Урок по этике: Дружба и уважение
Цель урока:
- Представить обучающимся информацию о Ноевом ковчеге и объяснить разницу между понятиями расстройство и обида.
- Познакомить учащихся с именем жены Адама.
- Объяснить различие между понятиями расстройство и обида.
- Рассказать об истории спасения мира благодаря Ною.
Цели обучения:
- Развивать навыки работы в коллективе и выполнение заданий в команде.
- Повышать уровень самостоятельной работы через выполнение упражнений.
- Прививать ответственность каждого ученика за результат учебной деятельности.
- Стимулировать интерес к духовным ценностям и уважение к истории и культуре православия.
- Развивать умения работы с различными источниками информации и восприятия мира образно.
Методы обучения:
- Использование знаний в практической деятельности.
- Расширение культурного опыта и кругозора.
- Саморазвитие и оценка своих поступков.
- Поддержание высокого уровня учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Ход урока:
- Актуализация знаний и выявление трудностей в учебной деятельности.
- Постановка учебной задачи и объяснение нового знания.
- Работа по теме урока в коллективе.
- Самостоятельная работа учащихся и самопроверка выполненных заданий.
- Подведение итогов урока и обратная связь.
Вводная часть:
- Поприветствуйте друг друга и пожелайте хорошей работы на уроке.
- Обсудите с классом, почему важно уважать друг друга и как формируется понятие коллектива.
- Просмотр и анализ видеоролика Ежик. О доброте и дружбе.
Основная часть:
- Сформулируйте тему урока и проведите работу с учебником по теме дружбы.
- Прочитайте интересное высказывание и обсудите его значение в контексте дружбы и взаимоотношений.
- Задайте вопросы ученикам о роли дружбы в коллективе и в жизни каждого человека.
Заключение:
- Подведите итоги урока и проведите рефлексию о полученных знаниях.
- Попросите учащихся улучшить взаимоотношения в коллективе и проявить уважение к окружающим.
Сегодняшний урок поможет ученикам лучше понять важность дружбы и уважения в обществе, а также развить навыки работы в коллективе и самостоятельности. Успех на уроке зависит от взаимоотношений, уважения и поддержки друг друга.
Значение дружбы в классе
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. Включается веселая песня про дружбу.
История Оли
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. В чем была их ошибка? Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.
Укрепление дружеских отношений
Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
- Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений.
- Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
- Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Активности на уроке
Работа с учебником с. 71. Чтение стихотворения О. Высоцкой Ёжик, про себя.
Как бы вы поступили? Что бы вы сделали для одноклассника просто так?
Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты сделаешь это?
Оценка умений
4-5 баллов – ты хороший товарищ.
3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.
- У кого получилось 4 – 5 баллов? Встаньте.
- Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят.
Качества для дружбы
Подчеркните те качества, которые вы считаете, необходимы для дружбы:
- Доброжелательность
- Терпимость
- Отзывчивость
- Заботливость
- Честность
- Доброта
- Бескорыстность
- Преданность
- Вежливость
Завершение урока
Рассказ Валентины Александровны Осеевой Ни за то и ни за это. Чтение 3-4 учениками.
- Можно ли взять название девизом?
- Пусть будут эти слова девизом нашего класса.
Законы дружбы для нашего класса
Существуют ли законы дружбы? Одним из самых важных законов дружбы является искренность и поддержка друг друга.
Круг дружбы
Для того чтобы наше общение стало ближе, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу, посмотрим в глаза и крепко взялись за руки. Такой круг символизирует нашу общую идею – идею дружбы.
Описание друга
Мой друг – это человек с чистым сердцем, всегда готовый помочь и поддержать. Он очень внимателен, добрый и щедрый. Это замечательное качество, которое редко встретишь у других.
Важные для дружбы качества
- Взаимопонимание
- Искренность
- Поддержка
- Доверие
- Совместные интересы
Ожидаемые образовательные результаты
Личностные:
- Способность преодолевать трудности
- Доведение начатой работы до конца
Метапредметные:
- Понимание и принятие учебной задачи
- Поиск способов ее решения
Предметные:
- Знание важных качеств для дружбы
- Связь дружбы и социального здоровья
Надеюсь, что законы дружбы для нашего класса помогут нам быть ближе друг к другу и развивать важные качества, необходимые для настоящей дружбы. Помните, что важно ценить и поддерживать своих друзей! В общем, давайте быть добрыми, внимательными и поддерживающими друг друга. Ради нашей дружбы! 🌟
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ
Тема урока: Милосердие – закон жизни
Цель урока:
- Обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание как основу отношений между людьми.
- Способствовать пониманию учащимися быть милосердными.
- Формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике.
- Развивать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
- Развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, творческие способности.
Планируемые образовательные результаты урока:
- Осознание значимости чтения и выражение положительного отношения к процессу познания.
- Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий.
- Высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов.
- Составление небольших устных диалогических высказываний.
- Умение осознанно воспринимать притчи и понимать нравственное содержание прочитанного.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Словесный
- ИКТ
Средства обучения:
- Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Наглядность
- Толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова
- Карточки для групповой работы
- Лепестки
Методы оценки:
- Самооценка
- Учебный диалог
В ходе урока учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание, познакомятся с притчей о милосердном мальчике и умениями милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку.
По ведущей дидактической цели:
- Урок изучения нового материала
По способу организации:
- Комбинированный: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Задача урока: сформировать позитивное отношение к нравственным поступкам, развить умения милосердия и доброты, а также способность к анализу и рассуждению на тему морали и этики, используя личный опыт.
Метод стимулирования и мотивацииДобрый день всем! Добрым быть – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не влияют на нее года,Добрым надо быть всегда.Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.Включаются в учебную деятельность,эмоционально настраиваются на урок. выработать учебную мотивациюформирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания.формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
2.Создание проблемной ситуации, актуализация знанийПостановка проблемного вопросаПослушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?(См. Приложение 1)Если ты такой милосердный, то забирай даром- О чём эта притча?-Как назвал продавец мальчика?- Каким качеством обладал мальчик?- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?Осознают поставленную проблему
3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.4.Открытие новых знаний.Работа в тетрадяхРабота в группахВерно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие закон жизни»Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой) Сегодня на уроке мы и поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, милосердии .Запишите тему в тетради.- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей, мыслителей разных времён.Откройте учебники с.90Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) О чем слова поэта и мыслителя? Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.- Что при этом проявляет сочувствующий человек? – Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие.- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней?(милое сердцу, хорошее, доброе)? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? А теперь поработаем в группах. Найдите значения слов в словаре.Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». 3.сочувствие 4.сопереживание Зачитайте значения слов.-Одно из самых красивых слов на свете – слово . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. А в чём же проявляется милосердие?- В не обижающей человека помощи. Какой, например? Давайте послушаем сообщение ученикаПонятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. Санкт -Петербурге, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. А в наши дни есть место милосердию? Существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.- Напишите в тетради в столбик следующие слова:- Есть ли между ними разница? Какая?Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека. – Какое самое сильное? Оценивание, прием«Ладошка»- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая. А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ. – В этих ответах ваш опыт милосердия. Тема нашего урока «Милосердие –закон жизни»Внимание, понимает чувства и мысли другого человекаВыполняют разбор слова «милосердие» по составу Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова уметь формулировать тему и цель урока выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностьюустанавливать закономерности, строить рассуждения; положительное отношение к учениюработа в малой группе.- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и –письменной форме;аргументировать свое мнение.договариваться о правилах общения и поведения.извлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;: уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. желание приобретать новые знания С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.
Челпанова Ольга Максимовнаучитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7, Республика Башкортостан, г. Туймазы
Библиографическое описание: Челпанова О.М. Конспект урока по ОРКСЭ на тему «В тебе рождается патриот и гражданин» (4 класс) // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.
Цель урока: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.
1. Создать условия для осмысления понятий «патриот», «патриотизм», «Отчизна», «Отечество», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов.
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в группе и коллективе.
3. Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.
Предметные: осознанно раскроют понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; познакомятся со страницами героической эпопеи (военная быль «От детей сорок четвертого года»); научатся понимать значение патриотизма и гражданственности в жизни человека и общества;
Личностные: осознают свою ответственность за судьбу Родины; соотносят полученные знания с собственным опытом поведения, умеют анализировать его;проявляют желание учиться; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
: высказывают свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; выделяют главное в тексте учебника; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы группы и всего класса.
: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; сотрудничают в совместном решении задачи, выполняя задания в группе.
Основные понятия урока: патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая, работа с учебником.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофрагменты, музыкальные композиции, карточки с заданиями для парной и групповой работы, памятка «Как составить синквейн», шаблон «Звезда Героя» (ссылка: https://cloud.mail.ru/public/3BfE/ 3ooef5kRP)
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1. «Психологический тренинг»
Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.
(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)
дети тихо повторяют за учителем:
– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю!
– Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.
2. Проверка готовности к уроку
– Проверим готовность к уроку.
II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
– Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео «С чего начинается Родина»)
– Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
– Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
– Как авторы видят Родину?
Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.
– Какие чувства к Родине возникают у вас?
– Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
– Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.
– Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.
– Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом «Отчизна»)
– Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)
– От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)
– От какого слова – Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)
– В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова «Родина» и «Отчизна».
– С каким из двух слов соединяется слово «Родина», а с каким – «Отчизна»? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)
– С какими словами ассоциируется слово «мама», а слово «отец, папа»? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).
Вывод: Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.
Слайд 4. «Мозговой штурм»
– А как называют человека, который любит своё Отечество?
– Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?
– Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?
(Постановка проблемных вопросов урока)
– Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.
(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)
– расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.
– Читаем хором слова:
– Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)
– Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)
– На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:
III. Открытие нового знания. (Решение учебной задачи)
– Что нужно сделать, чтобы ответить на наши вопросы?
– Правильно, обратимся к материалу нашего учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С..И. Ожегова.
1. Работа в группах.
– Предлагаю вам самостоятельно в группах поработать с текстом учебника и найти ответы на вопросы.
(повторение правил работы в группе) Слайд 8.
Карточка для группы № 1.
Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос:
В чём проявляется патриотизм? (Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.)
Карточка для группы № 2.
Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос:
– Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин? (Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.)
Карточка для группы № 3.
Прочитайте 2 абзац текста на с. 145, ответьте на вопрос:
1. Кто такой патриот? (Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.)
Карточка для группы № 4.
С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов «гражданин» и «патриотизм» и наклейте их на лист.
1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности
2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (из предложенных вариантов дети находят верное определение и наклеивают на лист).
2. Физкультминутка «Пусть всегда будет мир!» Слайд 9.
Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)
Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)
Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)
Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)
Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)
Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)
Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)
Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)
3. Проверка работы групп (на доску вывешиваем полученные схемы).
– Сначала говорим о понятиях «гражданин», «гражданственность».
– У вас у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и «присваивают ему звание» гражданин, т.е. дают гражданство.
(снова обращаемся к правилу-схеме, кто такой гражданин)
– О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ.
– Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей).
– Поговорим о понятиях «патриот», «патриотизм».
– Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова. (Патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины).
– А звание «патриот» даётся с рождения? (из учебника гр.3: слово «патриот» не на любой случай. Не каждый заслуживает такой оценки).
– Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите: обращаемся к схемам (ответы детей).
– В чём проявляется ваш патриотизм?
IV. Закрепление нового материала
– Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.
– Внимание на экран. Слайд 10.
– Вспомните. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.
– Что помогло выстоять и победить? (Любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность и долг гражданина своей страны.)
– Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. (На доску выкладываем карточки: честь, ответственность, справедливость, совесть.)
– Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни.
– Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны.
(Чтение заранее подготовленными учащимися были «От детей сорок четвёртого года», учебник (стр.146))
Беседа о прочитанном:
– Понравилась ли вам эта быль?
– Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)
– Какие моменты вас взволновали, удивили?
– Какие чувства вызвала у вас военная быль?
– Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?
– С какой целью в учебник включили эту быль?
– Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.
Слайд-видео11 (Валя Котик)
– И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» – и, ответив самому себе искренно и честно. Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества. Ведь быть патриотом можно и в мирное время.
Дидактическая игра «Что мы можем?». Обсуждение в парах.
(Хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)
Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)
– Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.
(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)
Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:
– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;
– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;
– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;
– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;
– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;
– экологи защищают природные богатства родной страны.
– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)
Рассказ учителя: Слайд 12.
Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."
– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».
– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Подведем итоги нашего урока.
– Для чего нам нужен такой урок?
– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.
Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.
– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)
– Подбираем 2 прилагательных.
– Находим 3 глагола.
– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.
– Читаем получившиеся пятистишия.
Живёт, служит, гордится
Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.
Любит, верит, защищает
Патриот верен Родине!
– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.
– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.
– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Спасибо за отличную работу.
Домашнее задание (Слайд 15.)
1. Прочитать текст с.144-147.
2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.
3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.
Спасибо всем за урок!
1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.
3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.