Памятка для родителей по выбору модуля курса ОРКСЭ
Введение
План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.
Информация о выборе модулей
Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов модулей учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год.
- Дата проведения: 03.03.23г. и 17.03.23г.
- Место: МБОУ СОШ№92
На собраниях были представлены два модуля:
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Результаты выбора
Родители сделали свой выбор, обсудив представленные модули и задав вопросы.
Информирование родителей
Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ. Родителям предоставлена информация о курсе ОРКСЭ, их праве на выбор модуля, а также методические рекомендации.
Методические рекомендации
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Модули для изучения
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
Выберите один модуль для изучения вашим ребенком!
Эта памятка предназначена для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы. Сделайте обдуманный выбор модуля курса ОРКСЭ для вашего ребенка!
Модули по основам религиозных культур для детей
Модуль Основы православной культуры
Модуль Основы православной культуры в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса:
- Во что верят православные христиане
- Добро и зло в православной традиции
- Любовь к ближнему
- Милосердие и сострадание
- Православие в России
- Православный храм и другие святыни
- Православный календарь
- Христианская семья и её ценности.
Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Модуль Основы исламской культуры
Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.
Основными темами модуля Основы исламской культуры в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики являются:
- Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
- Столпы ислама и исламской этики
- Обязанности мусульман
- Для чего построена и как устроена мечеть
- Мусульманское летоисчисление и календарь
- Ислам в России
- Семья в исламе
- Нравственные ценности ислама
- Искусство ислама.
Завершается изучение темой Праздники мусульман. Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.
Модуль Основы буддийской культуры
Модуль Основы буддийской культуры ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.
Изучение модуля Основы буддийской культуры в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем:
- Введение в буддийскую духовную традицию
- Будда и его учение
- Буддийские святые
- Семья в буддийской культуре и её ценности
- Буддизм в России
- Человек в буддийской картине мира
- Буддийские символы
- Буддийские ритуалы
- Буддийские святыни
- Буддийские священные сооружения
- Буддийский храм
- Буддийский календарь
- Праздники в буддийской культуре
- Искусство в буддийской культуре.
Модуль Основы иудейской культуры
Модуль Основы иудейской культуры ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.
Модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
При изучении основ религиозных культур и светской этики в рамках образовательной программы для учеников 4 класса предусмотрены несколько модулей, которые помогут понять и оценить различные аспекты нравственности, культуры и религии.
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Этот модуль включает изучение основ мировых религий, таких как буддизм, христианство, ислам, а также национальной религии – иудаизма. Главная цель – формирование представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые являются основой для этих религий, в контексте многонационального общества.
Темы модуля Основы мировых религиозных культур:
- Культура и религия
- Древнейшие верования
- Религии мира и их основатели
- Священные книги религий мира
- Человек в религиозных традициях мира
- Религиозные обряды и обычаи
- Религиозные ритуалы в искусстве
- Календари религий мира
- Праздники в религиях мира
Модуль: Основы светской этики
Этот модуль направлен на знакомство школьников с основами нравственности, понимание ее значения в жизни человека и развитие патриотизма. В основе данного модуля лежит нравственный опыт человека и человечества в целом, что позволяет сформировать у учеников понимание этических принципов и ценностей.
Темы модуля Основы светской этики:
- Этика и ее значение в жизни человека
- Праздники как форма исторической памяти
- Государство и мораль гражданина
- Трудовая мораль
- Что значит быть нравственным в наше время?
- Высшие нравственные ценности
- Нравственное самосовершенствование
Учебные модули Основы религиозных культур и Основы светской этики играют важную роль в формировании нравственных ценностей у детей и помогают им лучше понять мир разнообразия культур и верований.
Основы религиозных культур и светской этики в школе: учебный план по изучению религий России
Россия – многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики – это курс, который включает шесть модулей на выбор.
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
Основы православной культуры
Православная культура – фундамент российской государственности и культуры. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Особое внимание уделяется искусству ислама.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: основателем, учением, нравственными ценностями, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Интересный факт: Русская культура является непреходящим наследием, обогащающим наши жизни и позволяющим сохранить свою идентичность.
Знание и понимание различных религиозных культур помогает формировать уважительное отношение к окружающим и культурному наследию страны.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Представление о Боге и мире в исламе.
Шакирова Фагима Сабирьяновна
учитель начальных классов
Предмет:Основы религиозных культур и светской этикиТип урока: открытие новых знаний
приобретение обучающимися знаний о боге и мире ислама путём разрешения учебной проблемы
-знакомство с представлениями о боге и мире в исламе – устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;- определять правила работы в группе;-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.- доверие и уважение к истории и культуре всех народов; – определять и формулировать цель деятельности на уроке; – формулировать учебные задачи; – работать по предложенному плану, инструкции; – высказывать свое предположение на основе учебного материала; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; – проводить анализ учебного материала; – слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Мотивация (самоопределение к деятельности) -Ас-саляму ‘аляйкум, ребята! (Слайд 1) -Ас-саляму ‘аляйкум, уважаемые гости!
-У народов, исповедующих какую религию, существует такой обычай приветствия?
-Правильно, у мусульман. -А как вы думаете, что желает мусульманин, говоря слова Ас-саляму ‘аляйкум!? (здоровья, мира, добра)
Сообщение темы урока -А знаете ли вы, что у мусульман принято здороваться обеими руками. Это считается знаком большого уважения. Женщин приветствуют только словами. Руку женщинам давать нельзя. Это может быть истолковано как оскорбление женщины. И об этом обычае должен знать тот, кто приходит в дом к мусульманину. -И я вам желаю сегодня мира и добра! -Ребята, а может, кто то из вас догадался – изучение истории какой религии мы начнём сегодня? -Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами начинаем изучение истории следующей мировой религии – ислам. – А что уже вы знаете об этой религии? (УЧИТЕЛЬ ЗАПОЛНЯЕТ ПО ХОДУ) (На доске таблица
-ходят в мечеть (вывешиваю на доску заготовку: мечеть)-есть книга коран (вывешиваю на доску заготовку: коран)-верят в единого Бога (вывешиваю на доску заготовку: в единого Бога)-5 раз молятся
-Как интересно! Молодцы! Как много вы знаете!
-А чтобы вы хотели узнать?
-Итак, отталкиваясь от темы урока, кто попробует поставить учебную задачу на сегодняшний урок?
– Скажите, ребята, а зачем нам это знать?(выслушиваются варианты ответов). Чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.
-Где могут пригодиться эти знания?
(в общении с друзьями, с одноклассниками, поехали в другую страну)
Для того чтобы жить в мире и согласии с представителями разных культур, надо хорошо знать, понимать и уважать обычаи, которые приняты в этих культурах.
– Где мы обычно ищем новую информацию? (Узнаём из книг, газет; телевидения; можно расспросить родителей; узнать у учителя; найти информацию в энциклопедии, справочнике; в Интернете).
– Сегодня на уроке мы будем добывать знания из материалов учебника.
работы по построению нового способа действия (парная,
Применение нового знания.
– Перед вами на парте лежит листок с текстом из учебника.
– Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно.
Читая текст, вы будете фиксировать с помощью знаков (Слайд4)
+ – это мне известно;
! – я этого не знал;
? – об этом хочется узнать подробней.
На выполнение задания – 4 минуты.
-Ребята, давайте проверим, а что же вы знали из этого текста до сегодняшнего урока(3-4 ученика)
-А что для вас было новым, вы этого не знали раньше?
– А как вы понимаете, что значит, ПОКОРНОСТЬ?
-последователи ислама – мусульмане (заготовка)
-Бога называют именем Аллах (заготовка)
-проживают во многих странах мира: Саудовской Аравии, Иране, Египте, Афганистане, Турции и др. В России – народы Кавказа, татары, башкиры.
– Сейчас вам Карина покажет на карте мира страны, в которых проживают мусульмане (слайд 5-карта мира)
-в исламе как можно чаще употреблять имя Бога
– не принято изображать Аллаха. Даже в мечетях — мусульманских священных сооружениях — нет изображений Бога, есть только написанные слова об Аллахе или пророке Мухаммеде и изречения из Корана.
-как называется священное сооружение мусульман? (заготовка – мечеть)
-кто основатель ислама? заготовка-Мухаммад)
Коран – священная книга (заготовка-коран)
-что узнали о сотворении мира?
– Зачитайте об этом.
-Если всё творение Бога, то как можно назвать Бога?
-кто такие джинны, зачитайте из словаря
-Аллах создал всё на земле и небесах пригодным для жизни живых существ и человека
-Зачитайте об этом!
-Должен ли человек нести какую-либо ответственность, ведь он все получил от бога?
-Признаёт ли ислам превосходства одного человека над другим?
– Почему же бог тогда их создал разными?
-Каково отношение к труду должно быть у мусульманина?
-Молодцы, ребята! Вы заслужили отдых!
-А сейчас самый ответственный этап урока. Вам предстоит работа в группе. Но для начала повторим правила работы в группах Слайд
Задание для групп: прочитать текст и составить по 3 вопроса к тексту!
1 и 2 группа – тонкие вопросы, 3 и 4 группа – толстые вопросы. Время на выполнение задания 6 минут.
-Итак, внимательно слушаем вопросы своих товарищей и готовимся отвечать.
-Ребята, какую учебную задачу мы ставили на урок?
-Какую ответственность возложил Бог на человека?
-Как должен относиться мусульманин представителям других культур?
А почему это слово выбрала?
Наш урок подошёл к концу.
Я предлагаю закончить урок фразой:
Для закрепления новой темы я вам задаю следующее домашнее задание:
На (слайде № 17 ) партах два смайлика. Те дети, кому на уроке было все понятно, чувствовали себя комфортно – покажите веселого человечка, а остальные – грустного.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/544557-urok-po-orksje-omrk-po-temepredstavlenie-o-b