Курс Основы религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях России
В соответствии с указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года, во всех образовательных учреждениях РФ введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики, состоящий из шести модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Цель курса
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебная программа
Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класса) и не предусматривает обучение вероучению. Курс является культурологическим и направлен на развитие представлений у школьников 10-11 лет о нравственных идеалах и ценностях, включая религиозные и светские традиции многонациональной культуры России.
Преподавание
Содержание модулей общее знакомство с религиями, культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, а также выдающимися представителями. Преподавание светской этики основывается на гражданских нравственных ценностях и нормах.
Выбор модулей
Образовательное учреждение самостоятельно определяет перечень модулей курса, предлагаемых для изучения, учитывая потребности обучающихся и их родителей. Ученик изучает один из модулей с их согласия и по их выбору.
Заключение
Каждый конфессиональный модуль учитывает возрастные особенности ребенка и предоставляет оптимальное для усвоения содержание. Решение о записи ребенка на изучение определенного модуля фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
Учебный курс ОРКСЭ и его особенности
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях).
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс основ религиозных культур и светской этики в ГБОУ школе № 57
Курс имеет не учебный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Базовые национальные ценности
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
Организация курса
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Инструменты обучения
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в учебной и внеурочной деятельности в ГБОУ школе № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особенно актуальны:
- исследование
- различные виды проектов
- мозговой штурм
- анализ жизненных ситуаций
- игровые технологии
- дискуссии
Преподавание курса
Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Он будет преподаваться 1 час в неделю, что составляет в году 34 часа. Особенностью преподавания является ориентация содержания на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе.
Основное содержание модулей
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию
- Культура и религия
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности
- Христианская семья и ее ценности
Основы светской этики
- Этика – наука о нравственной жизни человека
- Этика общения
- Этикет
- Этика человеческих отношений
- Простые нравственные истины
Курс направлен на воспитание детей в рамках базовых национальных ценностей и использует современные методики обучения для достижения этой цели.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Если в 2013\2014 учебном году все родители четвероклассников единодушно выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», то в 2014\2015 учебном году дети изучали три модуля: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». На 2015\2016 учебный год по добровольному решению родителей опять выбраны модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
На уроках ОРКиСЭ используется учебник и мульти-медийная техника.
чебного курса ОРКСЭ ведется учителями начальных классов, прошедших обучение по программам Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Религиоведение. История мировых духовных культур в контексте современных философских концепций», «Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики». Помимо этого, учителя, преподающие ОРКиСЭ, посещают постоянно действующие семинары «Содержание и методические особенности учебного предмета ОРКиСЭ».
Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Кураев А. В. Основы православной культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014. Также издано Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры» (CD). — М.: Просвещение, 2014. ISBN 978-5-09-024069-7
Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ курса ОРКиСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
– развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
– развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках данного курса.
Курс ОРКиСЭ организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса могут работать вместе. На этих уроках они могут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Во время изучения курса возможно проведение общего школьно-семейного праздника, посвященного Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
для родителей по отдельным урокам, темам, рубрикам курса
График проведения мероприятий
по выбору родителями (законными представителями) обучающихся модуля комплексного учебного курса ОРКиСЭ
| | | | |
| ————————————————————————————————————– | ————– | ————————————————————— |
| | Беседы с учащимися по воспитанию толерантного поведения, уважению к своим одноклассникам, к окружающим людям | | Классные руководители 3-х классов |
| | Открытые уроки по курсу ОРКиСЭ | | Учителя 4-х классов, реализующие курс ОРКСЭ |
| | Классные родительские собрания, посвященные выбору модуля по курсу ОРКиСЭ | | Классные руководители 3-х классов |
| | Общее родительское собрание, посвященное выбору модуля по курсу ОРКиСЭ | | Заместитель директора по УВР |
| | Индивидуальные консультации для родителей | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР, классные руководители 3-х классов |
| | Формирование методического обеспечения курса ОРКиСЭ в соответствии с выбором родителей | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР, зав. библиотекой |
| | Подготовка кадров к преподаванию курса ОРКиСЭ | сентябрь – май | Заместитель директора по УВР |
| | Размещение (обновление) информации на сайте школы | | Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ИКТ |
выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»