Аннулирование видна на жительство главе Эстонской православной церкви Московского патриархата
В Таллине заявили, что аннулируют вид на жительство главе Эстонской православной церкви Московского патриархата митрополиту Евгению (Решетникову).
Раскольники под крылом государства
В настоящее время на территории Эстонии сосуществуют сразу две православные юрисдикции. Одной из них является Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП), другой – Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата.
При этом эстонское государство поддерживает структуры, отделившиеся от Москвы — именно они изначально получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти и возвращённое в 1991 году.
Московская духовная академия
- Митрополит Евгений (Решетников)
Хотя в рядах ЭПЦ МП числится свыше 85% православного населения Эстонии, она была лишена этих имущественных прав. Поэтому ей в большинстве случаев приходится арендовать у государства те храмы, в которых совершаются богослужения.
Две стороны конфликта
В начале 1993 года некие неизвестные, подписавшиеся чадами Эстонской православной церкви, обнародовали нашумевшую декларацию. В ней анонимы выдвинули разные обвинения против Московского патриархата и заявляли, что желают, дескать, иметь каноническую связь только с Константинополем.
Драматическое развитие событий
В апреле того же 1993 года Эстонская церковь Московского патриархата провела под руководством митрополита Корнилия (Якобса) собор, состоявшийся в Пюхтицком монастыре. Там был озвучен томос Алексия II, которым патриарх провозгласил восстановление автономии Эстонской православной церкви. ЭПЦ имела автономию с 1920 по 1941 г. г., и вот она снова получила этот статус. Казалось бы, все претензии урегулированы, но мирное решение вопроса решительно не устраивало раскольников.
Вмешательство изгнанных
В том же апреле 1993-го в Преображенском храме Таллина состоялось заседание незначительной части духовенства и мирян, получившее громкое имя собрания членов приходов Апостольско-Православной церкви граждан Эстонской Республики.
На этом собрании председательствовал протоиерей Николай Суурсет, назвавшийся представителем зарубежного Синода Эстонской церкви.
Формирование новой юрисдикции
Этот орган сформировали бывшие изгнанники из числа православного духовенства, бежавшие с установлением в Эстонии советской власти в Швецию, а в начале 90-х вернувшиеся. Власти воссозданной Эстонской Республики с самого начала активно включились в игру именно на стороне бывших изгнанников, так как увидели в них шанс окончательно уничтожить влияние Москвы в своём регионе.
Разделение Церквей
В 1993 году государственная Служба по делам вероисповеданий официально зарегистрировала Эстонскую апостольскую православную церковь. Однако под этим именем объединились очень немногочисленные приходы.
В феврале 1996 года Константинополь заявил о принятии Эстонской апостольской православной церкви в свою юрисдикцию. В ответ Московский патриархат на несколько месяцев разорвал евхаристическое общение с Константинополем.
Борьба между двумя церквями в Эстонии
После нескольких раундов переговоров стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций. Приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из них принадлежать.
Сложное положение Эстонской православной церкви Московского патриархата
Государство в Эстонии продолжало давить на верующих, побуждая их переходить под крыло Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата (ЭАПЦ). Приходы, оставшиеся верными Московскому патриархату, лишались имущественных прав и возможностей.
Текущее положение двух церквей в Эстонии
На данный момент в Эстонии представлены две основные православные церкви: Эстонская апостольская православная церковь и Эстонская православная церковь Московского патриархата.
- Эстонская апостольская православная церковь: объединяет около 7 тысяч верующих и насчитывает 60 приходов.
- Эстонская православная церковь Московского патриархата: имеет 31 приход, в которых служат 45 священников и 13 диаконов, объединяя свыше 100 тысяч верующих.
Борьба за верующих в Эстонии
Митрополит Константинопольского патриархата предлагал приходам Эстонской православной церкви Московского патриархата объединиться под его началом, но это вызвало огромное недовольство эстонских властей. Новый митрополит ЭПЦ МП сталкивается с трудностями из-за своей связи с Москвой, что затрудняет его деятельность в стране.
Стремление к объединению верующих
Несмотря на сложности, обе церкви продолжают бороться за свои позиции в Эстонии, где власти и религиозные лидеры сталкиваются в борьбе за влияние и признание верующих. Будущее обеих церквей в этой стране остается неопределенным, и лишь время покажет, какие изменения произойдут в религиозной жизни Эстонии.
Митрополит Евгений и его контроверсии с эстонскими властями
Вскоре митрополит дал еще один повод для недовольства собой.
В феврале 2020 года он отслужил панихиду на братском кладбище Северо-Западной армии в таллинском микрорайоне Копли.
Панихида была отслужена в память о похороненных в этом месте белогвардейцах, погибших преимущественно от тифа в 1920–1921 годах.
Историки и свидетели тех событий обвиняли власти тогдашней Эстонской Республики в смерти этих людей.
Евгений также призвал не принимать содомский грех как норму, что вызвало раздражение эстонских властей, стремящихся узаконить гей-браки.
Противостояние
Эстонские власти увидели окно возможностей в отношении митрополита Евгения и других признаков российского культурного влияния после начала спецоперации на Украине.
В сентябре 2022 года министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс пригрозил лишением вид на жительство митрополита в случае его заявлений, призывающих к войне, хотя Евгений никаких подобных заявлений не делал.
Эстонские журналисты многократно пытались добиться комментариев от митрополита на тему украинского кризиса, но Евгений оставался уклончивым в ответах.
Реакция на заявления
В октябре 2022 года Синод ЭПЦ МП опубликовал заявление, осуждая войны и выступая за мирное разрешение конфликтов.
Однако министр Ляэнеметс по-прежнему был не удовлетворен таким ответом.
Весьма влиятельный архиепископ Урмас Вийлма предстал в защиту Евгения, высказывая сомнения в законности обращения государства или его представителя с подобными ультиматумами.
Решение
В результате эстонские власти отказались от лишения митрополита вид на жительство, сообщив, что такие шаги не планируются.
Однако, чтобы сохранить возможность оставиться во главе своей паствы, Евгений пошел на уступки, напомнив о своем участии в осуждающем заявлении Совета церквей Эстонии от 19 марта 2022 года.
Митрополит подчеркнул, что его позиция осталась неизменной, однако он был вынужден сделать шаги на уступки, чтобы сохранить свое место в церковном руководстве.
Митрополит Евгений: омонимия истории и религии
Также Евгений подчеркнул, что ЭПЦ МП активно занимается помощью беженцам с Украины, которые, кстати, пополнили собой ее приходы. Ляэнеметс сообщил, что удовлетворен таким ответом.
Передышка, однако, оказалась временной. Когда в январе 2024-го митрополит подал в Департамент полиции и пограничной охраны прошение о продлении своего ВНЖ, он получил отказ. Объясняя этот шаг, в МВД вновь озвучили все свои прежние претензии.
Временный вид на жительство митрополита Евгения (которого сейчас в эстонских СМИ предпочитают именовать просто Решетниковым) истекает 6 февраля, после чего он должен покинуть Эстонию. Министр Ляэнеметс рассказал на пресс-конференции, что патриарх Московский является своим человеком Кремля, усиливающим послания путинского режима и оправдывающим кровавую агрессию, войну против Украины и дающим ей свое так называемое святое благословение в качестве религиозного лидера.
Поскольку же, по словам Ляэнеметса, Евгений находится в прямом подчинении патриарха Кирилла, терпеть его на своей территории эстонское государство больше не намерено. Министр пообещал, что государство не станет вмешиваться в выборы нового главы церкви. Впрочем, он тут же добавил, что новый глава ЭПЦ МП должен будет разделять наши ценности и дышать в одном ритме с остальным эстонским обществом.
Реакция общества и церкви
В Совете церквей Эстонии новость восприняли с настороженностью. Глава этого органа Урмас Вийлма сообщил, что для них известие о предстоящей высылке Евгения стало неожиданностью.
Как мы поняли из сообщений СМИ и разговора с министром, здесь вопрос не в религиозной деятельности, а в безопасности. И мы как представители церкви не можем это как-либо комментировать, так как у нас нет той информации, которая есть у государства и полиции, — добавил Вийлма.
Задачи и цели обучения
Дисциплина История Русской Православной Церкви предназначена для студентов 3 курса, у которых уже имеются систематические знания в области Истории Древней Церкви и Истории Отечества, полученных в ходе обучения на предыдущих курсах. Курс находится в тесной взаимосвязи со специальными дисциплинами, такими, как История древней Церкви, Догматическое богословие, Литургика, Русская Патрология и др., являясь одновременно исторической и богословской дисциплиной.
Цель курса состоит в формировании у студентов целостного и объективного представления об истории Русской Православной Церкви с IX по XX век, – Рабочая программа Пермской Духовной Семинарии.
Исходя из этого, задачи изучения дисциплины предстают в следующем виде:
- Изучение основополагающих событий и личностей истории Русской Православной Церкви
- Анализ взглядов и учений религиозных деятелей временных периодов
- Изучение воздействия Русской Православной Церкви на культурно-историческое развитие России
- Разбор ключевых моментов и преобразований внутри церковной структуры
Студенты, проходящие обучение по данной дисциплине, получат углубленные знания о роли и значимости Русской Православной Церкви в истории и культуре России, а также смогут лучше понимать богословские аспекты современного общества.
«История Русской Православной Церкви» (Б1.О.04.03) входит в модуль «Церковно-исторические дисциплины», который обеспечивает изучение истории избранной религиозной традиции, обязательной части Блока 1. ИРПЦ изучается во взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Русская литература», «История Западных исповеданий и сравнительное богословие», «Каноническое право», «Русская патрология», «Русская религиозная философия», «Новейшая история западных исповеданий», «Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений РПЦ».
Ответы на вопросы тестов по истории РПЦ
Полный курс дисциплины содержит 50 занятий, в которые включены несколько тестов. Стоимость одного теста (готовые ответы на вопросы) – 300 р. Контрольное годовое тестирование (45 вопросов) – 500 р.
Занятие 10. Тест
Укажите три причины (предпосылки) призвания варягов.
Укажите три последствия призвания варягов.
Укажите три причины (предпосылки) формирования государства у восточных славян.
Укажите три причины (предпосылки) заключения русско-византийских договоров в X в.
- Со стороны Византии инициирование переговоров связано с тем, что она стремилась предотвратить военные нападения Древней Руси в будущем. 2) Возможной причиной можно считать и урегулирование отношений в области уголовных преступлений, так как стороны стремились снизить количество преступлений, совершаемых русичами в Византии, чтобы придать дипломатическим отношениям между странами взаимовыгодный характер. С этой же целью византийцы настояли на том, чтобы русичи въезжали без оружия на территорию Византийской империи. 3) Благодаря заключению договора Древняя Русь стремилась получить максимальную выгоду для русских купцов в торговле, условиях их пребывания и жизни на территории Византии. 4) Взаимовыгодный обмен пленными.
Укажите три последствия убийства князя Игоря Рюриковича (Старого).
Укажите три последствия крещения княгини Ольги в Константинополе.
- Благодаря крещению Ольги в Константинополе произошло укрепление русско-византийских отношений; некрещёные правители Древней Руси считались варварами. 2) Личный пример крещения княгини Ольги способствовал распространению византийского христианства (православия, но окончательный распад христианства на православие и католичество произошёл в 1054 г.). 3) Крещение Ольги способствовало увеличению социальных конфликтов в Киеве и других городах на почве веры, так как сын Ольги Святослав был ярым язычником. 4) Крещение Ольги стало одной из предпосылок того, что Владимир крестил Русь в византийскую веру (христианство).
Укажите три последствия походов Святослава.
- Усиление печенегов благодаря тому, что Святослав разгромил Хазарский каганат, на значительной части которого проживали печенеги — кочевники-скотоводы. С исчезновением государственности Хазарии в конце X в. печенеги стали совершать разорительные походы на Древнюю Русь, известные в истории как русско-печенежские войны. 2) Отказ киевских князей от влияния на Балканы. Неудачная война Святослава с Византией, в которой погибло много русских воинов, провал в установлении долгосрочного контроля над Переяславцем-на-Дунае (точное местонахождение этого города историкам и археологам доподлинно неизвестно). Таким образом, неудачная попытка Святослава установить контроль над Дунаем привела к тому, что следующие древнерусские князья даже не пытались повторить это.
Укажите три последствия похода князя Святослава на Хазарию.
- В ходе похода были разгромлены главные хазарские города — Итиль и Саркел. Тем самым Святослав нанёс ощутимый урон хазарам, что послужило одной из причин падения Хазарии. 2) Поход Святослава на Хазарию привёл к образованию на её территории русских анклавов — Тмутаракани и Белой Вежи. 3) Усилился авторитет Святослава как полководца, что послужило причиной обращения Византии к нему с просьбой о помощи в противодействии болгарам. 4) Благодаря походу Святослава на Хазарию установился временный контроля Руси над Волжским торговым путём.
Укажите три причины (предпосылки) принятия христианства (византийской веры) на Руси.
Укажите три причины (предпосылки) принятия христианства именно от Византии, а не от Рима.
Укажите три последствия принятия христианства.
- Благодаря принятию христианства на Руси произошло обогащение русской языческой культуры христианской культурой Византии. Русская культура стала эклектичной, то есть начала сочетать в себе элементы как языческой, так и христианской культуры. К примеру, можно вспомнить, что Софийский собор был построен в христианской концепции, но и в нём присутствуют языческие элементы в росписи, такие как мифологические животные и птицы. 2) Русь была принята в число христианских государств, что впоследствии помогло Ярославу Мудрому заключить династические браки с представителями правящих домов (династий) христианских государств. 3) Изменились быт и нравы жителей Руси (на грабежи, убийства стали смотреть как на грехи, а прежде их считали проявлением доблести, теперь стала осуждаться алчность), христианство оказало непосредственное влияние на все стороны их жизни. (Христианством были запрещены жертвоприношение, многожёнство, кровная месть (всё равно применялась в X — середине XI в.).) 4) Крещение Руси содействовало развитию культуры, памятников письменности, искусства, архитектуры (при Владимире была построена Десятинная церковь, пришла из Византии плинфа — плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в X — начале XIII в.). 5) Принятие христианства укрепило власть великого князя, потому что его считали слугой или наместником Бога на земле. 6) Принятие христианства способствовало улучшению взаимоотношений между русскими купцами, ставшими христианами, и мусульманами (особенно это было актуально до начала Крестовых походов). Это связано с тем, что мусульмане хуже относились к язычникам, чем к христианам. Также важен тот факт, что мусульмане в некоторой степени считают Христа пророком, но большее почтение отдают Магомету.
Укажите три политических последствия смерти Владимира Святого.
- Начало междоусобицы сыновей Владимира за власть (например, Святополк послал убийц для устранения Бориса и Глеба, при живом Владимире такого бы не могло быть, Борис был любимцем отца). 2) Благодаря смерти Владимира Святого не состоялся готовившийся поход на непокорного сына Ярослава, княжившего в Новгороде и отказавшего платить дань отцу в Киев. Укрепление самостоятельности Новгорода как политического центра, независимого от Киева, где правил Рюрикович — Ярослав Владимирович. 3) Временное ослабление власти и падение авторитета киевского князя. 4) Ослабление Руси перед внешней угрозой: вскоре Польша присоединила к себе Червенские города, захваченные ранее Владимиром Святым, как плату за помощь в междоусобице Святополку.
Укажите три последствия убийства Бориса и Глеба по приказу Святополка.
Укажите три последствия разгрома печенегов в 1036 г.
- В честь победы над опасными врагами в Киеве был возведён собор Святой Софии. 2) Вместо ослабленных поражением печенегов к границам Руси перекочевали половцы, которые впоследствии также стали угрозой для Руси. 3) После поражения печенеги уже не представляли угрозы для Руси, и часть их перешла на службу к киевскому князю. 4) Благодаря победе под Киевом вырос авторитет великого князя киевского как защитника страны и победителя врагов.