Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- Развитие интереса к окружающему миру;
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Культурологический подход
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги, курс имеет культурологический, а не вероучительный характер.
Основные ценности
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество,
- семья,
- культурная традиция.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Инструменты для освоения курса ОРКСЭ в ГБОУ школе №57
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению.
Традиционные методы:
- Исследование
- Различные виды проектов
- Мозговой штурм
- Анализ жизненных ситуаций
- Игровые технологии
- Дискуссии
Современные технологии:
- Проектная деятельность
- Интерактивные презентации
- Использование информационных технологий
Курс Основы религиозных культур и светской этики
Продолжительность:
Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальная особенность:
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в школе ориентировано на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе.
Задача:
Обеспечение в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребенком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию
- Культура и религия православных христиан
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности
- Отношение к труду, долг и ответственность, милосердие и сострадание
- Православие в России, православный храм и другие святыни
- Символический язык православной культуры
- Христианская семья и ее ценности
Основы светской этики
- Этика – наука о нравственной жизни человека
- Этика общения, правила общения для всех
- Этикет, красота и премудрости этикета
- Этика человеческих отношений
- Этика отношений в коллективе
- Простые нравственные истины
- Душа обязана трудиться, достойно жить среди людей
- Посеешь поступок – пожнешь характер
- Судьба и Родина едины
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия, древние верования
- Религии мира и их основатели
- Священные книги религий мира
- Хранители предания в религиях мира, человек в религиозных традициях мира
- Священные сооружения, искусство в религиозной культуре
- Религии России, религия и мораль, религиозные ритуалы
- Календари религий мира, праздники в религиях мира
- Семья, семейные ценности, милосердие, забота о слабых, социальные проблемы общества
Основы исламской культуры
- Введение в исламскую духовную культуру, культура и религия
Note: Структура содержания курса поможет учащимся более глубоко понять историю, традиции и ценности различных религий и культур.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
Пророк Мухаммад является образцом человека и учителем нравственности в исламской традиции. Он считается одним из столпов ислама и исламской этики. Мусульмане исполняют свои обязанности и следуют его учению. Мечеть является священным местом для исповедующих ислам и играет важную роль в жизни мусульман.
Семья в исламе
Семья в исламе имеет особое значение. Нравственные ценности, которые ценятся в исламе, играют ключевую роль в формировании семейных отношений.
Праздники исламских народов
Праздники исламских народов имеют свои особенности и происхождение. Они отражают духовность и традиции мусульманской культуры.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру позволяет понять основные принципы и учения буддизма. Буддийская культура имеет свои символы, ритуалы, и святыни.
Буддийские священные сооружения
Буддийские храмы играют важную роль в жизни буддистов. Они являются местом поклонения и молитвы.
Основы иудейской культуры
Иудейская культура имеет богатое культурное наследие. Тора, главная книга иудаизма, содержит ключевые принципы этой религии.
Семья в иудейской культуре
Семейные ценности играют важную роль в иудейской культуре. Суббота (Шабат) является особым днем, который отмечается с особым величием.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
Для изучения основ религиозных культур и светской этики предлагаются онлайн-уроки. Это позволяет детям получить знания о различных культурах и ценностях мира.
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Родители могут выбрать один из шести модулей для изучения своими детьми. Это помогает расширить кругозор и воспитать детей в духе толерантности и взаимопонимания.
Мы разные, но мы вместе. Россия — это многонациональная страна, где сосуществуют все традиционные религии мира. Понимание и уважение к различиям помогают поддерживать мир и гармонию.
Модули Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики имеют целью внедрить у школьников знания и навыки, необходимые для формирования и развития духовно-нравственной и культурной сферы личности каждого ученика.
Основы православной культуры
- Знакомство с ценностями христианской морали
- Познание православной веры и искусства
Основы исламской культуры
- Основы духовно-нравственной культуры ислама
- Исследование искусства ислама
Основы буддийской культуры
- Представление о буддизме как традиционной религии России
- Освоение основных понятий буддийской культуры
Основы иудейской культуры
- Изучение значения иудейской культуры для истории мировых религий
- Раскрытие влияния иудаизма на повседневную жизнь
Основы мировых религиозных культур
- Знакомство с историей и особенностями различных религий мира
- Изучение жизни и традиций верующих различных религий
Основы светской этики
- Размышления о нравственности и этике
- Приобщение к понятию патриотизма и доброты
Модули ставят перед собой задачу приобщить учащихся к фундаментальным ценностям и принципам различных культур и религий, тем самым способствуя формированию толерантного и более глубокого мировоззрения у каждого ученика.
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.