Цель курса
Целью курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Модули курса в Российской Федерации
В 4 классе в течение года (34 часа) проходит обучение без оценок, дистанционно. По итогам изучения всего курса ученик получает зачет. Итоговый урок в четверти проводится в рамках сетевого сотрудничества, например в форме экскурсии, встречи с интересными людьми, квеста или образовательного события.
С одной стороны, учебный курс Основы религиозных культур и светской этики дополняет обществоведческие аспекты предмета Окружающий мир, который изучают учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс является предшествующим началу изучения предмета История с 5 класса.
Выбор модуля ОРКСЭ
Когда родители выбирают для своего ребенка модуль из курса Основы религиозных культур и светской этики, их выбор имеет культурно-историческое и мировоззренческое значение как для них, так и для их детей.
Модуль Основы православной культуры
Если родители осознают свою связь с православием, для них есть возможность выбрать модуль Основы православной культуры.
Модуль Основы Светской этики или Основы мировых религиозных культур
Для тех, кто себя агностиками или атеистами, предусмотрены другие модули: Основы светской этики или Основы мировых религиозных культур.
Обучение в дистанционном формате проходит на платформе МОУ Средняя школа № 2: distant.school2-ptz.ru.
Тематический контроль осуществляется мини-тестами после каждой темы курса.
ОРКСЭ/ОДНКНР
Выбор модуля учебного курса Основы религиозных культур и светской этики регулируется Регламентом выбора модуля от Министерства образования и молодежи Республики Крым. МБОУ СОШ №2 г.Симферополя разработала и утвердила локальным актом Регламент выбора модуля.
Родительское право на обучение и воспитание
Настоящая статья основывается на законодательстве Российской Федерации, которое закрепляет преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей. Согласно статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Об образовании Российской Федерации, родители имеют право выбора обучающихся учебных предметов, курсов и дисциплин, направленных на получение знаний о духовно-нравственной культуре, нравственных принципах, истории и культурных традициях мировых религий или альтернативных учебных предметов.
Обучение различным религиям и культурам
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Родители могут выбирать между учебными предметами, связанными с различными культурами и религиями. Например, основы православной или исламской культуры, иудейской культуры, мировых религиозных культур и светской этики.
Нравственные ценности и религия
Различные религии и культуры проповедуют нравственные принципы и ценности:
- Православие
- Ислам
- Иудаизм
- Буддизм
- Мировые религии
Нравственные уроки в фольклоре
- Православные
- Исламские
- Иудейские
- Буддийские
- Мировые религии
- Светская этика
Нравственные принципы присутствуют в фольклоре различных народов и культур. Любовь к человеку считается нравственной и религиозной ценностью.
Добро и зло
Концепции добра и зла присутствуют в различных религиях и культурах. Важно понимать разницу между этими понятиями и следовать нравственным принципам.
Милосердие и взаимопомощь
Милосердие, забота о слабых и взаимопомощь являются важными аспектами морали и религии. Поддержка и забота о ближнем – основные ценности различных культур.
Важные аспекты вероучения
- Православная и культурно-религиозные аспекты
- Исламская этика
- Иудейские ценности
- Буддийская философия
Различные религии и культуры имеют свои особенности в вероучении и этике, которые влияют на поведение и нравственность их последователей.
Ритуалы и традиции
- Православные таинства
- Исламские ритуалы
- Иудейские обряды
- Буддистские практики
Религиозные обряды и ритуалы оказывают влияние на культуру и образ жизни верующих. Их понимание важно для межкультурного взаимопонимания.
Праздники и календари
- Православные праздники
- Мусульманские праздники
- Еврейские праздники
- Буддистские традиции
Религиозные праздники и календари отражают культурные особенности и традиции различных религий. Их изучение способствует более глубокому пониманию мировых религий и культур.
Актуальная тема изучения религий и культур в контексте образования подчеркивает важность понимания и уважения разнообразия в современном мире.
Человек в различных религиозных культурах
Человек в православной картина мира
Человек в мусульманской картина мира
Человек в иудейской картина мира
Человек в буддистской картина мира
Человек в религиозной картина мира
Человек в этических учениях
Долг и добродетель
Долг и добродетель, свобода и ответственность
Учение и труд
Учение и труд
Искусство в различных культурах
Искусство в православной культуре
Искусство в исламской культуре
Искусство в иудейской культуре
Искусство в буддистской культуре
Искусство в религиозной культуре
Эстетические черты этического идеала
Сохранение культурного наследия
Отношение к природе
Информация о преподавателях
Родительское собрание ОРКСЭ 2
Учитель: Шеина Н.В.
Схема урока ОРКСЭ
Урок о милосердии
Тема урока: спрятана в стихотворении.
Цели урока
- Познакомить с понятием милосердие
- Способствовать выражению мнения о нравственных аспектах текстов
- Развить умение планировать действия и достигать целей
- Усовершенствовать ораторские навыки и умение работать в группе
- Сформировать понимание моральных ценностей в современном обществе
Материалы урока
- Основы религиозных культур и светской этики
- Литературное чтение
- ИЗО
Организация урока
- Введение в тему с помощью стихотворения
- Активная работа с понятием милосердия: определение и обсуждение
- Групповая, фронтальная и индивидуальная работа
- Работа над раскрытием моральных ценностей через литературное чтение
- Подведение итогов урока
На уроке ученики познакомятся с понятием милосердия, улучшат умения в работе в группе и сформируют своё представление о нравственных качествах жизни. Полученные знания помогут им лучше понимать себя и окружающий мир.
Родственные слова с корнем мил и серд
Давайте подберем родственные слова с корнем мил (милый, помиловать, милость, милостыня)
Теперь подберем родственные слова с корнем серд (Сердце, сердечный)
Где находится наше сердце?
Где находится наше сердце? Положите ладошку на него. Вы его слышите? Я вам открою секрет. Стук сердца можно услышать, если на запястье найти пульс. А это и есть стук нашего сердца.
Вот оно какое наше сердце – послушайте, как оно бьётся.
Как звали героя, в сердце которого попали осколки ледяного зеркала? (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие – это холодное сердце.)
Работа с антонимами
Ласковое, доброе слово душу согревает, как солнышко. Подберите к словам антонимы, заменив плохие слова на хоро
- грубый – ласковый
- злой – добрый
- жадный – щедрый
- грустный – весёлый
- лживый – правдивый
Работа в группах
Ребята, давайте вспомним правила работы в группе:
- Работать тихо, спокойно.
- Не перебивать товарищей.
- Своё несогласие высказывайте вежливо.
- В группе должен быть ответственный.
Работа с толковыми словарями
У вас на столах лежат толковые словари разных авторов. Найдите определения понятия Милосердие и назвав автора словаря:
- Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.
Поиск самого сильного чувства
Расположите карточки со словами по мере увеличения чувств переживания за другого человека. Какое слово выражает самое сильное чувство? (Сверьте свою работу с учебником стр.91)
Сказочные герои
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, поднимаем руки вверх, и приседаем, если злой.
- Иван – царевич
- Кощей Бессмертный
- Золотая рыбка
- Дюймовочка
- Карабас -Барабас
- Красная Шапочка
- гуси-лебеди
- Баба-яга
- Золушка
- Морозко
- Мальвина
Пожелание быть как герой
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Работа в группах (составление пословицы)
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро – будешь сам без беды.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добрый человек в добре живёт век.
Работа с произведением Л.Н.Толстого СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Кто научил мужчину с женой ухаживать за пожилыми людьми? (их сынишка)
-Какая пословица больше подходит к произведению Л.Н.Толстого «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (2)
Маленький мальчик научил своих родителей быть добрее.
Ребята ,а какие вы совершили добрые дела в классе, дома ,на улице.
Запишите их на листочках-ромашках и приклейте на зелёную лужайку.
(Вот такая получилась у нас ромашковая полянка добрых дел.)
Работа по учебнику
Познакомьтесь с информацией на странице 92 учебника, приготовьтесь ответить на вопрос
« О какой нравственной истине должен помнить каждый человек».
2. Найди и прочитай : « Люди каких профессий избрали милосердие своим основным делом жизни»
3. Подумайте , кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие, которая была проявлена вам. Запишите имена этих людей в свои тетради.
А какое вы знаете самое короткое, но очень важное слово благодарности. (Спасибо) ( скажем хором)
4. Прочитайте изречения мыслителей о благодарности ,запишите в тетрадь.
. Подведение итог
– Итак, в жизни капельки сочувствия, сопереживания, сострадания, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда милосердие живет в сердце каждого человека. Я дарю вам сердечки-памятки о нашем уроке. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарности.
В этом мире огромном , в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу ,как звёзды светить!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться , конечно, помогут друзья,
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!
Итогом нашего урока будет рисунок «Образ Милосердия».