Боробудур в Индонезии является крупнейшим буддийским храмовым комплексом в мире. Состоящий из девяти платформ и украшенный более чем 500 статуями Будды, он является одним из самых впечатляющих памятников буддийского искусства.
Список объектов буддийского наследия в Южной Азии:
- Бодх Гайя, Индия
- Наландский университет, Индия
- Лалитгири, Индия
- Ступа Свайамбунатх, Непал
- Лумбини, Непал
- Ворота Всемирного мира Лумбини, Непал
- Боробудур, Индонезия
Важность сохранения и продвижения буддийского наследия
Сохранение и продвижение объектов буддийского наследия является важным для сохранения культурного наследия человечества. Эти священные места представляют собой важные памятники культуры и истории и заслуживают особого внимания и защиты.
История и учение Будды остаются актуальными и важными для миллионов людей по всему миру. День Весак отмечает не только рождение Будды, но и его учение о сострадании и мире. Путешествия по объектам буддийского наследия помогают сохранить и продвинуть эти невероятные места для будущих поколений.
Влияние буддизма на торговые пути
Религиозные движения сыграли важную роль в истории Великого шелкового пути. Особенно это касается буддизма, который оказал значительное влияние на развитие торговых путей в древности.
Буддизм начал распространяться с Индийского субконтинента, следуя по Великому шелковому пути и достигая других регионов. Учение буддизма в значительной степени поощряло торговлю и инвестиции.
Значение международных дней
Международные дни служат для просвещения общественности по актуальным вопросам, мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем, а также для отметки достижений человечества.
Существование международных дней предшествовало созданию Организации Объединенных Наций, но ООН использовала их как мощный инструмент для повышения информированности по различным вопросам.
Буддизм: суть религии
Буддизм является одной из трех ведущих религий мира наряду с христианством и исламом. Он основан на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда, который жил в Индии в V-VI веках до нашей эры.
Сегодня буддизм имеет миллионы последователей по всему миру и различные школы и течения. Его философия, учения и обряды определяют веру его последователей. Основные учения буддизма связаны с понятием четырех благородных истин, доказывающих, что жизнь наполнена страданием и что путь к счастью лежит через освобождение от материальных привязанностей.
Практика буддизма
В буддизме особое внимание уделяется практике медитации. Она помогает очистить ум, развить мудрость и осознанность, а также снять страдание. Медитация также способствует развитию сострадания и проявлению любви к себе и окружающим.
Буддисты верят в перерождение и карму, утверждая, что наши действия влияют на наше будущее существование. Они стремятся накапливать положительную карму через хорошие поступки, чтобы улучшить свою жизнь в будущей жизни.
Значение общины и паломничества
Понятие Сангха в буддизме означает общину буддистов, которая поддерживает и собирается вместе для общих молитв и практик. Паломничество к святым местам также является важным аспектом буддистской практики.
Буддизм остается важным духовным учением, оказывающим влияние на общество и торговлю на Великом шелковом пути и за его пределами.
Отношение буддизма к страданиям
Одной из особенностей буддизма является его отношение к страданиям мира. Будда учил, что ст
Май в буддизме является периодом, когда много различных праздников и мероприятий, связанных с учениями Будды. В этом месяце буддисты отмечают несколько важных дат и событий.
мая. День рождения Будды
День рождения Будды, также известный как Весак, является одним из наиболее праздничных и значимых дней в буддийском календаре. В этот день отмечается рождение, просветление и уход из жизни Будды.
Согласно легенде, Будда родился в Гае, в семье царя Шудходаны и его жены Махамайи. По преданиям, в ночь его рождения произошел целый ряд дивных событий, включая обильный дождь и появление армии ангелов для защиты будущего просветителя.
В этот день буддисты проводят молитвы, церемонии и обряды в храмах и монастырях. Также осуществляется практика дхармы, медитация и чтение священных текстов. Праздничные шествия, пения мантр и музыкальные выступления также могут сопровождать этот день.
мая. День просветления Будды
День просветления Будды, или Джое Кханг, отмечает момент прозрения Сиддхартхи Гаутамы, когда он достиг просветления под Бодхи-деревом. Согласно традиции, это произошло после 49 дней медитации.
В этот день буддисты чествуют усилия Будды в достижении просветления и стремятся следовать его учениям для достижения собственного просветления. Молитвы, медитации и дхармическая практика играют центральную роль в праздничных мероприятиях.
Также могут проводиться обряды освящения и благословения, а также благотворительные акции в пользу нуждающихся. День просветления — это время саморефлексии, вдохновения и стремления к духовному росту.
Май в буддизме напоминает верующим о важности учений Будды, практике дхармы и стремлении к просветлению для блага всех существ. Это время проявления милосердия, сострадания и жертвенности, которые являются основными принципами буддизма.
Сравнительная таблица
День праздника | Событие |
---|---|
7 мая | День рождения Будды, Весак |
16 мая | День просветления Будды, Джое Кханг |
В мае в буддизме отмечаются различные важные даты и события, которые напоминают верующим о ценности учений Будды, практике дхармы и стремлении к просветлению. Это время посвящено молитве, медитации и духовному росту для достижения блага всех живых существ.
5 мая. Калачакра. Калачакра или Колесо времени, является одной из самых известных и важных ритуальных систем в тибетском буддизме. Это учение, основанное на тексте «Корневом теоретическом трактате о Калачакре», которое описывает философию, практику и символику Калачакры.
Калачакра наиболее известна своей тантрической практикой, которая основана на визуализации мандалы, или геометрического изображения, которое представляет собой символическую модель вселенной. Мандала Калачакры уникальна тем, что она объединяет множество элементов и символов, отражающих космическую и микрокосмическую природу реальности.
Центральным символом Калачакры является калачакра-мудра, изображение передачи мудрости через выполнение жестов. Он символизирует гармоничное единство мудрости и метода, которое является главной целью практики Калачакры.
Практикующие Калачакру стремятся достичь просветления и освобождения через медитацию, ритуальные церемонии и участие в наставлениях у знающих мастеров. Они стремятся преобразовать свой опыт, переживания и понимание себя и мира, используя символику и практики Калачакры.
Важное событие, связанное с Калачакрой, — это инициация в учение Калачакры, которая проводится опытными мастерами и передает знания и энергию для практики Калачакры.
Калачакра также имеет политическое значение, так как в некоторых традициях тибетского буддизма ритуалы Калачакры проводятся с целью установления мира, гармонии и благополучия во всей вселенной и для всех существ.
В целом, Калачакра является комплексным и значимым аспектом тибетского буддизма, предлагающим практикующим возможность развить свою мудрость и силу в свете мирской и духовной реальности.
Июнь
4 июня. Дончод-хурал, Вишакха Пуджа, Сага Дава, Весак — это всеобщебуддийский праздник, который посвящен трем самым важным событиям в жизни Будды Шакьямуни: его Рождению, Просветлению и Уходу в Нирвану. Праздник отмечается в один и тот же день, так как большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один день года.
Дата праздника высчитывается каждый год с помощью астрологических таблиц. Однако, из-за разных астрономических расчетов и различий во времени начала лунного дня на разных территориях, даты праздника могут различаться в разных странах.
Дончод считается самым важным из всех буддийских праздников, он длится неделю. В этот период во всех монастырях проводятся торжественные молитвы, процессии и шествия. Храмы украшаются цветочными гирляндами и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее с учением Будды. Масляные лампадки размещаются на территории храмов возле священных деревьев и ступ. Монахи проводят всю ночь читая молитвы и рассказывая верующим истории из жизни Будды и его учеников.
Верующие также совершают медитацию в храмах и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подтверждая свою преданность Учению Будды. Во время праздника особое внимание уделяется соблюдению запрета на проведение сельскохозяйственных работ и других видов деятельности, которая может причинить вред живым существам. По окончании праздничных молитв верующие приносят запасы пищи монашеской общине и дарят им подарки, выражая таким образом свою преданность и уважение к монахам.
После окончания праздника верующие также часто отправляют своим друзьям и родственникам поздравительные открытки с изображениями ключевых событий из жизни Будды.
Июль
6 июля. День Рождения Далай-ламы. День Рождения Далай Ламы, который называется Цэсэй Лхамо, является важным событием для буддистов, особенно для тибетского народа.
Вот несколько способов, которыми можно отметить этот особенный день:
Важно помнить, что День Рождения Далай Ламы — это не только время для индивидуального празднования, но и возможность отметить его деятельность как лидера буддизма и посвятить время думать о мире и благосостоянии всех существ.
21 июля. Майтрейя (также известный как Будда Майтрея) — это один из буддийских божеств, которого считают будущим Буддой, который придет после ухода Далай Ламы.
Майтрейя обычно изображается как монах, сидящий в медитации с улыбкой на лице. Он символизирует бескорыстную любовь и сострадание, а также представляет надежду на будущее счастливое воплощение. В буддизме существует убеждение, что Майтрейя призывает и вдохновляет людей на практику любви и сострадания.
Есть различные способы, которыми вы можете отметить Майтрею или осуществить практику, связанную с ним:
Не существует строгих правил о том, как именно отметить Майтрею, и каждый может выбрать подходящий для себя способ практики. Главное — открыть свое сердце для любви и сострадания, а также стремиться к развитию этих качеств в своей жизни.
Ноябрь в буддизме
4 ноября. Лхабаб Дуйсэн, также известный как Падмасамбхава или Гуру Римпоче, является выдающейся фигурой в буддизме, особенно в традиции Ньингма или «Старшей Школы» буддизма в Тибете. Лхабаб Дуйсэн считается основателем тибетского буддизма и определяется как «Второе Пришествие Будды» или «Воплощение Великого Завещания».
Лхабаб Дуйсэн был индийским священником и буддийским учителем, который в 8 веке был приглашен в Тибет, чтобы предать учение буддизма. Он принес в Тибет многочисленные духовные практики, учения и ритуалы, которые стали основой для развития тибетского буддизма.
Лхабаб Дуйсен также известен своим вкладом в развитие тантрических практик в Тибете. Он дал учение о тантре и инициировал множество монахов и монахин в эти учения. В результате его содействия традиция Ваджраяны, или Тантрического буддизма, была успешно внедрена и сохранена в Тибете.
Девять Печатей, Великий Великого, и другие трактаты, написанные Лхабаб Дуйсэном, являются важными текстами в тибетском буддизме и используются в его учениях, практиках и ритуалах.
Лхабаб Дуйсэн часто изображается в искусстве и статуях в традиционной тибетской и буддийской области, обычно в позе медитации, с палочкой в левой руке и чашкой с жидкостью жизни в правой руке. Его изображения предназначены, чтобы вдохновлять и направлять практикующих в их духовном пути.
Вера в Лхабаб Дуйсэна среди тибетских буддистов очень сильна, и многие считают его воплощением благословений и силы для достижения просветления. Многочисленные празднества и церемонии проводятся в его честь в разных регионах, особенно в Тибете, Бутане и Непале.
Декабрь
7 декабря. Зула Хурал, или «Праздник тысячи лампад», является важной праздничной церемонией для последователей буддизма, особенно в Тибете, Бутане и других тибето-буддийских регионах. Этот праздник отмечается в последний день лунного месяца Гор, в Тибетском календаре.
В течение этого дня, буддисты собираются в монастырях, храмах и местах поклонения, чтобы помолиться, медитировать и освещать тысячи лампад, что символизирует просветление Будды и освобождение от страданий.
Во время праздника проводятся молитвы, песнопения и читаются священные тексты. Также монахи и миряне приносят разнообразные дары и пожертвования, чтобы выражать благоговение и щедрость. Это также время для совместной медитации и выражения поклонения Будде.
Зула Хурал является символом света и просветления, а также возрождения и очищения. Это время, когда буддисты стремятся привнести больше доброты, сострадания и осознанности в свою жизнь.
Общество выходит на праздник, украшая монастыри и дома огнями и лампами, а также устраивая праздничные парады и представления. Этот день является особым и духовно важным для последователей буддизма, когда они обращаются к своим духовным учителям и обретают вдохновение от учений Будды.
Новый год (бурят. Сагаалган, тув. Шагаа – «белый, или счастливый, месяц») – главный календарный праздник у буддийских народов Сибири – бурят и тувинцев. Он отмечается первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю (февраль–март). Дату встречи Нового года ежегодно вычисляют по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Праздник Сагаалган был известен у монголоязычных народов с древних времен. Первоначально его отмечали осенью как праздник молочных продуктов. С XIII века под влиянием китайской астрологии в Китае, а затем в Монголии и России празднование Сагаалгана было перенесено на конец зимы. Буддийское содержание он приобрел только в начале XV века в Тибете, когда знаменитый реформатор буддизма Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях.
Празднование Сагаалгана – Шагаа у бурят и тувинцев – сочетает древние бытовые обряды и храмовые службы.
Согласно традиции, накануне праздника каждая семья наводит чистоту и порядок в жилище, выбрасывает все ненужные, сломанные вещи, готовится к приему гостей. Верующие украшают домашний буддийский алтарь, в качестве подношений помещают перед изображениями божеств лучшие угощения: мясные и молочные продукты, печенье, сахар, конфеты, зажигают лампадку зула, свет которой, как считается, освещаетпуть в этой и следующих жизнях. В это же время ламы и прихожане наводят чистоту в буддийских храмах.
За три дня до наступления праздника все верующие съезжаются в храм, где участвуют в обряде Дугжууба, во время которого совершается очищение от грехов и несчастий уходящего года. Для обряда монахи изготавливают сор – высокую увенчанную изображением черепа пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор символически «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на костре, разведенном на территории монастыря. Гибель сора в огне символизирует духовное очищение и уничтожение «врагов веры». Прихожане бросают в костер принесенные с собой кусочки теста, которыми предварительно обтирались дома, как бы перенося на них все беды, невзгоды, болезни и неудачи. Считалось, что в ритуальном костре сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека, чтобы в новом году он обрел благополучие, мир и спокойствие.
В этот же день в храмах совершается особый молебен, посвященный десяти божествам-защитникам буддийского Учения. Он проводится с просьбой о защите всех живых существ и устранении препятствий на пути следования Учению Будды. У бурят среди защитников Учения наиболее почитается богиня Балдан Лхамо, в честь которой в последнюю ночь уходящего года в храмах проводят отдельный хурал. Для получения благословения богини верующим рекомендуется не спать до шести часов утра, присутствовать на праздничных молебнах в храме или читать мантры дома. Считается, что в это время Балдан Лхамо нисходит на землю и тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, оказывает покровительство и помогает в решении сложных вопросов.
Торжественные службы в храме заканчиваются в шесть часов утра, и настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Наутро начинается празднование Нового года по древней добуддийской традиции. Первый день Сагаалгана следует провести в кругу семьи. На второй день родственники и соседи в лучших праздничных нарядах ходят друг к другу в гости, обмениваются поздравлениями и подарками, устраивают праздничные застолья. По народным представлениям, чем обильнее новогодние угощения и чем больше гостей заглянет в дом, тем богаче и удачнее будет наступающий год. Хозяева выставляют на стол множество мясных и особенно молочных блюд – «белую» пищу, имеющую символическое значение и олицетворяющую счастье и благополучие. День завершается всевозможными развлечениями, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Праздничные гуляния продолжаются две недели, а иногда длится до концамесяца.
На следующий после Сагаалгана день, второго числа «белого» месяца по лунному календарю, буддисты совершают обряд запуска «коней ветра удачи» – вывешивают предварительно освященные в храме благопожелательные флажки Хий морин («конь ветров») – символ жизненной силы человека. В Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве их вывешивают на крышах и оградах жилых домов; в горах или в лесу – на ветвях деревьев, на шестах возле культовых мест. Это делается для того, чтобы ветер, развевая полотнища, донес напечатанную на ткани молитву-заклинание до божества. Изображение «коня ветров» также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
В течение первых 15 дней наступившего года во всех буддийских храмах проводится Сагаалганский хурал Монлам Ченмо – последовательная чередаторжественных обрядов и служб, посвященных пятнадцати чудотворным деяниям Будды Шакьямуни.
Согласно традиции, у бурят монголов, китайцев, тибетцев, корейцев и японцев) Новый год считался «всеобщим» днем рождения, именно в этот день возраст каждого человека увеличивался на год.
Буддисты России отмечают праздник Зула хурал
Российские буддисты отмечают праздник Зула хурал
Читать на сайте Ria.ru
Зула хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского “зул” – светильник или лампада, “хурал” – богослужение) отмечается в 25-й день первого зимнего, или десятого лунного месяца по лунному календарю. В буддизме это день памяти о дне ухода в паринирвану (т.е. земной смерти) основателя тибетской школы Гелуг, к которой принадлежит большинство буддистов России, реформатора и философа ламы Дже Цонкапы (1357-1419). Он почитается в Тибете наряду с Буддой Шакьямуни как второй Будда. В 2023 году это 7 декабря.
На родине Будды в Непале заложили храм-копию петербургского дацана
“Этот праздник отмечается всеми последователи школы Гелуг: это тибетский народ, калмыки, монголы, буряты. Это день ухода в паринирвану ламы Цонкапы, – основателя нашей школы, нашей традиции буддизма. Но, кроме того, в Калмыкии, конечно, его называют Новым годом, потому что ровно через пять лунных суток после Зула в первый лунный день месяца Тигра наступает новый астрологический цикл. Приходит так называемый новый хозяин года – в астрологии есть такое понятие. И предки калмыков решили: раз новый астрологический цикл, то это и будет для нас Новым годом. Именно в этот день калмыки добавляют к своему возрасту один год: обычно же мы по-европейски день рождения отмечаем в точную дату своего рождения, а калмыки добавляют все в один день, когда начинается новый астрологический цикл – все становятся на один год старше”, рассказал геше Йонтен.
На форуме в Туве рассказали, в чем поможет буддийская медицина
“Приверженность Цонкапы изучению как философии буддизма, так и его практическому освоению – прекрасный пример для современных буддистов. У Цонкапы было более сотни учителей, он множество раз уходил в затворы для усиленной практики, совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы, лицезрел буддийских божеств, и особенно Будду Мудрости – Манджушри. Цонкапа оставил обширное литературное наследие, которое сегодня изучается в тибетских монастырях и буддийских центрах и которое разъясняет на своих учениях Его Святейшество Далай-лама”, – рассказала эксперт.
“В первый день праздника, среду, 6 декабря, с 9:00 ламы Иволгинского дацана прочитают отдельные сутры из “Ганжура”. Основным считается второй день праздника, в этом году он приходится на четверг, 7 декабря, с 9 до 11 ч. и с 14 до 16 ч. ламы прочитают Зонхавын Дончод – Тысяча подношений Чже Цзонхаве. С 17:00 до 17:45 пройдет подношение 108 зула и ритуал призывания благосостояния “Даллага”. С 19:00 до 22:00–22:30 – Зонхавын Дэйчод. 8 декабря, в пятницу, с 9:00 ламы будут читать молебен, посвященный защитникам – сахюусанам Гомбо, Гонгар, Лхамо и Джамсарану”, – сообщили в пресс-службе.Гелуг относится к буддизму Махаяны и ставит во главу учения деятельность во благо всех живых существ. С середины XVII века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве. В Китае она считалась придворной буддийской школой императорского двора.
В программу СПБГУ по истории войдет курс лекций буддийского ламы
В день памяти учителя верующие читают молитву “Мэгзэм”, возжигают на алтаре зула — светильник, символизирующий путеводный свет мудрости, разгоняющий мрак неведения. В дацанах лампады по традиции зажигают с наступлением сумерек, когда восходит звезда Бэчи (Плеяды). Читаются молитвы Буддам, бодхисатвам, ламе Цонкапе, подношения и благопожелания. Участие в молебне помогает приумножить положительную карму и преодолеть трудности и невзгоды нашего смутного времени.
По информации БТСР, впервые этот день начали отмечать в 1420 году: тогда ученики Цонкапы в память об учителе начали возжигать лампадки, чтобы его путь озарился светом. Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажженный огонь, подносимый всем Буддам, Бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трех тысяч мирозданий, устраняя страдания и рассеивая мрак. Кроме того, так как праздник идет во время, когда обычно забивают скот, во время Зула хурала, можно совершать раскаяние и посвятить заслуги в пользу тех животных, которые были забиты на мясо, смягчив себе тем самым карму.
Далай-лама заявил, что намерен дожить до 110 лет
Буддистами всего мира 6-го июля отмечается день рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо. Верующих объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день во всех храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, к нему обращаются с самыми наилучшими пожеланиями.
День рождения Далай-ламы — это единственный буддийский праздник с фиксированной датой, который отмечают по европейскому, а не по лунному календарю. В этот день, 6 июля 1935 года, не просто родился, а перевоплотился Далай-лама – дословно «великий учитель». Буддисты почитают Его Святейшествокак земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига – тиб.) — Будды Сострадания. По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Таким образом, все жившие на земле Далай-ламы являются, по сути, одним и тем же существом, меняющим для удобства состарившиеся тела на новые, и сохраняющим при этом единую память высокоразвитого существа
Жизненный путь Его Святейшества Далай-ламы XIV — пример бескорыстного и беззаветного служения идеалам добра и гуманизма, милосердия и сострадания ко всем живым существам. Посвятив свою жизнь духовному служению людям, Далай-лама XIV проявляет искреннюю заботу о настоящих и будущих поколениях, дарит нам свою бесценную мудрость, вносит неоценимый вклад в укрепление мира во всем мире, торжество справедливости и толерантности в современном обществе. Ежегодно в нашей республике проходят торжественные мероприятия, посвящённые дню рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо.
Настоятель Цаганаманского хурула Геше Джинпа поздравляет буддистов района со знаменательным событием. Он отметил: «Вся жизньДалай-ламы XIV — это служение людям и высокий путь подвижника Дхармы, ученого философа, Духовного Учителя миллионов буддистов по всему миру. Вся жизнь Его Святейшества и его жизненный путь являются великой, драгоценной помощью для всех нас, его учеников и последователей. Поскольку Далай-лама — живой Будда, воплощение Авалокитешвары, мы воспринимаем его не только как духовного лидера, но как истинного Будду со всеми просветленными качествами! Уважаемые жители района, примите самые теплые поздравления с Днем рождения Далай-ламы XIV! Ом мани падме хум!».
Данные о календаре
Армелина · Армянские: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийские: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Рунический · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайские: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский
Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке (то есть, странах распространения буддизма тхеравады). Использовался в Тибете до аннексии Китаем (в этой стране распространён буддизм махаяны). Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Календарь лунно-солнечный, так как начало года всегда приходится на декабрь, но месяцы привязаны к фазам луны.
Начало летоисчисления буддийского календаря ведётся с года ухода Будды Гаутамы в нирвану (тайск. , париниппхан) и опережает григорианское летоисчисление на 543 года (так как традиционно считается, что махапаринирвана Будды Шакьямуни была в 543 году до н. э.) Таким образом, 2024 год по григорианскому календарю соответствует 2567 году по буддийскому календарю.
В Таиланде буддийский календарь также называется «Тьантхаракхати» (тайск. , тьантхаракхати). Официальное летосчисление в Таиланде ведётся по буддийскому календарю, хотя для иностранцев может быть сделано исключение и год будет указан в соответствии с григорианским календарём.
Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к григорианскому календарю, начало которого приходится на январь. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные — по-тайски:
1-й месяц лунного года (тайск. , дыан ай), соответствует декабрю 2-й месяц лунного года (тайск. , дыан йи), соответствует январю 3-й месяц лунного года (тайск. , дыан сам), соответствует февралю и т. д.
Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง. На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (тайск. แรม ๘ ค่ำ), новолуние (тайск. แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (тайск. ), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны — малыми светлейшими праздниками (тайск. ).
Наравне с лунным календарём в Таиланде распространён обычный солнечный календарь (григорианский, тайск. , суриякхати), где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы. Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.
1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483 год по буддийскому календарю).
Медиафайлы на Викискладе
В восточноазиатской традиции празднование Дня рождения Будды обычно приходится на Весак, тогда как пробуждение и смерть Будды отмечают как отдельные праздники в другое время, например, и День Паринирваны.
Царица Майя рожает сына Сиддхартху, держась за ветку дерева. Шакра принимает новорождённого на глазах у других богов
Настоящая Конференция Всемирного братства буддистов, выражая свою признательность Его Величеству королю Непала Махарадже Непала за то, что он сделал день полнолуния Весаком, убедительно просит глав правительств всех стран, в которых проживает большое или малое число буддистов, принять меры для того, чтобы сделать день полнолуния в мае государственным праздником в честь Будды, который повсеместно признан одним из величайших благодетелей человечества.
Название обряда происходит от палийского термина пали илисанскр. — это название лунного месяца в Древней Индии, который приходился на апрель/май. В махаяне праздник известен под своим санскритским названием Вайшакха и производными от него вариантами. Местная вариация названия зависит от языка, включая:
Дарить счастье другим
В день рождения Будды корейские буддийские монахи исполняют ритуальные танцы и музыку
Весак празднуется в Джетаване, Индия, 2011 г.
В Юго-Восточной Азии
Празднование Дня Весак в храме Боробудур, Индонезия
Люди собрались у буддийского храма Маха Вихара во время празднования Дня Весак в Куала-Лумпуре, Малайзия
В Мьянме буддисты традиционно поливают деревья Бодхи, отмечая Весак
Бирманские буддисты собираются у дерева Бодхи, готовясь к поливу.
В Южной Азии
Весак Торана в Пилияндале, Шри-Ланка
В Восточной Азии
На праздник ханамацури детей одевают в японские традиционные костюмы
В Южной Корее
Фестиваль фонарей лотоса (연등회, Yeon Deung Hoe) в Сеуле, Южная Корея