Притча о сеятеле и семенах
Иисус снова учит у озера. Вокруг Него собралась огромная толпа, так что Он был вынужден сесть в лодку и немного отплыть, а весь народ стоял на берегу. Иисус многому учил народ в притчах, говоря им:
Сеятель и семена
— Послушайте: сеятель вышел сеять. Когда он разбрасывал семена, то некоторые из них упали у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их. Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокойТонкий слой земли, лежащий на каменной породе, быстрее прогревается, что способствует быстрому росту растений. Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней. Другие упали в терновник, который разросся, заглушил их, и семена не дали урожая. Но семена, которые упали на хорошую почву, взошли, выросли и принесли урожай в тридцать, а то и в шестьдесят, и даже во сто крат больше, чем было посеяно.
— У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
Иисус объясняет притчу
Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах.
— Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, всё дается в притчах, они смотря, не видели, и, слушая, не понимали; чтобы они не обратились и не были бы прощены.
Потом Иисус спросил:
— Неужели и вы не поняли эту притчу? Как же вы тогда вообще сможете понимать притчи? Сеятель сеет слово. Некоторые люди похожи на семена, посеянные у дороги. Как только они услышат слово, приходит сатана и похищает посеянное в них. Другие похожи на семена, посеянные на каменистой почве. Эти люди, когда слышат слово, сразу же принимают его с радостью. Но у них нет корня и поэтому их хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, они сразу же отступаются. Третьи — как семена, посеянные среди терновника. Они слышат слово, но повседневные заботы, обольщение богатством и другие желания заглушают слово, делая его бесплодным. А есть люди, похожие на семена, посеянные в хорошую почву. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто крат больше посеянного.
Заключение
Затем Он сказал им:
— Разве для того вносят в дом светильник, чтобы поставить его под горшок или под кровать? Наоборот, его ставят на подставку. Нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего скрытого, что не выйдет на свет. Если у кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
И еще сказал им:
— Будьте внимательны к тому, что вы слышите. Какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам, и даже прибавлено. У кого есть, тому будет дано еще, а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
и будете смотреть и смотреть, но не увидите. У них затвердело сердце, они потушили уши и закрыли глаза, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, и не понять сердцем и обратиться, чтобы Я исцелил их.(Мф. 13:3-15)
Значение притч для нашей жизни
Притчи, рассказанные Иисусом, имеют глубокое духовное значение и уроки для нас. В них скрыты тайны Небесного Царства, которые могут стать источником вдохновения и утешения в нашей повседневной жизни.
Притча о зерне и горчичном зерне
Притча о зерне, которое падает на различные типы почвы, напоминает нам о важности тщательно относиться к слову Божьему. Мы должны уделять внимание своему духовному росту, чтобы приносить плоды в хорошей почве сердца.
Горчичное зерно, с которым сравнивается Божье Царство, напоминает нам о мощной силе веры. Даже самое маленькое начало может привести к большим результатам, если мы доверяем Богу и позволяем Ему действовать в нашей жизни.
Уроки из притчи о шторме на озере
Притча о том, как Иисус усмирил шторм на озере, показывает нам Его божественную власть над природой и проблемами нашей жизни. Мы должны иметь веру в Его силу и способность помочь нам преодолеть любые испытания.
Заключение
Притчи, рассказанные Иисусом, являются ценными уроками веры и доверия в Божью провиденцию. Мы можем научиться мудрости и прозорливости, следуя примеру из притчей и применяя их уроки в нашей жизни. Доверяйте Богу, и пусть Его слово плодоносит в вашей жизни как зерно, о котором говорил Иисус.
Автор: [Your Name] Дата: [Date]
Притча о слепых и глухих
Как сказал пророк Исаия о народе: будете смотреть и смотреть, но не увидите. Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил.
Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат. Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
Притча о сеятеле
Притча о сеятеле говорит о том, как к каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Семя, упавшее у дороги, семя, упавшее на каменистую почву, семя, посеянное среди терновника и семя, посеянное в хорошую почву – все это о человеке и о том, как он принимает слово.
Притча о пшенице и сорняках
Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами. И когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки. Пшеница взошла, появились колосья, стали заметны и сорняки. Хозяин решил дать расти и с сорняками, и с пшеницей до времени жатвы.
Притча о горчичном зерне и о закваске
Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек посеял в поле. Хотя оно самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, привлекая к себе птиц небесных.
Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с мукой, чтобы всё воскисло.
Иисус говорил народу с притчами, чтобы исполнились слова пророка и чтобы люди понимали глубину учения.
Объяснение притчи о пшенице и сорняках
Иисус после притчи о пшенице и сорняках объяснил ученикам притчу, рассказав им, как в жизни может быть полно соблазнов, но только те, кто терпелив и верит в Бога, смогут увидеть плоды своих усилий.
Для понимания глубины притч Христа и их значения в жизни, важно открыть сердце, глаза и уши, чтобы увидеть, услышать и понять истину, которая таится в словах благой вести.
Притча о Сеятеле и злых семенах
Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий. Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого. Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира. Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников. Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов. А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!
Притчи о спрятанном сокровище и о драгоценной жемчужине
Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг. Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
Притча о рыболовной сети
Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы. Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили. Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среди праведных и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
Вы поняли всё это? — спросил Иисус.
— Да, — ответили ученики.
Тогда Иисус сказал им:
— Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
Люди в Назарете отвергают Иисуса
Эти притчи, ушел оттуда. Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись:
— Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила? Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды? Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?
И они отвергли Его.
Иисус же сказал им:
— Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.
И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.
Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского). (Продолжительность 00:12:05 мин, размер 16,6 Мб)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день мы в Евангельском чтении слышали притчу, о которой могут рассказать и дети. Она на первый взгляд настолько простая, что понятна сразу же после того, как мы ее услышим. Эта притча о нас с вами, не о людях, которые жили две тысячи лет назад и занимались сельским хозяйством, но о людях, которые в XXI веке приходят в храм и спрашивают себя: Что мне делать, чтобы спастись?.
Вначале Господь Иисус Христос обращается к широкому кругу людей, рассказывая с помощью метафоры о Царствии Небесном. В этом образе предстает перед нами поле, и по нему идет человек, которые сеет семя, и одно семя падает при дороге. А известно, что в Израиле дорога могла идти через само поле, и потом эту дорогу вспахивали. Сначала сеялось семя, а потом происходила вспашка. Как правило, крестьянин нес с собой сумочку, она была прикреплена у него на животе, и он, зачерпывая горстью семена, разбрасывал их направо и налево. Итак, первое семя падает при дороге, его топчут или клюют птицы; второе семя падает на каменистую почву – это не означает, что земля шла вместе с камнями вперемешку, но означает, что слой грунта был неглубоким, а под ним камень, и из-за этого не развилась корневая система, было недостаточно влаги, и в знойный период поросль просто засохла. Сеется семя и среди терния, и, поднимаясь, терние заглушает семя. И только четвертое семя приносит плод сторичный. Евангелист Лука не уточняет, сколько именно, а пишет «плод сторичный», как будто не делает разницы в отношении того, какой плод, какое качество, количество, главное, что он умножается многочисленно. На этом ставится пауза, и ученики спрашивают Спасителя: «Почему Ты говоришь народу все в притчах?» И Спаситель отвечает: «Потому что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а тем, внешним, все говорится в притчах» (см.: Мк. 4: 11). Это означает, что есть разная степень готовности людей услышать слово Божие, или в какой-то момент их уши остаются закрытыми: «Кто имеет уши слышать, да слышит». После этого Спаситель тут же предлагает интерпретацию притчи.
Что же значит каждый из тип семян? Первое семя – это то, которое является словом Божиим и сеется в сердце человека, но приходит диавол и похищает это семя, потому что не хочет, чтобы человек уверовал и спасся. Диавол не хочет спасения человеку, которое дается ему через веру, а вера принимается посредством слова Божия. Следовательно, человек, который читает Священное Писание, пытается проникнуть в тайну Богопознания, через изучение слова Божия должен уверовать, а вера должна привести его ко спасению. И диавол на самом начальном этапе вводит в пространство человеческих размышлений, в самый центр его интеллектуальной и чувственной деятельности какую-то противоположную мысль, то есть не дает этому семени укорениться. Это особенно тогда происходит в людях, когда у них нет стержня, или когда у них мысли добрая и противоположная на сердце борются – диавол борется с Богом в сердце человека.
Спасение дается через веру, а вера принимается посредством слова Божия
Второе семя, о котором говорит Спаситель, – это то, которое падает на камень. Каменистая почва напоминает людей, которые с радостью принимают слово Божие, но когда наступают испытания, связанные с гонениями, тогда оставляют Спасителя. У них радость, когда они увидели какое-то чудо, получили наслаждение от благолепного богослужения в храме, но когда это благолепие и чудо ушли в сторону, когда надо дать ответ в своем уповании, тогда эти люди прячутся, надевают личину светскости и не выдают себя как христиане ни внешне, ни внутри, забывает о том слове, которое они когда-то услышали.
Третий тип семени – это то, которое падает среди терния. И Господь расшифровывает, что же такое терние. Это многочисленные заботы и попечения, это богатства и это удовольствия, и в этом мы узнаем портрет современного человека, который также обременен этими испытаниями, которые не дают семени возможность прорасти. И что важно, эти тернии сравниваются с каким-то очень плотным строем ограды, которая окружает человека со всех сторон и не дает возможности вырваться из этого круга. Человек снова в этом погрязает, и постепенно увядает то слово, которое когда-то брошено было на почву его сердца.
И, наконец, четвертый тип семян – это те, которые проросли и даровали добрый плод – плод стократный. Спаситель снова повторяет слова: «Кто имеет уши слышать – да слышит». Митрополит Сурожский Антоний задается вопросом: неужели Господь разделяет людей на классы и кому-то суждено спастись, а кому-то не суждено спастись? Этот вопрос ставился еще две тысячи лет назад и в иудейских апокрифах, в таких как книга Юбилеев или четвертая книга Еноха, которые были написаны во времена первого столетия новой эры. Действительно, речь шла о похожем образе сеяния семени на разной почве, но люди делились на классы: на те, которые предназначены к тому, чтобы принять это слово и жить по нему, и те, которые, наоборот, не предназначены ко спасению. Митрополит Антоний подчеркивает, что скорее речь идет о состоянии человека, о том, что каждый из нас по временам является каменистой почвой, или окружен тернием, или, наоборот, является доброй почвой.
И мы себя спросим: так что же нам делать, чтобы спастись? Что нам делать, чтобы наше собственное сердце стало доброй почвой? И опять мы возвращаемся в Галилею, видим Спасителя, проходящего с учениками засеянными полями, вспоминаем, что мы видели на родных российских просторах, и начинаем догадываться, что поле представляет из себя дружный строй поднявшихся колосьев, которые растут примерно на одинаковой высоте и помогают друг другу преодолеть и камень, и терние. И это означает, что когда у нас на душе камень, который может быть растоплен слезами покаяния, то и у другого человека может быть на душе камень, который напоминает лед, растапливаемый, когда его согревает любовь.
Когда у нас недостаточно сил сокрушаться о своих грехах, мы, дорогие братья и сестры, можем помочь друг другу, стать друг другу ближе, чтобы терние не имело возможности прорасти между нами. И согревая заботой, уважением, лаской и добрыми делами, внимательностью или хотя бы непренебрежением другим человеком, мы помогаем ему согреться, особенно в холодную зимнюю стужу, и тем самым мы удобряем и свое собственное сердце. Спаситель нам говорит о деле, о том, что вера должна дать спасительный плод, а это означает, что должен быть какой-то поступок веры, а не только теоретические размышления о ней. И когда мы пытаемся стать друг другу ближе, позаботиться друг о друге и помочь другому человеку сделать из камня, из ледяного сердца воду живую, мы тем самым помогаем и себе.
Когда мы пытаемся помочь другому сделать из камня, из ледяного сердца воду живую, мы тем самым помогаем себе
В Древнем патерике есть замечательный образ врача, которые лечит с помощью мази, и один из старцев замечает, что никакой лекарь не приносит пользы другому, прежде чем не возольет это масло на свои собственные руки. И действительно, когда мы берем лечебную мазь, то, прежде чем смазать тело другого человека, мы приносим пользу себе, мы лечим свой собственный организм. Так и человек, который заботится о других, растапливает свое собственное сердце, раскалывает камни, удобряет эту почву, чтобы семя, посеянное на ней, могло дать добрый восход, могло принести плод во сто крат, и неважно, какой будет этот плод. Господь не уточняет, какие конкретно поступки, социальные, благотворительные или иные, мы должны совершать – это все предоставлено творческой активности человека, его произвольному выбору, наклонностям, способностям, Божиим дарованиям.
Но что важно – это стартовая точка, и это, к сожалению, является проблемой для современного человека, что мы не слышим слово Божие, не слушаем, и, часто бывает, мы даже просто не берем в руки Священное Писание, чтобы дать себе возможность его услышать. Мы оставляем чтение Библии на бесконечное «потом» и «завтра», на пенсионный возраст, когда времени якобы станет побольше. А на самом деле времени больше не становится, но становится еще сложнее видеть и тяжелее слышать, и следовательно, хорошо бы нам вернуться в изначальную точку в тот момент, когда Спаситель заговаривает о самом сеянии. А мы готовы искать это семя, слово Божие? Готовы ли мы найти возможность и время вчитаться в текст Священного Писания и задумываться, что значит воля Божия, явленная о нас, конкретно обо мне? И если мы находим возможность для чтения слова Божия, то мы находим возможность и для укрепления нашей веры, а это подвигает нас к спасительному деланию, и это дает нам возможность принести плод и выполнить все то, что заповедуют нам святые отцы.
Если мы находим возможность для чтения слова Божия, то мы находим возможность для укрепления нашей веры
Так давайте же, братья и сестры, вспоминая о таких простых детских притчах, как притча о сеятеле, в воскресный день, предназначенный для славословия Спасителя, откроем текст Евангелия, вчитаемся в него и задумаемся: что Спаситель сегодня хочет сказать каждому из нас, мне лично и всем нам, чтобы мы пришли в познание истины и были спасены. Аминь.
Приведем притчу в изложении Марка: «Вот вышел сеятель сеять. И когда сеял, одно зерно упало у дороги, и налетели птицы и выбрали его. А когда солнце поднялось, — увяло и, не имея корней, засохло. А другое упало между терновником; поэтому вырос терновник и заглушил его, и он не принес плода. Еще другое упало на добрую землю, взошло, дало росток и росло; и принесло урожай: одно – в тридцать, одно – в шестьдесят, а одно – в сто раз. И сказал: имеющий уши, чтобы слушать, да слушает. (Мк. 4:3–9).
Незначительные различия между евангелистами в изложении притчи касаются упавших у дороги семян: у Матфея и Марка его клевали птицы, а у Луки они были попраны, и птицы небесные клевали его. Семена, упавшие на каменистую почву, по версии Матфея и Марка, быстро взошли, потому что земля не имела глубины, когда же поднялось солнце, увяло; засохло оно из-за того, что не имело корня. У Луки семена, взойдя, засохли, потому что не было влаги. Упавшее на плодородную почву у Матфея и Марка приносит тридцати-, шестидесятые и в счастливом случае – стократный плод; у Луки – плод сторический. Для понимания контекста, в котором развертывается действие притчи, необходимо помнить о том значении, которое имели для слушателей Иисуса Христа такие основные понятия, как земля, семена и терния.
Слово "земля" для израильтянина было священным. Несмотря на сложную политическую ситуацию, евреи времен Иисуса Христа продолжали жить на своей земле, той, которую Бог обещал Аврааму и его потомкам (Быт. 12:1–7). Эту землю евреи когда-то с трудом отвоевывали у других народов; к ней они вернулись после долгого пребывания в Египте и сорокалетнего путешествия в пустыне; потом они вторично вернулись к ней после Вавилонского плена. Это была земля отцов и родина (Быт. 31:3; 48: 21), к которой евреи были очень привязаны.
Слово «семена» присутствует только в версии Луки; в версиях Матфея и Марка семена не упоминаются, однако подразумеваются. Понятие семян также имело богатую смысловую нагрузку. С одной стороны, семена – это то, посредством чего осуществляется процесс воспроизводства и размножения в растительном мире (Быт. 1:12). С другой стороны, термин «семена» применяется по отношению к конкретному потомку человека (Быт. 4:23; 21: 12-13) и его потомству в целом (Быт. 22:17–18). Народ израильский — это семя святое, которое не должно смешиваться с семенами чужеземцев (1 Езд. 9:2). В иудаизме времен Второго Храма образ семян иногда обозначал остаток, который вернется в свою землю после окончания плена.
Слово «терния» (слав. — терние) впервые упоминается в Книге Бытия, в словах Бога, обращенных к Адаму после его грехопадения: «проклятая земля в твоих делах. В скорби будешь есть с нее во все дни своей жизни. 18 Терновник и чертополох будет рождать тебе, и будешь есть полевые растения» (Быт. 3:17–18). Терня в Библии является одновременно символом страданий (его колючки причиняют боль), разочарование (оно произрастает там, где его никто не садил) и бесплодного труда (оно произрастает вместо тех растений, от которых человек ожидает получить плод).
При чтении притчи важно помнить, что Иисус Христос оперировал теми понятиями, которые для его непосредственных слушателей имели как бытовое, так и религиозное значение. Однако если бытовое значение понятий было очевидно для всех, то та символика, которая за ними стояла, для каждого должна была раскрыться по-разному. Не случайно у всех трех синоптиков изложение притчи завершается формулой: кто имеет уши слышно и слышит! (Мф. 13: 9; Мк. 4: 9; Лк. 8:8). Этой же формулой завершается у Луки толкование данной притчи (Лк. 8:15), а у Матфея — толкование притчи о плевелах (Мф. 13:43). Она же неоднократно встречается в прямом языке Иисуса Христа в других ситуациях (Мф. 11: 15; 25: 30 Мк. 4: 23; 7: 16 Лк. 14:35).
Что означала формула? Очевидно, она ссылалась на то, о чем мы говорили выше: к представлению о том, что смысл и содержание проповеди Спасителя, включая Его притчи, раскрываются только «имеющим уши». Своих оппонентов Господь обвинял в том, что они, видя, не видят, и слыша не слышат, и не понимают. Вслед за пророком Исаией (Ис. 6: 9-10) Он говорил о том, что огрубело сердце людей сих, которые ушами с трудом слышат, а глаза свои сомкнули (Мф. 13:13–15). Эти слова следуют непосредственно за притчей о сеятеле и служат прямым толкованием формулы, завершающей эту притчу. Они являются частью эпизода, рассмотренного нами выше, в котором ученики просят Иисуса Христа объяснить им значение притчи о сеятеле. А Господь в ответ указывает им на их привилегированное положение: в отличие от внешних, им дано знать тайны Царства Божьего. За этим эпизодом у всех трех синоптиков следует толкование притчи. Версии Матфея и Луки несколько короче версии Марка, однако по общему содержанию и терминологии почти не отличаются от нее: «Сеятель сеет слово. Вот те, которые при дороге, где сеется слово; как только услышат, немедленно приходит сатана и уносит слово, посеянное у них. А те, которые на каменистом грунте посеяны, когда услышат слово, сразу с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и неустойчивы; когда наступят притеснения или преследования за слово, они сразу соблазняются. А другие есть те, которые посеяны в тернии: они слышат слово, но приходят заботы возраста и заблуждение богатства и других желаний, заглушают слово — и оно остается без плода. А вот те, которые посеяны в добрую землю: они слышат слово и принимают, и приносят урожай: один в тридцать, один в шестьдесят, а один в сто раз! (Мк. 4:14–20).
Кто понимается в притче под сеятелем? Спаситель не вспоминает об этом в своем толковании, начиная его сразу с семян. По-видимому, Он считает, что ученики знают, о ком идет речь. Однако, толкуя притчу о половах, тематически связанную с рассматриваемой притчей, Иисус Христос прямо скажет, что сеют доброе семя Сын Человеческий (Мф. 13:37). По аналогии мы можем распространить это толкование и на притчу о сеятеле: в ней Спаситель говорит о себе, своем учении и о том, как по-разному это учение воспринимают люди.
Притча о сеятеле, таким образом, становится прелюдией ко всем другим притчам Господа. Не случайно она была произнесена раньше других притч и занимает первое место в Поучении с лодки.
Раскрытие понятия «Царство Небесное», или «Царство Божие», было согласно синоптикам главным содержанием проповеди Иисуса Христа с первых дней Его социального служения. Эта проповедь есть то же слово Божие, которое является прямым продолжением ветхозаветных откровений Бога, происходивших через пророков. Слушателям Иисуса Христа, несомненно, были знакомы слова Исаии: «Ведь Мои советы не такие, как ваши советы, и мои пути не такие, как ваши пути, – говорит Господь. Но так, как небо отдалено от земли, столь далек Моя дорога от ваших дорог и ваши замыслы – от Моего замысла. Ведь как дождь или снег уйдет с неба и не возвращается, пока не напоит землю, и она уродит, и возрастет, и даст семя сеятелю и хлеб в пищу, именно таким будет и Мое слово, которое только выйдет из уст Моих, — оно не вернется, пока не исполнится то, что Я возжелал, и преуспею на твоих путях и заповедях Моих» (Ис. 55:8–11).
Проповедуя притчу о сеятеле, Иисус Христос говорил прежде всего о Себе и о своих современниках — тех, кто слушал Его проповедь, но по-разному откликался на нее.
Если рассматривать эту притчу в ряде других притч, в которых подразумевается израильский народ и в целом его реакция на проповедь Спасителя мира (об этом говорит, в частности, притча о злых виноградарях в Мф. 21: 35-41; Мк. 12: 1 -9;Лк.20:9-16), то можно утверждать, что под плодородной землей понимается не израильский народ, а те народы, которые уверуют в Господа Иисуса Христа. Именно так притча воспринималась в ранней Церкви. Святой мученик Юстин-Философ, говоря об отвержении Мессии израильским народом, ссылается на притчу о сеятеле и настаивает на обязанности христианина проповедовать «в надежде найти где-нибудь хорошую землю». Имея прямое отношение к истории Израиля, притча одновременно владеет универсальным содержанием. Сеяние, которое Спаситель начал при жизни, продолжили ученики после Его смерти и воскресения, а затем последующие поколения христианских учителей.
Далеко не всегда Слово Божие падало в добрую почву. Притча описывает различные типы почвы, на которые падают семена, рассеянные сеятелем. Это прекрасная метафора для проповедования Слова Божия сквозь века. Притча объясняет, почему одно и то же зерно Евангелия имеет разное влияние на разных людей: потому что каждый из них принимает его в соответствии со своим отношением. С помощью типов земли, с которыми семена могут столкнуться во время падения, Господь Иисус подытоживает типы людей, которые существуют. Таким образом, он не только передает очень ценные знания о том, кем мы являемся, но и побуждает нас подумать, что мы можем сделать, чтобы улучшить свою реакцию на слово. Наше сердце, как и почва, может быть хорошим, и тогда Слово приносит плод – и щедро, – но оно также может быть твердым, непроницаемым. Бывает, когда мы слышим Слово, но оно отскакивает от нас, как и на дороге, глубоко не проникает.
Между хорошим и плохим грунтом есть также каменистый грунт, который соответствует поверхностному сердцу, которое принимает Господа, хочет молиться, любить и свидетельствовать, но не вынослив, устает и никогда не «расправляет крыльев». Это сердце без глубины, где камни лености преобладают над хорошей почвой, где любовь изменчива и быстротечна. А тот, кто принимает Господа только тогда, когда это ему удобно, не приносит плода. Но там, где это происходило, оно давало обильную лестницу.
Святой апостол Марк считал притчу о сеятеле трудной для понимания, требующей дополнительного объяснения. В то же время, по его словам, эта история является ключом к правильному прочтению и полному пониманию учения, провозглашенного Спасителем — кто не умеет истолковывать это содержание, тот не сможет понять других, поэтому стоит посвятить дольше рефлексию на это. Она поднимает сложные вопросы — восприимчивость человека к Слову Божию, его готовность принять учение, полную верность вере и безусловное доверие к Творцу. Это тоже притча с несколько личным оттенком. Иисус Христос проповедовал учение Божие среди верующих, встречая при этом разнообразную реакцию людей, как положительную, так и отрицательную. Он также обращает внимание на то, что эффективность Слова Божьего зависит от самого человека, а не только от переданного содержания. Люди открытые и глубоко верующие наиболее восприимчивы, и их плодом является передача этого похвального отношения своим ближним, но также и следующим поколениям.
Целые народы были просвещены светом евангельской веры благодаря проповеди — таким же сеятелям, которые работали в проповеди Евангелия и не знали, принесет ли их труд плоды, и если да, то какие. Притча о сеятеле поднимает проблему веры в Бога. Иносказательным способом указывается, что от человека зависит, как он будет использовать учение и веру Бога. Он может вырасти в человеке, если он каждый день руководствуется им, и тогда он «родит урожай». Однако если Слово Божье омрачается многими мирскими делами, тогда оно «умрет» и будет потеряно. Христианство есть требовательная религия. Однако это не религия избранных, а религия всех. Это значит, что никто не исключен, это сам человек, отвергающий учение Иисуса Христа.
Также мы не можем ограничиваться одним типом почвы. У каждого в жизни бывают разные периоды, у каждого из нас бывают хорошие и плохие периоды. Поэтому иногда мы можем идентифицировать почву на скале, а иногда – плодородную почву. Конечно, нужно стремиться, чтобы почва всегда была плодородной. Даже когда мы удаляемся от Бога и в нашей жизни начинают появляться тернии, закрывающие Бога, это не значит, что мы не можем эти тернии удалить. Бог создал каждого человека способным вместить Его слово, и сердце каждого в своем первоначальном, первозданном состоянии представляет собой хорошую почву. Нет такого человека, который был бы сознательно исключен из сферы влияния Бога и Его Благой вести. Но люди по-разному реагируют на это известие. Именно разная реакция становится причиной того, что в одном человеке Божье известие приносит стократный, в другом – шестидесятикратный, в третьем – тридцатикратный плод, а в ком-то не приносит вообще никакого плода.
Итак, притча о сеятеле рассказывает о процессе ознакомления людей со словом Божьим и о том, как религия распространяется в общине. Сеятель – сам Бог, который передает свое послание, то есть семена, всем людям в мире. Это зерно падает на более или менее благодатную почву, свидетельствующую о разном человеческом отношении к посланию, с которым сам Иисус Христос пришел в мир, желая спасти каждого человека, независимо от того, что он имеет на сердце.
Иеромонах Феофан (Скоробогатов) Полоцкий,
доктор богословских наук.