Культовые места Москвы-реки: священные камни и церковь Вознесения
Москва-река – не только историческая жила. На ее берегу можно найти удивительные священные места, напоминающие образы из вековых историй.
Камни, напоминающие о Властелине колец
На берегу Москвы-реки обнаруживаются каменные сооружения, которые кажутся выходцами из мира Властелина Колец. Они являются настоящим зрелищем, наполненным атмосферой фэнтезийных миров.
Культовые Девичий камень
На глубине оврага расположены загадочные культовые камни. Считается, что они обладают особым духовным значением. Местные жители часто украшают их ленточками, что придает им особую мистическую энергию.
Священный камень в Переславле-Залесском
Ближайший к Москве подлинный священный камень находится в Переславле-Залесском. Этот камень также обладает таинственными силами и окружен легендами.
Ритуал повязывания ленточек
По поверьям, обряд повязывания ленточек на камни не является традицией русских народов. Этот обычай пришел из буддизма и стал популярен среди молодежи в 1990-е годы. Он напоминает обычаи ламаистских районов, где также практикуют оставление подарков божкам.
Церковь Вознесения на берегу Москвы-реки
На противоположном берегу каменных сооружений возвышается Церковь Вознесения. Ее красивая архитектура и окружающая зелень создают атмосферу умиротворения и покоя.
Прогулка по берегу реки
Прогуливаясь по берегу Москвы-реки, можно насладиться видами на окружающие зеленые холмы, церковь Вознесения и шумную Москву. В этом месте сливаются духовная и городская атмосферы.
Заключение
Москва-река – не только место отдыха и развлечений, но и таинственное пространство, напоминающее о духовных корнях и историческом наследии. Посетив эти удивительные места, можно почувствовать связь с прошлым и погрузиться в загадочный мир священных камней и духовных ритуалов.
Жигжит Лама Ирдынеев: Биография и Деятельность
Жигжит Лама Ирдынеев, известный также под тибетским именем Тензин Гонпо (или сокращенно Тенгон), родился в 1975 году в поселке Агинское Забайкальского края. Он является выдающимся тибетским монахом и ученым.
Биография
С 2010 года и до недавнего времени Жигжит Лама был настоятелем дацана Шедруб Чойнхорлинг, который находится на горе Салев во Франции. В настоящее время он проживает в городе Дхарамсала, на севере Индии.
Деятельность
Основной сферой деятельности Жигжит Ламы является перевод буддийских книг. Он является составителем и переводчиком книги Тексты для ежедневных практик, в которой собраны самые необходимые буддийские тексты и мантры для выполнения ежедневных практик как для начинающих буддистов, так и для опытных практикующих.
Жигжит Лама Ирдынеев является выдающейся фигурой в буддийской общине и его труды исключительно ценны для всех практикующих буддистов, стремящихся к духовному развитию и просветлению.
Развитие буддизма в Европе
Говоря о развитии буддизма в Европе, стоит отметить, что все люди, независимо от места проживания, имеют схожие базовые потребности. Мы все стремимся к счастью и избегаем страданий. С развитием интернета и появлением интерактивных систем, границы между народами становятся всё более размытыми, что способствует обмену информацией и общению между людьми.
Теперь больше возможностей для изучения новых тем, таких как буддизм, не зависят от традиций, а от личных интересов и качеств. Однако, в условиях более напряженной экономической ситуации в Европе, у многих стало меньше свободного времени. Это создаёт ограничения для занятий и изучения буддийской философии, требуя выделения специального времени на это. Несмотря на это, интерес к буддизму не утихает.
Лекции и встречи Жигжит ламы
Жигжит лама проводит лекции и встречи по всему миру, в том числе в городе Дхармасала и в монастыре на горе Салев во Франции. Его мероприятия привлекают множество заинтересованных людей, готовых познакомиться с буддийской мудростью и учениями.
Лекции Жигжит Ламы в г. Дхармасала (март 2023 г.)
Жигжит Лама в монастыре на горе Салев (Франция)
Линия перерождений Богдо Гэгэна
Богдо Гэгэн, эманация Идама Сахаджа Чакрасамвары, имеет богатую линию прежних рождений, связанную с известными личностями. Среди них Ананда, Махасидха Кришна Чарья, Жамьян Чойже и Джецун Таранатх, который, по легенде, выразил желание продолжать поддерживать Учение Будды в Монголии из жизни в жизнь.
Родившись в 1635 году в роду Чингизидов, Богдо Гэгэн, известный также как Ранжун Еше Дордже или Сваямбу Джняна Ваджра, отмечался своим выдающимся ростом, что впоследствии могло повлиять на его титул Ундэр Гэгэн (Верховный святой).
Занабазар и его воздействие на буддийскую культуру
В Манджушри Мула тантре говорится о ком-то по имени Сваямбу Джняна Ваджра (переводится как Самовозникший Ваджра Знания, монголы произносят это имя, как Соёмбо Занабазар) – возможно это о нем.
Занабазар молодым поехал учиться в Тибет, в монастырь Дрепунг, который сам же основал в одном из прошлых рождений. Он стал близким учеником Далай ламы V. По завершении обучения хотел остаться в Тибете, но Далай лама V настоял на том, чтобы он вернулся в Монголию. Роль Занабазара в развитии Монголии XVII века огромна. Он стал духовным лидером, философом, скульптором, художником.
Много боролся с кровавыми жертвоприношениями, разными культами, строил монастыри, учил, писал, был всесторонне талантливым человеком. Занабазар создал огромное количество уникальных неповторимых буддийских скульптур, многие из которых сохранились по настоящее время.
Также он создал свой монгольский алфавит, который так и назывался Соёмбо. Первая большая буква в этом алфавите сегодня является гербом Монголии. На флаге Бурятии изображена верхушка этой буквы.
Занабазар Богдо-гэгэн I
В Бурятии, до недавнего времени находили и приносили в дацаны спрятанные в лесах, в скалах много старинных статуэток, среди которых часто попадались изображения Занабазара. Во многих домах среди старых вещей хранились изображения позапрошлого Богдо Гэгэна VIII – напечатанные черно-белые фотографии, а также изображения на жестяных пластинах, с цветной эмалью.
- Как вы познакомились с Учителем Богдо Гэгэном IX – Джебзун Дамба Ринпоче?
Богдо Гэгэн IX родился в 1932 году в Лхасе. В 1992 году Далай лама официально провозгласил Богдо Гэгэна – девятым. Первый раз я встретился с Учителем в 1995 году в Дели (Индия), в гостинице Гоман дацана. Позже, в 1997-м, я получал у Ринпоче посвящения, которые также надо было переводить, поэтому у меня была возможность часто общаться с ним, поближе познакомиться.
В 1999 году я сопровождал его в России в качестве переводчика. По приглашению Хамбо ламы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева Богдо Гэгэн посетил Бурятию, даровал ряд посвящений (Ван) и благословений (Лунг, Дженанг) и т.д. Богдо Гэгэн еще несколько раз посещал Россию в другие годы.
Жигжит лама с учителем Богдо Гэгэном IX
Основным местом постоянного жительства Ринпоче был город Дхарамсала. В Монголии на территории Гандан дацана построена для него резиденция. Когда ему было 7 лет, он пришел учиться в Гоман дацан как обычный монах. Во время учебы Ринпоче казался не самым успевающим учеником. На одном из курсов изучения мадхьямики на Ринпоче выпал жребий, что он должен выступить от лица Гомана на публичных дебатах с другим монастырем. Так как Ринпоче был не самым успевающим учеником, ему предложили передать жребий кому-нибудь другому. Но Ринпоче не согласился и настоял на том, что он будет выступать сам.
После завершения курса по мадхьямике Ринпоче получил различные наставления и посвящение по Чоду у прошлого Тацак Ринпоче (Кунделинг Ринпоче), затем ушёл на несколько месяцев во внешний затвор. После этого он так и не вернулся на постоянное обучение в Гоман дацан, живя в основанном Таранатхой монастыре Тактен Пунцог Лин.
Богдо Гэгэн часто любил говорить про экологию. Широкое распространение получило Его обращение к монгольскому народу об охране природы. Воплощение этих заветов стало как бы флешмобом, в Монголии появилось движение «Чистая Монголия». Богдо Гэгэн дал 9 наставлений* убираться на природе, и в Монголии за эти последние годы вычистили все свои реки.
В Дхарамсале последний раз Богдо Гэгэн был в 2009-2010 годах, больше туда из Монголии не вернулся. Учитель часто рассказывал о своей жизни, в действительности она была не простой, очень сложной.
В 2012 году Джебзун Ринпоче оставил нас. Перед тем как уйти, Богдо Гэгэн оставил письменное завещание, в котором оговаривалось, кто будет следующим X Богдо Гэгэном, кем он будет, где будет учиться, что будет делать – всё на усмотрение Далай ламы XIV.
В соответствии с завещанием много лет Далай ламе отправляли списки детей и вот только в 2016 году он нашёл мальчика – Богдо Гэгэна X. Получается, что через списки прошло несколько десятков или тысяч детей-кандидатов. То есть мальчика нашли из такой большой выборки. По существующей традиции, перед мальчиком поставили вещи прошлого Богдо Гэгэна IX – он сразу же двумя руками схватился за две вещи, которые принадлежали прошлому. Думали, хотя бы одну вещь найдёт, будет уже хорошо. А он взялся за две вещи сразу. Мальчик после этого уже приезжал в Дхарамсалу один или два раза, жил в резиденции Его Святейшества Далай ламы.
И вот, совсем недавно, в Дхарамсале, Его Святейшество Далай Лама XIV во время проведения Посвящения Чакрасамвары официально представил нам нового десятого Богдо Гэгэна.
фото сайта savetibet.ru
– Удалось ли вам встретиться, познакомиться с новым воплощением учителя – Богдо Гэгэном X?
Потом на трансляции я увидел свои наушники у маленького Богдо Гэгэна X.
– Известно, что Богдо Гэгэн много времени посвящал изучению буддийской практики Чод. Что она из себя представляет?
– Основательницей тибетского Чод считается Мачиг Лабдон, которая получила некоторые наставления от Падампы – Дагба Гягара. Практика Чод относится к высшей Аннутара-йога-тантре. Комментарием на практику Чод и его опорой можно считать ламрим «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Дже Цонкапы), ведь первоисточниками Чод являются сутры Праджняпарамиты. В целом, слово Чод означает отсекать, рассекать, отрезать, имеется в виду отсечение демона цепляния за самость или демона цепляния за истинную воплощённость явлений. Другое значение в ином написании слова Чод – это поведение, имеется в виду поведение бодхисаттвы. Но в целом под такие характеристики подпадает любая буддийская практика. К этому относится и ламрим, и вообще, весь буддизм махаяны.
– В выполнении Чод часто используется метод выведения практикующего из состояния комфорта. Для чего это?
– Когда мы хотим постичь отсутствие самости – независимого существования нашего «я», самое сложное это понять, что же такое самость – кто «я». Ведь когда мы пытаемся его найти – оно всегда ускользает. Мы можем долгие годы созерцать, но так и не найти это наше «я». Если его удастся найти, то уже понять отсутствие его («я»), станет проще. И вот, когда мы попадаем в сильную дискомфортную ситуацию, чувство нашего «я» начинает сильно возмущаться внутри нас. Мы чуть ли не физически ощущаем это у себя в груди. Мы думаем – вот он «я» и меня оскорбляют, унижают. Или, наоборот, меня хвалят. Вот он «я» – такой хороший, меня все любят, уважают. Или на мою мозоль наступили в автобусе. Во всех дискомфортных ситуациях мы очень сильно ощущаем это «я».
Наши органы чувств и наш мозг на самом деле очень сильно искажают информацию, и мы уже воспринимаем мир не таким, какой он есть, а в своих мыслях мы уже просто придумываем себе совсем другой мир, «по мотивам воспринятого».
Благодаря этой практике есть возможность поймать ощущение «я», начать его изучать, и на основе этого ощущения, пока мы его удерживаем, попытаться отсечь. Тогда у нас появится гораздо больше возможностей для того, чтобы понять отсутствие этого «я». Благодаря этому мы можем стать счастливее, спокойнее и более доброжелательными к окружающему нас миру, просто начав воспринимать его менее искажённым.
– Совсем скоро, 20 мая наступит Буянто hара (Сака Дава) – месяц, когда результаты от совершения добрых поступков и мыслей увеличиваются в тысячи и миллионы раз. Как это объяснить?
– На основе проведенного анализа некоторых буддийских текстов, пока я пришёл к мысли, в это время расположение планеты Земля относительно Солнца приходит в такое состояние, что человеческий организм, эволюционировавший именно в этом месте, активизируется, выделяет различные секреции – «дхату» (меняется гормональный фон и т.д). Эти дхату оказывают воздействие не только на тело, но и на наш ум, а он – на действия. Вследствие этого возрастает сила этих действий, и они оставляют более глубокий отпечаток на нашей карме. (Практикующие тантру могут добиваться такого эффекта своими мысленными усилиями).
Поэтому считается, что накопленные заслуги увеличиваются в миллионы, сотни тысяч раз. Получается, что всё взаимосвязано. Наше тело сформировалось на этой планете, рядом с этим светилом. Миллиарды лет наш организм развивался в этих ритмах, поэтому они и влияют на наш организм. Но это просто мои мысли на данный момент, я совсем не истина в последней инстанции.
– Ваши пожелания читателям нашей газеты.
– Мира, здоровья и непреходящего счастья! А для этого нужно учиться и работать над собой.
– Спасибо за интервью.
*ДЕВЯТЬ НАСТАВЛЕНИЙ БОГДО ГЭГЭНА IX
1. Надо обращаться к Трем Драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), ради существ шести миров (боги, асуры, люди, животные, преты, существа ада), чтобы не случались природные катаклизмы, пожары, наводнения, войны и другие несчастья.
2. Каждый монгол должен получать знания о природе. Помимо получения знаний о природе, об экологии, надо постоянно изучать науку об охране природы, а также свою традицию.
3. Каждый человек должен жить просто. Человеческие страсти не знают границ, а природные богатства имеют предел. Поэтому надо умерить безмерные человеческие страсти и поставить границы для роскошной жизни. По возможности надо вести простую жизнь.
4. Социально-экономическое развитие должно происходить с благожелательным отношением к природе. Не отрицая прогресс, надо продвигаться по пути сохранения природы. При развитии надо стремиться сохранять природное равновесие.
5. Надо создавать благоприятные условия для жизни. Незагрязнённая природа – залог человеческого счастья и здоровья, основа национального развития.
6. Надо ценить воду, она дает жизнь мириадам существ. Озера, реки, речки, родники – их надо охранять и избегать любого их загрязнения. Каждый человек, каждая семья, каждая организация должны экономно потреблять воду и правильно относиться к ней.
7. Надо охранять и любить животных. Осознавая ценность всего живого, надо воздерживаться от убийства живых существ и не накапливать плохую карму. Особенно надо охранять и любить редких животных. Надо воздерживаться или уменьшать использование изделий из шкур и меха животных, не покупать и не использовать одежду и другие вещи, сделанные из шкур и меха животных.
8. Надо охранять леса и восстанавливать их. Для борьбы с загрязнением воздуха и опустыниванием каждый человек должен посадить дерево. Кроме того, бережное использование леса очень важно для заботы о будущих поколениях.
9. Надо разумно использовать недра земли и полезные ископаемые. Очень важно использовать природные богатства земли, думая о сегодняшнем и завтрашнем дне. Всегда надо помнить и понимать, что горные выработки и шахты опасны для экологии, они могут привести к плохим последствиям.
Беседу вела Оюнтуя АЛЫМБАЕВА
Фото предоставлены Жигжит ламой Ирдынеевым.