Основы светской этики

Формирование представлений о милосердии

Основы светской этики А.И. Шемшурина Основы религиозных культур и светской этики

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Планируемые результаты(П, М, Л)

  • Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

  • Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я.

Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошей работы.

Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

Актуализация знаний и мотивация

  • Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: работа в парах

  1. Организует повторение того, что знают дети.

    • Напомните, какой раздел мы с вами изучаем? Как он называется? Если забыли, то давайте обратимся к учебнику на странице 159. (слайд 2)

    • Назовите мне золотое правило жизни. (слайд 3)

    • Давайте вспомним, что такое милосердие? (слайд 4)

    • В чём различие: проявить милосердие и подать милостыню?

    В чем проявляется милосердие?

    • Вы считаете себя милосердным?
  2. Работа в парах.

    На слайде представлены два столбика. В левом начало пословиц, в правом конец.

    • Соотнесите эти два столбика так. Чтобы получились пословицы. (слайд 5-6)

    • Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

  3. Проверка домашнего задания.

    Вашим домашним заданием было привести примеры сказок, в которых герои проявляют милосердие, записать в тетрадь.

    1. Отвечают на вопросы учителя.

      Простые нравственные истины.

    • Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

    • Не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искренне стремление решить возникшую проблему.

      Добровольная раздача (пожертвование) своих денег, помощь нуждающимся. В этом и различие.

    1. Выполняют задание.

      • Милосердие украшает сильного.

      • Против милосердия и меч бессилен.

      • Милосердие никогда не бывает ошибкой.

    2. Зачитывают домашнее задание

    М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи; П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

Постановка учебной задачи (4 – 5 мин)

  • Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, рассказ

  1. Подведение к формулировке темы и целей урока

    • Прочитайте слова, изображенные на слайде, и распределите их по группам.

      • По какому принципу распределите? (слайд 7-8)
  1. Злость Гнев Ненависть

    Из первых букв первой группы составьте слово. Это ключевое слово темы нашего урока. Подберите синонимы.

    • Сформулируйте тему урока. (слайд 9)

Поставьте цели на урок при помощи слов-помощников на слайде. (слайд 10)

На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

У нас получился своеобразный план урока. (слайд 11)

  • Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем
  • Положительные и отрицательные качества и чувства человека
  • Польза, добро.

Цели:

  • узнать, что такое благо;

  • учиться поведению лучшему для вас и полезному для окружающих.

  • Что такое благо?

  • Как нужно относиться к окружающим?

  • Узнать в чём взаимосвязь блага с жизнью людей?

Действия учеников:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
  • составлять план и последовательность действий
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
  • взаимодействовать и находить общие способы работы

Первичное закрепление

  • Усвоение нового способа действий

  • Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос Что такое благо.

  • Где можем найти определение? Где еще?

  • Ведь слово говорит само за себя. Как вы его понимаете?

  • Какие слова притянет к себе слово благо?

  • Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства.

  • Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему?

  • В чём же различие этих позиций?

  • Попытайтесь понять, что входит в понятие благо доброжелательность или недоброжелательность

  • Есть другие мнения?

Читайте также:  Основные принципы и закономерности воспитания

В словарях, справочниках, Интернете.

  1. Слушают учителя.
  2. Следуют плану выполнения задания.

Благо – это добро, доброжелательность, благополучие

  • Осуждение, раздражение
  • Доброжелательно решим проблему
  • Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому

Заключение:

  • формирование представления о понятиях молитва,
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами
  • использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

Работа с учебником

  • Благо – это и есть нравственное поведение людей.
  • Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта?
  • Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13)
  • И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия тактичность? (слайд 14)
  • Прочитаем 1и 2 абзац с. 96.

Организует аналитическую работу

  • Видеофрагмент из ералаша компот. (слайд 15)
  • Справедливо ли вели себя мальчики?
  • Как бы следовало поступить по-другому?
  • Как бы поступили вы?
  • Как нужно относиться друг к другу?
  • Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение.

Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент)

  • Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.
  • Ответы детей.
  • Не оскорблять и не критиковать людей попросту.
  • Умение вести себя в соответствии с нормами поведения.
  1. Отвечают на вопросы.
  2. Делают вывод.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа

Сейчас вы поработаете самостоятельно. (слайд 16)

У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.

  • Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями.
ПонятияПоговорки, пословицы
Доброжелательностьдоброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ
Справедливостьправое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото
Тактичностьтакт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца
  • Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17)
  • Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18)
  1. Выполняют самостоятельную работу.
  • Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца).
  1. Делать выводы на основе полученных знаний. M: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Какие цели мы ставили?

На уроке основ религиозных культур и светской этики в 4 классе, ученики ставили перед собой несколько целей:

  1. Понять смысл блага и адекватно оценить его значение.
  2. Разобраться в том, как нужно относиться к другим людям.
  3. Сформировать уважительное отношение к иному мнению.
  4. Осуществить самооценку результатов деятельности и понять метод построения логических рассуждений.

Изречения мыслителей

Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочитаем первое изречение и рассмотрим его смысл. Являетесь ли вы согласными с этим утверждением?

Также, что для вас означает понятие блага?

Домашнее задание

На следующем шаге, учащимся будет предложено написать небольшое сочинение на тему К какому благу я стремлюсь в своей жизни.

Анализ урока и самооценка

После завершения урока, учащимся предлагается размышление над следующими вопросами:

  1. Ваше мнение: были ли достигнуты поставленные цели на уроке?
  2. Как вы считаете, насколько важна обсуждаемая тема для вас лично?
  3. Что для вас означает жить среди добрых людей и быть благородными?
  4. Оцените свою работу на уроке и определите, в чем вы смогли прогрессировать.
Читайте также:  Золотое правило этики 4 класс орксэ презентация светоч

План учебного курса

В рамках данного курса основ религиозных культур и светской этики, ученики пройдут следующие блоки:

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

  • Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

  • Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.
  • Духовные традиции многонационального народа России.

Заключение

Уроки по основам религиозных культур и светской этики в школьной программе играют важную роль в формировании ценностного отношения учеников. Надеемся, что каждый ученик найдет что-то ценное для себя в процессе обучения этому увлекательному учебному предмету. Благодарим за внимание!

Личностные УУД. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации; воспитывать культуру речи.

-воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

-подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

-показать важность ценности семьи: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

Основные термины и понятия: род, семья, родословная, нравственные отношения, ценности.

Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Э.Пьеха «Семейный альбом»), ручки, листы бумаги(цветы), стихи на тему «Семья», рисунки-карточки фигурок людей(взрослых и детей), карточки со словами, иллюстрации родословного древа, толковый словарь С.И. Ожегова.

I. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний

-Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему. И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые с ним ассоциируются.

А что это за слово вы узнаете, решив ребус ( на доске).

На доске изображены ребусы:

«СЕМЬЯ» (Слайд 1)

Представители от группы выходят со своими карточками. Учитель вывешивает на доску слова-ассоциации.(только не повторяющиеся).

-А где можно узнать более точное толкование этого слова? ( в словаре) Найдите, прочитайте. (Семья – группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами.)

-Как вы запомнили – что такое «Семья»? – (родственники, которые вместе живут).

Слайд 2. Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.

III. Работа по теме

1. Осознание понятий «род», «семья», «родословная»

-А теперь ребята я предлагаю каждому из вас составить образ своей семьи.

Самостоятельная работа детей. Слайд 3.

-У каждого на парте заготовка цветка. На лепестках цветка подпишите имена членов вашей семьи. А затем мы разместим ваши цветы-семьи на нашей полянке. (Один ученик клеит цветок на полянку)

– Ребята, а может ли 1 семья существовать отдельно от других людей? Почему?

Давайте поместим все цветы на полянку.

-Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Фигурки людей на доске или на слайде показывают все действия. Слайд 4

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья (обвести все в круг). Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

Читайте также:  Советские загадки на логику в картинках

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

-Мы подошли к теме нашего урока «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность рода и семьи». Слайд 5.

– Слово «семья» мы уже рассмотрели. А что же такое род? А от какого слова оно произошло? (родить, родители). Демонстрация на слайде. Слайд 6

-Сначала жили прапрабабушки и прапрадедушки. Они были родителями кого? (прабабушки и дедушки) и т.д. Ребята, а вся эта цепочка и есть «род» (всплывает слово), т.е. линия, соединяющая поколения родственников.

-Сейчас мы своими словами объяснили понятие род. А есть научное толкование этого слова. Где мы его можем найти? ( в словаре). Найдите.

Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка.

– Ребята как вы поняли, что такое род?

2. Знакомство с генеалогическим древом

– В современном обществе сейчас нет такого обычая, чтобы все жили вместе, т.е. дети живут отдельно от родителей и создают свои семьи. Но каждый культурный человек не должен забывать свои корни, должен знать свою родословную.

-К этому уроку вы должны были подготовить свое родословное дерево и рассказать по нему, давайте посмотрим, что у вас получилось – насколько вы знаете свою родословную.

На доску вывешиваются деревья.

-Посмотрите сколько среди нас ребят, которых можно назвать культурными, образованными, воспитанными.

Физкультминутка «Аплодисменты». Слайд 7

Встаньте те – кто похож на папу? Аплодисменты!

– кто похож на маму? Аплодисменты!

– кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!

– в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!

– у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!

– к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!

– кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!

– кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

3. Понятие о семейных ценностях.

Групповая работа. Строительство дома из основных понятий на парте (на столе разложены основные семейные ценности)

-А теперь давайте поговорим о том, какая должна быть семья. Выберите из слов, лежащих у вас в конверте, те, которые на ваш взгляд, правильно описывают отношения в семье. Для того, чтобы предложить свое слово, вы должны посоветоваться в группе, обсудить. Затем выходит 1 представитель от группы к доске, объясняет, почему группа выбрала именно то или иное понятие и прикрепляет карточку.

Любовь, дружба, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.

– Может ли семья быть счастливой, если будет держаться на этих ценностях? (да).

Учитель сверху ставит крышу домика с названием «семья».

-Есть пословица. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Если жить вместе, с такими отношениями, дружно – то это будет самая-самая крепкая семья. Слайд 8

Закрепление. – Ребята, а наш класс можно назвать семьей? ( В какой-то степени можно.) Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение, забота и взаимопонимание.

Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 9.

У каждого из вас лежат карточки 3 цветов. Если вы все поняли и можете об этом рассказать – то приготовьте красную карточку. Если вы все поняли, но рассказать об этом затрудняетесь – то приготовьте зеленую карточку, если вы до конца не поняли материал урока – то выберите желтую карточку.

-А теперь покажите, какой цвет вы выбрали.

-Молодцы. Спасибо за урок.

Домашнее задание. Слайд 10

Составить кроссворд про семью, используя как можно больше тех слов, которые мы использовали на уроке

  • Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедия слов. – М.: Гардарики, 2001

  • Бунеев Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. – М.:Баласс, 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *