Изучение курса основы религиозных культур и светской этики

Цель курса

Целью курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Модули курса в Российской Федерации

В 4 классе в течение года (34 часа) проходит обучение без оценок, дистанционно. По итогам изучения всего курса ученик получает зачет. Итоговый урок в четверти проводится в рамках сетевого сотрудничества, например в форме экскурсии, встречи с интересными людьми, квеста или образовательного события.

С одной стороны, учебный курс Основы религиозных культур и светской этики дополняет обществоведческие аспекты предмета Окружающий мир, который изучают учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс является предшествующим началу изучения предмета История с 5 класса.

Выбор модуля ОРКСЭ

Когда родители выбирают для своего ребенка модуль из курса Основы религиозных культур и светской этики, их выбор имеет культурно-историческое и мировоззренческое значение как для них, так и для их детей.

Модуль Основы православной культуры

Если родители осознают свою связь с православием, для них есть возможность выбрать модуль Основы православной культуры.

Модуль Основы Светской этики или Основы мировых религиозных культур

Для тех, кто себя агностиками или атеистами, предусмотрены другие модули: Основы светской этики или Основы мировых религиозных культур.

Обучение в дистанционном формате проходит на платформе МОУ Средняя школа № 2: distant.school2-ptz.ru.

Изображение 1

Тематический контроль осуществляется мини-тестами после каждой темы курса.

Изображение 2

ОРКСЭ/ОДНКНР

Выбор модуля учебного курса Основы религиозных культур и светской этики регулируется Регламентом выбора модуля от Министерства образования и молодежи Республики Крым. МБОУ СОШ №2 г.Симферополя разработала и утвердила локальным актом Регламент выбора модуля.

Родительское право на обучение и воспитание

Настоящая статья основывается на законодательстве Российской Федерации, которое закрепляет преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей. Согласно статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Об образовании Российской Федерации, родители имеют право выбора обучающихся учебных предметов, курсов и дисциплин, направленных на получение знаний о духовно-нравственной культуре, нравственных принципах, истории и культурных традициях мировых религий или альтернативных учебных предметов.

Обучение различным религиям и культурам

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Родители могут выбирать между учебными предметами, связанными с различными культурами и религиями. Например, основы православной или исламской культуры, иудейской культуры, мировых религиозных культур и светской этики.

Нравственные ценности и религия

Различные религии и культуры проповедуют нравственные принципы и ценности:

  • Православие
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Буддизм
  • Мировые религии

Нравственные уроки в фольклоре

  • Православные
  • Исламские
  • Иудейские
  • Буддийские
  • Мировые религии
  • Светская этика
Читайте также:  Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Нравственные принципы присутствуют в фольклоре различных народов и культур. Любовь к человеку считается нравственной и религиозной ценностью.

Добро и зло

Концепции добра и зла присутствуют в различных религиях и культурах. Важно понимать разницу между этими понятиями и следовать нравственным принципам.

Милосердие и взаимопомощь

Милосердие, забота о слабых и взаимопомощь являются важными аспектами морали и религии. Поддержка и забота о ближнем – основные ценности различных культур.

Важные аспекты вероучения

  • Православная и культурно-религиозные аспекты
  • Исламская этика
  • Иудейские ценности
  • Буддийская философия

Различные религии и культуры имеют свои особенности в вероучении и этике, которые влияют на поведение и нравственность их последователей.

Ритуалы и традиции

  • Православные таинства
  • Исламские ритуалы
  • Иудейские обряды
  • Буддистские практики

Религиозные обряды и ритуалы оказывают влияние на культуру и образ жизни верующих. Их понимание важно для межкультурного взаимопонимания.

Праздники и календари

  • Православные праздники
  • Мусульманские праздники
  • Еврейские праздники
  • Буддистские традиции

Религиозные праздники и календари отражают культурные особенности и традиции различных религий. Их изучение способствует более глубокому пониманию мировых религий и культур.

Актуальная тема изучения религий и культур в контексте образования подчеркивает важность понимания и уважения разнообразия в современном мире.

Человек в различных религиозных культурах

Человек в православной картина мира
Человек в мусульманской картина мира
Человек в иудейской картина мира
Человек в буддистской картина мира
Человек в религиозной картина мира
Человек в этических учениях

Долг и добродетель

Долг и добродетель, свобода и ответственность

Учение и труд

Учение и труд

Искусство в различных культурах

Искусство в православной культуре
Искусство в исламской культуре
Искусство в иудейской культуре
Искусство в буддистской культуре
Искусство в религиозной культуре
Эстетические черты этического идеала

Сохранение культурного наследия

Отношение к природе

Информация о преподавателях

Родительское собрание ОРКСЭ 2
Учитель: Шеина Н.В.
Схема урока ОРКСЭ

Урок о милосердии

Тема урока: спрятана в стихотворении.

Цели урока

  • Познакомить с понятием милосердие
  • Способствовать выражению мнения о нравственных аспектах текстов
  • Развить умение планировать действия и достигать целей
  • Усовершенствовать ораторские навыки и умение работать в группе
  • Сформировать понимание моральных ценностей в современном обществе

Материалы урока

  • Основы религиозных культур и светской этики
  • Литературное чтение
  • ИЗО

Организация урока

  1. Введение в тему с помощью стихотворения
  2. Активная работа с понятием милосердия: определение и обсуждение
  3. Групповая, фронтальная и индивидуальная работа
  4. Работа над раскрытием моральных ценностей через литературное чтение
  5. Подведение итогов урока

На уроке ученики познакомятся с понятием милосердия, улучшат умения в работе в группе и сформируют своё представление о нравственных качествах жизни. Полученные знания помогут им лучше понимать себя и окружающий мир.

Читайте также:  7 тенденций электронной торговли, которые будут определять отрасль в 2023 году

Родственные слова с корнем мил и серд

  • Давайте подберем родственные слова с корнем мил (милый, помиловать, милость, милостыня)

  • Теперь подберем родственные слова с корнем серд (Сердце, сердечный)

Где находится наше сердце?

Где находится наше сердце? Положите ладошку на него. Вы его слышите? Я вам открою секрет. Стук сердца можно услышать, если на запястье найти пульс. А это и есть стук нашего сердца.

  • Вот оно какое наше сердце – послушайте, как оно бьётся.

  • Как звали героя, в сердце которого попали осколки ледяного зеркала? (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие – это холодное сердце.)

Работа с антонимами

Ласковое, доброе слово душу согревает, как солнышко. Подберите к словам антонимы, заменив плохие слова на хоро

  • грубый – ласковый
  • злой – добрый
  • жадный – щедрый
  • грустный – весёлый
  • лживый – правдивый

Работа в группах

Ребята, давайте вспомним правила работы в группе:

  1. Работать тихо, спокойно.
  2. Не перебивать товарищей.
  3. Своё несогласие высказывайте вежливо.
  4. В группе должен быть ответственный.

Работа с толковыми словарями

У вас на столах лежат толковые словари разных авторов. Найдите определения понятия Милосердие и назвав автора словаря:

  • Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.

Поиск самого сильного чувства

Расположите карточки со словами по мере увеличения чувств переживания за другого человека. Какое слово выражает самое сильное чувство? (Сверьте свою работу с учебником стр.91)

Сказочные герои

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, поднимаем руки вверх, и приседаем, если злой.

  • Иван – царевич
  • Кощей Бессмертный
  • Золотая рыбка
  • Дюймовочка
  • Карабас -Барабас
  • Красная Шапочка
  • гуси-лебеди
  • Баба-яга
  • Золушка
  • Морозко
  • Мальвина

Пожелание быть как герой

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Работа в группах (составление пословицы)

  1. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  2. Делай другим добро – будешь сам без беды.
  3. Худо тому, кто добра не делает никому.
  4. Добрый человек в добре живёт век.

Работа с произведением Л.Н.Толстого СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Читайте также:  Состоялась очередная xli конференция по проблемам цивилизации

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Кто научил мужчину с женой ухаживать за пожилыми людьми? (их сынишка)

-Какая пословица больше подходит к произведению Л.Н.Толстого «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (2)

Маленький мальчик научил своих родителей быть добрее.

Ребята ,а какие вы совершили добрые дела в классе, дома ,на улице.

Запишите их на листочках-ромашках и приклейте на зелёную лужайку.

(Вот такая получилась у нас ромашковая полянка добрых дел.)

Работа по учебнику

Познакомьтесь с информацией на странице 92 учебника, приготовьтесь ответить на вопрос

« О какой нравственной истине должен помнить каждый человек».

2. Найди и прочитай : « Люди каких профессий избрали милосердие своим основным делом жизни»

3. Подумайте , кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие, которая была проявлена вам. Запишите имена этих людей в свои тетради.

А какое вы знаете самое короткое, но очень важное слово благодарности. (Спасибо) ( скажем хором)

4. Прочитайте изречения мыслителей о благодарности ,запишите в тетрадь.

. Подведение итог

– Итак, в жизни капельки сочувствия, сопереживания, сострадания, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда милосердие живет в сердце каждого человека. Я дарю вам сердечки-памятки о нашем уроке. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарности.

В этом мире огромном , в котором живём я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу ,как звёзды светить!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться , конечно, помогут друзья,

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!

Итогом нашего урока будет рисунок «Образ Милосердия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *