- Молитва пять раз в день
- Правило поста в месяц рамадан
- Милостыня – оказание помощи нуждающимся
- Паломничество в Мекку если это возможно
Выводы
В исламе очень важным является понимание основных принципов веры, обязанностей и обрядов. Следуя пяти столпам ислама, мусульмане практикуют свою веру в повседневной жизни. Учения Корана и Сунны играют важную роль в формировании мировоззрения и поведения верующих. Понимание этих основ поможет каждому мусульманину изучить и углубить свою веру.
Какими словами мусульманин утверждает свою веру
У каждого мусульманина есть обязанности, установленные Аллахом. Пять основных обязанностей:
- свидетельство веры (словами: нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха)
- молитва (намаз)
- пост (ураза)
- обязательная милостыня (закят)
- поломничество в Мекку (хадж)
Слайд 13 Урок 12
Что является главной формой поклонения Аллаху?
Поклонение Аллаху подразумевает отказ от поклонения перед любыми другими творениями и вещами. Форма поклонения – молитва – намаз.
Как происходит молитва? Как устроена мечеть
Обязательные пять ежедневных молитв:
- утренняя
- полуденная
- послеполуденная
- вечерняя
- полуночная
Цель намаза – вспомнить Аллаха. Предварительное омовение.
Устройство мечети (дома Аллаха):
- минарет (башня с балконом)
- на куполах – полумесяцы
- центральная часть – в сторону Мекки
- внутри: надписи из Корана, ниша в стене, украшенная двумя колонами и аркой (михраб), обращенная в сторону Мекки
- трибуна – место проповедника
Слайд 14 Урок 13
Пост в месяц рамадан? Что предусматривает пост в исламе? В какой месяц постятся мусульмане? Какие качества помогает сформировать пост.
Рамазан – 9-й месяц мусульманского (лунного) календаря В пост (ураза) воздержание:
- от еды
- от дурных поступков и другого
Почему пост в месяц рамадан: Мухаммаду был полностью ниспослан Коран. Пост лечит и душу и тело; формирует сострадание, терпение, организованность и др.
Слайд 15 Урок 14
Пожертвования во имя Всевышнего? Для чего предназначены пожертвования? Как мусульмане относятся к богатству и бедности.
Милостыня (закят – очищение) – одна из обязанностей мусульманина. Для чего закят? Для нуждающихся.
Отношение к богатству:
- честно заработанное богатство поощряется
- но богатство не только благо, но и искушение
- кто занимается накопительством, того осуждают.
Бедность: не считается пороком. Истинное богатство – богатство души. Кроме закята – добровольные подаяния (садака).
Слайд 16 Урок 15
Паломинчество в Мекку? Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина? Как появление Мекки описано в древнем предании? Какие обряды проводятся во время хаджа.
Паломничество в Мекку
Для мусульманина паломничество (хадж) – и обязанность, и заветная мечта. На месте будущей Мекки начал бить источник. Возле него поселились арабы, появился город, а затем Ибрахим и Исмаил построили Каббу – первый храм Аллаха на земле.
Обряды хаджа
- Одеваются в белую одежду.
- Приходят в Каббу, к тому месту, куда вделан черный камень – целуют его.
- Произносят особые слова и прикладывают руку к камню.
- Семь раз обходят Каббу.
- После этого молятся, пьют воду и т.д.
История ислама в России
Слайд 17:
Ислам на территории России
- 7-8 вв.: мусульмане появились на северном Кавказе.
- 10 в.: ислам пришел к волжским булгарам.
- 13 в.: Золотая Орда в В.Булгарии, привнеся новые обычаи.
- 15-16 вв.: Башкирия присоединилась.
- 18-19 вв.: присоединение Средней Азии.
- В настоящее время в РФ более 30 народов исповедуют ислам.
Слайд 18:
Нравственные ценности ислама
- Регулируют поведение и отношения.
- Важно стремление к миру и справедливости.
- Ценят дружбу, гостеприимство и семейные ценности.
- Уважение к старшим и получение знаний.
Творческие работы учащихся
Слайд 19:
Сотворение Добра
- Творить добро – помогать другим, совершать благие поступки.
- Самопожертвование и творчество как проявления добра.
Слайд 20:
Дружба и взаимопомощь
- Дружба проявляется в сострадании и поддержке.
- Традиции крепкой дружбы в исламе.
Слайд 21:
Семья в исламе
- Семья для мусульманина имеет огромное значение.
- Важные качества в семейной жизни: любовь, согласие, терпение, взаимопомощь.
Слайд 22 Урок 23. Родители и дети? Что такое родительская
Любовь;? Чему мать и отец учат своих детей.
многодетны.Рождение ребенка – праздник.От родителей дети узнают о нравственных ценностях.Родители учат детей:- быть честными;- делать добрые дела;- трудиться;- заботиться о младших и стариках
Слайд 23 Урок 24. Отношение к старшим? Как мусульмане относятся
К старшим;? Каковы правила поведения детей в присутствии взрослых.
уважение к старшим, родителям.Любовь к родителям – это умение слушать и слушаться.Коран: обращайся к старшим с почтением.Молодые мусульмане:- не повышают голоса при разговоре со старшими;- не говорят первыми;- не отказываются выполнять какую-либо просьбу.
Слайд 24 Урок 25. Традиции гостеприимства ? Как мусульмане относятся к
Гостям;? Какие традиции гостеприимства существуют с давних пор.
одна из традиций в исламе.В Коране и Сунне говорится: гость это подарок Аллаха.В чем проявляется гостеприимство: щедростью, хлебосольством.Незванные гости: все встречали его так, как буд-то бы он приехал к каждому из них. Гостя приглашали в разные дома и угощали всем.
Слайд 25 Урок 26. Ценность и польза образования? Как мусульмане
Относятся к образованию;? Как и чему издавна учили в
В исламском мире;? Кто из мусульманских ученых вошел в
В прошлом о развитии науки заботились правители мусульманских государств.Один из халифов (8 в.) собрал ученых и построил для них «Дом мудрости». (велись исследования, работала библиотека). Из арабского мира – слова «цифра» и «алгебра».Большое развитие получила астрономия, медицина. Улукбек (15 в.) – правитель Самарканда – вошел в историю какодин из великих астрономов, построил обсерваторию в городе. Авиценна (11 в.) – великий врач средневековья.
Слайд 27 Урок 28. Искусство ислама? Что отражает искусство ислама;?
Чем интересны произведения исламского искусства.
Исламское искусство связано с вероучением
и помогает укреплению веры.Главное – через искусство отражается вера в единого Бога .Архитектурное искусство: мечети, минареты, мавзолеи, дворцы, медресе.Искусство коллиграфии – искусство изящного письма.Искусство орнамента – на посуде, на оружии и других предметах.
Слайд 28 Урок 29. Праздники масульман? Какие праздники являются любимыми
у мусульман.? Какие проходят праздники у мусульман.
Курбан-байрам (праздник жертвоприношения)
– главный праздник мусульман, отмечается после хаджа. История праздника: Ибрахим должен был принести в жертву своего сына Исмаила, но в последний момент Бог предписал им приносить в жертву домашних животных.Ураза- Байрам (после поста рамадана).Маулид –день рождения пророка Мухаммада и др
Слайд 29 Урок 30. Любовь и уважение к ОтечествуДуховные традиции
России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских,
Общее для традиционных религиозных культур – любовь и уважение к человеку.Любовь – основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине.В основе любви:- бескорыстие к ближнему.- служение на благо людей, на благо Родины.Любить – значит совершать поступки (малые и большие).