Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма довольно обширно и разнообразно. Есть несколько крупных направлений, каждое из которых имеет свои характерные особенности.
Тхеравада
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата (совершенного). В ней различаются две формы медитации:
- Дхьяна — успокоение волнения чувств и мыслей
- Випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения.
Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации.
Махаяна
Махаяна также известен как Большой путь. Это направление характеризуется учением о бодхисаттвах, которые стремятся к просветлению для блага всех живых существ, а не только для себя. Махаяна распространен в странах Восточной Азии, таких как Китай, Япония и Корея.
Ваджраяна
Ваджраяна – это еще одно крупное направление буддизма, часто ассоциируемое с тантрическими практиками. Оно распространено в странах Гималаевского региона, таких как Тибет, Непал и Бутан.
Зен
Зен – это направление буддизма, популярное в Японии, особенно известное своими медитативными практиками и использованием коанов.
Заключение
Каждое из этих направлений в буддизме имеет свои особенности и уникальные аспекты, привлекая к себе приверженцев со всего мира. Понимание различий между ними может помочь лучше понять разнообразие буддийской традиции.
Зачем практиковать дзэн?
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде.
В основе дзен лежит принцип дайсинко — Великая вера в то, что всё сущее имеет ту же природу, что и Будда (Смотри в свою природу и станешь Буддой). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению недвойственности и единотаковости всего Сущего, к обнаружению в себе Будды.
При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя изнутри, свёртывании внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется отсутствием всякого разграничения и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность).
С точки зрения дзэн такое внезапное просветление, или интуитивное озарение, есть мгновенная мысль (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь просветления в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь просветления. Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Принципы дзэн:
Первый принцип | Второй принцип | Третий принцип | Четвертый принцип |
---|---|---|---|
Принцип один | Принцип два | Принцип три | Принцип четыре |
Безмыслие и бездумие
Важнейшая категория дзен — безмыслие и бездумие (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не угасание всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Шаолинь и дзэн
- Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
- Современные боевые монахи Шаолинь. Показательные выступления.
Развитие дзэн в Японии
В Японии дзэнские монахи прославились своей ролью советников в окружении сёгуна и императора. К ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты.
Значимость дзэн в XV веке
В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии, способствуя развитию новых направлений в искусстве, поэзии и драматургии. Известным учителем дзэн того времени был Мусо Сосэки (1275—1351).
Направления дзэн
Раннее направление
В начале XVII века стало популярным направление дзэн под названием обаку-сю. Его последователи практиковали амидаистскую практику нэмбуцу, воспринимая имя будды Амиды как природу Будды в сердце верующего.
Эпоха Токугава
В период Токугава усиление позиций синтоизма уменьшило влияние дзэн в религиозной сфере, однако школа риндзай, поддержанная Хакуином, обрела поддержку среди простого народа, укрепив монастыри дзэн как центры конфуцианских идей.
Течения Буддизма
Буддизм состоит из нескольких течений, которые имеют незначительные различия между собой:
- Махаяна – крупнейшее направление буддизма.
- Учение Старейшин – сторонники классического взгляда на буддизм.
Тибетский буддизм также считается частью буддизма, включенного в Великую Колесницу.
Неважно, в каком течении буддизма вы видите для себя истину, так как основы буддизма остаются одинаковыми во всех направлениях – мир и гармония.
Распространение буддизма в России
Наибольшее развитие буддийской философии пришлось на начало XXI в. В этот промежуток времени активно стали развиваться технологии, которые способствовали распространению информации. Появились разные ответвления буддизма и варианты толкования его традиций. Основными являются сангха, ламаизм, шаманизм и классическое учение Гаутамы.
Уровень развития буддизма в России
В начале XXI в. уровень развития буддизма в России был ниже, чем в других странах. Отставание составляло около 30 лет и было обусловлено советской политикой. В СССР в течение нескольких десятилетий буддизм официально отсутствовал, а храмы были разгромлены и разграблены. Духовенство этой религии подвергалось репрессиям и было вынуждено вернуться к мирскому существованию.
После Второй мировой войны часть ограничений на вероисповедание сняли, так как различные конфессии активно пропагандировали патриотические идеи. Но отсутствие развития буддизма в СССР на протяжении нескольких десятилетий сказывается на ее современном развитии.
В России восточная религия продолжает интенсивно развиваться в различных регионах. За 15 лет было восстановлено множество старых храмов и организовано большое количество новых центров. По договоренности Далай-Ламы и местных властей для распространения буддизма в Россию были отправлены тибетские монахи, призванные возродить религию и обучить будущих послушников.
Люди разных возрастов, решившие посвятить себя духовной жизни, могут поступить в специальные буддийские образовательные заведения. Часть приверженцев религии обращаются в дхарма-центры, где обучаются мирские жители и монахи. Послушникам также дают шанс получить образование в восточных странах, являющихся источником вероисповедания.
Буддизм после революции
В постреволюционный период для буддизма в СССР настали трудные времена.
11 ноября 1917 года декретом ВЦИК Об уничтожении сословий и гражданских чинов большевики провели расказачивание — массовый террор против казачества. Большинство ученых отмечают классовый, а не этнический подход большевиков к данному вопросу — это означало одинаковую степень репрессий и против казаков-христиан, и против буддистов.
В Гражданскую войну донские бузавы оказались по разные стороны баррикад. Белогвардейские калмыцкие кавалерийские полки ходили в походы с армиями Деникина, Корнилова, Врангеля и после их поражения эмигрировали за границу, осев в странах Запада. Красные полки прошлись по фронтам от Дона до Польши. Особенно стоит отметить Оку Ивановича Городовикова, командовавшего дивизиями в Первой конной армии Буденного.
В период Гражданской войны на Дону была провозглашена казацкая антибольшевистская республика — Всевеликое войско Донское. Его атаман Краснов отмечал
За поддержку белогвардейцев участники этого движения после победы Красной армии были, конечно же, репрессированы или переместились за границу.
Буддизм в России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2020 года; проверки требуют 77 правок.
Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.
Регионы России со значительным буддийским населением
Япония (Japan)
Кинкаку-Дзи (Золотой Павильон). Япония.
В настоящее время большая часть жителей Японии официально считается последователями буддизма, хотя отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции.
Многие японцы вообще прохладно относятся ко всем существующим религиям и являются атеистами и апатеистами. Буддизм очень хорошо сочетается с таким положением вещей, поскольку буддизм является скорее философией, нежели религией.
Буддизм в Японии неоднороден. За более чем полторы тысячи лет истории Японии буддизм в стране сформировался в виде многочисленных школ и течений, сконцентрированных на разных аспектах учения.
Монголия (Mongolia)
Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан). Монголия.
Тибетский буддизм является традиционной религией всех народов Монголии, говорящих на монгольском языке. Кроме того, буддизм исповедуется тюркоязычными тувинцами. Буддисты составляют чуть более половины населения страны. Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни и тибетского буддизма. Образование – одно из приоритетных направлений внутренней политики Монголии.
Государство Монголия имеет весьма тяжёлые условия для жизни – у территории страны отсутствует выход к морю, климат является довольно сложным, а большую часть территории занимают полупустыни, степи, а также обширная пустыня Гоби в южной части страны. Кроме того, Монголия является одной из самых "высоких" стран в мире – средняя высота местности составляет около 1590 метров, а наивысшая точка земли расположена на пике Найрамдал (Таванбуд), имеющем высоту 4374 метра над уровнем мирового океана.
Несмотря на все сложности, Монголия стала страной буддизма. Известно, что буддизм учит людей тому, как быть в гармонии – в гармонии с собой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с природой и даже с космосом. Как показывает история, буддизм часто получает распространение в тех местах, где условия жизни – сложнее обычного.
Таиланд (Thailand)
Мандапа (святыня) храма Амрутесвара. Амрутхапура. Таиланд.
Буддизм в Таиланде появился задолго до его заселения тайскими народами. Местная буддийская традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки времён примерно третьего века до «Нашей Эры». Большинство жителей (95% и более) современного Таиланда являются сторонниками буддизма.
В стране функционируют две крупные буддистские организации: Ассоциация буддистов Таиланда и Ассоциация молодых буддистов. В конце семидесятых годов прошлого века в стране появились новые буддийские общества в университетах и высших учебных заведениях, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологические направление буддизма имеет историческую перспективу и, скорее всего, станет политическим.
Несмотря на то, что храмовая архитектура в Таиланде на протяжении многих лет претерпевала изменения, все архитектурные стили придерживаются единого принципа. Тайский храм состоит из двух частей: Пхутта-Вата и Сангха. Пхутта-Вата является местом, посвящённым Будде. Сангхават – жилые кварталы монахов.
Правление царя Ашоки (около 260 до нашей эры)
Фрагмент стелы с эдиктами Ашоки (238 до н. э.)
Царь империи Мауриев Ашока (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.
В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее до Средиземноморья).
Третий буддийский собор 250 до н. э.
Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.
В это время более чётко установился состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.
Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.
Миссии Ашоки в эллинистическом мире
Распространение буддизма при царе Ашоке (260—218 до н. э.)
Некоторые из эдиктов царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).
Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.
Двуязычная надпись короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.
В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).
Распространение буддизма в Азии
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 году до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.
Монское колесо дхармы, VIII век.
Буддийское искусство монов претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII веках.
Под влиянием этого государственного образования учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.
Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками во II веке до н. э. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоша IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.
По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.
Отделение махаяны от тхеравады I век
Золотая монета царя Канишки I правящем около 126 в Кушанском царстве с эллинистическим изображением Будды и словом «Boddo» греческим шрифтом.
После падения Индо-греческого царства, а его культура была перенята индоевропейскими кочевниками из Средней Азии, индо-скифами и потом Юэчжи, основавшими Кушанское царство около 12 г. до н. э.. Кушаны поддерживали буддизм, и созвали Четвёртый буддийский собор во время правления царя Канишки около 100 г. н. э. в Джаландаре или в Кашмире, именно этот собор обычно ассоциируется с датой подъёма буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Представители традиции Тхеравады не признают этого собора, и иногда называют его «собором еретических монахов».
Царь Канишка собрал в Кашмире 500 бхикшу во главе с Васумитрой для редакции Трипитаки. В течение собора было собрано триста тысяч стихов и более девяти миллионов положений, которые приводили в порядок около двенадцати лет. Новый канон не опирался более на палийскую Типитаку, а был переписан на классическом Санскрите вместе с основными положениями Махаяны.
Преследование буддизма в государстве Шунга (II век до н. э. — I век до н. э.)
Династия Шунга (185 до н. э. — 73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брихадраты трон занял военачальник Пушьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовании буддизма, согласно летописям, он разрушал монастыри и убивал монахов, и снёс около 84 тысяч ступ (Divyavadana, pp. 429—434), предлагая по сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Большое количество буддийских монастырей были обращены в индуистские храмы, в частности Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Буддизм и Рим
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 года н. э.
Они приехали с дипломатическими письмами к грекам, и один из послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры.
Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамасским, который встретил посольство в Антиохии, и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхаруха в Индии»). Речь шла о буддистах, а не о брахманах, которым противостояли шраманы.
«Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости».
Отношения с государством
Прежде всего буддизм — настическое учение, поэтому ему непосредственно предшествовали джайнизм и локаята.
Шри Ланка (Sri Lanka)
Буддистская ступа. Анурадхапура. Шри-Ланка. Цейлон.
Шри Ланка является островным государством, расположенным чуть южнее современной Индии. Полное официальное наименование страны – Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Со времён португальского вторжения и до 1972 года в европейских языках страна называлась Цейло́н (от порт. Ceilão). Шри-ланка (श्री लङ्का) в переводе с языка Санскрит означает «славная, благословенная земля».
Вопреки возможным ожиданиям, остров Цейлон не был в прошлом времени соединён с землёй основного материка. Заметку об этом можно найти в исследовании, проведённом в одной из предыдущих записей этого блога – Путешествие в Неизвестность, Часть Первая. Водный Дом.
На острове Цейлон люди говорят на нескольких языках. Во-первых, на официальном языке «синхала» (сингальский), во-вторых, на официальном тамильском языке, и в-третьих, на английском языке, который не имеет статуса официального языка государства, но используется для межэтнического общения.
Основная религия государства Шри-Ланка – это буддизм, более 70% жителей острова исповедуют эту религию-философию.
Русские буддисты
Среди последователей религии есть люди, которых называют этническими буддистами. К ним относят тех, кто проживает в определенных регионах. На этих территориях буддистское направление имеет исторические корни и признано основной религией. В России также существует множество групп и общин, которые основаны недавно. Они обычно приходят к вероисповеданию через ее изучение. В российской истории есть несколько знаменитых буддистов:
В XIX-XX вв. многих русских буддистов православные и советские люди воспринимали как диковинку. В России XXI века эта религия стала вариантом нормы и активно развивается. В последние годы было восстановлено множество буддистских дацанов, молельных мест и монастырей.
Во многих регионах основаны общины, в которых можно получить духовную поддержку, узнать о религии. Специальная литература продается в большинстве современных книжных супермаркетов. Она в широком ассортименте представлена также в интернет-магазине «Ашанти». Информацию о буддизме можно получить в различных источниках самостоятельно, без вступления в конкретную общину.
Камбоджа (Cambodia)
Монахи буддисты у храма Ангкор Ват. Камбоджа.
Камбоджа является страной буддизма. Около 98% населения государства являются буддистами. В стране действуют почти четыре с половиной тысячи буддийских монастыря. Приверженность Камбоджи к буддизму является неотъемлемой частью истории и культуры государства. Традиции и повседневная жизнь подавляющей части населения тесно связаны с миролюбивой философией Будды. В 1989 году буддизм был официально объявлен государственной религией страны Камбоджа.
Храмовый комплекс Ангкор Ват, расположенный в северо-западной части государства Камбоджа имеет площадь равную почти 163 гектар или 402 акра. По этому показателю Ангкор Ват считается мировым рекордсменом по территории и вошёл в Книгу Рекордов Гиннесса.
Изначально комплекс был воздвигнут как индийский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну в двенадцатом веке. Вишну, также известный как Нараяна и Хари – одно из главных божеств в Индуизме. Вишну — Нараяна — Хари известны как Бог Сохранения, Бог Времени, Защитник Добра и Дарователь Кармы. Со временем и постепенно строение превратилось в буддистский храм и ныне именуется индуистско-буддийским храмовым комплексом.
Распространение буддизма на Западе
Широкое распространение буддизма в западных странах наступило в XX веке по многим причинам.
В настоящее время в западных странах существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, храмы, школы и медитационные центры, которые насчитывают миллионы приверженцев.
Государства
Вспоминая ранее сказанную оговорку про теорию вероятности, нужно понимать, что при составлении списка государств, в которых проживают буддисты, неминуемо будут допущены ошибки, как в случае с самой большой по территории страной планеты. Поэтому, перечислим в этом списке лишь те страны, в которых доля буддистов в населении заведомо больше порогового значения в один процент, и сделаем это в алфавитном порядке, чтобы нивелировать какие-либо погрешности. Жирным шрифтом выделены страны, имеющие весомую долю буддистского населения.
В регионе Азия ~ Океания ~ Австралия имеем следующие государства:
В остальных регионах планеты имеем следующие государства:
Как мы видим, из всех государств планеты значительную долю буддистов в населении имеют несколько стран. Перечислим географически их с севера на юг:
Эти страны с чистой совестью можно назвать буддистскими странами вне зависимости от каких-либо погрешностей расчёта, правильности или неправильности статистических данных. Эти страны являются государствами, где буддисты составляют основу людского общества и данный факт невозможно оспорить. Остановимся на этих странах и опишем их подробнее.
Части Света
Вообще, по правде говоря, буддисты проживают во всех частях света современного мира, однако не во всех государствах планеты есть условия для существования буддизма и не во всех странах производится правильный подсчёт количества буддистов. Поэтому, смотреть на официальные числа статистики следует через мысленный фильтр.
Если верить официальной статистике, считающей 1% пороговым значением доли населения для включения страны в статистику, то большинство буддистов планеты (87% или 408 миллионов человек) проживают в части света, известной под названием Азия. Практически вся Азия имеет государства, в которых есть буддисты. Это очевидно, ведь буддизм зародился в Азии.
За пределами Азии значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке (около 4 млн. человек по данным энциклопедии) и Европе (около 2 млн. человек). Также буддисты живут в Австралии, Океании, Латинской Америке и даже в мало кому известной пустынной Африке.
Возвращаясь к ремарке об одном проценте порога, нужно вспомнить о том, что в самом большом по площади государстве планеты, Российской Федерации, а точнее – в её столице, городе Москва, до сих пор нет ни единого буддийского храма. Как это возможно при том что буддизм является древней философией и распространён по всему миру ? Это говорит о многом. При этом, количество россиян, близких к буддизму явно превышает один процент, судя по многочисленным опросам и фактам. Поэтому, помним об этой особенности и относимся к официальной статистике вспоминая теорию вероятности.
Лаос (Laos)
Статуя Будды. Вьентьян. Лаос.
Лаос является преимущественно буддийским государством. Более половины граждан исповедуют буддизм. Столица государства – город Вьентьян. Население столицы – примерно один миллион человек. Государство не имеет выхода к морю и имеет очень скромную по современным меркам экономику, но не смотря на всё это сейчас Лаос насчитывает около двух с половиной тысяч буддистских монастырей и храмов. Для сравнения – в столице самого большого по площади государства планеты – городе Москва – нет ни одного буддистского храма.
Несмотря на отсутствие выхода к морю, Лаос имеет доступ к водным ресурсам и транспортным артериям планеты – большая часть границы государства проходит по реке Меконг. Меконг – это самая большая река в регионе. Её длина – четыре с половиной тысячи километров, а площадь бассейна – около 800 тысяч квадратных километров.
Река Меконг переводится с официального языка Лаоса лао-лум как «Матерь вод Ганг». На вьетнамском языке эта река называется «Река девяти драконов». Река берёт начало из Тибета на высоте более 5000 метров над уровнем моря. Путешествие по этой реке не может оставить равнодушным к красоте местной природы.
Казацкие ламы Калмыкии
Лама Менько Борманжинов, портрет работы Александра Бурщинова. Источник
Более сложными были отношения государства с калмыками, которые появились на Дону и Волге впервые во второй половине XVII века, войдя таким образом в русский мир. Причинами откочевки части калмыков на Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве. Калмыцкая знать не раз обращалась к российским государям с жалобами на донских казаков и администрацию соседних с ханством городов, чтобы они не принимали и возвращали беглых калмыков. В 1673, 1677 и 1683 годах русская власть издавала указы, которые запрещали донским казакам и пограничным городам принимать беглых калмыков, а в случае если таковые всё-таки оказывались на Дону, предписывали немедленно отправлять их восвояси. Эти запреты действовали слабо, численность калмыков на Дону постепенно росла.
В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на донские земли не принимать. Постепенно в составе казацкого Войска Донского сложилась категория так называемых коренных калмыков, окончательно осевших на Дону.
В октябре 1771 года указом Екатерины было упразднено Калмыцкое ханство, поводом для этого стал уход части калмыков с берегов Волги обратно в Джунгарию. И хотя ханство было ненадолго восстановлено при Павле I, вмешательство государства во внутренние дела калмыков усиливалось. Государство, постепенно ставя вольных прежде христианских казаков на службу, стало обращать внимание и на соседствующих с ними калмыков-буддистов.
Это привело в XIX веке к формированию особой, немногочисленной, но весьма интересной социальной прослойки — бузавов. Бузавы — это казаки-калмыки, осевшие на Дону и образовавшие казачьи станицы в Сальских степях, на территории современной Ростовской области.
С 1 января 1892 года донские калмыки в правовом отношении были уравнены с казачеством. То есть несли военную службу наравне с христианами, оставаясь при этом буддистами.
Эта интерференция двух религий и образов жизни порождала весьма интересные и самобытные формы — например, феномен «казацких лам», ярчайшим образчиком которого являлся Менько Борманжинов.
С юности отличаясь незаурядными способностями, в 1869–1881 годах он постигает тайны буддизма у Очир ламы. В 1890-е годы неоднократно посещает Тибет, Монголию и Китай (в частности, Внутреннюю Монголию), откуда привозит Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов) — собрания буддийских текстов. Занимается их переводом с тибетского на калмыцкий. Также Борманжинов открывает в Денисовском хуруле высшую школу буддийской философии «цаанид», единственную среди донских калмыков того времени. В 1901 году становится главным ламой донских калмыков. На этом посту находится до своей кончины. Во время Гражданской войны поддерживал Белое движение и атамана Краснова. В 1919 году, во время отступления Вооруженных сил Юга России, Менько Борманжинов вернулся в станицу Денисовскую, где вскоре и умер.
Казацкие ламы парадоксальным образом совмещали в себе элементы религиозной и воинской власти, составляя поистине чапаевский (в пелевинском смысле) образ.
Часто они путешествовали в Тибет и в Монголию — традиционные центры буддийского паломничества. Тем более что правительство Российской империи в XIX веке уже старалось привлекать буддийских священнослужителей для выполнения различных заданий в Тибете и Монголии. Так, в 1891 году отправился в путешествие и посетил Тибет Бадма Менкеджуев.
Эта тяга к установлению российско-тибетских связей касалась и бурятских буддистов. Например, крестник Александра II Жамсаран Бадмаев предложил (уже при Александре III) проект протектората России над Тибетом, то есть превращения тибетского буддизма в одну из официальных религий Российской империи и включения самого центра ваджраянского буддизма в орбиту российского влияния.
Гомбожаб Цыбиков. Одна из первых в мире фотографий дворца Потала в Лхасе, 1901 год. Источник
Характерно, что намерение это вышло за пределы просто благопожелания. В частности, российский ученый Гомбожаб Цыбиков, бурят по национальности, в XIX веке проник в Тибет с целью сбора стратегической и разведывательной информации. В 1898–1899 годах Овше Норзунов, тесно связанный с буддийским духовенством, предпринял путешествие в Тибет через Ургу (Монголия). Он был первым, кто сфотографировал Лхасу, столицу Тибета, сделав 45 фотографий. Весной и летом 1900 года он попытался предпринять еще одно путешествие, но был задержан английскими пограничными властями в Дарджилинге (Северная Индия) по подозрению в том, что является агентом русской разведки.
Менько Борманжинов, 1908 год. Источник
Предпринимались и другие экспедиции, при этом официально они утверждались на самом высоком уровне — часто лично Николаем II. В 1904–1905 годах состоялась секретная миссия в Тибет, участниками которой были семь калмыков. Начальник экспедиции Наран Уланов (подъесаул Российской армии), Дамбо Ульянов — буддийский священнослужитель и врач традиционной калмыцкой медицины и еще трое их коллег. Экспедиция провела около семи месяцев в Средней Азии, где шла подготовка к тайной миссии в Тибет. Все члены группы были снабжены документами коренных жителей провинции Синьцзян (Китай) и одеты как буддийские монахи-паломники. В пути Уланов умер от болезни, но члены экспедиции достигли Тибета.
Однако внешнеполитические планы Российской империи в рамках «Большой игры», проникновения и распространения влияния в Центральной Азии, были приостановлены. Причиной стали как внутренние, так и внешние обстоятельства: поражение России в войне с Японией в 1904–1905 годах, начавшаяся после этого революция (1905–1907) и оккупация части территории Тибета (включая Лхасу) английскими войсками под командованием полковника Янгхазбенда.
После прихода к власти большевиков и образования СССР буддийский фактор почти утратил свою значимость, однако несколько лет всё еще продолжал по инерции играть во внешней политике России остаточную роль. Так, в 1922 году была организована советская экспедиция в Тибет при поддержке уполномоченного Коминтерна на Дальнем Востоке Федора Шумятского, а также Василия Хомутникова.
Благополучно прибыв в Тибет и достигнув Лхасы, члены миссии встретились с Далай-ламой XIII. Аудиенция состоялась в зимнем дворце в Потале.
Далай-лама прежде всего интересовался судьбой хамбо-ламы Бурятии Агвана Доржиева и состоянием дел — в первую очередь религиозных — у калмыков и бурят. Хомутников старался рассеять подозрения владыки Тибета и передал ему письмо от Агвана Доржиева. Прием продолжался около шести часов.
Хомутников еще дважды побывал на аудиенции у Далай-ламы XIII. Выполнив задание советского правительства, эта дипломатическая миссия летом 1922 года вернулась в Советскую Россию кружным путем через Индию, Шанхай и Монголию. По возвращении Хомутников подал в НКИД отчет об экспедиции, в котором анализировал английско-тибетские отношения, состояние тибетской армии, а также мнение далай-ламы о советской власти.
Буддизм исповедуют в России многие народы. Эта религия принята в РФ в качестве традиционного вероисповедания вместе с исламом и православием. Первый европейский дацан-храм был организован в Санкт-Петербурге, куда направлялись многие представители интеллигенции, ученые, тибетологи. Благодаря ему в России появилась буддийская община, состоящая из людей разных национальностей. Другие храмы представлены в разных регионах:
С развитием буддизма в России появилось множество направлений этой религии. Стоит понимать, сколько разновидностей этого вероисповедания присутствует в каждом регионе. Их может быть от одной до нескольких десятков, но в качестве основной принимается обычно только одна школа. В России существует три основных республики, исповедующих буддизм:
Существует множество мирян в России, кто исповедует буддизм. Обычно это зрелые люди, выбравшие себе в наставники определенного учителя. Крупнейшей считают ассоциацию последователей Оле Нидала, организовавшего общину Алмазного пути Кагью. В России существует около 100 центров, преподающих это учение.
К крупным буддийским школа также относят Московскую общину «Ганден Тендар Линг», существующую с 2001 г. Он является подразделением Фонда поддержки махаянских традиций, имеющих сообщение с различными странами. К нему также относят группу Арьяведы, находящуюся в г. Санкт-Петербург и поддерживающую школу гелуг.
Эзотерическое буддийское подполье советской эпохи
Еще одной знаковой фигурой, ставшей важной частью «пелевинской предыстории», является Бидия Дандарон — буддийский ученый, востоковед и философ, внесший большой вклад в выживание и развитие сангхи (буддийской религиозной организации) в Советском Союзе.
Дандарон в ламском облачении. Фотография из материалов уголовного дела. Источник
Бидия Дандарович Дандарон родился в 1914 году в Кижинге (Бурятия). Отцом его был лама-философ Доржи Бадмаев.
В возрасте восьми лет Бидия был признан тулку (перерождением) настоятеля одного из тибетских монастырей Джаягсы-гэгэна, посещавшего Бурятию в конце XIX века. Была проведена помпезная церемония посвящения с богатыми подарками и подношениями. Лубсан Цыденов, первый учитель Дандарона, в тот день дал мальчику посвящение и нарек его дхармараджей — духовным принцем Бурятии. После чего мальчик был отправлен в монастырь для изучения тибетского и монгольского языков, основ буддийской философии и космологии. Однако монастыри и хурулы по всему Советскому Союзу закрывались и разрушались, духовенство ссылалось или уничтожалось. Бидия Дандарон был вынужден продолжать образование в светской школе, где его недолюбливали за «царское» происхождение.
В 1930-х он приехал в Ленинград и в 1933 году поступил в Институт гражданского воздушного флота, а параллельно посещал лекции на восточном факультете ЛГУ. В 1935 году Дандарон встретился с видным буддийским деятелем Агваном Доржиевым, тем самым, по ходатайству которого перед Николаем II в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский храм (дацан). Доржиев дал Бидии рекомендацию к филологу Андрею Вострикову для дальнейшего изучения тибетского языка.
Вокруг Дандарона быстро собирается кружок из его соотечественников-бурятов, которые приходят к нему домой послушать и подискутировать об истории и судьбах Бурятии и Монголии. Но в 1937 году Дандарон был арестован по доносу одного из сокурсников. Ему инкриминировали создание панмонгольской контрреволюционной организации.
Бидия отбывал срок в Уссурийской области, он написал из лагеря прошение об отправке на фронт, но ему было отказано. В 1943 году Дандарона освободили досрочно из-за открытой формы туберкулеза, он вернулся в родную Кижингу и начал активные действия по возрождению религии. По воспоминаниям родных, из лагеря он привез перевод на бурятский язык Ганджура — своеобразной буддийской энциклопедии, содержащей основы учения Будды. Вместе с ламами он написал письмо Сталину о необходимости восстановления разрушенных и строительства новых монастырей. Сталин неожиданно дал согласие, и уже через несколько лет вновь открывается Агинский дацан в Читинской области и строится Иволгинский дацан.
Однако в 1949 году его повторно арестовали за антисоветскую деятельность и по подозрению в шпионаже. В лагере Дандарон познакомился с профессором философии из Вильнюса Василием Сеземаном, который обучил его основам западной философии, а Бидия в ответ обучил его основным положениям буддизма. Именно здесь, в лагере, у Дандарона родился, пожалуй, главный проект его жизни — так называемый необуддизм — причудливое сочетание древней восточной мудрости и классической западной философии.
Кроме политических заключенных, в лагере вместе с Дандароном оказались и немногие уцелевшие ламы. Он проводил с ними долгие ночи в беседах о философии, упражнялся в тибетском и монгольском, занимался йогой. В лагере у него появляются и первые ученики среди небурят.
Это два немца и поляк Кокошка. Последний заслуживает упоминания хотя бы потому, что способствовал продвижению необуддизма на Западе. Когда началась репатриация иностранных заключенных, а Бидия Дандарович к тому времени уже закончил рукопись «Необуддизма», Кокошка намеренно поранил руку и вывез из страны рукопись, спрятав листы в гипсе. Позже он издал ее на английском языке.
В 1956 году Дандарон вышел на свободу и через два года устроился на работу в Бурятский институт общественных наук, где исследовал гигантский фонд тибетских и монгольских текстов. В это время в институт принимали на работу в качестве консультантов высокообразованных лам. С середины 1960-х к Дандарону стекались ученики со всего Союза: многие бросали стабильную работу в Москве и ехали в Бурятию, чтобы работать уборщицей в школе или художником в клубе, ночевать в каморках в общежитии или прямо при школе, лишь бы быть рядом с учителем.
Все члены так называемой группы Дандарона — не только его духовные ученики, но и научные последователи. Они изучали тибетский и монгольский языки, переводили с тибетского на русский уникальные тексты, составляли справочники, писали научные статьи. Создавалась неофициальная научная школа буддологии — «школа Дандарона», во многом опережающая официальную. Просуществовав недолгое время, эта школа стала шагом вперед в русской буддологии и являлась продолжением русского востоковедения начала XX века, представителями которого были Щербатской, Ольденбург, Обермиллер и др.
Подобный ажиотаж вокруг Дандарона не остался незамеченным властью. И в 1972 года был инициирован очередной судебный процесс. Дандарон снова попал в колонию, откуда продолжал общение с учениками, рассылая им наставления. Умер он там же в 1974 году.