Основы православной культуры и Закон Божий
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Со стороны религиозных объединений
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Какие существуют?
Современная педагогика выделяет несколько основных принципов обучения детей:
- Научность
- Доступность
- Наглядность
- Сознательность и активность
- Систематичность и последовательность
Все они так или иначе взаимосвязаны между собой.
На что обратить внимание?
Из этих и других принципов естественным образом вытекают определенные дидактические правила. Данные указания помогают преподавателю определить, как следует действовать в типичной педагогической ситуации, связанной с процессом обучения.
В статье рассказывается:
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов
- Развитие интереса к окружающему миру
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях. В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ: ценности и цели
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Направленный на развитие
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Культурологический характер
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Базовые национальные ценности
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество,
- Семья,
- Культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Реализация курса в учебном процессе
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Инновационные методы в образовании
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
Структура учебного года
В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Содержание модулей курса
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Все модули курса позволяют детям более глубоко понять сущность национальных ценностей и приобщиться к ним в процессе обучения.
Символический язык православной культуры
Христианское искусство играет значительную роль в православной культуре. Иконы, фрески, церковное пение и прикладное искусство являются символическим языком веры и духовности.
Христианская семья и ее ценности
Ценности семьи в христианской традиции заложены в уважении, любви, вере и учении Христа. Они обеспечивают благополучие и моральное развитие членов семьи.
Основы светской этики
Этика – это наука о нравственной жизни человека, основанная на принципах справедливости, доброты и честности. В светской этике важны правила общения и этикет, которые являются основой взаимоотношений между людьми.
Этика общения
Правила общения направлены на уважение, вежливость и толерантность. Они способствуют мирному сосуществованию и благополучию общества.
Этикет
Этикет является своеобразным образцом поведения, отражающим воспитанность и культуру личности. Знание и уважение этикета способствуют гармоничным взаимоотношениям.
Этика человеческих отношений
Важным аспектом этики является развитие добрых чувств и толерантности. Чем больше добра и сострадания в сердце человека, тем светлее его душа.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия
Религия играет значительную роль в формировании культуры и ценностей народов. Верования, священные тексты, обряды, обычаи и ритуалы влияют на поведение и мировоззрение людей.
Религии России
Россия является многонациональной страной, где существуют различные религии. Важно уважать веру других и понимать основные ценности и принципы ислама, буддизма, иудаизма и других религий.
Семья, семейные ценности
Семья играет центральную роль в религиозных культурах народов России. Семейные ценности, такие как долг, свобода, ответственность, учение и труд, укрепляют единство и гармонию в семье.
Заключение
Различные религиозные культуры народов России представляют богатое и многообразное наследие духовности и морали. Уважение к различиям, понимание общих ценностей и толерантное отношение к вере – основа гармоничного сосуществования и мирного диалога между разными культурами и религиями.
Наглядность в обучении – это один из ключевых принципов, позволяющий детям легче усваивать информацию. Обучение с применением наглядных материалов, демонстраций, примеров и иллюстраций активизирует восприятие и понимание учебного материала.
Используя принцип наглядности, педагог должен:
- Создавать интересные визуальные материалы;
- Иллюстрировать абстрактные понятия конкретными примерами;
- Использовать мультимедийные средства для наглядного объяснения материала.
Принцип наглядности позволяет сделать обучение более интересным и запоминающимся для учащихся.
Принцип активности и практичности
Учебный процесс должен быть ориентирован на практическое применение полученных знаний. Это позволяет учащимся лучше усваивать информацию и видеть ее в контексте реальной жизни.
Для реализации принципа активности педагог должен:
- Проводить практические занятия;
- Стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;
- Организовывать обсуждения и дискуссии.
Принцип активности позволяет учащимся лучше понимать материал и применять его на практике.
Заключение
Принципы обучения, описанные выше, являются основой эффективного обучения детей. Педагоги и родители должны учитывать эти принципы при выборе курсов и методик обучения. Соблюдение принципов научности, доступности, сознательности, наглядности, активности и практичности поможет обеспечить свободу выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ, а также сделает обучение более эффективным и интересным для детей.
Наглядность в дидактике не просто восприятие органами зрения. В этом принципе принимают участие разные ощущения: моторные, слуховые и вкусовые. В любой деятельности, будь то учебная, производственная, трудовая, важен принцип наглядности.
Реализация принципов обучения детей при помощи красочных наглядных материалов, демонстраций и иллюстрации проявляется в наблюдении за явлениями и процессами как в естественных условиях, так и в лабораторных, то есть искусственно созданных.
Правила, раскрывающие использование принципа:
Принцип систематичности и последовательности
Принцип требует от педагога давать знания в системе, в определенном порядке, логично.
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 03 марта
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Он также сводится к использованию следующих дидактических правил:
Принцип связи теории с практикой
За формирование научного мировоззрения отвечают дидактические принципы обучения детей, в частности, принцип связи теории с практикой. При условии, что учащийся находит подтверждение теоретической стороны науки в практической жизни, этот урок усваивается вдвойне быстрее и на более продолжительный временной период.
Реализации этого принципа способствуют следующие правила:
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых
Все процессы в обучении должны соответствовать не только нормам и правилам, но и возрастным особенностям учащихся, их индивидуальным особенностям, физическому и нравственному уровню развития. Благодаря организации учебной деятельности педагоги могут определять уровни познавательной способности, памяти, устойчивости внимания, особенности мышления. Исходя из этих знаний, строится и учебный процесс с учетом характеров, интересов и личностного развития учащихся.
Особенности детей учитываются благодаря двум подходам:
До конца 80-х годов ХХ столетия основным был индивидуальный подход, в современной системе образования более предпочтителен метод дифференциальный.
Иногда можно встретить педагогов, которые используют дополнительные принципы в процессе обучения. Главное, чтобы результаты использования тех или иных соответствовали современным тенденциям развития сферы образования.
Использование принципов в обучении детей дошкольного возраста
Ключевой ролью в воспитании личности является формирование гармоничного, физически стойкого и подготовленного, духовно богатого и здорового индивида. Дошкольное образование в этом ключе — важнейшая ступень. Самое интенсивное восприятие, повышенная активность, пытливость ума, формирование интеллектуальной сферы наступают в раннем детском возрасте, от нуля до шести лет.
В это время активно развивается речь, двигательная активность, психологические процессы. Взрослые: родители, воспитатели, педагоги должны понимать это и действовать. Воспитывать, обучать и развивать в это время нужно продуктивно, с некой долей интенсивности.
Использование принципов в обучении детей дошкольного возраста
Ребенок от 0 до 6 лет, активно изучая мир вокруг, действует по подсказкам взрослого. От педагога зависит то, как будут усвоены уроки практической деятельности.
Только до 26.02
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК
Средний школьный возраст ознаменован рамками одиннадцати – пятнадцати лет, а старший – пятнадцати – восемнадцати.
В своем среднем возрасте дети быстро растут. Физиологические изменения всего организма, несомненно, влияют на обучение. В это время формируется мировоззрение, нравственные принципы, и жизненные интересы.
Учитель для ученика уже не просто информатор, а скорее помощник, консультант. К его словам прислушиваются, ему доверяют, а умозаключения соотносят со своими.
Научный принцип максимально раскрывается в рамках школы. Учащиеся учатся воспринимать научные знания и применять их на практике.
Принцип активности и сознательности также актуален. Все больше ученикам становятся понятны их цели обучения, важность процессов, происходящих в школе. Теперь они сами выбирают, насколько явно хотят быть активными участниками всего происходящего.
Опорой служат систематичность, доступность и наглядность. Ярким примером могут быть десятый и одиннадцатый классы, когда весь школьный курс подлежит повторению.
Важные принципы обучения одаренных детей
За высокие показатели и достижения в учебе детей условно называют одаренными. Их действия и результаты отличаются достижениями в интеллектуальной и творческой деятельности, в проявлении лидерских способностей, особых склонностей к определенным научным сферам. Существуют дополнительные принципы обучения одаренных детей:
Помимо усвоения требуемого объема знаний, ученик должен развиваться самостоятельно, формировать собственное представление о морали.
У одаренных детей особенности темперамента и характера проявляются ярче. Именно в таких случаях важно поддержать, учесть и посодействовать развитию накопленного потенциала.
Во время развития ребенка трудовая, учебная и творческая деятельности должны соотноситься с возрастными особенностями и физическими возможностями ученика. Непосильный объем знаний может повлечь за собой потерю интереса и мотивации к учебному процессу.
На практике все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Ценность одного не должна превалировать над ценностью другого. Из-за этого эффективность всего процесса будет снижаться. Только комплексность и системность в использовании всех без исключения дидактических принципов обучения даст возможность правильно применять средства, методы и формы в успешном обучении детей.
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Понятие принципов и правил обучения в педагогике
Принципы обучения (дидактические принципы) – это определенные методы и формы работы педагогов с детьми, способствующие достижению поставленных целей в воспитательном и учебном процессе.
Дидактические принципы – это исторически сложившиеся закономерности, которые использовались мировым сообществом наставников в различные временные промежутки. Педагогика с опорой на теоретические знания и их практические применения смогла сформировать руководящие положения, тем самым отрегулировать деятельность и учителей, и воспитателей в самом процессе обучения как взрослых, так и детей. Практически все стороны обучающего процесса охвачены правилами.
Понятие принципов и правил обучения в педагогике
С одной стороны, можно утверждать, что дидактические принципы носят объективный характер, а с другой – каждый педагог вносит свои индивидуальные ноты, что говорит о различной степени наполненности и точности смысловых нагрузок.
Без знания основ, без полного понимания принципов обучения детей и требований к их применению педагоги делают процесс обучения малоэффективным, зачастую противоречивым и ненаучным.
Некоторые правила данных принципов раскрываются в процессе их применения. Они же являются путеводителями или указаниями, руководствами к действиям в той или иной типичной ситуации.
Есть сторонники отмены правил обучения. Это и теоретики, и практики, утверждающие, что строжайшее следование данным нормам и правилам противоречит природной инициативе обучаемого. Они губительны для творческого процесса.
Однако отрицать наличие правил столь категорично также неправомерно. Весь практический опыт подкреплен нормами, исходными примерами и доказательствами. Поэтому в педагогике лучше использовать симбиоз правил и творчества.
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)
Использование принципов в обучении младших школьников
К младшему школьному возрасту относят детей от шести-семи до девяти-десяти лет. Обучение не прекращается. Обучение в начальной школе строится на фундаменте, заложенном в дошкольных учреждениях.
Здесь роль учителя очень велика. От того, как сложатся личные взаимоотношения ученик-учитель зависит многое: успеваемость, поведение, отношение ребенка к обучению в целом. Сначала дети обучаются в группе, что привычно для них. Постепенно процесс индивидуализируется.
Принципы и подходы в обучении детей в рамках доступности, систематичности и сознательности, наглядности остаются при переходе от дошкольного к школьному образованию. Принцип научности же видоизменяется, становится более четким. Принцип связи теории с практикой показывает учащимся связь действительной реальности с обучением.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.