Выбор модулей в предмете Основы религиозных культур и светской этики
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Курс Основы религиозной культуры и светской этики в 4-х классах
Согласно приказу министерства образования и науки Российской Федерации, с 1 сентября 2012 года в четвертых классах общеобразовательных учреждений был введен курс Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).
Цель курса
Целью курса является ознакомление школьников с нравственными идеалами и ценностями, которые составляют основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Курс также направлен на понимание значения этих ценностей в современном обществе и развитие сопричастности учеников к ним.
Структура курса
Курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей, каждый из которых посвящен основам различных религиозных культур и светской этики:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Преподавание курса
Важно отметить, что преподавание курса не включает в себя изучение вероучения или богословских вопросов. Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, а также на знакомство с выдающимися представителями каждой религиозной культуры.
Родительское собрание и выбор модуля
Родители (законные представители) учеников 4-х классов будут приглашены на родительское собрание 28 февраля 2024 года, где им будет предоставлена возможность выбора модуля курса для своего ребенка. Помните, что выбор модуля является исключительным правом семьи, и ваше решение должно быть зафиксировано личным заявлением.
Заключение
Внедрение курса Основы религиозных культур и светской этики в 4-х классах образовательных учреждений помогает расширить культурное образование учащихся и формировать у них толерантное отношение к различным религиозным и культурным традициям. Важно поддерживать диалог и взаимопонимание между представителями различных культур и вероисповеданий.
Обучение основам религиозных культур и светской этики
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. Выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
Процесс выбора
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор. Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Ресурсы
- Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 №08.96 — смотреть
- О реализации курса ОРКСЭ — смотреть
- О выборе модулей курса ОРКСЭ — смотреть
- Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики — смотреть
- Вопросы и ответы о преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики — смотреть
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, высказал свою точку зрения: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Участники
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Заявление на имя директора
Как правило, в 3-м классе устраивается родительское собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школьное образование в России
Школа в России — это светское учреждение, где важно соблюдать нейтралитет в отношении политической агитации, религиозных убеждений и других сфер. Это правило закреплено в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации.
Обучение религиозным культурам и этике
В 10-11 лет ребенок начинает задаваться вопросами взросления, ценностей и своего места в мире. Предмет ОРКСЭ готовит к изучению гуманитарных предметов в дальнейшем.
Мы разные, но мы вместе
Россия — многонациональная страна с различными религиями. Для обеспечения мира и уважения необходимо знать и понимать традиции других культур.
Шесть модулей на выбор
Родители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ для изучения ребенка в 4-м классе. Курс развивает творческий потенциал и формирует патриотов.
Гордитесь своей Родиной и родной культурой, которая передает наследие и позволяет детям жить в будущем.