Конспект внеурочного занятия Правила этикета в 3 классе
Специально для учителя ОРКиСЭ
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по ОРКиСЭ 4 класс.
Блокада Ленинграда
Дата: 21.06.2023
Автор: Волкова Ольга Владимировна
Открытый урок по ОРКСЭ
Тема: Чистый ручеёк нашей речи
Учитель: Гильмаева Нурия Мухаматнуровна
Основные термины и понятия
- Речь
- Этикет
- Речевой этикет
- Тон речи (это мелодия речи) – доброжелательный, дружеский, спокойный
Основные средства наглядности
- Презентация
- Карточки для чтения стихотворений
- Капельки
Сегодняшний урок начнем со слов:
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
- Что такое этикет?
- Какое продолжение вы придумали к предложениям с точки зрения правил этикета
Подготовка к восприятию нового материала
- Приглашаю Вас завершить раздел об этикете беседой у нашего костра.
- Определение темы урока
Работа с новым материалом
- Литературный герой, живший на необитаемом острове: Робинзон Крузо
- Наблюдения за эмоциональной окраской родной речи
Давайте очистим нашу речь, чтобы она журчала так же чисто, как ручеёк в лесу. На листочках напишите слова и звуки, которые засоряют вашу речь и зачеркните их. Так мы услышим чистый ручеёк нашей речи.
Рассказ В.А.Сухомлинского Одни и те же слова
Как эмоционально окрашены одни и те же слова?
Работа в группах
- Поработаем в группах, соединим пословицы.
- Прочитаем стихотворение.
- Вывод: обидные слова могут навредить.
Игра Ручеёк
- Встаньте парами, образуя коридор.
- Произнесите приветливые слова.
- Образуется ручеёк добрых слов.
Этап заключительный
- На партах лежат капельки с ключевыми словами.
- Начнем с маленького ручейка.
- Добавляем слова для чистой реки.
Советы и рекомендации
- Речь человека должна быть приятной и журчать как ручей.
- Учимся красиво говорить, следуя правилам речевого этикета.
Публикация Конспект внеурочного занятия „Правила этикета“ в 3 классе
- Содержит мудрые советы и веселые игры.
- Симпатичное оформление конвертов по цвету радуги.
Ход урока
- Цель: повторить правила этикета и обсудить их применение.
- Ведущая роль отводится Совушке.
- Вопросы и ответы в конвертах цвета радуги.
Заключение
Соблюдая правила речевого этикета, мы можем стать более вежливыми и культурными людьми. Будем общаться уважительно и стремиться к красивой речи, вдохновляясь лучшими образцами литературы. Давайте строить свою светлую речь, как ручей в потоке чистой и ясной реки.
Правила дружбы и товарищества
Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку, она кусочками отщипывала от него кожуру и бросала на землю.
Диалог о мандарине
– Что это у тебя – спросил подбежавший Сережа.
– Разве не видишь? – буркнула Аленка.
– Мандарин – обрадовался Сережа.
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он не вкусный, горький и кислый.
Урок о дружбе и товариществе
(совместное чтение правил о дружбе и товариществе)
Правила |
---|
С друзьями разговаривай вежливо, приветливо. |
Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи. |
Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным товарищем. |
Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами. |
Останови товарища, если он поступает плохо. |
Чтобы у тебя были друзья умей сам быть хорошим другом. |
За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого. |
Правила поведения за столом
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика и пролил все на скатерть. Девочка поморщилась и сказала строго: Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста.
Когда папа Карло, а когда никто, – ответил Буратино.
Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны, – сказала Мальвина.
Скажите, что сделал неправильно Буратино, – спросила она.
А как надо было поступить, – переспросил Буратино.
Правила поведения за столом, которые предлагает Сова
- Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
- Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
- Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
- Если тебе нужно что-нибудь взять – тянись через стол, а вежливо.
- Из блюда бери ближний кусок к себе, не выбирай.
- Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи.
- Не сиди боком к столу – это некрасиво.
Скажите, какой конверт сейчас открыть, – спросила Мальвина.
Голубой цвет
У нас осталось три конверта. Какой конверт выберем? – подумали дети.
Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь общаться по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята вы увидите в следующей сцене.
Разговор по телефону.
Надумали мы позвонить Анне Павловне, нашей учительнице. Не то чтобы нам нужно было позвонить, нам совсем не нужно было звонить, нам просто так захотелось поговорить по телефону с Анной Павловной, тем более что мы с Анной Павловной по телефону никогда не говорили. Мы влезли в будку-автомат вдвоём с Вовкой, и Вовка стал набирать номер, а я должен был говорить. Вот Вовка набрал номер, и я слышу в трубке голос Анны Павловны. Я растерялся и говорю: — Кто говорит? И Анна Павловна говорит: — Кто говорит? Я совсем растерялся и говорю: — Я говорю. Анна Павловна засмеялась в трубку и спрашивает: — Это ты, Звёздочкин? — Значит, тоже узнала меня. Я отвечаю: — Ага, это я, Звёздочкин! А Вовка меня в бок толкает и что-то советует. А я его рукой отстраняю: мол, не мешай разговаривать. Анна Павловна говорит: — Ну, я тебя слушаю, Звёздочкин. Я говорю: — И я вас тоже слушаю, Анна Павловна! Ох и хорошо слышно! Анна Павловна спрашивает: — Ты что-нибудь хочешь спросить у меня? Так ты спрашивай. Не стесняйся. Я кричу: — Я ничего не хочу спросить! Я с Вовкой! — Значит, Вова хочет спросить что-нибудь? — Не! Вовке нечего спрашивать. Он просто так стоит! Тут я опять растерялся. И Вовку шёпотом спрашиваю: — Мы зачем звоним? А он пожимает плечами. И молчит. А я на Вовку смотрю и не знаю, что мне отвечать. Нельзя же мне говорить такое, что мы просто так звоним. И Анна Павловна тоже молчит и ждёт, что я отвечу. Вот ведь попал в положение! Вовке-то ничего, он стоит себе, а мне отвечать нужно! Я взял и дал Вовке трубку. Он тоже растерялся и на меня смотрит. Только рот раскрыл. И ни слова. Потом протягивает мне трубку, а из трубки гудки гудят. Я на него набросился. — Это ты, — говорю, — виноват! Нужно сразу было ответить, а ты молчал! А он только руками развёл: — Что бы я ответил? И действительно, отвечать было нечего. Раз мы незачем звонили. Что я завтра скажу Анне Павловне, когда она спросит, зачем я звонил?
– Кто виноват в том, что Анна Павловна повесила трубку.
– Чтобы вы посоветовали мальчикам.
– Как следовало бы им начать разговор с учительницей.
– Можно ли беспокоить людей по пустякам.
Дети предлагают свои правила обращения в разговоре по телефону. Сова предлагает точные правила.
– Предложите, пожалуйста, какой вперед конвертик открыть желтый или голубой.
Желтый конверт – какой же вопрос положила Сова туда.
Знаете ли вы как принято вести себя в общественном транспорте. Федя и Нюша брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости, но надо было проехать в автобусе 3 остановки.
В автобусе.
Нюша и Федя отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
– Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке вошла в автобус пожилая женщина. Она подошла к Феде.
– Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
– Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.
– Пожалуйста не стоит благодарности.
– Как вели себя дети?
– Чтобы вы сделали на месте Феди?
А что посоветует нам Сова. (чтение правил)
При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, но выходит
Первым. Остановившись подает руку девочке, а так же маме,
Младшие уступают место старшим, мужчина – женщине.
Нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, ведь можно
Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
Если нужно взять билет или закомпостировать его, то вежливо
попроси сделать это пассажиров, стоящих рядом.
Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.
– Какой цвет остался?
– посмотрим что же там. О! Спокойствие, только спокойствие. Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу 3 вопроса, на которые сразу надо дать 3 ответа.
Что значит вежливый человек, какой он?
Вы вошли в школу. Увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как будете приветствовать учителя?
Откуда пришло слово «этикет»? Что оно означает?
А теперь внимание, правильный ответ.
Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации.
Вежливые люди
– воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.
– очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.
Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку.
Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.
При встрече употреблять выражения «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».
На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек – этикеток и произошло название – этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
С XVIII в России при Петре I издали книгу «Юности честное зеркало или показания к житейскому обхождению».
В ней излагались правила как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу.
– никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
– над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже.
Таких правил было очень много и каждый должен был их соблюдать.
Разумеется этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся сегодня.
Я думаю, то, о чем говорили мы на уроке надолго запомнится вам и вы в какой бы ситуации не оказались будете вести себя согласно правилам этикета, правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.
Конспект внеурочного занятия в 3 классе
Конспект внеурочного занятия Мир вокруг нас.
Тема: "Правила этикета"
ЦЕЛЬ и задачи :
научить анализировать и оценивать общение, речь,
поведение среди окружающих;
отличать истинную вежливость от показной;
закрепить знания правил поведения и речевого этикета.
ОБОРУДОВАНИЕ
картинка с изображением совы – символа