Орксэ школа 154

Выбор модулей предмета Основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Орксэ школа 154

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Орксэ школа 154

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Орксэ школа 154

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Орксэ школа 154

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чем проявляется патриотизм? В чем заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Орксэ школа 154

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Как выбрать модуль для третьеклассника?

Выбор модуля в предмете ОРКСЭ осуществляется родителями ученика. В рамках этого предмета ученики изучают основы различных религиозных культур и светской этики. Для третьеклассников доступно шесть модулей для изучения:

  1. Основы православной культуры (ОПК)
  2. Основы исламской культуры (ОИК)
  3. Основы буддийской культуры (ОБК)
  4. Основы иудейской культуры (ОИК)
  5. Основы мировых религий (ОМР)
  6. Основы светской этики (ОСЭ)

Как выбрать модуль исходя из семейных ценностей и убеждений?

При выборе модуля для изучения ребенком важно учитывать семейные ценности и убеждения. Если родители исповедуют определенную религию, то можeт быть логично выбрать соответствующий модуль, чтобы ребенок мог понять и принять представления своих родителей. Важно также учитывать мнение и интересы самого ребенка при выборе модуля, чтобы изучение предмета приносило ему удовольствие и пользу.

Выбор модуля в предмете ОРКСЭ для третьеклассника — это важное решение, которое повлияет на его духовно-нравственное развитие и мировоззрение. Следует тщательно изучить каждый модуль и выбрать тот, который наилучшим образом соответствует целям и ценностям вашей семьи.


Ссылка на изображение: Изображение

28.02.2024 года состоится родительское собрание о выборе модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.

Определение курса

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника.

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Информация для родителей

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. Вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение при выборе модуля для изучения.

Процесс выбора модулей

Выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

Полезные ссылки

  • Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 №08.96
  • О реализации курса ОРКСЭ
  • О выборе модулей курса ОРКСЭ
  • Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
  • Вопросы и ответы о преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики

Собрание с родителями

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе является обязательным условием. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Изображение 1
Изображение 2

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, отмечает: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Читайте также:  Темы творческих проектов по орксэ 1 тема на выбор

Учебные программы для школьных учителей

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки, имеют возможность обновить свои знания и навыки в области образования. Представители религиозных организаций также могут принять участие в обучающих мероприятиях, выступить экспертами или провести внешкольные занятия. Однако, ответственность за содержание учебного курса несет учитель. При этом, представители религиозных организаций могут быть привлечены для разработки курсов и повышения квалификации школьных педагогов.

Заявление для директора школы

Для участия в курсе ОРКСЭ учащиеся должны предоставить заявление на имя директора школы. Образец такого заявления обычно предоставляется на родительском собрании в 3-м классе.

Светское образование в России

Российские школы являются светскими учреждениями, где запрещена политическая агитация и пропаганда религиозных убеждений. Эти нормы закреплены в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации.

ОРКСЭ для детей 10-11 лет

В возрасте 10-11 лет дети начинают задаваться вопросами о значении жизни, ценностях и своем месте в мире. Предмет ОРКСЭ помогает им подготовиться к изучению гуманитарных предметов в дальнейшем.

Изучение предмета

В рамках обучения учащихся, предмет ОРКСЭ направлен на воспитание мировоззрения, формирование нравственной культуры и учет мировоззренческих особенностей учащихся и их семей.

Выбор курса

Выбор изучения определенной религиозной культуры или светской этики согласно закону РФ осуществляется родителями несовершеннолетних учащихся.

Ценностная основа учебных модулей

Содержание всех модулей ориентировано на культуру и традиции народов России, уважение национальных особенностей и культурных норм.

Учебный модуль Основы православной культуры

Лучшие учебники прошли экспертизу в централизованных религиозных организациях и входят в федеральный перечень учебников. Учебный модуль Основы православной культуры представляет собой обширный и полезный курс для учащихся.

Номер урокаНазвание урока
1Основы православия
2История православия
3Православные обряды
4Православные праздники
5Православная символика

Урок 1: Основы православия

На данном уроке учащиеся получат знания об основных принципах православной веры, о библейских историях и церковных канонах.

Урок 2: История православия

Ученики узнают об истории формирования православной церкви, важнейших событиях и деятелях в православной истории.

Урок 3: Православные обряды

На этом уроке учащиеся изучат основные православные обряды, связанные с крещением, венчанием, поминовением и другими церковными таинствами.

Урок 4: Православные праздники

Ученики узнают об основных православных праздниках, их истории и значении для верующих.

Урок 5: Православная символика

На последнем уроке изучается символика в православии, значение и различные символы, используемые в церковных обрядах.

Изучение учебного модуля Основы православной культуры поможет учащимся получить ценные знания о религиозной культуре и традициях.

В ходе изучения модуля школьники получат знания о православной культуре, осознают ее вклад в развитие культуры России и всего мира, сформируют толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур. Учителя истории рекомендуют именно этот модуль для изучения.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

В ходе изучения модуля школьники получат знания об иудейской культуре, осознают ее вклад в развитие культуры России и всего мира, сформируют толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

В ходе изучения модуля школьники получат знания о буддийской культуре, осознают ее вклад в развитие культуры России и всего мира, сформируют толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

В ходе изучения модуля школьники получат знания об исламской культуре, осознают ее вклад в развитие культуры России и всего мира, сформируют толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур.

Учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»

В ходе изучения модуля школьники получат знания о религиях народов России, осознают вклад народов в развитие культуры России и всего мира, сформируют толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур.

Учебный модуль «Основы светской этики»

В ходе изучения модуля школьники получат знания о светской культуре, о нравственных качествах личности, смогут осознать источники возникновения и развития светской этики.

По обновленным и «старым» стандартам ОРКСЭ – обязательный предмет на уровне НОО (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС НОО – 21). По выбору родителей в рамках ОРКСЭ изучают один из модулей (п. 12.6 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС НОО – 21). По ФГОС-2009 родители вправе выбрать основы православной, иудейской, буддийской, исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В новом ФГОС НОО вместо основ мировых религиозных культур ввели модуль «Основы религиозных культур народов России». Уважаемые родители, напоминаем, что полностью отказаться от изучения предмета нельзя, так как он обязательный. В таком случае предлагается только перевод ребенка на индивидуальный учебный план и он будет изучить ОРКСЭ в семейной форме.

На апрельском родительском собрании 3 класса будет обсуждена тема по выбору модуля и оформлены заявления родителей. Сейчас родители и учащиеся 3 класса в Telegram могут предварительно проголосовать за выбор модуля для подготовки родительского собрания.

Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Читайте также:  Пословицы о добре и справедливости

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;

развитие интереса к окружающему миру;

формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;

содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Читайте также:  Презентация по орксэ в классе по теме гордость и гордыня презентация к уроку по орксэ 4 класс

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Если нам в нашей школе не предоставили выбора модуля, что делать?

Если вам как родителю не предоставили возможность выбора модуля, например 80% родителей за изучение «Основ православной культуры», а вам предлагают выбрать «Основы светской этики», то следует обратиться к администрации школы с коллективным заявлением от родительского сообщества класса. Выбор модуля обязан быть предоставлен. О подготовке педагога к преподаванию модуля вы узнаете в 6-м пункте.

Это обязательный предмет? Есть ли возможность от него отказаться?

Предмет ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-м классе. Согласно нормативным документам, с 1 сентября 2012 года изучение предмета ОРКСЭ введено во всех образовательных организациях РФ, поэтому отказаться от него нельзя.

Откуда берутся преподаватели ОРКСЭ, в частности ОПК, и что делать, если у нас в школе их нет?

В педагогических вузах и колледжах действительно этому не учат. Вести учебные модули ОРКСЭ могут учителя, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации и имеют документ установленного образца. Директор заранее направляет на обучение педагога, которого планируется поставить на преподавание того или иного модуля. За 12 лет с момента появления модуля появилось много качественных курсов подготовки. Как правило, преподавание модуля выбирают учителя младших классов (то есть классные руководители ваших детей) или преподаватели-предметники, которые уже имеют сильную гуманитарную базу.

Можно ли делегировать выбор модуля учителю или директору?

Выбор одного из модулей ОРКСЭ по закону осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, определять без учета мнения родителей ребенка, какой именно модуль он будет изучать.

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Как я могу контролировать качество преподавания?

Выстраивать доверительные отношения с ребенком, демонстрируя свою заинтересованность в изучаемых темах предмета ОРКСЭ. Проявлять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках изучения предмета. Не бояться задавать вопросы учителю на актуальные темы.

* Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей на выбор родителей ученика:

Может ли мой ребенок изучать несколько модулей одновременно, можно ли поменять модуль в процессе обучения и как это будет происходить?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. В исключительных случаях родители (законные представители) могут изменить свой выбор модуля после подведения итогов родительских собраний. Для этого родители должны письменно обратиться к директору школы. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором по согласованию с педагогами, которые будут преподавать выбранный модуль. Изменение выбора оформляется новым заявлением родителей, которое хранится в школе вместе с первоначальным заявлением.

Что делать, если я категорически против любого из этих модулей?

Придется пересмотреть свое мнение. Данная позиция препятствует получению ребенком права на образование, что является нарушением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Вы можете познакомиться с преподавателями, посмотреть учебники и, возможно, смените гнев на милость.

Сколько классов длится обучение ОРКСЭ?

Предмет ОРКСЭ изучается только в 4-м классе в объеме 34 часа в год, то есть 1 час в неделю.

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Имеет ли право школа пригласить священнослужителя на урок или водить детей в церковь (мечеть, синагогу, буддийский храм)?

Такое решение может быть принято на уровне администрации школы по предварительному согласованию с родителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *