Модуль Основы мировых религиозных культур
Тема: Священные сооружения
Класс: 4
Парунина Лариса Владимировна
БОУ г.Омска СОШ № 48
В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.
Формирование понятия священное сооружение через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Акцент на культовые сооружения Омска.
Основные термины и понятия:
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА. Синагога.
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА. Храм.
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА. Мечеть.
ПАГОДА – СВЯЩЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
СТУПА – СВЯЩЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
К каким религиям относятся священные сооружения?
МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Урок по курсу ОРКСЭ на тему: Храм Составитель: Г. Ф. Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ 24 Киселёвск, 2013
Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: узнать о назначении и устройстве православного храма; осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: апсида, закомара, алтарник, канун, панихидный столик, поминальные записки.
Храм – это Небо на земле, место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.
Купол (глава): шлемовидный и луковичный
По-русски
Модуль Основы мировых религиозных культур
Тема: Священные сооружения
Класс: 4
Парунина Лариса Владимировна
БОУ г.Омска СОШ № 48
В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.
Формирование понятия священное сооружение через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Акцент на культовые сооружения Омска.
Основные термины и понятия:
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА. Синагога.
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА. Храм.
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА. Мечеть.
ПАГОДА – СВЯЩЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
СТУПА – СВЯЩЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
К каким религиям относятся священные сооружения?
МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Урок по курсу ОРКСЭ на тему: Храм Составитель: Г. Ф. Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ 24 Киселёвск, 2013
Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: узнать о назначении и устройстве православного храма; осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: апсида, закомара, алтарник, канун, панихидный столик, поминальные записки.
Храм – это Небо на земле, место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.
Купол (глава): шлемовидный и луковичный
Барабан и апсида
Барабан — венчающая часть храма, несущая купол или сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. Световой барабан, обычно, имеет оконные проемы.
Апсида, также известная как абсида, представляет собой архитектурную форму, которая выделяется из здания в форме полукруга, граней или прямоугольника.
Символика формы и цвета церквей
Церковь может принимать различные формы, каждая из которых несет свою символическую значимость:
- Крест – символ Иисуса Христа
- Круг – символ вечности
- Корабль – символ Ноева ковчега
- Восьмиугольник или четырёхугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды
Цвета церкви также несут свою символику:
- Белый – в честь Триединого Бога и его праздников
- Голубой в честь Пресвятой Богородицы
- Красный – в честь мучеников и исповедников
- Зелёный, жёлтый – в честь преподобных святых и других святых
Форма и символика креста
Крест выступает как символ Христа, в то время как луна в христианской традиции символизирует Богородицу. Позолоченные православные кресты обычно представляют собой шестиконечные с шарообразным утолщением в основании.
Архитектурный проект церкви
Пример архитектурного проекта церкви в честь праведных богоотцев Иоакима и Анны
Царские врата и алтарь
Царские врата являются главными вратами иконостаса в православном храме, напротив Престола. Они ведут в алтарь, который в православии является священным местом для совершения богослужений.
Три окна в алтаре часто рассматриваются как символ Света Святой Троицы.
Структура иконостаса
Иконостас, разделенный на ряды, отображает различные аспекты христианской веры:
- Первый ряд – праотеческий ряд
- Второй ряд – пророческий ряд
- Третий ряд – деисусный ряд, моление всей Церкви Христу
Центральные иконы каждого ряда имеют свою особую символическую значимость, отражающую тематику данного ряда.
Четвертый ряд иконостаса
В четвертом ряду иконостаса, праздничном ряду, рассказывается о событиях Нового Завета, начиная с рождества Богородицы.
Пятый ряд иконостаса
Самый нижний ряд иконостаса – местный ряд. Икона Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот.
Внутреннее убранство церкви
- Аналой – подставка для возложения богослужебных книг или икон.
- В центре храма перед алтарём расположена икона праздника.
Канун
Поминальный столик со свечами и распятием.
Кадило
Один из символов православного богослужения; металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан для каждения во время службы.
Свеча
Символ нашей молитвы.
Церковные записки
- О здравии
- О упокоении
Памятка для желающего подать записку о живых и усопших
- Записки надо подавать до начала литургии.
- Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
- Вписывая имена живых и усопших, поминайте их с искренним желанием блага, от чистого сердца.
- Записка должна содержать не более пяти-десяти имен.
- Имена должны быть написаны в родительном падеже.
- Все имена должны быть даны в церковном написании.
- Ребенок до 7 лет упоминается как младенец.
- Не пишут в записках – страждущего, озлобленного, нуждающегося, заблудшего.
- В записках О упокоении усопший в течение 40 дней по кончине именуется новопреставленный.
- Записки на молебен или панихиду подаются отдельно.
Подведение итогов урока
Рефлексия.
Задание на дом
- Подготовить сообщение о храме нашего района.
- Найти пословицы и поговорки про церковь.
- Прочитать выразительно стихотворение, с. 49, учебник Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль Основы светской этики
Конспект урока по теме: Добро и зло
- Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Этические понятия: Добро и Зло
На уроке сегодня мы поговорим об основных этических понятиях – добро и зло. Давайте разберемся, что это такое и почему так важно стремиться к добру и избегать зла.
Что такое добро?
Издавна люди воспевали все, что приносило им радость и счастье. Доброту часто описывают как положительное, хорошее и полезное для людей и общества. Добро способствует сохранению мира и предотвращению вражды.
Что такое зло?
В отличие от добра, зло может быть опасным и вредным. Это что-то плохое, вызывающее несчастье, раздражение и вражду между людьми. Зло приводит к плохим поступкам и уродует личность.
Как определить добрые и злые поступки?
Чтобы понять, что является добрым или злым делом, нужно обращать внимание на последствия. Добрые поступки способствуют взаимопониманию и уважению, в то время как злые поступки наносят вред и страдание.
Как мы можем быть добрыми?
Наша доброта может проявиться в мелочах – помощь ближнему, добрые слова, теплое улыбка. Важно помнить, что доброта не должна быть пресущей, а должна стать частью нашей жизни и нашей семьи.
Заключение
Давайте стараться быть добрыми друг к другу и избегать зла. Доброта – это то, что делает мир лучше и помогает нам быть счастливыми. Помните о том, что добро всегда побеждает зло, и что каждый из нас может изменить мир к лучшему своими добрыми поступками.
Вместе мы можем сделать наш мир добрее и светлее. Давайте стараться быть лучше каждый день.
– Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
11. Работа с пословицами. Слайд 9.
– Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
– Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.
Проверка выполненной работы.
12. Задание на дом.
– Чего на земле больше: добра или зла?
– Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же как сейчас? Почему?
– Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы.
13. Подведение итогов урока и оформить корзину добрых дел.
– Что нового узнали о добре и зле?
– Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
– Почему важно бороться со злом?
14. Чтение учащимися наизусть стихотворений.
Люди! Я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
– Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания.
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Руководитель : Педагог – психолог Хасанова А.С. Духовные ценности семьи Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Цель проекта: Изучение ценностных ориентиров современного поколения подрастающей молодежи, семейные традиции, значимость семьи. Задачи: 1. Осознание себя частью общего целого – семьи; 3. Охарактеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности и традиции; 4. Описать традиции и обычаи своей семьи . Духовные ценности семьи
Семья в современном обществе Как я вижу семью в современном обществе? В современном обществе не все подростки знают, что такое семья. В наше время многие дети ставят свою семью на второй план. Сейчас для большинства подростков на первом плане стоят телефоны. Дети не хотят обсуждать свои проблемы со своей семьей. Они пытаются найти поддержку в интернете. Они не хотят понимать то, что так как семья интернет не может поддержать. Семья – это самое ценное в жизни человека .
Во многих семьях есть свои ценности и традиции . Это то, чем одна семья отличается от другой: семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение. От того, какие ценности преобладают в семье, зависит дальнейшее будущее его рода.
Духовные ценности семьи. Духовны ценности – это общечеловеческие представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о прекрасном и уродливом. Проще говоря, это -то, что в жизни человека имеет большой смысл и знание. Если рассуждать о духовных ценностях семьи, то можно сказать о том, что у каждой семьи- они свои. Это связано с тем, что все люди разные.
Духовные ценности моей семьи. Духовные ценности моей семьи: – Любовь и уважение к друг другу; – Честность; – Поддержка и взаимопомощь; – Доверие и взаимопонимание; – Справедливость; – Забота о друг друге; – Желание делать все вместе; – Семейные традиции; – Воспитание духовной личности;
Духовные ценности моей семьи. Духовные ценности моей семьи: – это социальная потребность жить и действовать для других. С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла, и назначения своей жизни.
Определение, что такое семья и семейные ценности. 80% участников ответило что семья – это – самое важное и ценное в жизни; – смысл жизни, это дом где тебя ждут, любят и понимают; – опора и поддержка; – самые близкие люди; – мама, папа и дети; – близкие для меня люди, те, кто мне не безразличен. – отзывчивые, заботливые, родные для меня люди. – важная вещь без которой не выжить, и т.д.
Определение, что такое семья и семейные ценности. Семейные ценности – это: – то, что является самым главным и важным для всех членов семьи; – то, что особо бережно чтится и соблюдается; – доверие, уважение, честность. – то, что сохраняется из поколения в поколенье; – интересы семьи; – дети; – это, то что определяет отношения между людьми, любовь, уважение, забота, доброта, вера, и т.д.
Вывод. Важно помнить: каждое поколение имеет свою неповторимую и уникальную историю, дорожит своими ценностями и традициями опирается на них. Мы, как их носители, можем этих ценностей и традиции не замечать, но они определяют наше поведение и стиль жизни.
Спасибо за внимание!
Предмет: ОРКСЭ Основы светской этики. 4 класс.
Тема: Добро и зло.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло»
1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализировать поступки других;
2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;
3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;
4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, наглядный
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование урока: ноутбуки, интерактивная доска, учебники
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;
3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.
1. Знание смысла понятий «Добро и зло»;
2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;
3.Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков.
Содержание педагогического взаимодействия
Организация рабочего места, благожелательного настроя на работу- Здравствуйте, ребята!Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Начнем скорей урок!Приветствие гостей урока.
На экране картинка «Белка и волк»- Урок я хочу начать с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа.Учитель рассказывает притчу «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. -Какая главная мысль притчи? – Определите тему урока.Называют тему урока.
-Знакомы ли вам эти понятия? Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества.- Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. – Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми.
Работа по учебнику- Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте определение ДОБРО.- Как вы дадите определение, что такое ЗЛО?Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик).Дают сами определение понятию ЗЛО.
Работа парами на ноутбуках- Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова.- Давайте проверим, как вы выполнили задание.Ученики, работая парами рапределяют слова в два столбика.
Проверка выполненного заданияУченики на большом экране распределяют слова на группыУчащиеся называют по очереди слова по группам
Самостоятельная работа на основе полученных знанийИндивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми.- Поиграем в игру «Жесты».- На экране ваших ноутбуках картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест. – Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрыеУченики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная
Игра «Лишнее слово» – коллективная работа- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал «думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».- В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду.1) мастерить, сооружать, ломать, создавать 2) храбрый, смелый, трусливый, отважный 3) грустный, печальный, веселый, унылый4) благородный, рыцарский, подлый, геройский – Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются)
Рефлексия учебной деятельности- Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятся мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось
Стихотворение читает София.Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века
Человек для дошкольников
Семья презентация к уроку
Семья для дошкольников
Конкурс рисунков моя семья
Проект моя семья 1 класс рисунок
Беседа с детьми моя семья
Моя семья рисунок в школу
Игра моя семья
Рисунок для презентации моя семья
Рисунок своей семьи
Рисование на тему семья
Родословное дерево 2 класс окружающий мир
Презентация по теме семья
Как живет семья окружающий мир 1 класс
Презентация семьи для 1 класса
Тема семья в старшей группе
Наша дружная семья
Тема урока наша дружная семья
Презентация наша дружная семья
Дружная семья занятие в подготовительной группе
Моя семья для дошкольников
Семейное6 Древо Пруэттов
Задания на тему семья
Моя семья подготовительная группа
Проект я и моя семья
Презентация моя семья
Картинки на тему семья для презентации
Моя семья задания
Семейные традиции рисунок
Проект моя семья 1 класс окружающий мир Плешаков
Проект на 1 класс моя семья класс окружающий мир
Тематическая неделя моя семья
Презентация по теме семья для дошкольников
Моя семья моё богатство рисунки на конкурс
Рисунок моя семья
Семейные традиции окружающий мир
Рисунок о семье 4 класс легкий
Семейные традиции презентация
Семья и семейные традиции
Портрет моей семьи
Картина моя семья
Рисунок моя семья 1 класс
Рисунок на тему семья
Конспект урока по курсу
«Основы православной культуры»
Кондаурова Евгения Викторовна
МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП
благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.
Л.Л.Шевченко 4 класс, тема № 21 «Христианская семья», иллюстрации № 59-63 (стр 64-67)
: конспект проблемного урок
Литература по теме:
Проблемные вопросы для обсуждения:
Люби того, Кто ест не такИ носит странную одежду,Пусть он иной, но он не враг,Он занят в жизни тем же.Он любит, создает семьюИ строит дом, как все земляне,Давайте жить друзьями!
Друзья всегда помогут справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
II. Актуализация знаний
Выставка рисунков «Моя Семья» подготовленное домашнее задание:
В чём заключается смысл жизни в христианском понимании? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Человек должен научиться любить не себя, а ближнего.
: Кого в Евангелии называют ближним?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Каждый человек, который нуждается в нашей помощи.
: А кого любите вы?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Маму, папу и т.д.
: Всегда ли в семьях царит мир, любовь, покой, дружелюбие?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет, люди ссорятся, спорят, конфликтуют, иногда ненавидят друг друга.
: Что такое ненависть?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это проявление страсти гнева.
: Что такое страсть?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это болезнь души, пожар, который сжигает душу человека.
: Назовите добродетель, противоположную этой страсти.
: Какими качествами со слов апостола Павла должна обладать любовь?
: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Давайте отгадаем загадки и узнаем тему нашего урока.
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Может делать по субботам?
— С топором, пилой, лопатой
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре. (Ответ: Дедушка)Эти маленькие люди,Счастье принесут на блюде,Будет слышен смех и гам,Отдых не дадут ногам.Любят их родители,И Ангелы Хранители
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Ответ: Семья)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Мы сегодня будем говорить о христианской семье.
III. Знакомство с темой урока (постановка проблемного вопроса)
: Что такое христианская семья? Какая она должна быть?
Как была устроена жизнь христианской семьи?
Ответы на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока
: Для чего человеку семья?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Семья нужна для того, чтобы заботиться друг о друге, помогать, любить, радовать друг друга, чтобы рожать и воспитывать детей.
Семью создают 2 человека –мужчина и женщина, полюбившие друг друга. Отношения в ней строятся на основе
Как вы понимаете это слово?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙБлагочестие (благая честь) – добрая ответственность за ближнего – служение ближним во имя любви.
: Как называем такую любовь?
В таких семьях если радуется один, то и другой от этого счастлив. Если кто-то в семье испытывает физическую или душевную боль, то и другим в семье от этого плохо. Они сопереживают друг другу, поддерживают в тяжелых жизненных ситуациях. Вот что такое семья.
Объединяет христианскую семью любовь к Богу. Поэтому её называют малой (домашней) Церковью. Как вы думаете, какие должны быть отношения между членами семьи?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Они должны соответствовать заповедям Божьим.
Самая главная заповедь « Возлюби Бога всей душой твоей. Возлюби ближнего как самого себя
Так в чём заключается смысл жизни христианской семьи?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: В жертвенной любви и в служении Богу и ближнему.
Как называется в православии вступление в брак?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙТаинство Брака. Венчание.
: Что такое Таинство?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это особое священное действие.
: Во время венчания на голову жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец на голове – это награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но в то же время это и мученический венец. В то время, когда молодожёнов водят по храму с венцом на головах, хор поёт молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. «Мученический венец» – это напоминание о терновом венце Христа. Ведь по настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё претерпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой.
: Как вы думаете, в каком возрасте нужно учиться любить
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: С детства – любить маму, папу, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Любить ближних своих.
Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой жизни. Ведь тот, кто не научиться любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они на своем примере показывают детям любовь, добро, терпение, веру. С малых лет учат детей любить Бога. А дети учатся послушанию. В какой заповеди об этом говориться?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ:«Почитай отца своего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле»
Что значит «
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ – значит люби, уважай, слушайся, быть вежливым, внимательным.
: Отношения в семье строятся как послушание правилам жизни, которые человеку были даны Богом. Отец – глава семьи должен послушан Отцу Небесному. Жена – послушна мужу, сохраняя в семье мир, тепло, любовь, обучая детей заповедям Божиим. Дети растут в послушании родителям, почтительно и радостно выполняя их волю.
Всегда ли дети радуют своих родителей?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Не всегда. Бывает так, что дети не слушаются, огорчают родителей. Приходится заставлять себя.
В священной истории рассказывается о праведном человек Ное и его сыновьях. Сыновей звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник. Когда виноград поспел, он приготовил напиток. Ной не знал его силы. Выпив много, крепко заснул обнажённым в шатре. Когда это увидел младший сын Хам, он поступил непочтительно. Хам посмеялся над отцом и рассказал о нём своим братьям.
Правильно ли поступил Хам?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет. Хам посмеялся над отцом, над тем, что случилось с ним.
: Как вы думаете, братья Хама поступили так же?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет, наверное, они осудили поступок Хама, и постарались исправить ситуацию.
Сим и Иафет взяли покрывало, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама, он осудил его. А Сима и Иафета он благословил. Ной предсказал, что их потомки сохранят веру в Бога и распространятся по всей земле.
: Что значит быть послушными, вежливыми и внимательными?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это значит слушать старших, не перебивать, спрашивать о самочувствии, не спорить, не дерзить, быть благодарными за заботу и самоотверженную любовь родителей)
: Вывод – послушание – это быстрое радостное выполнение воли родителей. Почитание родителям – это долг детей, которые они выполняют с радостью, так как любят своих близких. А любовь к ближним, почитание родителей есть исполнение воли Бога!
Смиренно жил отрок Христос в Назарете,И это сегодня так дивно для нас!Он рос в послушаньи, как многие дети;Безвестным, — пока не настал Его час.
Не рос Он бездумно, подобно растенью,А с детства труды добровольные нес,Иосифу, плотнику, был подмастерье,А Матери верный Ее водонос.
Ослу, что Его согревал в Вифлееме,Лежащего в яслях, дыханьем своим,Носил Он траву и, не ведая лени,Ухаживал в каменном стойле за ним.
: Что означают слова "жил смиренно"?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Был послушен. Помогал отцу в мастерской, носил воду, ухаживал за ослом.
Почитать родителей – значит в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь исполняется можно сказать, что вырастут хорошие дети.
: Сделайте вывод _ чему же учат христиане своих детей?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Учат тому, что по примеру милостивого Бога следует творить добро людям, быть скромным, сочувствовать, любить людей, стараться послужить людям, и за всё
: Совершенно верно – разумный человек должен опасаться огорчить Бога плохим поступком. Это называется
: Мы сегодня говорили о том, что объединяет христианскую семью любовь к Богу. Поэтому её называют малой (домашней) Церковью. У христиан существует традиция освящать свой дом. Для освящения дома приглашают священника. Он служит в молитвенных прошениях которого испрашивается Божия благодать не только на само жилище, но и на всю семью. При освящении дома в него вносятся иконы Спасителя и Богородицы. Они помещаются в «красном» самом почётном углу. Это место становится центром духовной жизни семьи, где собираются на совместную молитву. Перед иконами зажигается лампада. Она является символом того, что в этой домашней Церкви молитва не прекращается.
: В семье начинается жизнь каждого человека. Семья — это основа общества в любую эпоху. И не случайно появился посвященный ей праздник.
Какого числа отмечается всероссийский праздник, посвящённый Дню Семьи?
: Как он называется?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: День семьи, Любви и Верности
: А кто из вас знает, в чём суть этого праздника?
Отмечает день памяти святых Петра и Февронии Муромских, скончавшихся в 1228 году.Согласно легенде, за несколько лет до княжения в Муроме Петр заболел проказой. Ему приснился сон о том, что помочь сможет лишь крестьянка Феврония из деревни Ласково Рязанской губернии.
Петр нашел Февронию и обратился к ней за помощью. Девушка согласилась, но вместо предположенных денег попросила, чтобы князь взял ее в жены. Петр дал слово, но не сдержал — и болезнь возвратилась. Феврония не опускала руки и, несмотря ни на что, вылечила князя. В знак глубокой благодарности Петр женился. На пути пары было много сложностей. Сначала народ не принял простолюдинку, но князь не отрекся от нее. Петр и Феврония прожили долгую и счастливую семейную жизнь. В старости они приняли монашество, поселились в разных монастырях неподалеку друг от друга. Умерли оба 8 июля — 795 лет назад. Считается, что знаменитое выражение из русских сказок «жили они счастливо и умерли в один день» — о Февронии и Петре. В лике святых были канонизированы в 1547 году.
Семья – это дом,де тепло и уют,Где любят тебя,, конечно же, ждут.
Семья это те,ез кого мы не можем,
Они нам всех ближе,одней и дороже.Семья – это радостьлыбок и встреченить и беречь.
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.