Список ключевых праздников в буддизме:
- Весак – праздник рождения, просветления и ухода в паринирванну Будды Шакьямуни.
- Уасана – начало трёхмесячного дождевого сезона, когда монахи остаются в монастырях.
- Катина – завершение уасана, когда верующие приносят подарки монахам и празднуют.
- Магха пуджа – праздник памяти первой серьезной речи Будды после просветления.
Ретрит со 2 по 4 февраля 2024 года
Мы открываем запись на випассану на ретрите №455, который пройдет с 2 по 4 февраля 2024 года в Буддавихаре. Практика медитации для коррекции кармы, вам необходимо заполнить форму по ссылке.
Место расположения центра
Все ретриты проходят в загородном буддийском центре. Участники заселяются в общие комнаты для мужчин и женщин. Условия проживания простые: тонкие матрасы стелятся на пол, одеяло или спальный мешок нужно привезти с собой.
Требования к одежде
Важно учитывать следующие моменты при выборе одежды.
Ретрит с 22 по 24 декабря 2023 года
Ретрит №452 по випассане открывает запись с 22 по 24 декабря 2023 года. Практика медитации для обретения покоя и гармонии в жизни, проводит монах тайской традиции, Аджан Чатри.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Направление | Географическое распространение |
---|---|
Тхеравада | Юго-восточная Азия |
Махаяна | Восточная и Центральная Азия |
Ваджраяна | Тибет, Монголия, Бутан |
Тхеравада сосредотачивает внимание на медитации, а махаяна и ваджраяна также включают ритуалы и мантры в практику.
Тхеравада против Махаяна
Тхеравада, в отличие от махаяны, отвергает пять пунктов махасангхиков. Эти пять пунктов не признают нерушимое совершенство архата. Также они допускают как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать набирать заслуги. Тхеравада утверждает, что архат не может потерять свое совершенство под воздействием прошлой кармы.
Ступени совершенства
Тхераваддины считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность (вошедший в поток, возвращающийся в последний раз и больше не возвращающийся) неколебимы. Они также утверждают, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину.
Добродетели буддиста
Тхераваддины также постулируют, что при наличии мирских помыслов можно достичь истинного знания. Основные добродетели буддиста, по их мнению, применимы ко всем аспектам жизни, не только к духовным практикам.
Миряне и монахи
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, также как и монахи, могут накапливать заслуги, помогая сангхе. Это может быть предоставление еды, одежды, жилья, медикаментов или совершение благих дел.
Примеры из практики
Примеры медитативных садов, использовавшихся для практик дзэн, показывают разнообразие практик и традиций буддизма. Важно сохранять уважение и открытость к различным направлениям учения Будды.
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай |
---|
![]() |
Японский медитативный садик |
---|
![]() |
Zen и его философия
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде.
Основные принципы дзен
В основе дзен лежит принцип дайсинко — Великая вера в то, что всё сущее имеет ту же природу, что и Будда (Смотри в свою природу и станешь Буддой). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению недвойственности и единотаковости всего Сущего, к обнаружению в себе Будды.
Цель и методы практики
Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия.
Принципы дзен
Дзен подчеркивает возможность достижения просветления в этой жизни, не проводя различий между мирянином и монахом. Каждый может достичь просветления. Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн.
Категория дзен
Важнейшая категория дзен — безмыслие и бездумие (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не угасание всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие.
Интересные факты
- Храм Шаолинь в Китае является самым известным буддистским храмом-монастырем, практикующим буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
- Современные боевые монахи Шаолиня устраивают показательные выступления.
Дзэн философия проповедует путь к просветлению через тренировку ума и освобождение от душевных оков, призывая каждого человека к непрерывному самосовершенствованию.
Значение дзэн в культурной жизни Японии
В Японии дзэнские монахи выступали в роли советников, персональных консультантов сёгуна и императора. Их мудрость ценили военные, государственные чиновники, художники и поэты.
Развитие дзэн в XV веке
В XV веке дзэн приобрёл особое значение в культурной жизни Японии, стимулируя развитие новых направлений в живописи, поэзии, драматургии и боевых искусствах.
Мусо Сосэки
Известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель крупных дзэнских храмов. Его взгляды влияли на литературное течение годзан бунгаку — литература пяти гор.
Обаку-сю в XVII веке
В начале XVII века распространилось направление дзэн — обаку-сю. Его последователи использовали амидаистскую практику нэмбуцу, повторяя имя будды Амиды.
Упадок дзэн в эпоху Токугава
В эпоху Токугава усиление синтоизма привело к утрате влияния дзэн в религиозной сфере. Школа риндзай, упрощая практику, нашла опору в простом народе.
Влияние дзэн на японскую культуру
Монастыри дзэн стали центрами конфуцианских идей, зарождая традиционные элементы японской культуры, включая поэзию, живопись, чайную церемонию и икебану.
Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)
Обращение к буддизму
Царь империи Мауриев Ашока обратился к буддизму после кровавой расправы над территорией Калинга. Он построил ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, построил дороги и больницы.
Распространение буддизма
Буддизм начал распространяться за пределы Индии благодаря посланникам царя Ашоки, отправленным проповедовать в разные страны.
Третий буддийский собор 250 до н. э.
Царь Ашока организовал собор около 250 до н. э. в Паталипутре под руководством монаха Тиссы Моггалипутты. Целью было примирение школ буддизма, очистка движения от оппортунистов и организация миссионеров по всему миру.
В это время канон Трипитаки стал более чётким, содержа ключевые тексты, переданные от Будды.
Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.
Миссии Ашоки в эллинистическом мире
Распространение буддизма при царе Ашоке (260—218 до н. э.)
Некоторые из эдиктов царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).
Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.
Двуязычная надпись короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.
В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).
Распространение буддизма в Азии
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 году до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.
Монское колесо дхармы, VIII век.
Буддийское искусство монов претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII веках.
Под влиянием этого государственного образования учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.
Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками во II веке до н. э. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоша IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.
По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.
Полезная информация
На ретрите мы посвящаем всё время изучению и практике медитации випассана. Ретриты Буддавихары подходят для людей с любым уровнем подготовки, в том числе тех, кто раньше не медитировал и не изучал буддизм, а также для людей других религиозных взглядов и конфессий.
У участников есть возможность слушать лекции по теории и практике осознанности и внимательности, буддийской системе психологической саморегуляции. Практика направлена на прозрение (випассана) в реальную природу вещей и как результат — на устранение умственных загрязнений, эгоизма, напряжения.
Познакомившись с техникой, участники смогут практиковать дома на постоянной основе.
Ретрит с 10 по 12 Ноября 2023
Мы открываем запись на випассану с 10 по 12 Ноября 2023 года в Буддавихаре! Ретрит №448.
Прибыть необходимо 10 Ноября между 18:30 и 20:30. Завершится мероприятие 12 Ноября в 19:00.
Особенности питания
Приём пищи один раз в день. Питание вегетарианское. Если участнику показано есть чаще раза в день — при беременности, гастрите, диабете — необходимый режим питания будет организован.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Ремонт перекрытия крыши над пристройкой Буддавихары
Собираем пожертвования на перекрытие крыши над пристройкой Буддавихары. Сейчас она покрыта рубероидом, который уже отслужил свой срок. В сильный дождь с потолка в женской комнате капает вода. Мы хотим, чтобы ваша практика проходила комфортно, для этого нужно сделать хорошую крышу из металлочерепицы. Размер перекрываемой части 4,5 м на 20,5 м. На материал необходимо собрать 65000 р., и на проведение работ 25000 р. Давайте вместе сделаем Буддавихару лучше!
Сделать подношение можно любым из следующих способов:
Карты СбербанкаМИР 2202 2012 8873 2379 (получатель Пхра Чатри Х.)Visa 4276 5500 7167 1724 (получатель Пхра Чатри Х.)
Карта Тинькофф4377 7237 4428 9186 (получатель Пхра Чатри Х.)
Стоимость ретрита
Буддавихара существует только на пожертвования. Чтобы следующая группа могла принять участие после Вас, пожалуйста, поддержите «дом Будды». После ретрита Вы можете использовать ящик для пожертвований.
Рекомендованное минимальное пожертвование на коммунальные расходы — 4000 рублей. Мы просим сделать перевод заранее в знак своих серьёзных намерений принять участие в практике. Можно сделать пожертвование на месте. Для студентов пожертвование не обязательно.
Сделать подношение можно любым из следующих способов (пожалуйста, сохраните скриншот на телефоне):
Перевод по номеру телефона+7-911-117-15-15 (получатель Пхра Чатри Х.)
Карта СбербанкаМИР 2202 2050 3816 6614 (получатель Пхра Чатри Х.)
Если вы планируете участвовать, заполните, пожалуйста, форму:
Буддавихара | Випассана
Буддавихара (на пали и санскрите — «обитель Будды») была основана тайским учителем Пхра Аджаном Чатри Хемапандха 15 октября 2006 года при поддержке Национального бюро по буддизму Таиланда и Верхной Буддийской Сангхи королевства Таиланд, посольства Таиланда в России, Дацана Гунзэчойней (Буддийская традиционная сангха России), тайской общины Петербурга и русских последователей буддизма.
Аджан Чатри родился 15 ноября 1969 года в провинции Пхатталунг на юге Таиланда в буддийской семье. Уже к 12 годам он был монахом в монастыре Ват Бансуан и обучался в гимназии при Королевском буддийском университете им. Махачулалонгкорна в Бангкоке. Наряду с обычными школьными предметами он изучал буддийскую философию, языки пали и санскрит. Во время учёбы в гимназии Аджан Чатри каждый год ездил на каникулы в монастырь Суан Мокх, чтобы слушать учение у Аджана Буддадасы, которого ЮНЕСКО признало человеком мира. После окончания гимназии Аджан Чатри поступил в Королевский буддийский университет на факультет гуманитарных наук по специальности английская литература и психология.
Среди его первых учителей были Аджан Кавиварапорн (1939) и Паньянанда Бхикку (1911—2007) — одни из самых уважаемых буддийских монахов Таиланда XX века. Одним из родных монастырей Аджана Чатри являтся монастырь Суан Мокх — «Сад Освобождения», основанный Аджаном Буддадасой и находящийся в районе Чайя провинции Сураттхани на юге Таиланда. Буддадаса Бхикку (1906— 1993), создавший с нуля один из самых популярных центров медитации Таиланда, делал очень многое для привлечения к духовной практике иностранцев, построив специально для них международный центр медитации Анапанасати (Dhamma Hermitage Center). Своей целью Буддадаса называл преодоление материализма, охватившего европейские, американские и многие азиатские умы. Эти же цели преследовал и Аджан Чаа (1918-1992), не менее популярный среди иностранцев монах и учитель медитации, патронировавший первые тхеравадинские центры в странах Европы. И Аджан Паньянанда, и Аджан Буддадаса, и Аджан Чаа были настоящими духовными наставниками для многих людей по всему миру, в том числе для Аджана Чатри.
Аджан Чатри не только стал буддийским учителем к 24 годам, закончив Королевский буддийский университет, но и продолжил свое образование за границей Сиама, обучаясь в высших учебных заведениях Англии и Австралии по специальности дипломатия и миротворчество.
В 1997 году он выиграл грант на обучение в программе по обмену студентов, приуроченной к столетию дипломатических отношений между Россией и Таиландом. Финансирование программы осуществлялось МИДом и Министерством науки и образования России. Аджан Чатри приехал в Россию не только для того, чтобы учиться, но и чтобы помогать россиянам понять Учение Будды, участвовать в его распространении, развивать дипломатические и культурные отношения между странами.
На сегодняшний день Буддавихара (г.Санкт-Петербург) – это единственный в России буддийский центр медитации традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенного в странах Юго-Восточной Азии и на Шри-Ланке.
Можно сказать, что сейчас Буддавихара является настоящим духовным центром, привлекающим людей самых разных религиозных взглядов. Основное направление деятельности центра – проведение практик по медитации випассана. Термин «випассана» на пали или «випашьяна» на санскрите (विपश्यना) означает «проникновенное видение» и подразумевает созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности. Те, кто занимаются таким созерцанием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к разотождествлению с элементами опыта и, таким образом, устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне — одно из двух основных направлений развития медитации, — наряду с «саматха-бхавана», развитием спокойствия, собранности и сосредоточения.
В Буддавихаре рады не только последователям тайского буддизма, но и тибетским учителям, которые периодически читают здесь лекции и дают посвящения, мастерам дзэн-буддизма, проводящим ретриты, а также всем тем, кто интересуется философией, стремится к духовному росту и саморазвитию. С момента открытия Буддавихары в ней прошло не менее 700 ретритов по медитации випассана, не менее 100 тибетских ретритов и около 50 ретритов дзен-буддизма и множество семинаров по психологии. Большая часть участников ретритов не являются строгими последователями какой-либо религии, это люди самых обычных занятий и профессий, интересующиеся изучением и развитием своего ума, самосовершенствованием.
Аджан Чатри делает всё возможное для приглашения в Россию самых известных буддийских учителей Таиланда, Мьянмы (Бирмы), Шри-Ланки, дзен-мастеров и тибетских учителей разных традиций. При поддержке Буддавихары в Россию приезжали такие учителя, как Аджан Джаясаро, Аджан Сумедхо, являющиеся признанными авторитетами в буддийской практике.
Однако центр живет не только религией, но и культурой, являясь символом современного диалога буддийской и христианской цивилизаций, а также диалога культур. В Буддавихаре проходят выставки тайского искусства, мастер-классы по тайской кухне, уроки тайского языка.
По приглашению настоятеля в Буддавихаре читают лекции известные европейские ученые-религиоведы. В ноябре 2011 и марте 2012 года в гостях у центра была Киеко Обузе — профессор Оксфордского университета, специалист по истории ислама и дзэн-буддизма. Многие профессора буддийского университета им. Махачулалонгкорна читали здесь лекции и проводили свои ретриты, такие как Аджан Чаукун Прасёрт Мантасеви, являющийся будиийским учителем короля Таиланда.
Среди проектов, реализуемых центром, стоит выделить проект подготовки полного перевода Трипитаки на русский язык, перевод книг известных тайских монахов, бирманских учителей. Важным аспектом деятельности Буддавихары, являющейся официальным представительством Национального бюро по буддизму Таиланда в России, Прибалтике и Восточной Европе, является поддержка буддийских общин в России, вне зависимости от направления, к которому они принадлежат.
За 17 лет своего существования Буддавихара прошла серьёзный путь развития, преодоления трудностей и решения проблем, поиска своего места на духовной карте Санкт-Петербурга. Каждый, вне зависимости от вероисповедания и религии, может приехать в Буддавихару, чтобы заниматься медитацией или просто выпить чаю, поесть вкусной еды, послушать лекции по буддийской философии или принять участие в практике по випассане. Для Аджана Чатри буддизм это не только религия, а в том числе система самопсихотерапии, практики для очищения ума от загрязнений и универсальные методики саморазвития. Можно сказать, что Буддавихара сейчас это самодостаточный буддийский центр, привлекающий людей разных возрастов, профессий, национальностей и вероисповеданий, которых объединяет одно – духовный поиск, развитие сознания и желание жить осознанной жизнью.
Каждые две недели на выходных в Буддавихаре проходят ретриты по медитации випассана, собирающие несколько десятков человек со всей России, а по воскресеньям в дни отсутствия практик – воскресные церемонии, в которых может принять участие любой желающий. Все, кто хотят поддержать работу центра, могут принять участие в качестве волонтёра во время проведения практик, либо приехать в другие дни и помочь с поддержанием порядка, благоустройством территории, привезти продукты для центра.
Буддавихара создана не только для буддистов, но и для людей других религиозных взглядов, а также и тех, кто не причисляет себя к какой-либо религии. Это место получения универсальных знаний и учений. Аджан Чатри никогда не хотел, чтобы люди принимали буддизм как веру или религию. Каждый человек имеет право развивать себя и выбирать свой собственный духовный путь. Каждый человек имеет право освободиться от привязанностей, страдания и круга Сансары. Человек изучает религию, в том числе буддийскую философию, чтобы освободиться от религии как веры и как догмы, очистить свои собственные духовные загрязнения, совершать только хорошую карму и достичь Нирваны.
Рекомендованное минимальное пожертвование на коммунальные расходы — 1000 рублей. Мы просим сделать перевод заранее в знак своих серьёзных намерений принять участие в практике. Можно сделать пожертвование на месте. Для студентов пожертвование не обязательно.
Внимательность как средство духовного воспитания
Внимательность как средство духовного воспитания
«Внимательность как средство духовного воспитания» — книга Ньянапоники Махатхеры, которая взята за основу на ретритах в Буддавихаре, теперь можно купить в магазине буддийских книг «Нартанг».
Ньянапоника Махатхера (21 июля 1901, Ханау — 19 октября 1994, Канди) — буддийский монах, теоретик Тхеравады из Германии, живший в Шри-Ланке. Он был одним из создателей Общества Буддийских Публикаций (Buddhist Publication Society), автором и комментатором многочисленных книг по Тхераваде, многие его ученики стали организаторами буддийских общин в западных странах, например, Бхиккху Бодхи.
Труды Ньянапоники Махатхеры высоко ценились буддийскими монахами, он был одним из делегатов от Шри-Ланки на Шестом Буддийском Соборе в Рангуне.
Ньянапоника Махатхера родился в еврейской семье в Германии в 1901 г., его мирское имя Зигмунд Фенигер. Он получил классическое еврейское образование и проявил интерес к религии, стал работать в книжной торговле, после чего заинтересовался буддизмом. В 1922 г. семья переехала в Берлин, и он установил контакты с буддийской общиной. Во время преследования евреев в 1935 г. Зигмунд бежал в Австрию, и сразу же стал выискивать возможности перебраться на Цейлон.
В 1936 г. он переехал на Шри-Ланку, где принял монашеские обеты у немецкого монаха Ньянатилока Махатхеры ( 1878 — 1957 гг.). Во время войны он вместе со своим учителем был переправлен англичанами в лагерь для «враждебных элементов» Диятавала в Северной Индии. Это время он использовал для работ по переводу на немецкий язык палийского канона. В 1946 г. он смог вернуться на Цейлон в Островную Обитель, в 1948 г. Цейлон объявил независимость, и в 1951 г. Ньянапоника Махатхера принял цейлонское гражданство. Вместе со своим учителем он основал медитационный центр «Лесная обитель» около Канди. В 1958 г. он активно участвовал в создании Общества Буддийских Публикаций, где работал в качестве главного редактора до 1984 г., и президента до 1988 г..
Ньянапоника Махатхера умер в 1994 г. в Лесной Обители в пригороде Канди, Шри-Ланка.
В 2005 г. при участии Буддавихары и Аджана Чатри издательством «Ясный свет» была впервые издана на русском языке книга Ньянапоники Махатхеры «Внимательность как средство духовного воспитания». Перевод на русский язык с немецкого осуществил фон Бок Н.В. В 2013 году книга была переиздана второй раз.
Книга повествует о таком важном качестве как внимательность (или осознанность) в буддийской практике. Подробно разбираются четыре сатипаттханы — основы или опоры, на которые Будда рекомендовал направлять своё внимание для достижения освобождения.
Книга является одним из лучших пособий по практике медитации, развитии осознанности и будет полезна всем практикующим.
Приобрести книгу вы можете в магазине «Нартанг».
Распространение Махаяны (I—X века н. э.)
Распространение буддизма Махаяны
С этого времени Махаяна стала процветать и распространяться на восток из Индии в юго-восточную Азию, на север в Среднюю Азию, а также в Китай, Корею и наконец в Японию в 538.
После распада Кушанского царства буддизм расцвёл в Индии при династии Гупта (IV—VI век). Были созданы многочисленные центры по изучению Махаяны, в первую очередь — университет Наланда в северо-восточной Индии, который многие сотни лет был наиболее влиятельным из буддийских университетов, где преподавал в частности Нагарджуна. Буддийское искусство стилей династии Гупта распространилось по юго-восточной Азии и попало в Китай.
Индийский буддизм ослаб в VII веке по причине вторжения белых гуннов и нашествия ислама.
Однако у буддизма был ещё период подъёма в империи Пала, в которой буддизм Махаяны процветал с VIII по XII века, они строили немало храмов в различных стилях буддийского искусства.
Большой удар по буддизму был нанесён в 1193 году, когда тюрки во главе с мусульманским фанатиком Мухаммадом Кхилджи разрушили Наланду. В конце XII века, когда мусульмане заняли ключевые буддийские места в Бихаре, значение буддистов в Индии стало несущественным. В это же время набрали силу индуистские движения, в первую очередь адвайта и бхакти.
Хотя буддизм родился в Индии, к XX веку здесь остались лишь небольшие островки буддизма на окраинах.
См. также Буддизм в Индии, Буддийские места паломничества в Индии.
Северная и Центральная Азия
Буддизм проник в Среднюю Азию вероятно со времён самого Будды. Согласно палийским легендам, два брата-торговца из Бактрии Тапассу и Бхалика посетили Будду и стали его учениками. Потом они вернулись в Бактрию и построили буддийские храмы (Ричард Фольц).
Средняя Азия играла важную роль как место встречи Китая, Индии и Персии. Во II веке до н. э. экспансия Китая (династии Хань) на запад привела к контакту Китая с эллинистической цивилизацией, и в частности с Греко-Бактрийским Царством. Таким образом распространение буддизма на север привело к формированию буддийских общин и государств в среднеазиатских оазисах. В ряде городов Великого Шёлкового Пути имеется множество буддийских ступ и монастырей, которые видимо использовались для обслуживания путников.
Различные школы раннего буддизма существовали в Средней Азии и Китае вплоть до VII века. Потом стала доминировать Махаяна, но в монастырях сохранялись ещё порядки Винаи, как в школах Сарвастивада и Дхармагуптака.
Буддизм в Средней Азии стал приходить в упадок с приходом ислама начиная с VII века. Здесь мусульмане не были толерантны, так как буддисты не принадлежали к народам «Книги». Они считали буддистов идолопоклонниками и преследовали.
См. также Великий Шёлковый Путь, Буддизм в Средней Азии.
Восточная часть Средней Азии (Китайский Туркестан, Таримский бассейн, Синьцзян) знаменита богатством буддийского искусства (настенная роспись, рельефы в пещерах, картины на холсте, скульптуры, ритуальные предметы), заметно при этом влияние как индийской, так и эллинистической культур.
Историки отмечают, что Средняя Азия могла играть ключевую роль в распространении буддизма на восток. Первые переводы буддийских сочинений на китайский язык могли быть как парфянскими (Аньси) как Ань Шигао (148 н. э.) или кушанскими (Ань Сюань) народа Юэчжи как Локаксема (178 н. э.), а также согдийскими (Канцзю) типа Кан Сенкай. Большинство из тридцати семи ранних переводчиков буддийских текстов могут быть идентифицированы как выходцы из Средней Азии.
Фрески Таримского бассейна показывают взаимосвязь среднеазиатских и китайских буддийских общин вплоть до X века.
См. также Дуньхуан, Хотан.
Предположительно, буддизм проник в Китай в I веке н. э. из Средней Азии, хотя имеются легенды о том, как буддийские монахи посетили Китай во время правления царя Ашоки. До VIII века Китай был очень активным очагом буддизма.
67 н. э. считается официально годом появления буддизма в Китае, который принесли монахи Мотон и Чуфарлан. В 68 г. н. э., под покровительством императора они основали Храм Белой лошади (白馬寺), который до сих пор сохранился недалеко от столицы Лояна. В конце II века большая община была основана в Пэнчэне (сейчас Сюйчжоу, пров. Цзянсу).
Первые тексты школы Махаяна перевёл на китайский язык кушанский монах Локакшема в Лояне между 178 г. и 189 г. н. э.
Процветание буддизма пришлось на период правления династии Тан (618—907 гг). В это время Китай был открыт иноземному влиянию, тогда восстановились отношения с Индией, и многие китайские монахи ездили в Индию с IV по XI век.
Столица династии Тан Чанъань (современный Сиань) превратился в духовный центр буддизма. Отсюда буддизм распространился в Корею и Японию.
Однако к концу эпохи Тан иностранное влияние перестало приниматься с радушием и в 845 г. император У-цзун запретил все иностранные религии, включая несторианство, зороастризм и буддизм, чтобы поддержать китайский даосизм. По всей территории Китая он конфисковал собственность буддийских общин, разрушил монастыри и казнил монахов, после чего культурное и интеллектуальное преобладание буддизма в Китае закончилось.
Школы Чистых земель и Чань смогли при этом продержаться ещё несколько столетий, школа Чань передалась в Японию в виде Дзен. В Китае период расцвета Чань приходится на династию Сун (1127—1279), когда чаньские монастыри превратились в мощные культурные и учебные центры.
Буддийское искусство в Китае хорошо сохранилось до настоящего времени, многие памятники искусства и архитектуры охраняются как мировое культурное наследие ЮНЕСКО.
См. также Буддизм в Китае.
Буддизм проник в Корею около 372 года, когда китайские послы посетили королевство Когурё, принеся с собой рукописи и изображения. Буддизм расцвёл в Корее, и в частности школа Сон (Дзэн) начиная с VII века. Однако с началом правления неоконфуцианской династии И (Ли) периода Чосон в 1392 году буддизм стал преследоваться и почти исчез, за исключением оставшейся школы Сон.
См. также Буддизм в Корее.
Сейчас Япония стала самой большой буддийской страной. Буддизм пришёл в Японию в VI веке, принесённый странствующими монахами. С буддизмом пришли многочисленные книги и произведения искусства. В следующем веке буддизм был принят как государственная религия.
Находясь на дальнем конце Великого Шёлкового Пути, Япония смогла сохранить немало аспектов буддизма, которые были утрачены в Индии или подавлены в Средней Азии и Китае.
C 710 н. э. множество храмов стало строиться в столице Японии, Нара, в частности пятиярусная пагода и знаменитый Золотой Павильон. Бесчисленные картины и скульптуры создавались нередко при поддержке государства. Особенно значительные произведения искусства были созданы в периоды Нара, Хэйан и Камакура.
В XII—XIII век наступил расцвет дзэн-буддизма и связанной с ним утончённой культуры.
Сейчас в Японии находится около 80,000 буддийских храмов, которые регулярно реставрируются.
См. также Буддизм в Японии, Японское искусство, Дзэн.
Тантрический буддизм возник в восточной Индии в V—VI веке. Много практик тантрического буддизма пришли из брахманизма (мантра, йога, сожжение сакральных жертв). Тантрический буддизм стал доминировать в Тибете начиная с VI века.
По другим данным буддизм в его китайском варианте принес Тибету царь Сонгцен Гампо (627—649 гг). Он женился на непальской (622 г.) и китайской (640 г.) принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Все трое очень почитаются в Тибете и играют важную роль в его мифологии.
См. также Тибетский буддизм.
В течение I века н. э. торговля по Великому Шёлковому Пути была ограничена по причине подъёма Парфии, находившейся во вражде к Риму, хотя римляне богатели и их потребности в азиатской роскоши возрастали. По этой причине стали широко использоваться морские пути между Средиземноморьем и Китаем через посредство Индии. С этого времени влияние Индии на страны Юго-восточной Азии возросло. Торговые пути соединяли Индию с южной Бирмой, центральным и южным Таиландом, нижней Камбоджей и южным Вьетнамом, где были построены города и укрепления.
Более тысячи лет культуру стран Юго-восточной Азии определяло индийское влияние, туда попадали священные тексты на пали и на санскрите, индийские сочинения, Тхеравада, Махаяна, Веды, Рамаяна и Махабхарата попадали непосредственно от индийских проповедников и торговцев.
С V по XIII века в Юго-восточной Азии образовались сильные империи, которые активно строили буддийские храмы, в этих странах процветало буддийское искусство. К югу образовалось государство Шривиджая, а на севере — Кхмерское царство, в которых процветала Махаяна c обширным пантеоном Бодхисаттв.
Империя Шривиджая (V—XV века)
Государство Шривиджая с центром на острове Суматра в Индонезии, приняло буддизм Махаяны и Ваджраяны при династии Сайлендра. Это привело к широкому распространению искусства и скульптуры. Многочисленные статуи махаянских Бодхисаттв очень изящной работы были найдены в этом районе. Остался потрясающий по изяществу и архитектурному решению буддийский храмовый комплекс Борободур, построенный на острова Ява около 780. Империя Шривиджая пришла в упадок вследствие конфликтов с индийскими царями Чола, а потом потерпела поражение в период экспансии ислама в XIII веке. См. также «Буддизм в Индонезии».
Кхмерская империя (IX—XIII века)
Позже, в IX-XIII века во всей Юго-Восточной Азии доминировал буддизм Махаяны и индуизм, и центральную роль играла Кхмерская империя. В это время в Камбодже и соседнем Таиланде было построено 900 храмов. Храмовый комплекс Ангкор был в самом центре и обслуживал город с более чем миллионным населением. Великий кхмерский царь Джаяварман VII (1181—1219) построил немало махаянских сооружений в Байоне и Ангкор-Тхоме.
См. также Буддизм в Камбодже.
Так как в XI веке буддизм Махаяны в Индии пришёл в упадок, Махаяна стала приходить в упадок и в Юго-Восточной Азии, а в дальнейшем на смену Махаяне пришла Тхеравада из Шри-Ланки.
Предпосылки возникновения буддизма
Прежде всего буддизм — настическое учение, поэтому ему непосредственно предшествовали джайнизм и локаята.
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.
Греко-буддийский диалог (II век до н. э. — I век н. э.)
Серебряная драхма царя Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY lit. «Saviour King Menander».
Греческие государства располагались к западу от Индии в Бактрии, на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникло в 250 до н. э..
Греко-буддийская статуя Будды I—II века, Гандхара.
Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгся в Индию в 180 до н. э. дойдя до Паталипутры, и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии вплоть до конца I века до н. э.. При индо-греческих царях буддизм процветал, и даже считалось, что вторжение греков в Индию было вызвано желанием оказать поддержку империи Мауриев, для защиты буддийской веры от преследований династии Шунга (185—73 до н. э.).
Один из наиболее известных индогреческих царей Менандр I (160—135 до н. э.) активно поддерживал буддизм и в традиции Махаяны он рассматривается как великий покровитель веры, подобно царям Ашоке или Канишке — последнему Кушанскому властителю. Хорошо известен диалог в Милинда между царём Менандром и монахом Нагасеной около 160 до н. э.
Монета царя Менандра I с колесом дхармы
Не исключено, что взаимодействие буддийской и греческой культур привели к эволюции Махаяны, кроме того греческое представление о человеко-боге могло повлиять на формирование образа Будды.
См. также Греко-буддизм.