Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №3 2023 Г


Процесс развития российского государства и общества преподносит серьезнейшие вызовы в области воспитания и обучения взрослеющего поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, готовые учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Поэтому военно-патриотическое воспитание молодежи становится одной из актуальных задач.

Содержание военно-патриотического воспитания молодежи

В последние годы Россия ощутила резкое обострение международной обстановки, столкнулась с беспрецедентными экономическими санкциями и ростом антироссийских настроений в политических кругах США и стран Запада, в геополитических процессах усилилось информационное противостояние.

Вызовы и угрозы

Это проявляется, например, в виде искажения значения эпохальных исторических событий, непосредственное отношение к которым имела наша страна, в агрессивной экспансии элементов чуждых культур в культуру нашей страны, во всплеске русофобии.

Роль молодежи

Истоки русофобии коренятся в позиционировании России как мощного военного, экономического и культурно-цивилизационного соперника для ряда зарубежных государств. Основным объектом такого информационного влияния и одной из наиболее уязвимых перед ним социальных групп становится как раз молодежь.

Государственная молодежная политика

Для противодействия этим вызовам и угрозам в Российской Федерации действует государственная молодежная политика. Она представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-­экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера.

Цели молодежной политики

Основными целями государственной молодежной политики являются:

  1. Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны.
  2. Укрепление чувств сопричастности граждан к истории и культуре России.
  3. Воспитание граждан, любящих свою Родину.

Значимость военно-патриотического воспитания

В свете таких целей особую значимость обретает военно-патриотическое воспитание молодежи. Именно оно должно гарантировать весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования гармонично развитых личностей российских граждан, подготовленных защитников Отечества.

Патриотизм и общество

Военно-патриотическое воспитание молодежи актуально также потому, что патриотизм в целом закладывает основы для консолидации общества и укрепления устоев государства.

Эффективное военно-патриотическое воспитание молодежи

Эффективные шаги по этому пути невозможны без гармоничной, отлаженной системы, которая предусматривает:

Формирование у гражданина и развитие у него социально значимых ценностей защиты Отечества на основе:

  • Гражданско-патриотического воспитания
  • Духовно-нравственного воспитания
  • Историко-патриотического воспитания
  • Культурно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов

Массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая:

  • Государственными структурами
  • Общественными движениями и организациями

Деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленная на:

  • Изучение и освещение проблем военно-патриотического воспитания молодежи
  • Формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества

Военно-патриотическое воспитание молодежи — неотъемлемая составная часть патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Оно представляет собой многоплановую систематическую целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций.

Основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи:

  • Формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания
  • Воспитание уважительного отношения, верности традициям Российской армии
  • Утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета
  • Активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Оте­чества
  • Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами
  • Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества

В содержании военно-патриотического воспитания молодежи выделяются два основных компонента: социально-педагогический и специфический.

Социально-педагогический компонент образует содержательное ядро такого вида воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, установками, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке его к защите Отечества.

Роль социально-педагогического компонента в военно-патриотическом воспитании

Социально-педагогический компонент характеризуется широкой направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также на важнейших духовно-нравственных качествах.

Сегодня, когда проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил стоит очень остро, становится более значимой роль специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Он предполагает более глубокую и последовательную дифференциацию воспитательного процесса, всестороннюю работу по военно-патриотическому воспитанию с учетом тех конкретных задач, которые возлягут на будущих защитников Отечества.

Специфика военно-патриотического воспитания

Специфический компонент военно-патриотического воспитания нацелен на подготовку юношей к определенному армейскому роду занятий и обеспечивает инструментальную готовность к выполнению воинского долга.

Ему присуща мощная практико-ориентированная и деятельностная направленность, то есть каждый будущий военнослужащий должен осознать свои роль и место в деле защиты Отечества, уяснить высокую личную ответственность за выполнение требований военной службы, развить убежденность в том, что Отечество необходимо защищать, сформировать другие качества, важные для успешного выполнения должностных обязанностей.

Содержательная платформа специфического компонента военно-патриотического воспитания — любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

Направления военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание молодежи протекает по следующим основным направлениям:

  • Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, слагаемых воинской чести, ответственности и коллективизма.

  • Историческое — познание истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, героического прошлого разных поколений, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за его историю, ответственности за происходящее в обществе и государстве.

  • Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики.

Основным институтом, организующим всю систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающим ее функционирование, контролирующим ее эффективность и конечные результаты, является государство.

Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на долговременную перспективу. Один из важнейших нормативно-правовых документов, на которые она опирается, это Федеральный проект Патриотическое воспитание в рамках национального проекта Образование.

Проект Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

Проект Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан и имеет следующие основные цели и задачи:

Цели проекта:

  1. Развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования.
  2. Проведение мероприятий патриотической направленности.
  3. Вовлечение к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

Задачи проекта:

  1. Усиление воспитательной компоненты на уроках, во время внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей.
  2. Привитие базовых ценностей народов Российской Федерации на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.

Развитие системы патриотического воспитания:

В рамках проекта планируется развитие системы взаимодействия между разными поколениями для обеспечения преемственности и поддержки общественных инициатив, связанных с патриотическим воспитанием детей и молодежи.

Проект также предусматривает проведение мероприятий в образовательных организациях общего и профессионального образования, а также мероприятий патриотической направленности.

Нормативно-правовая база в области военно-патриотического воспитания:

В области военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации играют важную роль следующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне:

  1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая право граждан на образование и воинскую обязанность.
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе.
Читайте также:  Конспект род и число имен прилагательных

Взаимодействие для эффективного военно-патриотического воспитания:

Важную роль в системе военно-патриотического воспитания молодежи играет взаимодействие Министерства обороны Российской Федерации с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и молодежными общественными объединениями. Это позволяет формировать у граждан глубокое понимание патриотического долга и готовность к защите Родины.

В конечном итоге эффективность системы военно-патриотического воспитания зависит от качественного развития патриотических и других ценных личностных качеств у граждан.

Организация военно-патриотического воспитания в Вооруженных Силах:

Военно-патриотическое воспитание молодежи в Вооруженных Силах Российской Федерации направлено на формирование у молодых военнослужащих высокого патриотического сознания, любви к Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга по защите страны.

В ряд основных компонентов военно-патрио­тического воспитания в российских Вооруженных Силах входят:

— воспитание у молодых военнослужащих глубокого понимания предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства и функционирования, уяснение военнослужащими их персональной роли при выполнении стоящих перед Вооруженными Силами задач, особенно задач по поддержанию высокой постоянной боевой готовности;

— формирование верности Военной присяге и уставам, привычки следовать их требованиям как в мирное, так и в военное время;

— развитие стремления к овладению всеми секретами военного дела, воинской профессии, к мастерскому освоению военной техники, оружия и способов их применения;

— выработка высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам, упрочение воинского товарищества;

— формирование высоких морально-боевых качеств, особенно тех, что необходимы личному составу в бою;

— воспитание стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

— воспитание военнослужащих в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Формирование и развитие у военнослужащих патриотизма и верности воинскому долгу — основная задача воспитательной работы.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Чувство патриотизма формируется, прежде всего, под влиянием условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма тоже находятся в постоянном развитии.

Так, например, на зарождение патриотических чувств у молодых военнослужащих положительно влияет грамотно поставленный, насыщенный процесс боевой учебы, который сложно наладить без участия командиров и начальников, специалистов военно-политических органов.

Стержень деятельности по воспитанию воинов-патриотов — формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений Военной присяги, воинских уставов, требований приказов Министра обороны по вопросам боевой учебы и выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что истинное выражение его патриотических устремлений — отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой подготовки, особенно по военно-политической подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

К ключевым путям формирования патриотизма и верности воинскому долгу у молодых военнослужащих относятся:

— воспитание историей;

— воспитание на воинских традициях и ритуалах;

— воспитание на ценностях морали и нравственности.

Воспитание историей предполагает активное обращение к героическим страницам прошлого и настоящего нашей страны и ее Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже человек будет знать историю родной страны, тем точнее он сможет осмыслить ее настоящее и осознать свое место в нем.

Широкие возможности для формирования личности открывают тут, например, занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет молодым людям лучше ознакомиться с главнейшими для нашего Отечества военно-историческими эпизодами, постичь боевые традиции российских Вооруженных Сил. Вполне возможно, что яркие примеры мужества и доблести наших предков не оставят равнодушными современных солдат и матросов, вызовут у них подсознательную тягу подражать былым подвигам, совершать мужественные поступки в боевых условиях. Эффект от таких занятий возрастет, если проводить их в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях, что и практикуется в некоторых воинских частях.

Воспитанием патриотизма на воинских традициях и ритуалах тоже нельзя пренебрегать. Воинские традиции — часть национально-государственных традиций.

К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества. В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск. Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих. Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям.

Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков.

Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов.

Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты:

— никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

— гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры;

— терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях;

— категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения.

Успех проводимой в Вооруженных Силах работы по патриотическому воспитанию молодых военнослужащих зависит от многих факторов и, прежде всего, от активности и инициативы руководящего состава, работников военно-политического звена. Ощутимое воспитательное значение имеет личный пример командиров и начальников. Выдающийся военный педагог генерал М.И. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает! И идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится».

Читайте также:  Презентация на тему к уроку по орксэ на тему представление о боге и мире в христианстве

Необходимо отметить, что краеугольный камень воспитания молодых военнослужащих в военно-патриотическом духе — воспитание у них высокой воинской дисциплины. Высокая дисциплинированность — одно из важнейших свойств, без которого немыслимы как полноценная личность воина, так и вся специфическая деятельность армии и флота.

В ходе нравственного воспитания у военнослужащих формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Это развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение Военной присяги и воинских уставов.

В гарнизонах, военных городках мероприятия военно-патриотической направленности с молодежью проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев, с использованием потенциала военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров.

Во вступительном слове руководителю занятия желательно простыми словами объяснить, почему изучаемая тема по ВПП актуальна сегодня, озвучить цели занятия, назвать его основные блоки.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо показать место, роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране как одного из направлений государственной молодежной политики России, раскрыть основные пути и формы деятельности должностных лиц Вооруженных Сил на поле военно-патриотического воспитания военнослужащих.

Чтобы повысить интерес аудитории к занятию, руководитель может попросить нескольких слушателей сравнить эффективность разных практических форм и методов военно-патриотического воспитания, и обосновать свое мнение.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы, дать рекомендации по изучению литературы.

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Национальный проект «Образование» включает 7 федеральных проектов

За счет мероприятий национального проекта «Образование» в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:

Развитие инфраструктуры образования – строительство школ, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием.

Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров – реализация программ повышения квалификации, методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы в современной образовательной среде.

Совершенствование содержания образования – обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых методик и технологий преподавания, а также формирование системы управления качеством образования.

Возвращение воспитания в систему образования – развитие программ воспитания в образовательных организациях, условия для участия детей в мероприятиях патриотической направленности и детских общественных движениях, творческих конкурсах.

Мероприятия

В течение трёх дней в Санкт‑Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского проходил очный этап первого тура городского конкурса педагогических достижений в номинации «Наставник молодых педагогов». В формате публичного выступления опыт представили 22 педагога.

В канун Нового года награду Правительства Санкт-Петербурга – Благодарственное письмо за подписью вице-губернатора Ирины Потехиной за помощь в проведении финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» – вручили коллективу Центра регионального и международного сотрудничества.

Премия «Наставник года» может появиться в России для поощрения наставников в разных сферах. С таким предложением выступил Президент России Владимир Путин на заседании Государственного Совета РФ по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».

Первый в городе школьный класс по подготовке кадров для транспортной отрасли появился в Санкт-Петербурге. Комитет по транспорту создал его на базе 8Б класса школы № 334 Невского района «Образовательный комплекс „ Невская перспектива “».

В канун Нового года во Дворце учащейся молодежи состоялось итоговое совещание директоров профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию. На заседание пригласили руководителей учреждений среднего профессионального, общего и дополнительного образования, которых наградили ведомственными наградами.

25 декабря в Петербурге в торжественной обстановке вручили дипломы победителям первого конкурса лучших практик профильных предпрофессиональных классов. Организаторами конкурса выступили Комитет по образованию и Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского.

В Мариинском дворце состоялась торжественная встреча, посвящённая подведению итогов Года педагога и наставника. К участникам мероприятия обратился депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрей Горшечников.

В статье актуализируется необходимость выявления путей развития современной системы дополнительного образования детей, выделяются и аргументируются приоритетные направления и перспективы развития дополнительного образования на основе анализа нормативных правовых документов. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам сферы дополнительного образования детей для определения путей развития образовательных организаций, обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методик их реализации.

Л.Н. Буйлова,старший методистГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,главный редактор журнала «Про-ДОД»,ведущий эксперт Научно-методического центраразвития образовательных систем,Почетный работник общего образования,кандидат педагогических наук,доцент,Москва

Дополнительное образование детей – важный развивающий компонент в жизни ребенка как в плане личностного роста, так и в плане социализации. Эта позиция осознается и разделяется всеми – государством, обществом, участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Повышенное государственное внимание к дополнительному образованию детей обусловлено тем, что оно:

Именно такие характеристики этой образовательной практики влияют на его востребованность и являются катализатором разрешения многих проблем в отечественном образовании, когда в стране реализуются последовательные меры по обеспечению каждого ребенка доступом к качественному образованию. А дополнительное образование детей, представляя собой неформальный сегмент, интегрируется с другими видами образования и является наиболее эффективным способом решения задач позитивной занятости обучающихся, формирования интересов, развития их способностей, пространством профориентации, самореализации и самоопределения. Поэтому выявление приоритетных направлений развития дополнительного образования детей – одна из главных и масштабных задач, которая находится в сфере государственной образовательной политики и призвана стать следствием консенсуса между интересами широкого круга участников – государства, общества, ученых, педагогов, детей и родителей, – всех тех, кто заинтересован в развитии отечественного образования в целом.

Но прежде чем приступить к разговору о приоритетных направлениях развития дополнительного образования детей, обратимся к основным понятиям и посмотрим, что означают довольно-таки разноплановые слова «направление», «приоритет» и «приоритетное направление», которые используются в самых разных сферах деятельности и жизненных ситуациях.

Вот такое неоднозначное понятие «направление», но важное для понимания специфики, организации и развития образовательной системы.

Например, маркетинговая деятельность (изучение спроса на образовательные программы, уровня конкурентоспособности организации); образовательная деятельность; воспитательная деятельность; инновационная деятельность (внедрение нововведений); методическая деятельность (сопровождение разработки и реализации программ) и многие другие.

Читайте также:  Идеи и советы для экономии денег 💸

Виды и направления деятельности зависят от типа образовательной организации, устав которой должен содержать указание на их исчерпывающий перечень. Причем, перечень видов и направлений деятельности должен быть указан тот, которые организация вправе осуществлять в соответствии с целями деятельности, для достижения которых оно создано. Очевидно, что направления дополнительного образования детей на протяжении его истории подверглись и продолжают подвергаться сильным изменениям по сравнению с тем, какие были раньше. Дело, прежде всего, в постоянном изменении социокультурной и экономической ситуации, развитии технологий и т.п.

«Направленность» в дополнительном образовании детей:

То есть «направленность» – это тематическое содержание дополнительных общеобразовательных программ, тогда как «направление» – это описание деятельности в широком смысле, устремленность, вектор развития системы дополнительного образования детей.

Следующее понятие – «приоритет» (нем. prioritat лат. prior первый):

– первенство в каком-нибудь открытии, идее, изобретении и т.п. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910).;

– преобладающее значение чего-либо (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.);

–наиболее важное, требующее к себе первоочередного внимания (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998).

– первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-нибудь идеи; преимущественное право на что-нибудь (Толковый словарь Ушакова https://ushakov.slovaronline.com/57754-PRIORITET ).

Таким образом, слово «приоритет» – «преобладающее значение» – используется для обозначения важности, преобладания, а также для градации ценностей, процессов, событий по степени их значимости; оно характеризует:

Приоритеты в дополнительном образовании детей – это цели и задачи, которым придается наибольшее значение и приоритет перед другими. Определение приоритетов является важным шагом для развития дополнительного образования, поскольку это помогает фокусироваться на главных целях и планировать стратегии его развития. Но определение приоритетов важно не только для руководителей образовательных организаций, но и для всех сотрудников, чтобы:

Образовательная политика государства нашла отражение и закрепление в целом комплексе нормативно-правовых актов, обозначив ключевые аспекты развития дополнительного образования детей до 2030 года. К сожалению, объемы настоящей статьи не позволяют дать развернутую характеристику каждому приоритету или приоритетному направлению, поэтому ограничимся их информационно-справочным перечнем, представленным в указанных документах.

Основные приоритеты и приоритетные направления образовательной политики Российской Федерации в сфере дополнительного образования детей заданы в ряде документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне: Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3); Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467); Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р; Концепция развития детско-юношеского спорта до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 3894-р.

Приоритетами в дополнительном образовании детей являются качество, доступность, непрерывность, персонализация, персонификация, открытость, вариативность, мобильность, инклюзивность, практикоориентированность, цифровизация и т.д.

В этой связи цель настоящего этапа развития дополнительного образования детей можно определить как качественное обновление его содержания и технологий путем реализации на практике приоритетов непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, усиления его социокультурной ориентации и др.

При определении приоритетов учитываются влияние и изменение внутренних и внешних факторов, анализируются и переоцениваются цели, условия и ресурсы, адаптируются в соответствии с реалиями социокультурной ситуации, требованиями нормативных документов, потребностями детей и родителей.

Следующее понятие «приоритетные направления», которое означает:

Приоритетные направления являются одним из основных инструментов государственной политики в области развития системы дополнительного образования детей, потому что отражают систему приоритетов, целей и задач государственной образовательной политики, выделяются на основе анализа текущей ситуации, прогнозирования будущих тенденций, которые ведут к кардинальным изменениям.

Названные направления являются «всеобщими» или сквозными, то есть предполагают необходимость деятельности по их реализации на всех уровнях образования от дошкольного до высшего, а также в дополнительном образовании, уровнем не являющимся. Набор подзадач, формирующих пакет перспективных мер образовательной политики по реализации этих направлений может быть как сквозным для всех видов образования, так и уникальным для каждого из них.

Развитие дополнительного образования детей предполагает качественные изменения, которые сопровождаются переходом в новое, более совершенное, оптимальное (по сравнению с существующим) состояние.

Под приоритетными направлениями развития дополнительного образования детей будем понимать такие направления, которые:

На основе анализа современного отечественного законодательства и особенностей действующей системы дополнительного образования детей, представим скомпилированную информацию по приоритетным направлениям, выбор которых играет важную роль как для реализации государственной образовательной политики, законодательного регулирования трансформаций данной сферы, так и для определения приоритетов развития каждой образовательной организации (Табл.1).

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Таблица 1. Приоритетные направления развития дополнительного образования детей

Таким образом, перечень приоритетных направлений и механизм их эффективного осуществления закрепляется в разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти целевых программах, концепциях, моделях или проектах системы образования Российской Федерации или сферы дополнительного образования в частности.

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

Таблица 2. Условно-сравнительная таблица приоритетных направлений по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей (2022 – 2023 гг.)

Подчеркнем, что названные перечни определяют векторы обновления содержания технологий дополнительного образования детей. Ими педагогические работники могут пользоваться как при разработке новых дополнительных общеобразовательных программ, так и обновлении, совершенствовании уже реализуемых. При этом каждое из приоритетных направлений:

Подводя итоги, подчеркнем, что приоритетные направления могут:

Таким образом, государственная политика в дополнительном образовании детей осуществляется в разрезе приоритетных направлений, которые определяют векторы изменений, отражают линии развития, механизмы и ожидаемые результаты в рамках приоритетов, принципов, ценностей государства и национальных интересов в этой образовательной сфере.

Как видим, определение «приоритетных направлений» является одной из важнейших задач, решение которой позволяет образовательной системе определить, куда направить свои усилия и ресурсы с учетом разнообразных факторов (например, ресурсы, мотивы, цели, задачи, содержание, результаты, процедуры, инструменты и многие другие), чтобы стать более успешной, эффективной, привлечь обучающихся достичь высоких результатов в сфере своей деятельности. Именно поэтому они требуют постоянного анализа и корректировки.

Данная статья ни в коем случае не претендует на полноту изложения заявленной проблемы, слишком обширной для этого, на исчерпывающий анализ приоритетных направлений развития дополнительного образования детей и, тем более, их описание и характеристику. Мы предприняли попытку «собрать» и представить перечень тех приоритетных направлений, которые зафиксированы в нормативно-правовых и рекомендательных документах, чтобы понимать содержание и объемы предстоящих работ до 2030 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *