Постоянно действующий семинар Школа педагогов ОРКСЭ
Обмен опытом и профессиональное развитие
27 марта 2023 года состоялся постоянно действующий семинар Школа педагогов ОРКСЭ по теме: Использование активных методов и приёмов обучения в курсе основы религиозных культур и светской этики.
Обмен опытом и постоянное профессиональное развитие педагогов является одним из приоритетов национального проекта Образование, инициированного президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Использование технологии АМО на уроке ОРКСЭ
О применении технологии АМО на разных этапах урока ОРКСЭ рассказала Мокрушина Вера Ивановна, руководитель постоянно-действующего семинара. Педагоги приняли участие в игре Домино, которая может использоваться для повторения определений, понятий и терминов.
Опыт работы с деятельностным подходом
Кылосова Людмида Алексеевна, учитель МБОУ Чермозская СОШ им. В. Ершова, поделилась опытом работы по использованию деятельностного подхода на уроке ОРКСЭ. Педагоги также обсудили организацию игры Знатоки православной культуры для учащихся 4 классов.
Профессиональный рост педагогов
Подобные мероприятия с коллегами способствуют профессиональному росту, распространению опыта и развитию каждого участника.
Ришнит Ольга Николаевна
- Образование: высшее
- Стаж педагогической работы: 29 лет
- Первая квалификационная категория
- Специализация: Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС
Ольга Николаевна оказывает педагогам теоретическую и практическую помощь по преподаванию курсов Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России, с целью повышения уровня педагогического мастерства.
Цели работы:
- Формирование системы теоретической и методической подготовки педагога
- Совершенствование системы оценки результатов обучения ОРКСЭ
- Улучшение организации внеурочной работы по ОРКСЭ
- Поддержка способных и одарённых детей
Планы и анализ работы
- План работы на 2021-2022 учебный год
- План работы на 2018-2019 учебный год
- Анализ работы за предыдущие годы
Протокол №1
Протокол от 15 сентября 2021 года доступен для ознакомления.
Протоколы конференции по интеграции духовно-нравственных ценностей в школьное образование
Протокол №2 от 22.12.2021
На конференции, проводившейся в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, было обсуждено внедрение программы по интеграции духовно-нравственных ценностей в гуманитарные дисциплины. Отмечается необходимость специального обучения педагогов истории, литературы, обществознания и других предметов.
Протокол №3 от 22.03.2022
В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя была проведена конференция на тему Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви. Руководитель образовательно-просветительского портала Клевер Лаборатория выступила с докладом на данной конференции.
Образовательно-просветительская деятельность
Платформа Клевер Лаборатория является единственной в России, где учителя духовно-нравственных предметов получают методическую поддержку. Важность интеграции духовно-нравственных ценностей во все предметы образования была подчеркнута как Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, так и митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским.
Результаты работы
Благодаря усилиям Клевер Лаборатории количество педагогов, работающих с детьми по программе ОПК, увеличилось на 500 человек. Также заметен прирост выбора предмета ОПК в школах на 25 644 ребенка. За прошедший год платформа обучила и повысила квалификацию 2 500 преподавателей.
Важность интеграции
На конференции был подчеркнут курс на интеграцию духовно-нравственных ценностей во все предметы, особенно в гуманитарные дисциплины. Важность данной интеграции была поддержана всеми участниками мероприятия.
Улучшение учебных курсов в России
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева продолжает работу над улучшением образования в стране. Она отметила, что существует план создания единой экосистемы учебных курсов, связанных с историей и духовно-нравственными ценностями.
Изменения в школьных предметах
Было принято решение изменить логику школьных предметов. Вместо того, чтобы изучать историю России и всеобщую историю по-отдельности, теперь предлагается объединить их. В рамках новой конфигурации курса экосистемы будет курс истории, включающий как историю России, так и всеобщую историю, синхронизированных не только по времени, но и по содержанию, ценностям и цивилизационному контексту.
Важность курса История родного края
Одним из новых обязательных школьных предметов будет История родного края. Этот предмет будет изучаться школьниками с 5-го по 7-й класс. В рамках этого курса также будет включен курс по духовно-нравственной культуре, который уже изучается в 5-м и 6-м классах как отдельный предмет.
Компетенции педагогов
Примечательно, что курс по духовно-нравственным ценностям интегрируется в историю. Это означает, что педагоги должны будут адаптировать свои знания и навыки к новому содержанию этого курса.
Интеграция духовно-нравственных ценностей
Средства и госзадание уже были выделены на интеграцию духовно-нравственных ценностей в основные образовательные программы. Работа по внедрению изменений уже активно идет в нескольких направлениях, включая начальную школу, русскую историю, русский язык и литературу, а также обществознание.
Выводы
Обновление учебных курсов в России призвано улучшить качество образования и укрепить духовные ценности учащихся. Работа над новыми программами уже активно ведется, и целью этого процесса является создание комплексной и цельной системы образования, охватывающей важные аспекты истории, культуры и ценностей России.
Организация учебного процесса
Для эффективного преподавания курса ОРКСЭ было решено использовать игровые технологии, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся для учащихся. В частности, использование ролевых игр, квестов, интерактивных заданий и обсуждений помогает активизировать учеников и сделать учебный процесс более динамичным.
Преимущества использования игровых технологий
- Повышение мотивации учеников. Использование игр и интерактивных заданий делает учебный процесс увлекательным и интересным для школьников, что способствует лучшему усвоению материала.
- Развитие коммуникативных навыков. Ролевые игры и обсуждения помогают ученикам развивать навыки коммуникации, умение работать в группе и договариваться.
- Стимуляция креативности. Игры способствуют развитию креативного мышления у школьников, учат находить нестандартные решения задач.
- Формирование ценностных ориентаций. Преподавание этических категорий через игровые технологии помогает формировать у учеников нравственные ценности и нормы общения.
Выводы
Использование игровых технологий при преподавании курса ОРКСЭ позволяет сделать учебный процесс более интересным, эффективным и познавательным. Разнообразные методики, такие как ролевые игры, квесты и интерактивные задания, способствуют лучшему усвоению материала, развитию коммуникативных навыков, креативного мышления и формированию ценностных ориентаций у школьников. Поэтому использование игровых технологий в образовательном процессе рекомендуется как эффективный метод обучения.
Необходимо отметить, что после изучения курса в качестве обретённого ребёнком нравственного опыта поведения будет уважение чужого мнения, истории, религии и культуры других народов.
А как получить хорошие результаты и грамотно построить преподавание учащимся начальной школы такого курса как «ОРКСЭ»? Чем должен руководствоваться учитель при выборе педагогических методов и приемов?
Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ для этого создает прекрасную возможность.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, актуальный.
Уроки с использованием компьютерных технологий, эффективных методов и приёмов позволяют сделать их более интересными и продуманными.
Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения являются игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры).
Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения. Через игровые задания у детей развивается положительная мотивация.
Игра может включить в активную деятельность замкнутых детей, сплотить детский коллектив. В играх воспитывается умение контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других. учит детей общению.
В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех на уроке. С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка.
Игра – это и средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития и хороший метод исправления недостатков.
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь.
Игры проводятся в начале урока (психологический настрой), в середине урока, на любых этапах и в конце урока-релаксирующие игры.
На каждом уроке я стараюсь использовать игры и другие занимательные моменты.
Расскажу о некоторых из них.
1 группа. Выбирают слова на карточках, только те, которые относятся к добрым людям или героям и наклеить их как лучи.
2 группа. Выбирают и наклеивают картинки тех людей или героев, которых они считают добрыми.
3 группа. Выбирают и наклеивают подходящие пословицы.
Получается своего рода мини – проект.
Мне интересно преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики». На этих уроках дети знакомятся с различными религиозными культурами, учатся их уважать, что важно для каждого человека на земле. Знания, полученные в процессе изучения курса, становятся частью личного жизненного опыта ребёнка, становятся личностно значимыми, а это и есть одна из основных задач формирования его духовно- нравственной сферы.
Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
Но, чтобы они были таковыми, нам необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.