Вариант 13 огэ по русскому языку 2024 обз

Понятие скрытая безработица в обществоведении

Скрытая безработица, или скрытый резерв рабочей силы, представляет собой категорию, которая описывает людей, желающих работать, но по разным причинам не участвующих в официальной статистике безработицы. Эти причины могут быть разнообразны, включая отсутствие должного мотивации, нежелание искать работу из-за обстоятельств или стесненных условий рынка труда.

Основные признаки скрытой безработицы

  1. Неучтенность в официальной статистике: Одним из главных признаков скрытой безработицы является то, что эти люди не включаются в статистику безработных, хотя фактически они не работают и готовы приступить к работе.

  2. Отсутствие активного поиска работы: Люди, относящиеся к скрытой безработице, не активно и не систематично ищут работу, что также отличает их от тех, кто входит в официальную статистику безработицы.

  3. Неучёт потенциального трудового потенциала: Скрытая безработица связана с потерянным трудовым потенциалом, который мог бы быть использован для увеличения занятости и социально-экономического развития.

Связь между локдауном и скрытой безработицей

Локдаун, как экстренная мера по предотвращению распространения инфекции, может оказать негативное воздействие на рынок труда и способствовать увеличению скрытой безработицы. В период локдауна многие предприятия вынуждены были приостановить свою деятельность, что привело к потере рабочих мест и снижению активности по поиску работы у населения. Эти факторы могут способствовать росту скрытой безработицы и ухудшению общей ситуации на рынке труда.

Экстренный перевод на удалённую работу во время локдауна: как это повлияло на компании

В результате массового перехода на удалённую работу появились три основные проблемные зоны и условия успешной работы: организационная, управленческая, социально-психологическая. Руководители столкнулись с вызовами, такими как обеспечение эффективного взаимодействия и контроля удалённой команды, поддержание корпоративной культуры и мотивации сотрудников. Несмотря на стресс и сложности, удалённая работа позволила избежать массовой безработицы и может стать обычным явлением в будущем.

Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана

Потенциал энегретических ресурсов Мирового океана огромен и может быть использован для производства электроэнергии. Этот потенциал заключен в энергии морских волн и суточных приливно-отливных движений. Важно понимать, что суммарная мощность этих движений оценивается учеными весьма значительно – от одного до шести миллиардов киловатт.

Места для сооружения электростанций

На планете земля есть несколько мест, где можно построить крупные приливные электростанции. Ученые определили, что такие возможности существуют в 25-30 местах. Интересно отметить, что самыми большими ресурсами приливной энергии обладают страны, такие как Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина и США.

Задание 2. Грамматические основы

Корректные варианты ответов на задание 2:

  1. потенциал огромен (предложение 1)
  2. превышает показатели (предложение 3)
  3. обладают ресурсами (предложение 5)

Задание 3. Характеристики предложений

Верные характеристики предложений для задания 3:

  1. В предложении 2 составное именное сказуемое.
  2. Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

Задание 4. Пунктуация

Соответствие между пунктуационными правилам и примерами:

  1. Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  2. В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Лабиринты Заяцкого острова

ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2), выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4), имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6), однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8), завесу которой пока никто не может приподнять (9), манит к себе большое количество туристов.

Правильное написание слов

ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (знания) УСВОЕНЫ – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
  2. ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
  3. УКРОЩАТЬ (животных) – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
  4. НЕНАСТНЫЙ – непроизносимый согласный в корне слова проверяется словом ненастье, в котором он слышится отчётливо.
  5. БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

Буквы Е

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Егорушка почувствовал, как воз, на котором он лежал, покачнулся и заскрипел. Обоз тронулся. Егорушка покрепче взялся рукой за верёвку, которой был перевязан тюк, засмеялся от удовольствия, поправил в кармане пряник и стал засыпать так, как будто он дома в постели.

Слово заглохнуть

ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово заглохнуть в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Автомобиль внезапно (заглохнул) на дороге, потому что в баке закончился бензин.

Рекомендуем при подготовке к заданию 8 обратиться к пособию МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Синоним

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание стая гусей, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Получившееся словосочетание – стая гусей.

Тест на понимание

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. До войны, по мнению автора-рассказчика, люди не понимали и не ценили многих простых вещей, например чистых простыней.
  2. Герой-рассказчик проснулся от переполнявшей его радости, ведь он вернулся с задания живым.
  3. Герой-рассказчик уезжал из дома два раза: первый раз – в пионерский лагерь, второй – уже на фронт.
  4. Герой-рассказчик на момент повествования воюет уже пятый год.
  5. В школьные годы ученикам казалось, что время до них бежало с удивительной быстротой и только теперь пошло своим нормальным ходом.

ЗАДАНИЕ 12. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я воюю уже третий год. Неужто и прежде годы были такие длинные?..»Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?». Дайте определение выражению ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три аргумента о противоречивых последствиях использования новейших технологий. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

1. С одной стороны, новейшие технологии повышают производительность труда на производствах, вследствие чего различные товары производятся быстрее и, как правило, качественнее, что способствует повышению спроса на них и, как следствие, увеличению прибыли. С другой стороны, в последние десятилетия производительность труда увеличивается низкими темпами, так как создание новейших технологий становится все труднее, потому что в современном обществе технологии уже достигли высоких показателей и создание еще более улучшенных версий технологий требует бОльших усилий и ресурсов, что подтверждает противоречивые последствия использования новейших технологий. 2. Новейшие технологии зачастую автоматизируют процесс производства, что облегчает производственную нагрузку на человека, что способствует освобождению его времени и созданию условий для реализации в каких-либо других сферах жизни общества. Однако чрезмерная автоматизация производства может повлиять на экономическую ситуацию в стране, так как новейшие технологии, способные заменить труд людей, способствуют возникновению массовых увольнений и безработицы, из-за чего уровень жизни граждан может существенно снизиться, что подтверждает противоречивые последствия использования новейших технологий. 3. Новейшие технологии позволяют использовать новые виды энергии, с помощью которых возможно создание новых сооружений, достижений науки и т. д., что позволяет улучшить условия жизни людей, но при этом новейшие технологии повышают риски аварий и производственных катастроф, которые неблагоприятно влияют как на общество, так и на природу, за счет своего разрушительного воздействия, что подтверждает противоречивые последствия использования новейших технологий.

Читайте также:  Методическая копилка

Существует мнение, что наука является мировоззренческим монополистом. Объясните смысл данного высказывания. Приведите по одному аргументу в поддержку и в опровержение данного мнения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающие мнение о важности рыночной конкуренции для поддержания стабильности между спросом и предложением. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Существует мнение, что государство имеет возможность принимать меры для снижения неопределенности ведения бизнеса. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в подтверждение данного мнения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

1. Государство может ввести программы помощи бизнесу, в которых будет не только финансовая помощь новым предпринимателям, но и организация специального обучения для них. Таким образом, полученные на обучении знания будут помогать начинающим предпринимателям грамотно вести свой бизнес и стабильно получать прибыль, что является аргументом в подтверждение мнения о том, что государство имеет возможность принимать меры для снижения неопределенности ведения бизнеса. 2. Государство может поддерживать деятельность предпринимателей в приоритетных для страны отраслях, благодаря чему открыть свой бизнес новым предпринимателям будет намного проще, так как они будут понимать, какая ниша является наиболее востребованной и поможет получить наибольшую прибыль, что является аргументом в подтверждение мнения о том, что государство имеет возможность принимать меры для снижения неопределенности ведения бизнеса. 3. Государство может устраивать различные мероприятия, участие в которых будут принимать различные группы населения, которые будут выражать на данных мероприятиях свои интересы и потребности. Благодаря таким мероприятиям предприниматели смогут наиболее точно понять, что производить для того, чтобы получить наибольший спрос и, как следствие, прибыль, а также сделать свой бизнес наиболее конкурентоспособным, так как предприниматели будут четко знать, какие потребности существуют в обществе на данный момент, что является аргументом в подтверждение мнения о том, что государство имеет возможность принимать меры для снижения неопределенности ведения бизнеса.

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества. (Каждое объяснение должно быть сформулирован как распространённое предложение.)

1. Одна из функций предпринимательской деятельности – инновационная, что предполагает создание уникального продукта, следовательно, приводит к научно-техническому прогрессу, вследствие чего на предприятия внедряются новые наукоемкие и ресурсосберегающие технологии, благодаря которым создаются новые способы ведения деятельности, которые находят широкое применение и в общественной жизни, что объясняет значение развития предпринимательской деятельности для развития общества. +2. Предпринимательская деятельность основаНА на развитии свободы предпринимательства и нацелена на производство тех товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворение общественных потребностей, следовательно, предприниматели создают раннее не существовавшие товары, что приводит к расширению ассортимента предоставляемых товаров и услуг, вследствие чего у потребителей возникает многообразие выбора, что объясняет значение развития предпринимательской деятельности для развития общества. +3. Предпринимательская деятельность нуждается в трудоспособной рабочей силе, следовательно, на открытые рабочие места трудоустраивается множество безработных людей, которые потом получают заработную плату, что приводит к сокращению уровня безработицы в стране, вследствие чего повышается уровень жизни в стране в целом, что объясняет значение развития предпринимательской деятельности для развития общества. +Баллы: 3/3

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в поддержку мнения о важности экономического роста для государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

1. Экономический рост предполагает увеличение количества производимых в государстве товаров и услуг, следовательно, в государстве происходит тенденция увеличения ВВП, в том числе и на душу населения, что благоприятно влияет на общество, так как в этом случае увеличение ВВП отражает возможность государства обеспечивать своих граждан необходимыми благами для наиболее полного удовлетворения их потребностей, что подтверждает мнение о важности экономического роста для государства. 2. Экономический рост внутри государства свидетельствует о развитии национального производства, следовательно, это снижает риск зависимости страны от импортируемых в государство благ, а это, в случае возникновения мирового кризиса, снизит тяжесть его проявления внутри страны, так как в государстве будет необходимое количество товаров и услуг, необходимых гражданам для комфортной жизнедеятельности, что подтверждает мнение о важности экономического роста для государства. 3. Экономический рост отражает увеличение количества производимых товаров и услуг. Зачастую такое увеличение может быть вызвано расширением производства за счет привлечения на работу новой рабочей силы, а также создания новых предприятий, то есть благодаря этому в государственный бюджет поступает большее количество налоговых отчислений, которые обеспечивают деятельность государства и позволяют властям выделять больше денежных средств на развитие общества и удовлетворение различных потребностей граждан, что подтверждает мнение о важности экономического роста для государства.

Одним из проявлений роли государства в социально ориентированной рыночной экономике авторы называют реализацию обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость принятия подобных мер со стороны государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1. Одним из социально незащищенных слоев населения являются безработные, следовательно, если государство будет принимать меры по поддержке безработных граждан, то это будет способствовать сокращению уровня безработицы и, как следствие, улучшению уровня и качества жизни людей, так как они будут получать доходы и приобретать на полученные средства блага, необходимые для удовлетворения потребностей граждан. А в свою очередь улучшение условий жизни людей — один из критериев общественного прогресса, который свидетельствует о развитии общества и создании комфортных условий для жизнедеятельности, что является аргументом в поддержку необходимости принятия обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения со стороны государства. 2. Государство, поддерживая социально незащищенные слои населения, будет способствовать сокращению правонарушений, так как, во-первых, в стране не будет возникать массовых несанкционированных протестов по поводу бездействия властей государства в отношении улучшения их уровня жизни, а, во-вторых, гражданам не придется преступать законы с целью обеспечения себя благами нечестными и незаконными методами, то есть государственные меры будут способствовать созданию правопорядка и стабильности в обществе, что является аргументом в поддержку необходимости принятия обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения со стороны государства. 3. Государственные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения могут предполагать под собой материальную помощь определенным гражданам, что будет способствовать сокращению социального неравенства исходя из такого критерия социальной стратификации, как уровень доходов, что будет способствовать сокращению социальных конфликтов между разными слоями населения, благодаря чему общество сможет бесконфликтно развиваться, что является аргументом в поддержку необходимости принятия обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения со стороны государства.

Читайте также:  Рассказ о честном касперле и прекрасной аннерль брентано алявдина

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающие мнение о том, что без активного вмешательства государства невозможно преодолеть безработицу. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение

1. Безработица может возникать из-за колебаний экономических циклов, итак, на стадии кризиса уровень безработицы высокий, а только государство имеет право использовать различные макроэкономические инструменты, которые способны вывести экономику страны из состояния кризиса на фазу оживления, а далее пика, при котором в стране минимальный уровень безработицы, что подтверждает мнение о том, что без активного вмешательства государства невозможно преодолеть безработицу. +

2. Одной из причин безработицы является монополизация рынка, которая делает невозможным вход на рынок новых участников и препятствует трудоустройству граждан из-за наличия единственного производителя, имеющего достаточное количество работников для осуществления производства. Борьба с монополией может происходить только на государственном уровне, при помощи создания антимонопольных служб и антимонопольного законодательства, следовательно, без активного вмешательства государства невозможно преодолеть безработицу.

3. При превышении предложения труда над спросом на труд, в большинстве случаев, только государство имеет достаточное количество ресурсов как для расширения рабочих мест на государственных предприятиях, так и для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, необходимого для расширения производства и принятия на работу новых сотрудников, следовательно, без активного вмешательства государства невозможно преодолеть безработицу.

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку особой роли финансового контроля над формированием и расходованием государственного бюджета. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих положительное влияние глобализации на экономику. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1. Глобализация способствует более эффективному распределению ресурсов между странами, так как они направляются в те государства, где производство наиболее выгодно, что способствует снижению издержек и увеличению производительности труда, следовательно, это ведет к расширению производства более дешевых товаров высокого качества, вследствие чего наблюдается устойчивое повышение спроса на них и улучшение экономической ситуации в целом, что свидетельствует о положительном влиянии глобализации на экономику. 2. Глобализация способствует развитию конкуренции, ставшей стимулом к развитию производства, что, в свою очередь, ведет к росту производства не только на национальном, но и на мировом уровне, вследствие чего наблюдается устойчивый экономический рост и улучшение экономической ситуации в целом, что свидетельствует о положительном влиянии глобализации на экономику. 3. Глобализация стимулирует научно-технический прогресс, т.к. происходит быстрый обмен информацией и технологиями между странами, благодаря чему развивающиеся страны могут внедрить в свое производство достижения научно-технического прогресса, что ведет созданию товаров более высокого качества, а развитые страны могут дополнительно повысить эффективность производства за счет внедрения новых технологий, вследствие чего наблюдается улучшение экономической ситуации, что свидетельствует о положительном влиянии глобализации на экономику.

1. Конкурентная борьба между производителями на рынке способствует научно-техническому прогрессу, вследствие чего внедряют передовые технологии, однако новшества могут негативно повлиять на экологию страны в целом, так как увеличится количество выбросов в атмосферу, что приведет к росту заболеваний у граждан, может увеличиться смертность населения, что подтверждает негативное влияние конкурентной борьбы на общество. +2. Конкурентная борьба между производителями приводит к очищению рынка от слабых предприятий, вследствие чего возрастает уровень безработицы, потому что увольняют работников, следовательно, ухудшается уровень жизни населения, повышается уровень преступности в обществе, что подтверждает негативное влияние конкурентной борьбы на общество. +3. Конкурентная борьба между производителями приводит к тому, что чтобы занять лидирующие позиции на рынке производителям приходится закупать огромное количество качественной рекламы, что приводит к повышению цен на товары и услуги, вследствие чего граждане не могут позволить удовлетворить потребность в нужных товаров из-за высоких цен, что подтверждает негативное влияние конкурентной борьбы на общество. +Баллы: 3/3

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества? Страта; доход; власть; демократия; собственность. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

В правильном ответе должны быть следующие : 1) понятия: власть, демократия; 2) смысл понятия, например: власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей / демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) открытие зоологического музея 2) регистрация новой ассоциации собаководов 3) ограничение охоты в пригородных лесах 4) разрушительное стихийное бедствие

3. Виталий хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт, Виталий развивается как

4. Верны ли следующие суждения о традиционных российских духовно-нравственных ценностях? А. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Б. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Какой тип семьи (в зависимости от её структуры/состава) может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два суждения о роли (значении) семьи в жизни человека. Кратко объясните каждое суждение. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

В правильном ответе должны быть следующие : 1) ответ на вопрос: нуклеарная семья / полная семья; (Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.) 2) два суждения с объяснениями, допустим: – Семья обеспечивает продолжение человеческого рода (ребёнок рождается в семье); – Семья содержит нетрудоспособных членов семьи (родители обязаны обеспечивать своих несовершеннолетних детей). (Могут быть сформулированы другие суждения, приведены другие объяснения.)

6. Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.». В чём состоит опасность этой ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в такой ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Правильный ответ может содержать следующие : 1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги; 2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка. Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 4) заработная плата

8. Полина работает продавцом в магазине одежды. Её заработная плата зависит от того, сколько и каких вещей она продаст. Такой тип заработной платы называют

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики основы православной культуры 4 класс в 2 х частях ч 1 купить на сайте группы компаний просвещение

9. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов? А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой. Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди? 3) ученик средней школы

11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности). (Можно было дать несколько вариантов ответа.) Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

Вариант 13 огэ по русскому языку 2024 обз

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

В правильном ответе должны быть сформулированы и высказаны : а) , например: граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя); б) , например: граждане в возрасте 46–60 лет в большей мере, чем граждане 31–45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; как правило, к этому возрасту многие владеют различной собственностью, потому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста). Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения

13. В государстве Z высшей ценностью являются права и свободы граждан, реализована взаимная ответственность государства и граждан. В политической жизни страны активно участвуют несколько партий, действуют независимые средства массовой информации. Какой политический режим установился в стране Z?

14. Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу. Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право на жизнь Б) право на участие в управлении делами государства В) свобода предпринимательской деятельности Г) свобода совести и вероисповедания Д) право избирать и быть избранным 1) гражданские (личные)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

16. Согласно Конституции Президент Российской Федерации 1) объявляет амнистию 2) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации 3) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации 4) разрабатывает и принимает законы

17. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

18. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних в Российской Федерации? А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок. Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40-часовая рабочая неделя. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты сходства человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) приспособление к условиям окружающей среды 2) способность к выдвижению целей и задач деятельности 3) инстинкты и рефлексы 4) сознание и речь

20. Заполните пропуск в таблице.

Получение прибыли Стремление получить положительную разницу между суммарными доходами и затратами

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие : 1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

22. Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.) Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)

В правильном ответе должны быть следующие : 1) ответ на первый вопрос, например: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) ответ на второй вопрос, например: – общая интеллигентность человека; – способность создавать новое; – нравственная ответственность; (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух или более качеств из упомянутых в тексте.) 3) ответ на третий вопрос, например: – знания всё растут и усложняются; – именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.) Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

23. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни; (Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) два примера с указанием качеств, допустим: – занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умение взаимодействовать с партнёрами и соперниками; – чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке. (При оценивании засчитываются только уместные примеры с указанием соответствующих качеств, т.е. примеры без указания качеств не засчитываются при оценивании.) Могут быть приведены другие примеры, указаны другие качества

24. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Могут быть приведены следующие (): 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, другие виды деятельности. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Номер задания Правильный ответ Номер задания Правильный ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *