Доступ к образованию: основы религиозных культур и светской этики
Вызывает серьезное беспокойство, что более 20% родителей учащихся в Центральном федеральном округе выбрали основы религиозных культур и светской этики (ОПК), а в целой России этот процент превышает 30%. Чуть более оптимистичны результаты опроса на тему хотели бы Вы, чтобы Ваши дети изучали основы религиозных культур в школе?
Результаты опроса:
- Да, так они смогут лучше понять представителей других религий и будут толерантнее – 6%
- Да, религии – важная часть истории общества, каждый человек должен знать их историю – 11%
- Да, но при условии, что преподавать предмет будет светский человек и изучать будут все религии, а не какую-то одну – 22%
- Нет, я боюсь, что этот предмет будет иметь слишком религиозный уклон – 12%
- Нет, мне больше нравится идея преподавания норм этики без упора на различные Священные писания – 49%
Из этого косвенно следует, что основы конкретных религий (включая православие, иудаизм, ислам и буддизм) выбрали бы 19% опрошенных.
Религия в современном обществе
Казалось бы, мы живем в светском государстве, в 21-ом веке, в эпоху научного прогресса, не в самой недоразвитой стране, но видимо у нас все еще очень много странных поверий тысячелетней давности.
Ну ладно вера в Бога, но как можно всерьез верить в то, что человек взял и воскрес, или что девственница родила сына, да еще и от духа? На основании чего? Того, что кто-то про это написал в какой-то книге? Пользуются тем, что дети не способны подвергнуть сомнению авторитет старших и принимают любую сказку, какой бы нелепой она не была за чистую монету.
Только так я могу объяснить для себя удивительную популярность религий. Именно поэтому и начинают детей обращать в религию с самого раннего детства (теперь уже хотят и с садика). Потому, что взрослый человек с непромытыми мозгами к такой аргументации (это написано в Библии), скорее всего, отнесется также серьезно, как к доказательству существования эльфов на основании трилогии Властелин Колец”.
Роль государства
Само введение ОПК (пусть даже в виде лишь одного из нескольких возможных вариантов школьного курса основы религиозных культур и светской этики) произошло под давлением РПЦ и православных чиновников. Так что скажем на понятном главе РПЦ языке Евангелия: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”.
Что же касается светского государства, то Патриарх прав. Светскость трактуется у нас не верно. Светское государство по определению, придерживается нейтральной позиции в вопросах религии. Не поддерживает никакую религию, но и не поддерживает безверие. Светское государство относится ко всем гражданам одинаково, независимо от их религиозных взглядов, а также исключает предпочтительное отношение к гражданам конкретной религии/без религии по отношению к гражданам с другой религией/без религии.
И не надо приводить аргумент, что все в стране изучают русский язык и не жалуются т.к. это часть русской культуры. Русский язык, – это какой язык? Правильно, государственный. А какая религия у нас государственная? Правильно, никакая.
Почему ОПК противопоставляется светской этике?
Простите, а где основы атеизма, агностицизма, безверия? Светскость – это отсутствие преференций между религиями и безверием. Это нейтральная позиция, достойная светского государства. ОПК есть, это отклонение от светскости в пользу религии. Где симметричное отклонение? Где курс, на котором детям расскажут про Чайник Рассела, про невозможность непорочного зачатия, воскрешения из мертвых, про то, как с помощью уличных фокусов можно превратить воду в вино, ходить по воде и сделать куда более невероятные вещи, чем самые изысканные “чудеса”, описанные в священных писаниях? Посмотрите хотя бы передачу “fool us” фокусников Penn и Teller.
В светской государственной школе не должно быть никаких ОПК, основ исламской, иудейской культур и т.д. Даже на выбор. Кто хочет, пусть ходит в церковь, в воскресную школу. Русская культура и так изучается в школах на уроках истории, литературы. К счастью русские ученые внесли достаточно большой вклад в мировую науку, чтобы нам не приходилось специально выделять русскую физику и математику.
Русская культура и ОПК
Что такое ОПК? Предлагают ли нам тестировать культурные достижения, полученные в России, на православные и не православные, рассказывая в рамках этих курсов только о первых? Конечно, это не основы православной культуры, а основы православной религии. Кто-то всерьез думает, что РПЦ заботится о русской культуре? Как бы не так.
Стихи А.С. Пушкина как элемент русской культуры
Вот, например, стихи наверное самого изввестного классика российской культуры А.С. Пушкина:
“Идет Балда, покрякивает,А поп, завидя Балду, вскакивает,За попадью прячется,Со страху корячитсяБалда его тут отыскал,Отдал оброк, платы требовать стал.Бедный попПодставил лоб:С первого щелкаПрыгнул поп до потолка;Со второго щелкаЛишился поп языка,А с третьего щелкаВышибло ум у старика.А Балда приговаривал с укоризной:Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”
Отношение РПЦ к элементам русской культуры
Как относится РПЦ к этому элементу русской культуры? Читаем:
Опера по мотивам Сказки о попе и работнике его Балде А.С. Пушкина не понравилась представителю Сыктывкарской и Воркутинской епархии, и Государственный театр оперы и балета Коми отказался от ее постановки. Об этом сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на петербургскую газету Невское время.
Сыктывкарский театр планировал приурочить премьеру оперы к столетнему юбилею Дмитрия Шостаковича: в постановке использована музыка, написанная композитором к одноименному мультфильму начала 1930-х годов. Приглашенный на художественный совет секретарь епархии отец Филипп не благословил спектакль, в котором священнослужитель изображен неподобающим образом и заявил, что Шостакович написал музыку к этой сказке не по своей воле в тридцатые годы прошлого века, когда в стране шли гонения на Церковь, пострадали тысячи ни в чем не повинных священнослужителей. Да и Пушкин раскаивался, что написал эту сатиру. Театр принял к сведению мнение представителя церкви, и в юбилей композитора, который отмечается 25 сентября 2006 года, на сцене будут показаны только отрывки из спектакля.
Роль РПЦ в русской культуре
РПЦ нет дела до русской культуры. И не только сейчас, но и в прошлом: “нашему всему” еще при жизни досталось не мало от православной церкви за такие вот стихи.
При этом патриарх подчеркнул, что с подачи церкви в рамках нового курса было предложено изучать основы светской этики. Это был жест в сторону нерелигиозных людей.
Основы светской этики vs. ОПК
Правильным шагом навстречу людям нерелигиозным не может быть введение основ светской этики, так как светскость нейтральна по отношению к религиям. Шаг навстречу людям нерелигиозным – предложить ввести курс основы безверия” или нерелигиозности” в школах. Или, например, пригласить докторов наук атеистов почитать курс теории эволюции в семинариях.
Низкий процент выбора ОПК
По мнению патриарха, есть и другие причины, объясняющие невысокий процент учащихся, выбравших ОПК для изучения, особенно в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Предстоятель РПЦ полагает, что здесь сказывается неуверенность родителей в квалификации преподавателей.
Беседа о наказаниях
Урок первый. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”.
Лена: “Муж наказывает меня раз в неделю ремнем, я не против такого наказания, после него я становлюсь сдержанней и смиренней. Но не является ли это грехом”.
Протоиерей Андрей Ефанов: “Доброго дня! Если в вашей семье принят такой род воспитания, я не вижу в этом ничего плохого, главное, чтобы наказание было с любовью. Но, конечно, такой род отношений в семье должен быть основан на взаимном согласии. Храни Вас господь!”
Что делают люди по обоюдному согласию у себя дома – это их личное дело. Увы, не все священники так толеранты.
Влияние церкви на общество
К церкви у меня тоже было бы толерантное отношение, если бы ее деятельность не затрагивала лично меня и других людей, которые к церкви не хотят иметь никакого отношения. Хотите верить в Бога, молиться ему – делайте это для себя, у себя дома или в церкви, в среде религиозных друзей, пишите об этом в своих блогах. Не навязывайте этого насильно обществу, как это пытается сделать РПЦ, проталкивая свою идеологию в государственные школы, детские садики, научные учреждения, телеканалы
Примеры деятельности церкви
Продажа благ прихожанам
На передаче ТК-Спас Русский час один из слушателей спросил священника, сколько нужно тратить из своей зарплаты на церковь, получив ответ, что нужно потратить все 80 тысяч, даже если это означает ходить побираться.
Подарки священникам
Вопрос о том, что подарить священнику на именины, прозвучал в эфире радио Радонеж. Известный московский духовник предпочел бы получить в подарок автомобиль или загородный дом.
Влияние церкви на медицинскую сферу
Московский патриархат использовал отобранные у поликлиники помещения под клинику пластической хирургии. Это вызвало волну обсуждений о моральных нормах и влиянии церкви на общество.
Пример использования помещений
В здании, где ранее располагалась Детская инфекционная больница №12, теперь находится клиника пластической хирургии под названием Французская клиника. По всей видимости, московский патриархат считает подобную деятельность соответствующей своим идеалам.
Заключение
Размышления о влиянии церкви на общество имеют место быть, особенно когда церковь начинает вмешиваться в повседневные дела людей. Важно сохранить гармонию и уважение к мнению каждого, не навязывая свои идеи и верования.
Без труда можно найти в Интернете статьи про то, как РПЦ было вовлечено в торговлю табачными изделиями, рейдерский захват музеев и даже целых островов, про историю с часами Брегет, про яхту Палладу, про пьяную езду на Мерседесах. Пусть это останется для внеклассного чтения в рамках курса основ православной культуры.
Правительство предложило бесплатное обучение для работы в ОПК
Это еще одна мера по поддержке кадрового потенциала отрасли
Предприятия ОПК предоставят россиянам, ищущим работу, возможность пройти бесплатное профессиональное обучение или получить дополнительное образование для дальнейшего трудоустройства. Соответствующее постановление подписал 15 марта премьер-министр Михаил Мишустин. Желающим пройти обучение нужно будет обратиться в центры занятости и заключить ученический договор с предприятием.
Решение поможет предприятиям ОПК восполнить потребности в специалистах, а соискателям – быстрее найти работу, отмечается в сообщении пресс-службы правительства. Затраты предприятий будет возмещаться с помощью трансфертов в рамках федерального проекта «Содействие занятости». В бюджете на эти цели запланировано более 700 млн руб., это позволит обучить свыше 12 000 человек. Перечень предприятий, которые примут участие в программе, составит Минпромторг.
Обучение будет организовано в рамках действующей программы поддержки рынка труда, отметили в правительстве. Планируется, что в 2023 г. такие меры позволят временно трудоустроить более 176 000 человек. В бюджете на это предусмотрено более 12,8 млрд руб.
На дефицит кадров в ОПК указал 14 марта Владимир Путин, посещая авиационный завод в Улан-Удэ. Это мешает выполнять гособоронзаказ, отметил он. Также президент сообщил, что Минпромторг подготовил перечень приоритетных профессий по отсрочке от службы в армии. «Нужно определиться, что является наиболее критичным, наиболее важным с точки зрения сохранения и развития кадрового потенциала», – сказал Путин. 15 марта Минпромторг отчитался об отправке в Минобороны перечня востребованных работников ОПК, выполняющих гособоронзаказ.
По его словам, помимо программы содействия занятости рассматриваются различные способы ускоренного пополнения кадрового состава ОПК – выделение дополнительных бюджетных мест в учебных заведениях, переориентация молодых специалистов, их стимулирование.
Средний возраст сотрудников предприятий ОПК сейчас – около 45-50 лет, говорит первый зампред комитета по промышленности и торговле Александр Козловский. «Это запредельный возраст для такой высокотехнологичной отрасли. Этот фактор становится критичным для отрасли. Возрастает потребность в молодых специалистах по всем направлениям деятельности», – заявил он «Ведомостям». Козловский полагает, что программа бесплатного профобучения «будет работать эффективно». Он отметил, что в стране принимаются различные меры для привлечения и удержания молодых кадров на предприятиях ОПК.
Козловский напомнил, что Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 21 февраля предложил запустить программу льготного арендного жилья для сотрудников ОПК. Президент сказал тогда, что ставка для них «будет существенно ниже рыночной», так как значительную часть платы за жилье возьмет на себя государство. «Арендное жилье будет строиться, в первую очередь, в оборонных, индустриальных и научно-исследовательских центрах», – подчеркивает Козловский.
Кроме того, комитет Госдумы по промышленности и торговле подготовил законопроект, предусматривающий повышение заработной платы на 10% сотрудникам предприятий ОПК, выпускающих продукцию по гособоронзаказу. Документ внесен в парламент, уточнил Козловский.
Эффективность профессиональной подготовки безработных сейчас в целом достаточно низкая, в лучшем случае 50% находят рабочее место после обучения, отмечает профессор Финансового университета Александр Сафонов. Одна из причин – не очень высокий уровень такой подготовки, она не дает тот объем знаний и опыта, который ценится у работодателя, говорит он. Кроме того, обучение рабочим профессиям требует достаточно длительного времени. Обучить, например, токаря за три месяца невозможно, отмечает эксперт.
Еще один фактор, который, как ни странно, может стать ограничением для программы бесплатного обучения, – низкая безработица. «Мы не найдем такого количества людей, которые готовы обучаться, их просто физически нет. ОПК нужны рабочие профессии, которые сейчас непопулярны среди граждан», – сказал Сафонов «Ведомостям». Технических специалистов не хватает везде и спрос на них очень высокий, заключил он.
В ноябре 2022 г. Минтруд предложил субсидировать работодателю зарплаты работников ОПК при переезде из других регионов, писали «Ведомости». Предложенный размер компенсации составил 262 188 руб. на одного человека в год. На тот момент потребность предприятий ОПК в работниках составляла 3814 человек.
Урок ОПК в Школе 131 Приокского района
15 декабря 2023 года помощник благочинного Приокского округа по миссионерскому служению иерей Антоний Требухин провёл уроки по основам православной культуры в 4 «Б», 4 «В» и 4 «И» классах МБОУ «Школа № 131» Приокского района.
Темой урока стал разговор о таинствах Православной Церкви. Священнослужитель обратил внимание ребят на что, таинства являются возможностью общения человека с Богом и прикосновения к духовному миру. Таинства помогают восприятию Божественной благодати и преображению души.
Священнослужитель подробно рассказал ребятам о каждом из семи таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Он объяснил, что каждое таинство имеет свою особую значимость и цель. Например, Крещение – это таинство, которое приносит духовное возрождение и принятие в Церковь. Миропомазание – это таинство, которое помогает укрепить связь с Богом и получить исцеление души и тела. Священник также рассказал о значимости Евхаристии – Таинства Причастия, где человек принимает Христа в образе хлеба и вина. Он подчеркнул, что это самое высшее таинство, где верующие обретают единение с самим Господом и получают духовную основу для нашей души.
После объяснения каждого таинства, священник ответил на вопросы учеников и поделился практическими советами о том, как нужно готовиться к получению таинств. Он посоветовал быть настоящими в своей вере, посещать храм регулярно, молиться и следовать заповедям Церкви. Он также отметил, что исповедь – это важная часть духовной жизни, и призвал регулярно исповедоваться, чтобы очищать свою душу от грехов. В ходе беседы учащиеся также получили ответы на вопросы по пройденным темам курса. Священнослужитель пожелал каждому преуспевать в вере, стремиться к духовному росту и неуклонно участвовать в таинствах Церкви.
В заключение, иерей Антоний Требухин пригласил учащихся посетить храм во имя святой блаженной Матроны Московской в микрорайоне «Цветы» или любой другой храм Нижнего Новгорода и приобщиться к таинствам, чтобы лично испытать их благодатную силу.
Урок состоялся в рамках программы духовно-нравственного и культурно-исторического просвещения учащихся школ на 2022-2027 годы «Приокское слово». Программа реализуется благочинием и управлением образования администрации Приокского района.
Тематический план
Святой Дух, святой Сергий Радонежский, святые ангелы, Святая Земля — с этими и другими похожими выражениями учитель сталкивается во время занятий по ОПК довольно часто. Это неслучайно, ведь понятие святости — одно из ключевых как во всем христианстве, так и в отдельно взятом православии. Только разобравшись с ним, мы сможем полноценно ввести ребенка в богатую традицию нашей многовековой русской культуры, общей для всех восточнославянских народов.
Русское слово «святой» восходит к индоевропейскому корню «sv» («su»). Этот корень указывает сразу на рост вверх и на причастность к свету. То есть в целом говорит об устремленности к Небу и причастности к чему-то запредельному, прекрасному, вечному. О причастности Богу.
В других языках, из которых выросла христианская культура, – иврите, греческом и латыни — аналоги понятия «святой» имеют значение «отделенный», «избранный», «обособленный». Уже в мировоззрении древних людей из привычного окружающего мира выделялась особая часть, в рамках которой действовали совершенно иные законы и которая не подчинялась превратностям материального бытия.
Христианство объединило две эти семантики. Святой — это человек, который по ряду критериев отличается от прочих людей и в максимально полной мере связывает свою жизнь с Творцом. Сама же святость — это набор тех качеств, свойств, которые делают человека причастным Богу и Вечности.
Зачем нам нужны святые?
Одна из важных задач, стоящих перед учителем на занятиях по ОПК, состоит в том, чтобы связать знания о православной культуре родной страны с той реальностью, в которой живет ребенок. То есть, применительно к теме святости, не только рассказать о самом понятии, но и постараться донести, какую роль святые играют в жизни целого народа и отдельно взятой личности.
Если обобщить все написанное о святых людях, то можно выделить три основные мысли:
— святые служат христианам примерами правильно устроенной духовной жизни, образцами поведения и образа мысли, который максимально соотнесен с заповедями Божьими. Они — ориентиры на пути спасения;
— святые нужны верующим, как чистая вода в повседневности. Чем чище вода, тем меньше концентрация примеси в ней; чем больше в мире святых, тем меньше в нем присутствие зла и тем больше добра и Божьего света.
▪️ В качестве иллюстрации на уроке можно предложить детям поэкспериментировать, подливая в сосуд с окрашенной жидкостью чистую воду, а затем прокомментировать увиденное ими в ключе рассматриваемой темы.
— святые в традиционных христианских конфессиях воспринимаются как помощники людей. Для православия в целом очень важна идея заступничества, когда человек, который собственной жизнью угодил Творцу, получает от Него способность благотворно влиять на окружающих и самому быть проводником того света, источником которого является Бог.
▪️ Можно предложить детям отразить солнечный луч зеркальцем, металлической крышкой и книгой, а затем натолкнуть их на вывод: чем чище и глаже поверхность — тем лучше от нее отражается свет. Можно также понаблюдать за светом через стекла разной степени чистоты, а затем спросить у детей: через какую среду свет проходит лучше?
Что говорит о святости Библия?
В Писании — как в Ветхом, так и в Новом Заветах — раскрываются компоненты святости (причастность к Богу, отделенность от мира, чистота). Вот наиболее характерные цитаты:
«Освящайте себя и будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 20:7);
«Покажу Мое Величие и Святость Мою» (Иез. 38:23);
«Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16);
«Свят, Свят, Свят, Господь Вседержитель» (Откр. 4:8).
Кто может стать святым?
Святым, в принципе, может стать любой человек. Для этого ему необходимо быть устремленным к Богу и соблюдать его заповеди. Древние христиане так и называли себя — святые, то есть посвященные Богу. Но, в узком смысле, Церковь называет святыми особую категорию людей — тех, кто действительно может быть примером для подражания.
Процесс признания человека святым называется канонизацией или прославлением. Канонизируют только уже умерших людей. Обычно этот процесс занимает несколько лет, а то и десятилетий. Сначала жизнь того или иного христианина исследуется на признак его причастности Богу, а также соответствия его поступков и образа мыслей идеалам, озвученным Христом. И если Церковь признает, что тот или иной «кандидат» достоин должной степени почтения, к нему начинают обращаться как к святому в полном смысле этого слова.
В этом плане очень показательна история преподобной Анны Кашинской, почившей в середине XIV в. Она была сначала канонизирована, но спустя триста лет ее исключили из списка святых, и лишь незадолго до начала Первой мировой войны непредвзятый трезвый подход помог все-таки церковной комиссии увидеть в этой женщине, прошедшей удивительный жизненный путь, великую христианскую святую.
Какие бывают святые?
Все мы разные. И у каждого из нас свои таланты. И, конечно же, путь к Богу тоже уникален. По этой причине в Церкви в течение веков сложилась традиция распределять святых по ликам — группам, соответствующим тому или иному подвигу, который нес святой.
а) Наиболее древняя группа — это праотцы — те, кто стоял у истоков человечества: Адам и Ева, Сим, Ной, Авраам и Сарра. Их было довольно много, но все они объединены одной особенностью: в то время, когда мир отпал от Бога, казалось бы, бесповоротно, они сохраняли верность Ему и передавали новым поколениям знания о Нем.
б) Следующая группа — пророки. Их задачей была подготовка мира к пришествию Спасителя Иисуса Христа. Пророков было много. Они имеют разный социальный статус и происхождение, но каждый из них обладает удивительной судьбой. Среди них были и цари, и простолюдины, и богатые, и бедные, и интеллектуалы, и люди физического труда. И все они одинаково ждали пришествия Господа и исполнения обещания о том, что в мир воплотится Сам Бог. Моисей и Илия, Давид и Соломон, Самуил и Даниил, и, конечно же, Иоанн Предтеча — все это пророки.
Среди святых особое место занимает Пресвятая Богородица, больше всех послужившая делу нашего спасения. Несмотря на то, что Церковь рассматривает Ее жизнь и служение в совершенно иных категориях, чем обычного святого, именно Она в полной мере является примером того, что мы можем назвать абсолютной святостью.
Дева Мария смогла настолько глубоко и искренне полюбить Бога, настолько тесно связать с Ним Свою жизнь, что лишь Ее Господь усмотрел в качестве Своей Матери.
Почитание Богородицы в Церкви имеет свои особенности. Например, в Ее честь не принято называть людей. Тем не менее, среди святых Она считается самой первой Заступницей и Помощницей христиан. Именно к Ней чаще всего обращают свои молитвы православные после Бога.
в) Еще один лик святых — это апостолы. Они были ближайшими учениками Христа — воплощенного Бога и Творца. Именно их глаза видели Его Самого, а уши слышали Его слова. Как мы знаем, свидетельства очевидцев всегда имеют куда большую ценность, чем записи — пусть даже и авторитетного — историка. Именно такими очевидцами для Церкви и являются апостолы. Они же стали и первыми ее устроителями — первыми, кто дал начало жизни церковного организма, кто заложил те принципы, по которым христиане живут и по сей день.
Среди апостолов выделяются четыре особых человека — евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это они в письменном виде зафиксировали опыт живого общения с живым воплотившимся Богом.
г) Апостолы дали начало еще одному лику святых — мученикам. Формально мученик – это тот, кто закончил свою жизнь насильственной смертью, наступившей из-за того, что человек был настолько верен своим убеждениям и вере, что даже под угрозой смерти от них не отрекся. Но это — формальное определение. По сути же своей мученик (по-гречески «martyros») — это свидетель, а свидетельствовать, в принципе, призваны все христиане. Но все же «кровных» мучеников Церковь всегда выделяла особо, и это неудивительно, потому что страх смерти для простого обывателя — это наиболее значимый страх в жизни, и преодолеть его для большинства из нас — задача весьма трудная.
д) Есть в Церкви и другой тип мучеников — преподобные. Их не убивали, им не причиняли каких-либо значимых страданий. Но они избрали жизненный путь самоотречения — путь монашества. Преподобные — это сотни тысяч подвижников, которые молились Богу и в глуши пустынных мест, и в тихих кельях монастырей, и в каменных джунглях городов, и среди буйства дикой природы.
Есть преподобные и в наши дни. Они еще не канонизированы, то есть не признаны официально, но люди их уже сейчас почитают как пример для подражания. Например, почившего в 2006 году архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
е) Еще одна очень обширная категория святых — это святители — епископы, которые особо отличились в деле управления своей паствой. Обычно это либо те, кто всю свою жизнь посвятил миссионерству, проповеди и делам просвещения (например, Стефан Пермский, Макарий Московский, Игнатий Брянчанинов), либо владыки, чьим главным подвигом в жизни было социальное служение (Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Лука Крымский).
— это всегда мудрые управители, которые не просто командовали людьми, а видели в каждом члене своей паствы уникальную Божью личность, за которую они были в ответе перед Творцом.
ж) И, наверное, перечисление основных ликов святости стоит завершить праведными. Это простые миряне и священники, которые угодили Богу самым трудным подвигом — благочестивой жизнью в миру.
Этот подвиг мы называем самым трудным потому, что и монастырь, и епископская кафедра, и мученическая стезя — все-таки условия экстраординарные. Они хоть и требуют от человека максимального духовного напряжения, но вместе с тем создают и атмосферу, которая помогает проходить этот подвиг. В обычной же (не монашеской и не экстремальной) жизни многое не способствует, а — даже наоборот — мешает полноценному исполнению Божьих заповедей. Именно поэтому быть простым праведником очень трудно. Но именно эти трудности и преодолевали Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская, Симеон Верхотурский и многие другие подобные им.
На самом деле ликов святости больше. Это и бессребреники — врачи, не бравшие плату за свой труд; и юродивые — люди, которые надевали на себя личину безумия и под этой маской скрывали богатые духовные дары; и благоверные — политики, сохранившие верность Христу вопреки огромным соблазнам, которые таит в себе мирская власть.
Как видим, святость многогранна и многолика, именно поэтому Церковь так ценит, с одной стороны — индивидуальность каждого своего члена, с другой стороны — возможность систематизировать этот опыт и найти в каждом из этих примеров святой жизни что-то важное для любого человека.
Святые в нашей жизни.
Активное почитание святых (почитание значит, прежде всего, следование их жизненному примеру) повлекло за собой возникновение нескольких важных традиций, укоренившихся в церковном опыте.
— В честь святых называют вновь крещенных людей. Почти каждый православный верующий имеет своего небесного покровителя, имя которого он носит. День памяти того святого, чье имя носит человек, называется именинами.
Дата именин конкретно взятого верующего определяется очень просто: это первая, следующая за его днем рождения дата, на которую выпадает день памяти святого с тем же именем. Правда, бывает и такое, что родители сознательно называют ребенка в честь конкретного святого, и тогда уже именинами считается день памяти именно этого угодника Божьего.
— У каждого святого есть день памяти — подвижная, либо неподвижная дата в календаре, когда этот святой особым образом молитвенно упоминается в церковной службе. Обычно это дата смерти святого, то есть день, когда он перешел в жизнь вечную и, иначе говоря, пережил второе рождение, окончательно воссоединившись со Христом. Иногда таких дней памяти бывает несколько. Наиболее яркий пример — Предтеча Господень Иоанн Креститель. В разные дни года мы празднуем его рождение, смерть и обретение его главы. И таких примеров довольно много.
— Достаточно часто от святых остается материальное свидетельство их святости — то, что в Церкви принято называть мощами. Почитание останков наиболее угодивших Богу христиан фиксируется уже в римских катакомбах II века. Нужно сказать, что христианство всегда относилось к телу с особым почтением, настаивая на том, что и оно после Страшного суда станет участником вечной жизни. И святые мощи — вполне закономерное выражение этой идеи.
Некоторые святые мощи нетленны, то есть не подверглись разлагающему воздействию времени. Например, мощи преподобного Александра Свирского, которые вот уже пятьсот лет сохраняют вид останков недавно умершего человека. Ученые до сих пор не могут найти этому явлению рационального объяснение, поскольку нетление мощей наблюдается даже там, где естественная мумификация тела невозможна. Например, мощи преподобных отцов Печерских — монахов, которые подвизались в Киеве, в склонах днепровских круч.
Как узнать о святом?
Вполне очевидно, что если святой является для нас образцом подлинной христианской жизни, то нам необходимо откуда-то почерпнуть информацию об этом человеке. И тут на помощь приходят жития. Это особый тип литературы, в котором рассказывается о подвигах того или иного угодника Божьего. В чем-то жития напоминают биографию, но есть и существенное отличие от нее: житие отличается от жизнеописания, как икона от портрета.
Агиограф (человек, который занимается составлением житий) особое внимание уделяет не разным интересным деталям или случаям из жизни святого, а широкими мазками и как бы схематично обрисовывает для нас саму суть того подвига, который совершил Божий угодник. Житие — это некая формула, которая дается нам свыше для облегчения такого важного и такого трудного пути к Царству Небесному.
Чтение житий до появления массовой художественной литературы было одним из любимейших занятий наших предков. Их не только читали, но и — в силу дороговизны писчих материалов — запоминали наизусть, пересказывали и даже писали иконы.
Так называемые клейма — небольшие миниатюрки, изображавшие тот или иной житийный эпизод. Особенно популярными клейма были в новгородской иконописной школе.
Житийные сюжеты занимали особое место и в храмовой живописи. Церкви Ярославля, Суздаля, Пскова, деревянные храмы Поморья, казацкие соборы Кубани и Запорожья наполнены этими светлыми изображениями в народном стиле, которые передают любимые нашему сердцу эпизоды из жизни наиболее чтимых русскими людьми святых.
» Понятие к уроку ОПК