Значения аббревиатуры СГПиПС
Всего значений: 1
Значения аббревиатуры ГМКЦ
Значения аббревиатуры МАГиПАЭ
Значения аббревиатуры энергосхема
Значения аббревиатуры ЕСУВД
Значения аббревиатуры ЛГМШОД
Значения аббревиатуры госсемссуда
Значения аббревиатуры ЦХЛС-ВНИХФИ
Всего значений: 2
Значения аббревиатуры НАНА
Значения аббревиатуры ИФТПЭ
Значения аббревиатуры Сазлаг
Значения аббревиатуры ГВДД
Значения аббревиатуры Главлесжелдорстрой
Значения аббревиатуры моль · К
Значения аббревиатуры ЦДОУ
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики
Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль обучения духовно-нравственной культуре
Модуль представлен для школьников, знакомящихся с основами духовно-нравственной культуры ислама. Студенты будут изучать жизнь пророка Мухаммада, историю появления ислама, его основы, этику, и обязанности мусульман. Путем изучения Корана и Сунны, они познакомятся с этими книгами как источниками нравственности. Курс также уделяет внимание искусству ислама, а также жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Этот модуль представляет основы буддийской культуры, включая ее основателя, учение, ценности, священные тексты, ритуалы, святыни, праздники и искусство буддизма. Он поможет сформировать первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий в России.
Основы иудейской культуры
Этот модуль представляет основы иудаизма и рассматривает значение иудейской культуры в формировании личности иудея, его поведения в повседневной жизни, а также влияние на историю еврейского народа и мировые религии – христианство и ислам. Также рассматривается жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Этот модуль представляет базовые представления о развитии, истории и особенностях религий мира, которые распространены на территории России, а также о жизни и традициях верующих, их духовных и материальных ценностях.
Основы светской этики
Данный модуль приглашает студентов задуматься над вопросами добра, зла, этикета, патриотизма, золотого правила этики и другими нравственными вопросами. Он поможет детям решать многие проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни, и станут более добрыми, ответственными и заботливыми к окружающим и природе.
Цель и задачи
Цель модуля – формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Иеромонах Онисим (Бамблевский) отмечает важность воспитания нравственности у детей с школьной скамьи, особенно через предмет Основы православной культуры.
Распределение модулей и выбор для ребенка
Предмет ОРКСЭ состоит из шести модулей, каждый из которых посвящен определенной религиозной культуре или светской этике. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. В третьем классе родители должны выбрать, какой модуль предпочтительнее для своего ребенка.
Модуль | Религиозная культура или светская этика |
---|---|
Основы православной культуры | Православие |
Основы исламской культуры | Ислам |
Основы буддийской культуры | Буддизм |
Основы иудейской культуры | Иудаизм |
Основы мировых религиозных культур | Религии мира |
Основы светской этики | Этика |
Процесс обучения и оценка
В рамках уроков ОРКСЭ дети изучают основные аспекты выбранной религиозной культуры или светской этики. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей учеников, а межпредметные связи помогают закрепить полученные знания.
Оценка за предмет не выставляется, только ставится зачтено. По итогам курса дети готовят и защищают проекты, но это может быть необязательно в каждой школе.
Следует помнить, что школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках уроков ОРКСЭ не должно быть политической агитации или побуждения к принятию религиозных убеждений.
Зачем изучать ОРКСЭ
Прохождение курса ОРКСЭ помогает ребенку искать свое место в мире, понимать ценности, осознавать различные религии и культуры. Также предмет подготавливает школьников к изучению гуманитарных предметов в основной школе, таких как история и обществознание.
В итоге, предмет ОРКСЭ способствует развитию ребенка как личности и его адаптации к современному обществу.
Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ
Курс введен с целью познакомить детей с культурными и религиозными традициями многонационального населения России, а также научить вести диалог с представителями других мировоззрений.
Обычно у родителей возникают вопросы по поводу этого курса, поэтому на сайтах многих школ можно найти страницы, посвященные курсу ОРКСЭ. На некоторых размещены статьи, объясняющие суть предмета родителям, на других – информационные материалы, на третьих – видео.
Что изучают в рамках курса ОРКСЭ
Закон требует, чтобы образование способствовало взаимопониманию между людьми независимо от их признаков. Ученики имеют право на свободу выбора мнений и убеждений, поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор.
Вспомним какие темы входят в разные программы:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Кто ведет курс ОРКСЭ
Уроки ведет любой педагог школы, который прошел специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используются учебники различных издательств, таких как Дроф, Просвещение и Вентана-Граф.
Представители религиозных конфессий не могут вести этот предмет. Запрещено убеждать детей в выборе религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагогу или буддийский храм не предусмотрены программой, но некоторые учителя проводят их на практике.
Как выбрать курс ОРКСЭ
Уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, однако родители могут узнать о предмете уже в третьем. Обычно классные руководители проводят родительское собрание, на котором демонстрируют презентацию о различных модулях ОРКСЭ.
После собрания родителям выдают бланк заявления, в котором они указывают выбранный модуль, данные ребенка и родителя, дату и подпись. Заявления хранятся в школе и передаются в местный департамент или управление образования.
Правила касающиеся ОРКСЭ:
- Дети могут выбирать модуль курса сами
- Экскурсии в религиозные помещения не предусмотрены
- Преподавание курса ведется профессиональными педагогами
Личный опыт
Моя старшая дочь в четвертом классе изучала модуль Основы светской этики. В классе из 30 человек этот модуль выбрали 8 учеников, остальные посещали уроки по православию.
Наша семья интересуется религией с точки зрения культурологии, и поэтому мы решили выбрать модуль о светской этике. На уроках ребята обсуждали нравственные ценности и моральные нормы, учились уважительно относиться к другим людям и соблюдать этикет в различных ситуациях. Были также обзорные уроки, посвященные различным религиям.
Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.
Родителям на заметку
5 октября отмечается Международный День учителя. Мы поздравляем с наступающим профессиональным праздником всех педагогов! Особые слова благодарности учителям основ православной культуры, которые воспитывают учеников в духе традиционных ценностей и любви к родной культуре.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в школах уже более десяти лет. Чем важен курс ОРКСЭ в образовании и воспитании учащихся, какое место он занимает среди других школьных предметов, рассказывают учителя, которые стали его преподавать одними из первых в Новосибирске.
Людмила Демьяновна Яковлева, педагог ОПК и ОДНКНР МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», руководитель школьного пресс-центра и музея «У истоков города», заслуженный учитель РФ:
– Я считаю курс «Основы православной культуры» самым важным в выборе родителей. Он позволяет ребенку по-новому взглянуть на историю своего Отечества, связать ее с историей своей семьи, найти свое место в исторической цепочке.
Важно, чтобы этот курс вызывал чувство сопереживания с историей страны. Чтобы информация о храмах, святых воинах, святителях Земли Русской вспоминалась не только на экзаменах и олимпиадах, а стала частью внутреннего мира, оставила след в душе.
Елена Евгеньевна , заведующая кафедрой теории, истории культуры и музеологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», учитель курса «Основы религиозных культур и светской этики» МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»:
– Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей. Когда мы говорим о шести частях, подразумевается, что этот курс разделяется. На самом деле курс должен объединить – учащихся, родителей, а в более широком масштабе – всех граждан страны вокруг традиционных культур, традиционных ценностей, таких как дом, семья, вокруг моделей традиционного поведения. Все модули начинаются с большой темы «Россия – наша Родина». Это первый важный урок, который дает мотивацию к изучению курса. Нас объединяют символы России – гимн, герб, флаг, законы, по которым мы живем. Мы говорим о, что Родина – это не только территория, это жители, которые населяют эту территорию, которые объединены будущим своей страны, идеями, моделями поведения, традициями, праздниками и смыслами. Мы говорим, что Россия – это наш Дом.
Наталья Борисовна Матюшина, учитель МБОУ С(К)ШИ №39:
– Я всегда говорю ребятам: «Бусинки – это все наши знания, а ниточка – это духовная составляющая знаний. Если ниточка прочная, то бусинки – знания, которые мы получаем на других предметах, станут нашим украшением. А если ниточка непрочная, то они просто у нас рассыпятся.
Если до недавнего времени воспитанию в школах не уделялось особого внимания, то у нас оно никогда не уходило. В нашей школе-интернате учатся ребята со всего города и области. Они находятся здесь до выходных и даже до каникул. Поэтому воспитательная работа у нас ведется постоянно.
Я считаю, что курсы «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это основа воспитания. Первый год мы занимались по обычным учебникам. Сейчас у нас есть учебники с укрупненным шрифтом и специальные учебники и по Брайлю. На учебники собирали деньги всем миром через благотворительный фонд святого Серафима Саровского. Прихожане храмов со всей России жертвовали деньги, потому что считали это важным, чтобы у незрячих и слабовидящих детей была возможность изучать православную культуру. В храме ко мне обращались: «Наташа, мы слышали, твоим деткам нужны учебники. Я пенсию получила, держи». Замечательная бабушка Людмила Кузьминична, у нее самой много внуков, а она не на них потратила свою пенсию, а целых 5 тысяч (по тем временам это были большие деньги) передала на учебники. Таких людей было много. В начале года, когда мы начинаем заниматься, я рассказываю ребятам историю, как учебники появились в нашей школе.
Жаль только, что не хватает времени на уроках, чтобы показать красоту православной культуры. В этом году завуч по воспитательной работе Марина Ивановна Щербина предложила разработать факультатив для 6 класса на основе учебника «Родное слово». Появилась идея соединить авторский курс протоиерея Бориса Пивовароваи православный календарь, чтобы углубить знания, полученные в рамках курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в 4 и 5 классах.
Наша школа находится вблизиТроице-Владимирского собора. Наши детки постоянно слышат колокольный звон, спрашивают: «Почему колокола звонят, какой сегодня праздник?». В рамках факультативного курса я могу уже развернуться и больше рассказать о праздниках и о православном календаре.
Доктор филологических наук, доцент кафедры истории и теории литературы НГУ, учитель МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» и православной гимназии во имя святого преподобного Сергия Радонежского священник Димитрий
– Курс «Основы православной культуры» должен знакомить учеников с языком родной культуры. Без знания этого языка человек оказывается иностранцем на собственной Родине, потом что русская культура всегда была связана с православными истоками.
Изучаем ли мы историю, невозможно понять, что руководило Александром Невским, Патриархом Гермогеном, Мининым и Пожарским, другими деятелями, без знания Евангелия. Чтобы понимать архитектуру, живопись, нужно знать библейские сюжеты, православные традиции.
Знания эти обогащают человека, расширяют горизонты, открывая окно не только в мир родной культуры, но и на просторы мировой культуры. Церковнославянский язык вобрал в себя два тысячелетия истории греческого языка, передав все богатство и многообразие русскому языку.
На родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ я привожу пример из поэзии Маяковского. Когда мы читаем Маяковского, самые далекие от православия его стихи:
Если мы знаем только Маяковского, но не знаем создателей азбуки – святых Кирилла и Мефодия, не знаем церковнославянского языка, мы как в тюрьме замыкаемся в одном уголке культуры, по-настоящему не понимая и Маяковского. Изучение православной культуры–это как раскопки вглубь, а еще вверх и вширь. Чем выше ты забираешься на головокружительную высоту, тем шире перед тобой простирается простор. Это обогащает мир человека, делая его адекватным реальному миру, который действительно широк и многообразен и, в конце концов, является Божьим миром.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Родителями 3-х классов МКОУСОШ с. Лучки в 2020 году был выбран модуль «Основы светской этики».
Положение об оценивании уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
— это школьный учебный предмет, название которого расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России. Он был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования (далее — ФГОС). Министерство образования и науки РФ пояснило, что предмет должен стать источником навыков и знаний для школьников:
Методические рекомендации Минобрнауки по реализации ОРКСЭ и ОДНКНР
Методические рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных организациях Приморского края.