Выбор модулей для изучения Основ религиозных культур и светской этики
Основы мировых религиозных культур
Модуль представляет базовые представления о религиях мира, их истории, особенностях, а также раскрывает образ жизни и традиции верующих. Здесь можно узнать о духовном и материальном богатстве религий.
Основы иудейской культуры
Этот модуль знакомит с основами иудаизма, рассматривает значение иудейской культуры для формирования личности иудея и его поведения в повседневной жизни. Также это изучение позволяет понять влияние иудаизма на историю еврейского народа, а также христианство и ислам.
Основы буддийской культуры
Здесь вы познакомитесь с основами буддийской культуры: основателями, учением, ценностями, книгами, ритуалами, праздниками и искусством буддизма. Модуль поможет сформировать первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий.
Основы исламской культуры
Этот модуль предлагает школьникам изучить основы духовно-нравственной культуры ислама. Здесь рассматривается жизнь пророка Мухаммада, основы ислама, исламская этика, обязанности мусульман, а также искусство ислама и жизнь мусульман в современной России.
Основы светской этики
Модуль предлагает размышления о понятиях хорошо и плохо, этикете, патриотизме, золотом правиле этики. Здесь дети смогут найти ответы на многие вопросы, стать добрее, отзывчивее, и учиться бережно относиться к людям и природе.
Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ. Он посвящен религиозным культурам, где можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если не хочется затрагивать эту тему, можно выбрать модуль Светская этика. Но полностью отказаться от ОРКСЭ нельзя.
Уроки о мировых религиях открывают перед школьниками богатство культур и традиций различных народов. Такое изучение помогает лучше понимать мир вокруг себя и формирует уважение к разным верованиям.
В итоге, выбор модулей для изучения о религиозных культурах и светской этике предоставляет детям возможность более гнубокого понимания различных культур и традиций, без обязательного вовлечения в какую-либо конкретную веру.
Основы православной культуры
Православная культура является важным компонентом российской государственности и культуры. Ее понимание и передача современным школьникам необходимы для формирования их духовно-нравственного и эстетического развития. Модуль Основы православной культуры позволяет ознакомить учащихся с ценностями христианской морали, основанными на традиционных понятиях нравственности, достоинства, долга, совести и чести. Вместе с основами православной веры, содержание модуля также представляет выдающиеся достижения православного искусства, такие как церковное пение, иконопись, храмовая архитектура, летописи и жития святых.
Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ
Курс Основы религиозных культур и светской этики был введен для знакомства детей с культурными и религиозными традициями многонационального населения России. Он также направлен на развитие умения диалога с представителями других вероисповеданий. Основные цели и задачи курса включают в себя:
- познакомление школьников с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, а также основами мировых религиозных культур и этики;
- объяснение значения нравственных норм и ценностей;
- формирование целостного мировоззрения, позволяющего лучше понимать отечественную историю и культуру;
- развитие навыков уважительного общения, основанного на свободе совести и вероисповедания.
Для родителей, часто возникают вопросы по поводу этого курса. Многие школы на своих сайтах предоставляют информацию о ОРКСЭ в виде развернутых статей, памяток и видеоматериалов.
Что это за предмет
ОРКСЭ – это сокращенное название предмета Основы религиозных культур и светской этики, который был введен в школьные программы в 2010 году. С 2012 года он стал обязательным для обучения. Курс состоит из шести модулей, включающих в себя изучение основ православной, исламской, буддийской, иудейской культур, мировых религиозных культур и светской этики.
Дети начинают изучать предмет в четвертом классе и выбирают один из модулей на третьем классе.
Оценка за курс не выставляется, только зачтено. По завершению курса, учащиеся готовят и защищают проекты, хотя это может варьироваться в зависимости от школы.
Основы православной культуры: формирование ценностей учащихся
Введение
Целью данного программного курса является стимулирование учащихся к осознанному нравственному поведению, уважению культурных и религиозных традиций, а также диалогу между разными культурами и мировоззрениями.
Цели и задачи
- Развивать у учащихся представления о значимости нравственных норм для индивидуальной и общественной жизни.
- Обобщить знания о духовной культуре и морали.
- Сформировать основы целостного понимания истории и культуры России.
- Способствовать взаимному уважению и диалогу в полиэтнической среде.
Мнение эксперта
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии:
Воспитание нравственности у современных детей начинается с учебных кабинетов. Предмет Основы православной культуры играет важную роль в формировании высоконравственной личности: доброй, трудолюбивой, ответственной и уважающей других.
Содержание программы
Видеотур Символизм православного храма
Пример: Церковь Николая Чудотворца в Подкомаях, м. Китай-город
Вопросы и ответы
- Учителя на курсе специальной подготовки могут пригласить представителей религиозных организаций для экскурсий и консультаций.
- Директору нужно написать заявление о желании включить курс ОРКСЭ в учебный план.
- Педагоги несут ответственность за содержание курса и отсутствие политической и религиозной агитации на занятиях.
Данный курс направлен на развитие учащихся как моральных личностей, способных к взаимному уважению и поддержке. А включение представителей религиозных сообществ в учебный процесс позволит школьникам получить более глубокие знания о разнообразии культур и верований, способствуя формированию толерантного общества.
Введение курса Основы религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях России
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, дети начинают заботиться о вопросах взросления, ценностей и поиска своего места в мире. Важно помочь им осознать нравственные идеалы, уважать культурные и религиозные традиции, и вести диалог с представителями других культур и мировоззрений.
Цели курса
Цель учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, на основе знания и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Структура курса
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года, учебный курс включает шесть модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Содержание курса
Учебный курс направлен на общее знакомство с религиями, их культурой, историей и нравственными ценностями. Не предусматривается обучение религии, а вместо этого ученики знакомятся с гражданскими нормами и ценностями. Каждый модуль курса учитывает возрастные особенности детей и предлагает оптимальное содержание для усвоения.
Таким образом, курс Основы религиозных культур и светской этики способствует формированию у учеников уважения к различным культурам, нравственным ценностям и развитию диалога между представителями различных религий и мировоззрений.
Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Научно-методические основы преподавания
религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
**Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору модуля для изучения комплексного учебного курса
**«Основы религиозных культур и светской этики»
**План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.
| | | Ответственный за проведение | |
| —————————————— | ——————————- | |
| Ознакомление с содержанием курса ОРКСЭ | | |
| Выбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024 | | |
Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3классов модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2023-2024 учебный год.
03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.
| | | «Основы мировых религиозных культур» | «Основы светской этики» |
| – | —————————————- | ————————— |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
| | | |
| ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————– | |
| | Информирование родителей ( законных представителей) учащихся 3х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучение несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы. | |
| | Презентация о каждом модуле для родителей. | |
| | Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ | |
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Основы религиозных культур и светской этики, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.
Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.
Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.
Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».
Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь срелигиозной традицией и культурой иудаизма.
Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.
Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.
Кто ведет курс ОРКСЭ
Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».
Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.
Личный опыт
В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.
На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.
Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.
Как выбрать курс ОРКСЭ
Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.
После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.
Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:
выбор всегда остается за семьей — школа не вправе навязывать конкретный модуль;
даже если модуль выбрал всего один человек из всей параллели, школа обязана найти учителя и проводить занятия. В противном случае родители могут пожаловаться в управление или департамент образования, и ведомство будет на их стороне;
в течение учебного года родители могут изменить модуль — для этого надо написать новое заявление;
отказаться от этого предмета нельзя.
Выбор модуля ОРКСЭ
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира
и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ —это курс, который:
не обучает религии, а фокусирует на главном акценте — культуре
связывает процесс воспитания с гуманитарным образованием (изучением истории, окружающего мира, обществознания)
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе
предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История»
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур народов России
Основы светской этики
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине,
взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Официальный сайта курса
Основы православной культуры
Урок по теме «Роль и значение святых в православии», учитель Королева Т.Н.
Основы мировых религиозных культур народов России
Урок по теме «Традиционные религии народов России», учитель Меренкова Е.А.
Основы светской этики
Урок по теме «С чего начинается Родина», учитель Долгова Н.Г.
Информационные материалы по ОРКСЭ
Школа обладатель приза общественного признания «Овация» в городском конкурсе инновационных продуктов по результатам общественной экспертизы, проведенной общественными организациями и средствами массовой информации – «Учительской газетой» и газетой «Вечерний Санкт-Петербург»
Школа победитель конкурса среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы ПНПО-2015
Школа победитель конкурса образовательных программ лагеря дневного пребывания 2014
Школа победитель городского конкурса среди образовательных учреждений на лучшее благоустройство территории 2014
Чемпионат Приморского района по футболу среди школьников. Призеры.
Российский конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества. Хореографический ансамбль «Созвездие». Лауреаты 1 степени в номинации народный танец 13-16 лет.
Международный конкурс – фестиваль «Достижения». Хореографический ансамбль «Созвездие». Лауреаты 1 степени в номинации народный танец 6-9 лет.
Теперь в социальности сети "VK" присутствует наша группа, вступайте чтобы окунуться в последние новости школы, и разного рода контент, чтобы начать нажмите на знак "VK"
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
не обучает религии, а фокусирует на главном акценте — культуре
связывает процесс воспитания с гуманитарным образованием (изучением истории, окружающего мира, обществознания)
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе
предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История»
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Что изучают в рамках курса ОРКСЭ
Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.
Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.
Основы православной культуры:
Введение в православную духовную традицию.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство, православный календарь.
Христианская семья и ее ценности.
Основы исламской культуры:
Введение в исламскую духовную традицию.
Пророк Мухаммед — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Ислам в России.
Нравственные ценности ислама.
Искусство ислама.
Основы буддийской культуры:
Введение в буддийскую духовную традицию.
Будда и его учение.
Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни, священные сооружения.
Буддийский календарь.
Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры:
Введение в иудейскую духовную традицию.
Тора — главная книга иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем.
Ценности семейной жизни.
Основы мировых религиозных культур:
Культура и религия.
Древнейшие верования.
Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Религии России.
Религиозные ритуалы.
Календари религий мира.
Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики:
Культура и мораль.
Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина.
Трудовая мораль.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали.
Этикет.
Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Родителям на заметку
ОРКСЭ проводят в четвертом классе, посещение обязательно, оценок нет.
Курс включает шесть параллельных модулей: православие, ислам, буддизм, иудаизм, мировые религии, светская этика.
Выбор модуля — строго по желанию семьи. Даже если на модуль запишется один ученик, школа должна будет проводить занятия.
Уроки ведут учителя, прошедшие специальную подготовку. Представители религиозных конфессий не могут преподавать ОРКСЭ.