Основы православной культуры и закон Божий
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Со стороны религиозных объединений
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах.
Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре.
Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа.
Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Значения аббревиатуры СГПиПС
- Всего значений: 1
Значения аббревиатуры ГМКЦ
Значения аббревиатуры МАГиПАЭ
Значения аббревиатуры энергосхема
Значения аббревиатуры ЕСУВД
Значения аббревиатуры ЛГМШОД
Значения аббревиатуры госсемссуда
Значения аббревиатуры ЦХЛС-ВНИХФИ
- Всего значений: 2
Значения аббревиатуры НАНА
Значения аббревиатуры ИФТПЭ
Значения аббревиатуры Сазлаг
Значения аббревиатуры ГВДД
Значения аббревиатуры Главлесжелдорстрой
Значения аббревиатуры моль · К
Значения аббревиатуры ЦДОУ
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- Развитие интереса к окружающему миру;
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях. В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Цели и направление курса
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях. Это обеспечивает воспитание личности гражданина России через приобщение к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Преподавание и содержание
- Учебный курс ОРКСЭ ведут светские педагоги.
- Содержание всех модулей подчинено цели выработки базовых национальных ценностей.
- Модули группируются вокруг трёх базовых ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.
Методы обучения
Курс организован с использованием как традиционных, так и современных методов. Включены деятельностный подход, исследования, проекты, мозговой штурм, игровые технологии и дискуссии.
Организация учебного года
На данный момент курс рассчитан на один учебный год в 4 классе с общим объемом 34 часа. Процесс преподавания ориентирован на запросы и потребности социокультурных групп в обществе.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
- Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры
Христианское искусство – иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности
Основы светской этики
Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения
- Правила общения для всех
- Добрые слова и поступки
Этикет
- Красота этикета
- Премудрости этикета
- Простые школьные и домашние правила этикета
Этика человеческих отношений
- В развитии добрых чувств – творение души
- Чувство Родины
Этика отношений в коллективе
- Коллектив начинается с меня
- Мой класс – мои друзья
Простые нравственные истины
- Жизнь священна
- Милосердие – закон жизни
- Душа обязана трудиться
Достойно жить среди людей
- Простая этика поступков
- Посеешь поступок – пожнешь характер
Ростки нравственного опыта поведения
- Доброте сопутствует терпение
- Судьба и Родина едины
- В тебе рождается патриот и гражданин
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия
- Древнейшие верования
- Религии мира и их основатели
- Священные книги религий мира
Хранители предания в религиях мира
- Человек в религиозных традициях мира
- Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
- Религии России
- Религия и мораль
- Нравственные заповеди в религиях мира
Религиозные ритуалы
- Обряды и обычаи
- Религиозные ритуалы в искусстве
Основы исламской культуры
- Введение в исламскую духовную культуру
- Культура и религия
- Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
Столпы ислама и исламской этики
- Обязанности мусульман
- Для чего построена и как устроена мечеть?
- Ислам в России
Семья в исламе
- Нравственные ценности ислама
- Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения
Основы буддийской культуры
- Введение в буддийскую духовную культуру
- Культура и религия
- Будда и его учение
Буддийские святые
- Семья в буддийской культуре и ее ценности
- Буддизм в России
Человек в буддийской картине мира
- Буддийские символы, ритуалы, святыни
- Буддийские священные сооружения
Буддийский храм
- Буддийский календарь
- Праздники в буддийской культуре
Основы иудейской культуры
- Введение в иудейскую духовную культуру
- Культура и религия
- Тора – главная книга иудаизма
Классические тексты иудаизма
- Патриархи еврейского народа
- Пророки и праведники в иудейской культуре
- Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и ее устройство
- Суббота (Шабат) в иудейской традиции
- Иудаизм в России
- Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
Ответственное принятие заповедей
- Знакомство с еврейским календарем
- Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
- Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность
- Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы
- Обычаи и обряды
- Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
- Урок 1. Добро и зло
- Урок 2. Священные книги религий
- Урок 3. Основы православной культуры. Десять заповедей
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
О содержании и модулях учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
- Выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
- О безотметочном обучении по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики в 4-х классах
- По обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ в 2023-2024 учебном году
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя Основы православной культуры в первом классе (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Блоки курса
Первая половина курса (первое полугодие IV класса)
- Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
- Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
- Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
- Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)