Внеклассное чтение: Образ свечи в русской литературе
Цели урока
Познакомить учащихся со стихами поэтов 19-20 веков и показать символическое значение образа свечи в поэзии: духовную чистоту, веру, надежду, любовь, добро и свет. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, умению видеть и понимать прекрасное, а также развивать их творческие способности.
Оборудование
- Мультимедийная доска
- Презентация слайдов
- Музыкальные произведения для сопровождения стихов
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Учитель держит в руках свечу и рассуждает о ее символическом значении. Свеча очищает мир от зла, несет веру, надежду, любовь и добро людям, и указывает дорогу к Храму. Она освещает путь во мраке, создает уют и тепло, и вдохновляет поэтов и писателей.
II. Сообщения учащихся
Учащиеся высказывают свои мысли о значении свечи в жизни человека и историческом контексте ее использования, начиная с древних времен до наших дней. Важно понимать, какие ценности олицетворяет свеча и как она помогает нам ориентироваться в мире.
Примеры стихов
- А.К Толстой – Благовест
- П.Вяземский – Научи меня молиться
- М.Ю. Лермонтов – Молитва
- И.Аненский – Свечку внесли
Просмотр видео и инсценировок
- Видеоклип из фильма Ночь перед Рождеством
- Исполнение песни Появись, мой суженый
- Инсценировка отрывка из баллады Светлана
Заключение
Свеча символизирует духовность, веру и любовь. Без света и тепла свечи, нет счастья и уединения. Пусть свет добра и любви всегда сопровождает нас по жизни.
На этом уроке учащиеся погрузились в мир символики свечи в русской литературе, раскрывая ее глубинный смысл и значение для человеческой души. Они увидели, как свеча олицетворяет духовные ценности и является неотъемлемой частью нашей культуры и традиций.
Поэзия о любви и свете
Большая любовь также начинается с маленькой искорки, чуть заметной, а разгорается до огромного всепоглощающего пламени. Послушайте стихи поэтов 20 века.
Великие русские поэты
Многие русские поэты, такие как Нобелевский лауреаты Иосиф Бродский и Борис Пастернак с их романом Доктор Живаго, ценятся мировой общественностью. Наверное, они стали для нас своеобразной семьей, как семья Пугачевой.
Образ горящей свечи
Зимняя ночь, та свеча, с которой спасалась Лара, ее дочь Катенька и Юрий Живаго уезжают из Юрятина и поселяются в заброшенном доме Микулицыных в Варыкине. Посреди огромного, чужого, холодного и враждебного мира они создают свой особый, частный, теплый семейный мир.
(Исполнение учащимися песни Зимняя ночь)
Современные поэты
Созданная элея, она заключает в себе чистоту помыслов человека. Неудивительно, что произведения современных поэтов, таких как Л. Брускина в стихотворении Пока горит моя свеча, до сих пор занимают важное место в сердцах людей.
Память о великих поэтах
Пушкин, Лермонтов, Есенин, Мандельштам, Рубцов – все они были убиты. Их наследие остается для нас источником вдохновения и мудрости.
Поэзия как свет
Свет поэзии никогда не гаснет. Современный поэт Юрий Гарин напоминает нам:
Может свечи пригасли,
Дым от них улетел,
Всё равно они горят -
Жизнь моя исчерпана.
Вывод
Стихи о любви, свете и жизни помогают нам ощутить глубокие чувства и увидеть красоту мира вокруг нас. Давайте не забывать о своих свечах и жечь в них пламя надежды и любви, чтобы светить ярко в этом мире.
(Видеоролик Машина времени. Песня Пока не меркнет свеча, пока горит свеча)
Домашнее задание:
Попробуйте написать стихотворение о любви или свете. Пусть ваши слова станут свечой, освещающей темноту вокруг.
Легенда о свече
Свеча ничего не теряет, если от ее огня зажигается другая.
По первая сказала: ” Я СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют хранить меня. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!” И огонек этой свечи погас.
Едва она произнесла это, как подул легкий ветерок и погасил свечу.
Очень расстроенная, третья свеча промолвила: ” Я ЛЮБОВЬ. Но у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего – своих близких.” Долго не раздумывая, и эта свеча угасла.
Взволнованная четвертая свеча успокоила его: ” НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА!”
Портрет моего класса
Работаю я с ребятами 5-А класса первый год, так что мы с ними только узнаем друг друга.
В нашем классе, как на цветочной клумбе, – разнотравье цветов всех сортов и оттенков! Иногда их кажется во много раз больше, чем 21 – это на перемене! А иногда меньше: это когда учитель задает вопрос, и не слышно в ответ ни звука – одни головки опущенные видны и ни-ко-го не слышно!
Девочек всего 8, зато мальчишек – 13! И каждый ребенок – индивидуальность!
Лидеры в учебе
- Андрей Дьяченко
- Юра Дейкало
- Юля Денисенко
- Лена Пономаренко
- Катя Шелудякова
Талантливые в искусстве
- Наташа Мостова
- Юля Денисенко
- Ира Мильческая
Добросовестные
- Лера Тищенко
- Даниил Годунов
- Юра Дейкало
Активные участники художественной самодеятельности
- Андрей Дьяченко
- Костя Александров
- Алина Корниенко
- Лена Пономаренко
- Наташа Мостова
Спортсмены
- Лебедь Даниил
- Саша Сердечный
- Саша Прядко
- Руслан Кирокосян
- Максим Щигров
Музыкальные таланты
- Лена Пономаренко
- Алина Корниенко
- Костя Александров
- Андрей Дьяченко
Пока горит моя свеча, я верю – это не случайно. Она, зажжённая от тайны, предтеча нового луча.
Воспитательная работа в классе
Как и в любом цветнике, имеются у нас и сорняки: это лень, желание побаловаться на уроках, невнимание к друзьям – одноклассникам. Каждый цветочек – ребенок в душе Нарцисс – любуется собой.
Задача садовника
А вот заставить его рассмотреть в других хорошие качества и яркие краски, избавиться от сорняков-вредителей вокруг себя – задача садовника, т.е моя, как классного руководителя.
Поддержка и забота
И думаю, что чем больше на них солнечных лучиков моего внимания, заботы и тепла прольется, тем роскошнее и пестрее будет мой цветничек-класс.
Отчет о работе
Проделанная воспитательная работа за 1 семестр 2010-2011 года
В течение 1 семестра учащиеся 5-а класса принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе.
Это включало:
- Конкурс Алло, мы ищем таланты
- Сбор макулатуры
- Участие в конкурсе на лучший герб и гимн школы
- Субботники и спортивные мероприятия
Воспитательные мероприятия
На воспитательных часах были проведены беседы по различным темам, таким как:
- Правовое воспитание
- Дорожное движение
- Противопожарная безопасность
- Правила обращения в быту
Тематические классные часы
Особенно интересными для учащихся были тематические классные часы в рисунках и рассказах, такие как:
- Расскажи мне обо мне
- А этого вы обо мне не знаете (хобби)
- Я – своими глазами. Нравлюсь ли я себе?
Контрольные работы
Тема: Имя существительное. Имя прилагательное.
Выберите правильное утверждение:
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
- а) действие предмета
- б) признак предмета
- в) предмет
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
Выберите группу имен существительных:
- а) любить, мама, весна
- б) зимушка, снежинка, метель
- в) играть, ручка, весело
Распределите имена существительные по склонениям:
- Стол, картина, тетя, море, тетрадь, истина, горе, полотно, ролик, площадь
Раскройте скобки:
- (не)правда, а ложь
- (не)друг, (не)театр, (не)решительность
- (не)здоровье
- (не)вежда
Измените по падежам существительное УЛЫБКА
Выберите группу имен прилагательных:
- а) интересно, веселый, смелый
- б) красивый, зимний, скучный
- в) рисующий, прочитанный, негромкий
Укажите морфологические признаки прилагательного: СМЕЛОГО (друга)
Раскройте скобки:
- (не)громкий, а тихий
- (не)веселый
- (не)равнодушный
- (не)интересный, а скучный
- (не)высокий
- (не)интересный
- (не)вежественный
- (не)ряшливый
Тема: Устное народное творчество
Укажи пословицу:
- кормит, а лень портит
- семь
Определи, к какому типу принадлежит загадка Без пригородам:
- дразнилка
- считалка
- загадка
Контрольная работа завершена успешно с участием и активным участием учащихся.
формирование представлений о понятии «милосердие»; о милосердии, сострадании и помощи нуждающимся в мировых религиозных культурах;
осознание единства ценностей и духовности разных религий;
формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе.
дать знания о том, что такое милосердие, сострадание и взаимопомощь;
развивать умение работать с текстом, выделять главную мысль, ключевые слова; связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по теме; выслушивать и принимать точку зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах;
воспитывать толерантность, милосердие, доброжелательность.
получат мотивацию к учебной и творческой деятельности; будут развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение проявлять внимание и заботу, доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
регулятивные (проявят умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, будут развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить ответы на вопросы в тексте, уметь делать выводы);
– познавательные (сумеют высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебника);
– коммуникативные (продемонстрируют правильное восприятие и понимание речи других, умение слушать и слышать, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения).
получат представление о понятии «милосердие», о милосердии в мировых традиционных религиях.
беседа, опрос, групповая работа, исследовательская работа, творческая работа, работа с иллюстративным материалом, инсценирование, словарная работа, самостоятельная работа с источниками информации, игра.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание.
: подготовка сценки, мини – исследование «Что такое «милосердие?», две презентации , пословицы о добре, дерево Милосердия, конверты с заданием, листики для записи, кукла из бумаги, заучивание стихотворений о добре и добрых делах.
мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудио-запись песни «Дорогою добра», толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., декорации к сценке, две презентации, конверты с заданиями, бумажная кукла, дерево Милосердия, буклеты
1. Организационный момент, психологический настрой.
– Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве человека, без которого он не может называться человеком. Наши ребята покажут сейчас сценку, и вы догадаетесь, о чём идёт речь.
2. Сценка «Теремок» на новый лад
-Ребята, о каком качестве человека идет речь в сценке?
-Определите главную мысль.
Надо людям в мире жить, великой дружбой дорожить и
3.Определение темы и цели занятия, постановка задач.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». Ребята, просмотрите страницы 99-102 учебника и определите цель и задачи на этот урок.
(Учащиеся определяют цель и задачи). (слайд 3)
– Мы узнаем, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям; прочитаем и обсудим притчу; рассмотрим рисунки.
4. Выступление группы «исследователей».
– Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое милосердие?»
Что такое милосердие? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «милосердие» определяется, как «
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
В Большом Энциклопедическом словаре написано:
Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения.
Милосердие – это доброта и уважение, любовь к людям, сострадание к людям, стремление приносить пользу и радость.
– А как образовалось слово «милосердие»? Разберем слово « милосердие» по составу.
– В слове 2 корня: от «милый» +
– Какая часть слова указывает на его основной смысл?
Учитель: Итак, к какому выводу мы пришли?
– Слово "милосердие" означает милость сердца, умение жалеть, любить и прощать. Это высшее проявление человеческой доброты.
5. Работа в группах.
Учитель: – Сейчас мы будем работать со статьёй учебника. Ребята, вы должны определить, как разные религии мира учат милосердию, как относятся к слабым, что конкретно делают для них. Работать будете в группах. Каждая группа будет исследовать свою тему. Но сначала повторим заповеди религий мира.
Далее идёт изучение статьи учебника, работа в группах, выступление учащихся, разбор учебного материала по вопросам. Учитель выслушивает разные мнения детей, задаёт вопросы, помогает сформулировать ответ, дополняет.
Иудаизм: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе».
Важно: 1) внутриобщинная благотворительность;
- раздача милостыни.
Христианство: «Бог всеблаг и всемилостив. Иисус учил отдавать людям всё, что имеют. Всякий поступок обращён к Богу».
Ислам: «Всё, чем владеют люди на этой земле, принадлежит Богу. Поэтому нужно выделять определённую часть имущества на благотворительность».
Пророк Мухаммад учил: подавшему милостыню с половину финика, Аллах вырастит милость с гору. (слайд 9)
Буддизм: «Чтобы достичь счастья, нужно сделать счастливыми других».
Вопросы для закрепления:
– Что такое закят?
– Чему учил Иисус Христос?
– О чём гласит одна из заповедей иудаизма?
– Кто является примером милосердия и самоотверженности в буддизме?
– Итак, что общего в разных религиях вы нашли по теме урока?
Все религии мира говорят о том, что надо быть милосердным, заботиться о слабых, помогать друг другу
Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.
Руку дай соседу слева.
Руку дай соседу справа.
Мы – одна семья.
Улыбнись соседу слева.
Улыбнись соседу справа.
Приседай с соседом слева.
Приседай с соседом справа.
Поиграй с соседом слева.
Поиграй с соседом справа.
Притча « В больнице»
(Учитель читает притчу.)
В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
– Что там видно в окне? – как-то спросил тот, что лежал у двери.
– О!- оживился первый. – Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке.
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных влюблённых, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо,- думал он. – За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
– Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей. Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
– Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
– Но зачем же он? Зачем же он рассказывал мне всё это?
– Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить.
– Какие чувства пробуждает в вас эта притча?
– Как вы поняли притчу?
– Кто проявил милосердие в данной истории? Каким образом?
– Можно ли назвать соседа человеком? Почему?
– Можем ли мы сказать, что равнодушием можно даже убить?
– Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе?
А если бы каждый человек на всем земном круглом шаре начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку!
9. Работа над пословицей
Учитель: Существует множество пословиц и поговорок. Какие пословицы о добре и милосердии вы знаете? Как вы их понимаете?
Учитель: -Как вы понимаете смысл пословицы
«Доброе слово лечит, а злое калечит» ?
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала.
Познакомьтесь, это Катя. (показывает куклу, вырезанную из бумаги) Сейчас мы её будем обижать. Я прошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить что-то обидное Кате, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? (дети отвечают)
Учитель: Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать приятное).
Учитель: Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова, учитель разглаживает куклу)
Учитель:- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Почему?
Учитель: Какой можно сделать вывод?
(Боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.)
Учитель: Великий учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет огромное значение в жизни человека. Помните об этом!
10. Игра «Портрет».
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли по виду определить милосердный человек или нет?
– Предлагаю составить портрет милосердного человека. Я буду называть поступок, а вы отвечайте на мои вопросы сигналами. Хлопок в ладоши будет обозначать ответ «да», молчание – «нет».
Милосердным можно ли назвать человека, который:
Вывод: Милосердие делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Помогать надо безвозмездно.
11. Притча «Всё в твоих руках»
Учитель: Ребята, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Послушайте небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
Учитель: Ребята, как вы думаете, что ответил мудрец? (ответы детей)
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Учитель: Все, ребята, в ваших руках, какие совершать поступки.
кция «Спеши делать добро».
Учитель: Подумайте, какой добрый поступок совершили вы на этой неделе. Напишите его на листочке и мы разместим листочки на дереве Милосердия.
Учитель: В нашей стране очень приветствуется милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, к инвалидам, больным. Некоторые родители, даже имея собственных детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. А когда случаются аварии, землетрясения, катастрофы вся страна помогает пострадавшим людям.
– А что можем сделать мы с вами? Кому нужно наше милосердие?
(Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
– Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе совершить?
(Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в проходе, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
Предлагаю в нашем классе провести акцию «Спеши делать добро».
В течение недели мы будем стараться сделать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве распустятся цветы. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
13. Творческая работа. Синквейн.
Учитель: А сейчас, ребята, попробуйте составить синквейн со словом «милосердие». (Учащиеся составляют, читают свои)
Радует, помогает, выручает.
Люди должны быть добрыми.
14. Музыкальная презентация учителя «Добро руками сотвори»
Звучит песня «Дорогою добра», идёт показ слайдов).
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Что нового вы узнали? Быть каким призывают все религии мира?
– Кого из сказки «Теремок» можно назвать милосердным? Почему? (мышку, деда).
– От кого зависят поступки людей?
– Любое ли доброе дело можно считать по-настоящему добрым?
– Можно ли доброе дело считать настоящим, если оно делается ради получения денег или славы?
– Доброе дело настоящее , если делается не ради себя, а ради Бога?
– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?
– Есть ли сходство в разных религиях в проявлениях милосердия? – Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли?
Доброта и милосердие важнее и нужнее всех человеческих качеств
Надо быть милосердным!
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи.
Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
– Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он был для вас полезен. Желаю вам, ребята, чтобы вас окружали милосердные люди; и чтобы вам всегда было чем поделиться и чем помочь нуждающимся. Всех вам благ!
Учитель дарит детям буклеты и читает стихотворение.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело! Их не жалей любому дать,
И милосердьем исцелять.
Список использованной литературы