2. Беседа о значении мужества и героизма в жизни человека. Показ видеофрагмента с рассказом о подвиге героев Отечественной войны.
3. Обсуждение вопроса: Что значит быть патриотом и гражданином?
II. Основная часть (осмысление и усвоение нового материала)
1. Чтение текста От детей сорок четвертого года с последующим обсуждением и анализом героического поступка.
2. Работа в парах: составление синквейна о герое.
3. Групповая дискуссия на тему: Почему важно быть патриотом и гражданином?
III. Заключительная часть (подведение итогов, формирование выводов)
1. Создание звёзды героя с использованием шаблона.
2. Обсуждение и анализ созданных работ.
3. Самооценка и обратная связь от учителя.
Урок по образовательному канону проведен успешно, заинтересовав учеников на уроке и вызвав активное участие. Воспитаны чувство патриотизма, гражданственности и понимание важности долга перед своей Родиной.
Как стать настоящим патриотом: урок для школьников
Уважаемые родители, дорогие ученики! Сегодня наш урок будет посвящен теме патриотизма и любви к Родине. Давайте вместе узнаем, как стать настоящими патриотами и гражданами нашей страны.
Начало урока
Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.
(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)
Дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
- Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.
Проверка готовности к уроку
- Проверим готовность к уроку.
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)
- Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
- Как авторы видят Родину?
Вывод
На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.
Какие чувства к Родине возникают у вас?
Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.
Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.
Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом Отчизна)
Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)
От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)
От какого слова – Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)
В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова Родина и Отчизна.
С каким из двух слов соединяется слово Родина, а с каким – Отчизна? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)
С какими словами ассоциируется слово мама, а слово отец, папа? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).
Вывод
Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.
Слайд 4. Мозговой штурм
- А как называют человека, который любит своё Отечество?
- Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?
- Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?
(Постановка проблемных вопросов урока)
- Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.
(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)
расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.
Читаем хором слова:
Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)
Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)
На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:
Открытие нового знания
(Решение учебной задачи)
Работа в группах
Для ответа на наши вопросы предлагаю обратиться к материалу учебника на страницах 144-145 и использованию словаря русского языка С.И. Ожегова.
Группа 1
Карточка №1
Задание: Прочитайте 4 абзац текста. В чём проявляется патриотизм?
Дополнительно: Выберите верные высказывания и заполните схему-опору.
Группа 2
Карточка №2
Задание: Прочитайте 5 абзац текста. Что объединяют слова гражданственность и гражданин?
Дополнительно: Выберите верные высказывания и заполните схему-опору.
Группа 3
Карточка №3
Задание: Прочитайте 2 абзац на странице 145. Кто такой патриот?
Дополнительно: Выберите верные высказывания и заполните схему-опору.
Группа 4
Карточка №4
Задание: Используя словарь русского языка С.И. Ожегова, определите значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.
- Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства с правами и обязанностями.
- Преданность и любовь к своей стране и готовность к жертвам в ее интересах.
Физкультминутка Пусть всегда будет мир!
- Пусть всегда будет солнце!
- Пусть всегда будет небо!
- Пусть всегда будет море!
- Пусть всегда буду я!
- Пусть всегда поют песни!
- Пусть всегда будут танцы!
- Пусть всегда будут птицы!
- Пусть всегда будет мир!
Проверка работы групп
- Обсуждение понятий гражданин, гражданственность.
- У каждого есть свидетельство о рождении как документ гражданина.
- Права и обязанности граждан обсуждались на уроках окружающего мира.
- Рас и патриотизм обсуждаются, а также определения из словаря.
- Самооценка: считаете ли себя гражданином или патриотом?
Показатели патриотизма
Введение
Из истории мы знаем, что Россия всегда проходила через трудные испытания и всегда находила в себе силы для выживания. В этой статье мы обсудим проявления патриотизма и гражданственности в разные периоды истории нашей страны.
Примеры исторического патриотизма
Большая Отечественная война
Патриотизм советских людей выразился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Миллионы патриотов встали на защиту Отечества, проявив гражданственность и долг гражданина. Многие защищали свой народ от врагов и многие отдали свои жизни за свою Родину.
Дети сорок четвертого года
Дети, подростки стремились на фронт не за славой или наградами, а из чувства любви и долга перед Отечеством. Чувство патриотизма мобилизовало их действия и позволило им проявить героизм и смелость в невероятно трудных условиях.
Проявления патриотизма в мирное время
Патриотизм не ограничивается только военными временами. Важно проявлять любовь и преданность своей Родине и в мирное время. Примеры проявления патриотизма в повседневной жизни могут быть:
- Хорошая учеба и достойное поведение в учебном заведении.
- Становление достойным гражданином и помощь окружающим.
- Изучение и сохранение традиций и истории своей страны.
Вывод
Быть патриотом – это значит любить и уважать свою Родину, проявляя гражданственность и долг перед ней. Наша история полна примеров людей, которые в трудные моменты проявляли истинный патриотизм и героизм. Давайте и мы стремиться быть лучшими гражданами нашей страны, как в военное, так и в мирное время.
(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)
Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:
– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;
– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;
– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;
– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;
– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;
– экологи защищают природные богатства родной страны.
– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)
Рассказ учителя: Слайд 12.
Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."
– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».
– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Подведем итоги нашего урока.
– Для чего нам нужен такой урок?
– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.
Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.
– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)
– Подбираем 2 прилагательных.
– Находим 3 глагола.
– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.
– Читаем получившиеся пятистишия.
Живёт, служит, гордится
Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.
Любит, верит, защищает
Патриот верен Родине!
– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.
– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.
– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Спасибо за отличную работу.
Домашнее задание (Слайд 15.)
1. Прочитать текст с.144-147.
2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.
3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.
Спасибо всем за урок!
1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.
3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.
Слайд 2 Любовь.1) 1.Чувство глубокой привязанности, преданности
Кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности
отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.
2.Такое чувство, основанное на инстинкте.
- 1.Такое чувство, основанное на взаимной симпа-
тии и половом влечении.
2.Отношения двух лиц, взаимно связанных таким
перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.
Склонность, расположение или влечение к чему-л.
Слайд 3 История слова
"Славянское слово «любовь» происходит от старославянского «шлюб»,
Что буквально означает «союз, соединение, единение, согласие». Любовь –
как ответ на множество вопросов жизни , бальзам на серые раны , образ жизни . Человек стремится к гармонии, любовь помогает ее достичь. Как бы животные не оберегали свое потомство , у людей гораздо более совершенно это чувство , и у людей с высокой культурой , духовностью она наиболее истинна , наиболее красивая и высокая
- 1.Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.
"Славянское слово «любовь» происходит от старославянского «шлюб», что буквально означает «союз, соединение, единение, согласие». Любовь – как ответ на множество вопросов жизни , бальзам на серые раны , образ жизни . Человек стремится к гармонии, любовь помогает ее достичь. Как бы животные не оберегали свое потомство , у людей гораздо более совершенно это чувство , и у людей с высокой культурой , духовностью она наиболее истинна , наиболее красивая и высокая.
Слайд 4 Однокоренные словаВлюбленность, влюбленный, влюбчивость, любимый, возлюбленный, влюбиться, любоваться,
Любовный.
Тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благосклонность, доброжелательство, предрасположение,
Слайд 7 Фразеологизмы«Сгореть от любви», «Окрыленный любовью», «Слепая Любовь», «Любовь
С первого взгляда», «Страстная любовь», « Горячая любовь»
свекровь – любовь
Слайд 9 Слово любовь в русском фольклореЛюбви все возрасты покорны.
Любовь зла – полюбишь и козла. Любовь нечаянно нагрянет,
когда ее совсем не ждешь. Любовь — труд души. Любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь медок — люби и холодок. Люблю я море с бережка и в тихую погоду. Любовь да совет — так и нуждочки нет.
Слайд 10 Слово Любовь в названиях художественных произведений«Первая любовь» (И.С.Тургенев),
«Любовь к жизни» (Дж. Лондон), «Военно-морская любовь» (В.В.Маяковский), «Каждый
стих – дитя любви» (М.Цветаева), «Баллада о любви»(Владимир Высоцкий), «Слово о любви», «Обидная любовь» (Эдуард Асадов), «Любовь – она бывает разной»(Ольга Высотская), «Любовь покоряет обманно» (А.Ахматова), «Бессмертная любовь» (Л.Петрушевская).
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Что такое ценности. Жизнь как высшая нравственная ценность. Понятие чести. Понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Что такое человечность. Человечность как один из нравственных принципов
способствовать формированию у учащихся представлений о нравственных ценностях человека; сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности,объяснить значение понятий «честь» и «достоинство», «человечности»; взаимосвязь этих понятий в жизни. Воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
. Организационный момент.
-Добрый день, ребята.
-Ребята, я предлагаю Вам обратить внимание на доску.
(идеалы, ценности, нравственность, принципы, человечность, жизнь, главное, честь, достоинство)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы расширим знания о жизненных ценностях, познакомимся с высшей нравственной ценностью человека, а так же поговорим о принципах и идеалах.запись темы в опорном листе
Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся
Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе
это образцы для подражания, нечто совершенное
это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни
это правило или основание, от которого нельзя отступить
(самопроверка по образцу на доске)
Изучение нового материала.
Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.
– Какие ценности для вас являются важными?
-На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные
– А какая главная ценность для человека?
Докажите своё мнение.
Я предлагаю вам послушать притчу, а в конце ответить на вопрос: «Чему она учит? Её мораль»
Притча «Чашка кофе»
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
-Так чему учит эта притча?любить жизнь, наслаждаться ею)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
(заслушать варианты ответа нескольких учеников)
Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.
Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!
2. Работа над понятиями «честь» и «достоинство».
Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа»отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)
Что вы можете сказать о главном герое?
– Какие моральные качества присуще ему?честный, настоящий друг)
Когда вы слышали это слово?Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)
(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит
Раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».
Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)
– Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Достоинство помогает осознать собственную ценность
Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
3. Работа с понятием «человечность».
У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)
-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?
Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)
– Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)
– Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.
Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.
Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
4. Итог урока
-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности человека, о ценностях, принципах, идеалах.
-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?
– Над чем задумались?
Вы все правильно сказали. И завершить сегодняшний урок я хотела фразами . Прочитайте их.
Слайд 13 + Щ в облаке слов
Самое дорогое у человека – это жизнь.
Моя честь — это моя жизнь;
Берегите в себе человека.
– Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.