Организация и сопровождение курса оркисэ

Курс Основы религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях России

В соответствии с указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года, во всех образовательных учреждениях РФ введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики, состоящий из шести модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

Цель курса

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебная программа

Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класса) и не предусматривает обучение вероучению. Курс является культурологическим и направлен на развитие представлений у школьников 10-11 лет о нравственных идеалах и ценностях, включая религиозные и светские традиции многонациональной культуры России.

Преподавание

Содержание модулей общее знакомство с религиями, культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, а также выдающимися представителями. Преподавание светской этики основывается на гражданских нравственных ценностях и нормах.

Выбор модулей

Образовательное учреждение самостоятельно определяет перечень модулей курса, предлагаемых для изучения, учитывая потребности обучающихся и их родителей. Ученик изучает один из модулей с их согласия и по их выбору.

Заключение

Каждый конфессиональный модуль учитывает возрастные особенности ребенка и предоставляет оптимальное для усвоения содержание. Решение о записи ребенка на изучение определенного модуля фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.

Учебный курс ОРКСЭ и его особенности

Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях).

Ссылка на видео

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Читайте также:  Краткосрочный проект моя семья семейные традиции

Курс основ религиозных культур и светской этики в ГБОУ школе № 57

Курс имеет не учебный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Базовые национальные ценности

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

Организация курса

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

Инструменты обучения

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в учебной и внеурочной деятельности в ГБОУ школе № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особенно актуальны:

  • исследование
  • различные виды проектов
  • мозговой штурм
  • анализ жизненных ситуаций
  • игровые технологии
  • дискуссии

Преподавание курса

Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Он будет преподаваться 1 час в неделю, что составляет в году 34 часа. Особенностью преподавания является ориентация содержания на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе.

Основное содержание модулей

Основы православной культуры

  • Введение в православную духовную традицию
  • Культура и религия
  • Добро и зло в православной традиции
  • Золотое правило нравственности
  • Христианская семья и ее ценности

Основы светской этики

  • Этика – наука о нравственной жизни человека
  • Этика общения
  • Этикет
  • Этика человеческих отношений
  • Простые нравственные истины

Курс направлен на воспитание детей в рамках базовых национальных ценностей и использует современные методики обучения для достижения этой цели.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики
Читайте также:  Честь и ее важность

17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Если в 2013\2014 учебном году все родители четвероклассников единодушно выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», то в 2014\2015 учебном году дети изучали три модуля: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». На 2015\2016 учебный год по добровольному решению родителей опять выбраны модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

На уроках ОРКиСЭ используется учебник и мульти-медийная техника.

чебного курса ОРКСЭ ведется учителями начальных классов, прошедших обучение по программам Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Религиоведение. История мировых духовных культур в контексте современных философских концепций», «Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики». Помимо этого, учителя, преподающие ОРКиСЭ, посещают постоянно действующие семинары «Содержание и методические особенности учебного предмета ОРКиСЭ».

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

Кураев А. В. Основы православной культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014. Также издано Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры» (CD). — М.: Просвещение, 2014. ISBN 978-5-09-024069-7

Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ курса ОРКиСЭ

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

Читайте также:  Презентация на тему добро и зло презентация к уроку 4 класс

– развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

– развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

  1. Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги.

  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

  4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках данного курса.

  5. Курс ОРКиСЭ организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

  6. Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса могут работать вместе. На этих уроках они могут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

  7. Во время изучения курса возможно проведение общего школьно-семейного праздника, посвященного Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

для родителей по отдельным урокам, темам, рубрикам курса

График проведения мероприятий

по выбору родителями (законными представителями) обучающихся модуля комплексного учебного курса ОРКиСЭ

| | | | |

| ————————————————————————————————————– | ————– | ————————————————————— |

| | Беседы с учащимися по воспитанию толерантного поведения, уважению к своим одноклассникам, к окружающим людям | | Классные руководители 3-х классов |

| | Открытые уроки по курсу ОРКиСЭ | | Учителя 4-х классов, реализующие курс ОРКСЭ |

| | Классные родительские собрания, посвященные выбору модуля по курсу ОРКиСЭ | | Классные руководители 3-х классов |

| | Общее родительское собрание, посвященное выбору модуля по курсу ОРКиСЭ | | Заместитель директора по УВР |

| | Индивидуальные консультации для родителей | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР, классные руководители 3-х классов |

| | Формирование методического обеспечения курса ОРКиСЭ в соответствии с выбором родителей | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР, зав. библиотекой |

| | Подготовка кадров к преподаванию курса ОРКиСЭ | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР |

| | Размещение (обновление) информации на сайте школы | | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ИКТ |

выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *