Содержание краеведческого материала
Задания для самоподготовки
- Понятия Родина, Отечество.
- Разнообразие и богатство природы нашей страны.
- Россия – общий дом для всех народов, многонациональное государство.
- Символы государства
- Мир материальный и духовный.
- Российские государственные праздники.
- Понятие малая родина, родной край.
- Культура родного края.
- Архитектура
- Народные промыслы
- Живопись
- Выдающиеся личности Калужской области:
- К.Э. Циолковский
- А.Л. Чижевский
- Утраченные храмы Калуги.
- Понятие религии, происхождение религии.
- Храмы Калужской области, посвящённые Троице.
- Новая эра и Рождество Христово, современный отсчёт времени.
- Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.
Список заданий
- Подготовить рисунок Моя малая родина.
- Составить список родственников с обязательным указанием их фамилии, имени и отчества.
- Выучить гимн Калуги.
- Подготовить рассказ на тему: Религия в нашей семье.
- Составить мини словарик по изученным понятиям.
- Прочитать произведение русского поэта с названием Молитва.
- Написать мини-сочинение Что значит быть православным человеком?.
Понятие культуры и религии
- Понятие культуры, происхождение культуры.
- Понятие религии, происхождение религии.
- Связь между культурой и религией в современном обществе.
- Культурные традиции страны.
- Православие – источник русской культуры.
Особенности культуры родного края
Архитектура:
- Палаты Коробовых
- Здание Краеведческого музея
- Здание Музея истории космонавтики
- Современные многоэтажные жилые дома
Народные промыслы:
- Хлудневская игрушка
- Особенности калужского ткачества
- Калужский народный костюм
Живопись:
- Произведения калужского художника Павла Рыженко
Выдающиеся личности
- Константин Эдуардович Циолковский
- Александр Леонидович Чижевский
Утраченные храмы Калуги
- Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Храмы Калужской области
- Храм в честь Рождества Христова (ул. Фридриха Энгельса, д. 121)
- Храм в честь воскресения Христа (Воскресенская церковь на Посаде)
Задание
Напиши мини-сочинение Что значит быть православным человеком?
Конец статьи.
Понятие проповеди как обучающей речи
Проповедь в христианстве является важным аспектом духовного просвещения. Она призвана не только внушать верующим моральные уроки, но и вдохновлять их к добрым поступкам. Вот несколько основных моментов, которые могут содержаться в проповеди:
О необходимости прощать обиды
Сдерживать гнев
Воздерживаться от осуждения
Делать добро людям
Не ожидая за это награды
Вырабатывать в себе духовные сокровища – добродетели
Притчи, символика креста и христианское представление о жертве также являются важными темами проповеди.
Проповеди митрополита Калужского и Боровского Климента
Митрополит Калужской и Боровской Климент дает проповеди, которые заставляют задуматься о истинных ценностях и духовных аспектах жизни. Он отвечает на вопросы, такие как:
- Какое богатство мы считаем истинным и вечным?
- О чем бы я попросил Христа?
- Почему Иисус Христос должен был умереть?
Страдания и смерть Иисуса Христа, символика креста и воплощение христианства в повседневной жизни также занимают важное место в его проповедях.
Крестовоздвиженский мужской монастырь
Крестовоздвиженский монастырь является святым местом, где верующие собираются для молитвы и поклонения. Он олицетворяет победу над злом и символизирует веру православных христиан в вечную жизнь. Праздник Пасхи, который отмечается во всех православных храмах Калуги, также является одним из важнейших событий в христианском календаре.
Святые Калужского края
Святые, жившие в Калужском крае, играют особую роль в духовной жизни верующих. Святой преподобный Тихон Калужский, святой преподобный Пафнутий Боровский, святой преподобный Амвросий и другие святые праведники оставили свои следы в истории и сердцах верующих.
Заповеди Божии
Заповеди Божии, данное Моисею на горе Синай, играют решающую роль в формировании морали и этики христиан. Они призваны напоминать верующим о том, что есть грех и как избегать его. Милосердие, сострадание, жертвенность, сочувствие к окружающим – все это составляет основу христианской морали.
Проповеди, молебны и праздники, отмечаемые в православии, призваны напоминать верующим о вечных ценностях и духовной жизни. Уважаемые святые, миссия пророков и символика креста играют важную роль в формировании веры и духовности православных христиан.
Обсуждение с родителями вопроса о проявлении милосердия и сострадания
Важно обсудить с родителями правила проявления милосердия и сострадания, чтобы не возгордиться этими добрыми поступками.
Формулировка и смысл правила
- Христианское учение о неосуждении
- Евангельская история о Христе и грешнице
- Неосуждение как проявление милосердия
Преподобный Амвросий Оптинский о взаимоотношениях с ближними
- Изготовление книжки-малышки на тему: Полезные цитаты
- Сочинение рассказа о милосердии и неосуждении
Традиционное понятие храма как общего дома Бога
- Купол с крестом – главная отличительная особенность храма
- Внутреннее и внешнее устройство храма
- Правила поведения в храме
Православные храмы города Калуги
- Виртуальная экскурсия по Свято-Троицкому кафедральному собору
- Свято-Введенский мужской монастырь
Иконы в православии и их значение
- Отличительные особенности иконы
- Икона и молитва
- Чудотворные иконы и их свойства
Проведение небольшого семейного исследования
- Исследование икон в доме ученика и его близких
- Творческая работа Чудотворные иконы
Творческие работы учащихся
- Нарисовать понравившийся православный храм
- Подбор картин и изображений с одной темой
- Изучение преданий о введении христианства в Руси
Познакомьтесь с православным творчеством и историей религии в своем городе!
Проповедь преподобного священномученика Кукши Киево-Печерского Святого Евангелия среди вятичей
Часовня Кукши Печерского (угол ул. Карпова и Гостинорядского пер.)
История становления и развития народного просвещения в Калужской губернии. Первая
Калужская гимназия как исторический центр духовной культуры
Мультимедийная презентация Как я стал христианином
Православное понимание подвига, подвижники
Калужский край в годы монголо-татарского ига. Козельск – злой город, оборона и разрушение Козельска; православное понимание подвига перед Отечеством
Составление рассказов о подвигах, которые совершили мои родные и близкие, дедушки и бабушки
Понятие Царства Божия;
Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья;
- Заповеди блаженств – формулировка и толкование
Оптинские старцы о необходимости смирения, милосердия и чистоты сердечной
Написать мини-сочинение на тему Блаженны милостивые
Согласно золотому правилу этики;
В благодарность христиан за жертву Христа;
Подражание Христу, который пришел послужить людям;
Духовная радость при совершении добрых дел;
Ответственность перед Богом за реализацию талантов, полученных от Него для совершения добрых;
Чтобы выполнить 5 заповедь блаженств: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут
Волонтёрское движение в Калужской области
Мини-сочинение по теме на выбор: Что значит быть волонтёром или Ответственность за таланты
Православное понимание чуда как обращение Бога к людям;
Виды чудес: чудеса природы, чудесные стечения обстоятельств и случаи нежданной помощи;
Чудо рождения и духовного преображения человека;
Мистические чудеса: схождение Святого огня на Пасху, мироточение икон, чудесные исцеления по молитвам;
Добродетель – видимое проявление внутренних добрых свойств человека;
Значение веры в жизни православного человека.
Чудо на реке Угре (Великое стояние на реке Угре, 1480 г.)
Неусыпные молебны о спасении Руси перед Владимирской иконой Божией Матери
Чудесное явление Калужской иконы Пречистой Девы и чудеса от святыни
Расспросить родителей о чуде в их жизни, о чудесных исцелениях близких и знакомых по молитве
Православное представление о бессмертии души;
Судьба души после смерти тела;
Понятие о страшном суде;
Знакомство с иконой Страшный суд
Евангельская притча о Божием суде
Фреска Страшный суд в Казанском соборе Свято-Введенской Оптиной пустыни
Калужский музей изобразительных искусств
Подбор картин, изображение фресок, икон, связанных с темой Божьего суда. Выяснение сходства и различия
Тайная вечеря; значение Причастия для православных христиан; история Евхаристии в Православной Церкви; понятие таинства Церкви
Знакомство с Таинством Церкви – Крещением;
Таинство Причастия – центр Церковной жизни;
Литургия – церковная служба, во время которой совершается таинство Причастия
Преподобный Анатолий Оптинский (старший) о роли причастия в жизни православных христиан
Составление мини словарика по Таинствам Православной Церкви
Понятия монастырь, монах, монашество
Степени монашества: рясофор, малая и великая схима
образ жизни монахов в монастыре в зависимости от степени монашества; монашеское облачение; история жизни священноисповедника Луки Крымского.
История возникновения монастырей на земле Калужской. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь (с. Льва Толстого Дзержинского района), Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь (г. Боровск), Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, Богородично-Рождественская девичья пустынь (с. Барятино Дзержинского района), Свято-Введенской Оптиной пустыни (г. Козельск), Казанская
Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь (д. Шамордино)
В дополнительных источниках и Интернете подобрать картинки и фото монастырей Калужской земли для создания проекта.
Подготовь рассказ об одном из монастырей.
26. Отношение христиан к природе
Природа как дар Божий человеку;
обязанность христиан заботится об окружающем мире, сохранять и приумножать его красоту;
ответственность людей за мир;
результат современной деятельности человека – экологические катастрофы;
последствия вандальных действий человека по отношению к природе (загрязнения, поджог сухой травы и др.);
природные катастрофы; землетрясения, цунами, смерчи, наводнения, неизлечимые болезни – следствия нарушения наказа Божия беречь «возделывать» Эдемский сад
Национальный парк «Угра» и заповедник «Калужские засеки».
Парк птиц «Воробьи».
Обсуждение вопросов экологии в Калужском регионе, сортировка, вывоз и утилизация мусора.
Мини-сочинение: «Что я могу сделать для сохранения природы».
Участие в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево».
27. Христианская семья
Понятие о православной семье как малой церкви;
скрепление супружества таинством Брака (Венчания);
обязанности друг перед другом в христианской семье;
благоверные князь Петр и княгиня Феврония – образец супружества в православной традиции;
8 июля – День семьи, любви и верности;
Преподобный Амвросий Оптинский о семейной жизни.
Свадебные традиции и обряды Калужского края.
Рисунок «Моя семья»
Проект «Культурные традиции моей семьи».
Написать текст для поздравительной открытки своим родителям с Днём семьи, любви и верности.
28. Защита Отечества
Гнев напрасный и уместный;
справедливая война – война «за алтари и очаги»;
традиционное православное понимание защиты Отечества как священного долга каждого гражданина;
примеры святых – защитников Отечества: благоверный князь Димитрий Донской, благоверный князь Александр Невский, Преподобный Илия Муромский;
первые ордена в России, их посвящение святым, их духовным подвигам: орден Святого Георгия, орден Александра Невского;
имена великих русских полководцев;
статья Конституции РФ о защите Отечества.
Святой праведный Лаврентий Калужский (помощь в обороне Калуги от крымских татар).
Калуга в Отечественную войну 1812 года.
Фашистская оккупация Калуги в октябре 1941 г. и освобождение войсками 50 армии под командованием И.В. Болдина.
Проекты: «Святые защитники Руси» о М.И Кутузове и малоярославецком сражении;
«Памятники войнам – освободителям Калужской земли».
29. Христианин в труде
Заповедь труда, данная Богом Адаму и Еве;
необходимость труда в деле самосовершенствования;
труд полезный, бесполезный и вредный;
ответственность перед Богом за качество труда;
труд как лекарство, данное человечеству Богом.
Что делают в монастырях. Угра – пояс Пресвятой Богородицы, основание на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского Спасо-Преображенского монастыря.
Преподобный Иосиф Оптинский о необходимости трудиться.
Найти и записать пословицы о труде.
Составить кроссворд на тему «Профессии».
Проект «Профессии родителей нашего класса».
Мини-сочинение «Как я учусь трудиться, чтобы труд мой был полезным и мне и людям».
30. Любовь и уважение к Отечеству
Православное отношение к Отечеству;
любовь и преданность своей Родине;
ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других;
любовь – это служение;
воспитание патриотического самосознания;
общественно-значимая мотивация поступков.
Калуга – один из городов Золотого кольца России.Этнографический парк-музей Этномир – центр культуры и традиций разных нардов.
Подготовь сообщение на тему «Что я могу сделать для своей Родины».
31.-34. Творческие работы учащихся
Работа со словарём основных понятий православной веры, составление кроссворда.
Тема 22. Православный календарь и праздники (уч. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» стр. 68-71)
– познакомить с устроением церковного календаря;
– дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.
– учебное пособие, иллюстрации №64-77, православные календари, мультимедийная презентация.
Задания для опроса:
Задания для закрепления: стр. 70 №1, стр. 71 №3.
Проблемные вопросы для обсуждения: Можно ли выделить самые главные христианские праздники? В чем различие между православными и светскими праздниками?
Задание на дом: творческим группам подготовить рассказ о христианских праздниках Рождества Христова и Воскресения Христова.
1. Мотивация на приобретение новых знаний.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте внимательно.
Хотите, счастье подарю?
Отмерю столько, сколько надо.
Его горстями раздаю,
Я вам насыпать счастья рада!
Берите больше, про запас,
Его не будет слишком много.
Пусть защитит от горя вас,
Возьми его с собой в дорогу.
И поделитесь с ближним им,
Раздайте до последней крошки!
И обойдя весь шар земной,
Оно вернётся к вам в ладошки!
2. Актуалицация опорных знаний, повторение, рассказ учителя.
– Скажите, ребята, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
(Ответы ребят: добрые, светлые чувства и т.д.)
– Какие поступки и дела вам захотелось совершать?
(Ответы ребят: хорошие и добрые поступки, делиться с ближними радостью и т.д.).
– Так какую основную заповедь христианина мы с вами вспомнили, чему учит Христос?
(Ответ: «золотое правило» христианина – возлюби ближнего своего, как самого себя, поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой).
– Урок православной культуры привносит в нашу с вами, ребята, жизнь радость: от того, что мы узнаем о красивом мире, о добрых людях, о великой книге – памятнике мировой культуры – Библии, в которой рассказывается о Премудром Творце красивого мира, Отце Небесном Боге и Его великой любви к людям. И даже от получаемого книжного знания на душе становится радостно: в мире есть добро, красота, любовь. Но это радость нашей души, наши чувства – радость душевная.
В православной культуре есть особое понятие – радость духовная. Кто вспомнит, что это означает? (Ответы детей). У христиан радость часто и прежде всего связана со священными событиями – жизнью Иисуса Христа, Богородицы, святых, с церковью. Какая же для христиан радость самая главная? Конечно, это радость о спасении человека Христом Богом. Христианская радость – это радость о Господе, Господе Воскресшем – радость спасения.
Даже когда человек спасается от небольшой опасности, он радуется. А радость спасения от вечной смерти, радость вновь обретенной возможности быть с любящим человека Богом – это особое духовное состояние. Радость столь велика, что не вмещается в человека, но переполняет его. Даже посторонние люди могут заметить, как меняется такой человек – он как бы весь становится пресветлый, очень-очень добрый. Всех любящий. Но вот выразить словами это чувство невозможно. Душа радуется, ей хорошо! А слов подходящих нет! Но ведь были такие люди, которые испытывали такое чувство – это святые люди, мы вскоре будем читать о них. По словам святых людей состояние христианской радости невозможно описать так, чтобы и другим передать.
Святые люди рассказывают о пути духовной жизни человека. Но каждому христианину доступна, конечно, не в такой мере как человеку святому, радость христианская, радость жизни с Богом. Например, в молитве (это разговор с Богом), в праздновании событий, связанный с почитанием Христа, Богородицы.
3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.
– О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.
Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).
Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом.
Мы его так долго ждали, пост с тобой мы соблюдали (праздник).
– Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Ответьте, зачем нам необходимы календари?
– Как вы думаете, какие бывают календари?
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?
– Как вы думаете, существуют ли иные праздники?
– Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?
– Сегодня наш урок будет радостным. Мы поговорим с вами о христианских праздниках. А праздник разве может быть грустным? Мы с вами вспомнили, что когда мы говорим о православной культуре, в ней понятие «радость» следует понимать не только в житейском плане, но в христианском – как радость о Господе. Именно эту радость несут в себе христианские праздники.
4. Приобретение новых знаний.
– Ребята, у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?
(Ответ: в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов).
– Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.
Давайте подумаем, как связаны слова «праздник» и «праздность». (Ответы ребят: они говорят об отсутствии работы, трудовых усилий человека в это время). Праздник – это радостный (в житейском смысле) день: человек не работает, отдыхает. Но христианские праздники – особые. И радость христианских праздников так же не обыкновенная, но духовная. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.
Работа по тексту учебника стр. 68-69. Чтение текста «Чему посвящены православные праздники?».
– Ребята, а как вы думаете, среди христианских праздников можно выделить самые главные праздники? Какие это праздники? (Дети пробуют ответить на вопросы).
– Давайте почитаем дальше и узнаем ответы на эти вопросы. (Чтение текста стр. 68-69 «День седьмой»).
– Ребята, в какой день Бог отдыхал от Своих дел? (Ответ: в седьмой день). Сколько существует самых главных православных праздников? (Самых главных православных праздников 12). Давайте найдем примеры таких праздников в тексте и еще раз зачитаем. (Дети зачитывают названия праздников со стр. 69: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение Господне, Рождество Богородицы).
– Какой христианский праздник самый великий? Как его еще называют? (Ответ: Воскресение Христово – Пасха. Его еще называют праздник праздников и торжество торжеств).
– Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим иконы праздников.
Учитель показывает презентацию с иконами праздников (слайды 2-13), сопровождая каждый слайд кратким описанием праздника.
Слайд 2. Рождество Пресвятой Богородицы.
Богородицей в христианской церкви называют мать Иисуса Христа, святую Деву Марию. По преданию, вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, которые происходили из рода легендарного царя Давида. У израильтян считалось большим грехом не иметь детей. О тех людях, у которых не было детей, говорили, что их за что-то наказал Бог. Но Иоакима и Анну не за что было упрекнуть. Они никогда никому не делали зла и всегда только помогали людям. И не обижались на Бога за то, что он не дал им детей, только ещё больше молились и просили его о милости. Однажды, когда Иоаким, как всегда, отправился в Иерусалим, чтобы там в храме принести жертву Богу, Бог не принял его жертву. Иоаким не вернулся домой, а пошёл в пустыню и там горячо молился Богу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана и что у них с Анной родится дочь. Анна в это время была у себя дома. Она вышла в сад и увидела на дереве гнездо с птенцами. Женщина заплакала, подумав, что вот и птицы имеют птенцов и только у неё нет ребенка. Она вернулась домой и тоже стала горячо молиться Богу, обещая ему, что если у неё родится дитя, то она посвятит его Богу.
Так и произошло. Через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Так об этом рассказывается в Священном Писании. В память рождения Божией Матери православная церковь установила праздник Рождество Божией Матери, который празднуется 21 сентября и считается двунадесятым праздником в христианстве и отмечается очень торжественно.
Слайд 3. Воздвижение Креста Господня.
Этот праздник связан с интересным преданием, которое рассказывает о распространении христианства среди народов, о том, как с помощью Христа римскому императору Константину Великому удалось победить врагов, а его мать Елена разыскала крест, на котором был распят Христос.
У Константина, который только недавно стал римским императором, возникли распри с другими правителями Рима, и началась между ними война. «Накануне решающей битвы, — рассказывается в предании, — когда уже стало заходить солнце, Константин и всё его войско увидели на небе крест с надписью: «Сим победишь».
Во сне Константину приснился Иисус Христос с крестом. Христос велел ему нарисовать на знамёнах, с которыми они шли в бой, кресты и обещал ему победу. Константин всё сделал так, как во сне велел ему Христос, и победил. А когда вошёл в город Рим, велел поставить на главной площади города статую с крестом в руках. С тех пор в Римской империи прекратились преследования христиан, и сам Константин крестился незадолго до своей смерти.
В это время мать императора Елена по просьбе сына поехала в Иерусалим, чтобы там разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим царица Елена расспрашивала всех: может быть, кто-то помнил, где находится этот крест. Наконец от одного очень старого местного жителя ей удалось узнать место, где он находится. Оказывается, крест вместе с крестами двух распятых с Христом разбойников по тогдашним законам был зарыт в землю. Царица приказала копать землю в этом месте, и скоро землекопы нашли здесь 3 креста. Никто не мог сказать, какой же из трёх найденных крестов тот, на котором был распят Христос.
Тогда царица Елена и все, кто её сопровождал, подняли крест и отдали его епископу, который встал на возвышенное место и несколько раз поднимал крест над головой, или воздвигал, а народ при этом повторял: «Господи, помилуй». Впоследствии на том месте, где, по преданию, он был найден, соорудили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 года, а с начала V века в христианской церкви стал торжественно отмечаться праздник Воздвижения Святого Креста Господня. В русской православной церкви он отмечается 27 сентября.
В России этот праздник называется ещё медовый спас, и мёд по традиции обязательно освящается в церкви.
Слайд 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Ребята, мы уже говорили с вами, что перед рождением Пресвятой Богородицы ее родители дали Богу обещание, что отдадут родившегося у них ребёнка на служение Богу.
И вот когда Марии исполнилось 3 года, родители пригласили соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажжёнными свечами, повели свою дочь к огромному Иерусалимскому храму.
К храму вели широкие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помощи родителей.
У входа Марию уже ожидал первосвященник, т.е. самый старший священник. Никогда не встречал он никого у дверей храма. Только Марию встретить вышел.
Девочка осталась в храме, она училась здесь читать священные книги, молилась, занималась рукоделием.
Празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря.
Слайд 5. Рождество Христово.
– Ребята, давайте вместе прочитаем об этом замечательном празднике (чтение текста учебника стр. 70-71 Празднование Рождества Христова).
Слайд 6. Сретение Господне.
Отмечается этот праздник 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.
По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые — овец или быков, а бедные — голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.
При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:
— Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей.
Слайд 7. Крещение Господне.
Крещение Господне — большой православный праздник, который ежегодно отмечают все верующие христиане 19 января. Этот день связан с принятием веры Иисуса Христа в реке Иордан, когда произошло великое чудо.
На землю спустился сам Бог и провозгласил Иисуса своим сыном.
Согласно древним писаниям, появлению Крещения Господне предшествовала обычная земная жизнь Иисуса. Он до 30 лет проживал в Назарете с матерью и пожилым Иосифом. Занимался плотничеством и этим зарабатывал себе на пропитание.
Когда ему исполнилось ровно 30 лет, Иисус изъявил желание принять веру и отправился к реке Иордан к Крестителю Иоанну. Последний знал, что Иисус не обычный человек, поэтому сначала отказывал ему в крещении.
Но вскоре согласился. Когда Иисус Христос вошел в священную реку, Иоанн Предтеча возвел руки на голову Иисуса и тот погрузился в воду. Когда он вышел на берег Иордана, вмиг открылось небо и спустился к нему Бог в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».
Слайд 8. Благовещение.
Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Русская православная церковь отмечает этот праздник 7 апреля.
Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.
Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» переводится с греческого как «вестник»). Это был архангел Гавриил (архангел — это старший ангел), посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что она родит сына и назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, через 9 месяцев у неё родился Иисус Христос.
Слайд 9. Вход Господень в Иерусалим.
В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. Когда пришел в это селение Иисус, прошло уже четыре дня с тех пор, как умер Лазарь. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: "Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь.Многие люди, узнав о воскрешении Лазаря, поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий.
На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.
Сопровождавшие Христа вспомнили, как в давние времена встречали в торжественных случаях царей иудейских, и в восторге стали приветствовать великого Учителя и Чудотворца: одни снимали с себя одежду и постилали ее под ноги Христу, другие срывали с деревьев ветки и украшали ими дорогу. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!
Особенно громко восклицали дети. Все думали, что Иисус будет царем, и они будут жить гораздо лучше. Но Господь пришел дать людям значительно большее – любовь и Царство Небесное.
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России пальмы не растут. А верба – это первое дерево, которое начинает расцветать, как только сходит снег: оно выпускает на своих веточках маленькие пушистые белые почки, похожие на зайчиков. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.
Слайд 10. Вознесение Господне.
Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека.
После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.
Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.
Слайд 11. Троица.
Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа – Апостолы собрались вместе в большой комнате – и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошёл на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.
Троица – один из самых любимых русским народом православных праздников. Как нарядна церковь в этот день! На полу рассыпана молодая трава, кругом свежие цветы, веточки молоденьких берёзок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зелёные облачения. Зелёный цвет на Троицу – это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.
Слайд 12. Преображение Господне.
Многие люди думали, что Иисус Христос только человек. Но Он был не только человеком, но и Богом. Однажды Он показал людям Свое Божество. Случилось это так.
"Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие". (Моисей и Илья жили задолго до того, как пришел на землю Иисус Христос. С ними говорил Сам Бог, и поэтому они могли открывать всем Божью волю. Таким людей называют пророками).
Вдруг ученики почувствовали необыкновенную радость, которой раньше никогда не ощущали. В этой радости, в этом свете им хотелось быть вечно. И "Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".
Когда он еще говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".
"И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса". (Мф.17,1-13)
Дивное чудо закончилось, но ученики в сердце своем сохранили память о Божественном свете и о пережитой ими необычайной радости.
Преображение – цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который так обрадовал учеников Иисуса Христа.
Слайд 13. Успение Божией Матери.
Этот праздник отмечается 28 августа.
Прошло довольно много лет после Воскресения Христа, когда к Божьей Матери опять явился архангел Гавриил (тот самый, который принёс ей благую весть). На этот раз он был с райской ветвью в руках и сказал ей, что приближается час её смерти. Это было за три дня до её успения. Дева Мария пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню её кончины.
В назначенный архангелом день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти (она знала, что на небе она встретится со своим сыном). А апостолы, друзья и близкие окружали её с зажжёнными свечами в руках. Настало 3 часа дня — ожидаемый час кончины Божьей Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидели Иисуса Христа, которому спокойно, как бы уснув, Божья Матерь и отдала свою душу.
Вот такая радостная и спокойная кончина Святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и стала в православной церкви тем знаменательным событием, которое получило название «Успение Богородицы». Успение (от слова «уснуть») говорит о том, что Богородица не умерла. Она вместе со своим сыном, Иисусом Христом, смотрит на нас и помогает тем, кто верит ей и любит.
– Ребята, а сейчас откройте стр. 69. Давайте прочитаем вопросы и ответим на них (учитель проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал).
– Мы с вами поговорили о двунадесятых праздниках. А теперь прочитаем о самом главном христианском празднике – Пасхе (задание №1 стр. 70 – чтение текста Праздник Воскресения Христова, затем дети рассказывают о традициях праздника).
– Ребята, часто перед праздником православные соблюдают пост. Но что это такое и для чего он нужен? (Задание №3 стр. 71) Дети высказывают свои предположения, затем читают текст на стр. 71 (Что такое пост?).
– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Праздники являются неотъемлемой частью православной культуры, и детям необходимо познакомиться с ними. В конспекте урока дается краткий обзор на самые главные православные праздники, сделан акцент на их смысловое содержание, упоминаются традиции и обычаи. Также в данной разработке уделяется внимание развитию духовно-нравственных ценностей детей, таких как: доброта, вера, надежда, милосердие, любовь к ближнему, признание своих ошибок и т.д., что очень важно в воспитании подрастающего поколения.
Список использованных источников:
1. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – методическое пособие для учителя. Москва, 2018г.
2. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – учебник для учащихся начальных классов. Москва, 2020г.
МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Урок по курсу ОРКСЭ на тему: «Храм» Составитель: Г. Ф. Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ 24 Киселёвск, 2013
Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: узнать о назначении и устройстве православного храма; осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: апсида, закомара, алтарник, канун, панихидный столик, поминальные записки. .
Храм – это «Небо на земле», место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.
Купол (глава): шлемовидный и луковичный
Барабан Барабан — венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. Световой барабан – имеющий оконные проемы
Апсида Апсида (от греч. hapsis— свод), абсида (лат. absis) — архитектурная форма — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный
Формы здания церкви: 1) крест – символ Иисуса Христа; 2) круг – символ вечности; 3) корабль – символ Ноева ковчега; 4) восьмиугольник или четырёхугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды
Цвет здания церкви: 1) белый – в честь Триединого Бога и его праздников; 2) голубой в честь Пресвятой Богородицы и её праздников; 3) красный – в честь мучеников и исповедников; 4) зелёный, жёлтый – в честь преподобных и др. святых
Форма креста: 1) крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу; 2) кресты позолоченные православные шестиконечные с шарообразным утолщением в основании ; 3) четырехконечный крест без полумесяца в основании
Архитектурный проект церкви
Новостройка: церковь в честь праведных богоотцев Иоакима и Анны
Царские врата Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь Алтарь – лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник
Три окна в алтаре – символ Света Святой Троицы На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии.
Алтарь от остального храма отделяется иконостасом — перегородкой с помещенными на ней иконами.
Первый ряд иконостаса Первый ряд иконостаса, самый верхний, — праотеческий ряд, на котором изображены праотцы от Адама до Моисея. Центральной иконой в нем всегда является «Троица Ветхозаветная».
Второй ряд иконостаса Второй ряд иконостаса — пророческий ряд. Само название указывает на смысл этого ряда: здесь располагаются иконы с изображением пророков, через которых Церковь возвещает о Богородице и о рождении Христа. В центре помещается икона «Знамение».
Третий ряд иконостаса — деисусный ряд — это моление всей Церкви Христу В центре — икона «Спас в силах». Христос восседает как грозный Судия всего мироздания. Слева и справа — изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.
Четвертый ряд иконостаса В четвертом ряду иконостаса, праздничном ряду, рассказывается о событиях Нового Завета, начиная с рождества Богородицы.
Пятый ряд иконостаса Самый нижний ряд иконостаса – местный ряд. Икона «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот»
Внутреннее убранство церкви Аналой – подставка для возложения богослужебных книг или икон. В центре храма перед алтарём расположена икона праздника.
Канун – поминальный столик со свечами и распятием
Кадило – один из символов православного богослужения; металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан для каждения во время службы
Свеча — символ нашей молитвы.
Церковные записки о здравии
Церковные записки о упокоении
ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших 1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва. 3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого? "). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т. д. 5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли), 6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна. 8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках – "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего". 9. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего). 10. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно. Сретенский монастырь, "Новая книга" 1997.
Подведение итогов урока Рефлексия
Задание на дом: 1) подготовить сообщение о храме нашего района; 2) найти пословицы и поговорки про церковь; 3) прочитать выразительно стихотворение, с. 49, учебник