Гуманизм педагога как условие результативности духовно нравственного воспитания

Наталья Владимировна Кузнецова: Профиль учителя

  • Общий стаж: 30 лет
  • Педагогический стаж: 30 лет
  • Стаж работы в МБОУ СОШ №3 им. П.М. Однобокова г. Георгиевска: 25 лет
  • Образование: высшее, Самарский государственный педагогический университет, 1996 г.
  • Категория по должности учитель: высшая

Достижения и награды

  • Почетный работник общего образования Российской Федерации
  • Победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, 2014 год
  • Почетное звание Почетный работник общего образования Российской Федерации
    • Приказ Минобрнауки России №1115/к-н от 06 августа 2012 года №196715
  • Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
    • Приказ Минобрнауки России от 15 августа 2014 года №1012
  • Почетная грамота Думы Ставропольского края
    • Постановление от 28.05.2019 года №1459-
  • Почетная грамота Губернатора Ставропольского края
    • Постановление от 18 декабря 2008 года №1048
  • Почетная грамота министерства образования Ставропольского края
    • Приказ МО СК от 08 декабря 2010 года №219

Вдохновляющая литература

Книга, которая сформировала мой внутренний мир:

  • Маргарет Митчелл Унесенные ветром

Моё видение мира

Хочу внедрить и распространить свой опыт среди профессионального сообщества. Ведь, как говорится: Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любит.

Наталья Владимировна Кузнецова

Курсовые конференции и мастер-классы

Августовский педсовет Система учительского роста (2017)

Участие в педсовете, где рассматривалась тема Развитие критического мышления на уроках истории.

Межшкольный семинар Современный урок (2017)

Презентация программ спецкурсов Основы финансовой грамотности.

Фестиваль инновационных площадок Финансовая грамотность – знание для жизни (2018)

Выступление на фестивале, представление методик обучения финансовой грамотности.

Заседание окружного методического объединения (2018)

Эффективные технологии в работе с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития.

Мастер-классы

  • Межшкольный семинар педагогов Современный урок: традиции и новации (2018)
  • Открытый фестиваль педагогического мастерства Новые идеи – новой школе (2019)
  • Школа педагогического мастерства Учитель, учись с мастер-классом Современный урок: мотивация и рефлексия (2019)

Методические заседания

  • Заседание методического объединения преподавателей ОРКСЭ и ОДНКНР по интеграции в предмет Обществознание (2019)
  • Заседание методического объединения преподавателей финансовой грамотности по реализации курса через интеграцию в учебные предметы (2019)
  • Заседание МО учителей истории и обществознания по методике подготовки к ЕГЭ (2019)

Мероприятия

  • Окружной методический семинар для участников конкурса Учитель года – 2023 (2023)
  • Практико-ориентированный семинар для руководителей образовательных учреждений (2023)

Выступления

  • Выступление на заседании окружного методического объединения учителей истории и обществознания (2023)

Участие в образовательных мероприятиях

  • Организация внеурочной деятельности для достижения планируемых результатов освоения ООП
  • Участие в издательском комплексе Наука на краевом педагогическом фестивале Талант-2017
  • Презентация на тему Финансовая грамотность – знания для жизни на курсах повышения квалификации в РАНХиГС (2017)
  • Выступление на краевой педагогической конференции на тему Наставничество как способ развития профессионального мастерства молодых учителей (2018)
  • Тема Система работы по организации изучения основ финансовой грамотности на межрегиональной конференции Повышение уровня финансовой грамотности
  • Доклад на национальном образовательном туре молодых педагогов и наставников на тему Работа методической службы: школа молодого педагога (2018)
  • Семинар для методических служб образования края на тему Финансовая грамотность в рамках реализации ООП (2019)
  • Участие в системе Я-класс (2018)
  • Деловая игра Финансовые риски в рамках программы повышения финансовой грамотности в РАНХиГС (2019)
  • Победитель краевой межпредметной олимпиады Педагог, наставник, ученик в октябре 2023

Опыт работы через систему вебинаров

  • Управление исследовательской и проектной деятельностью обучающихся по гуманитарным дисциплинам в западно-сибирском межрегиональном образовательном центре (2017)
  • Презентация опыта работы в рамках проекта в Москвe (2017)
  • Организация индивидуального проектирования в области финансовой грамотности в курсах повышения квалификации в МГПУ (2018)
  • Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС в западно-сибирском межрегиональном образовательном центре (2019)
  • Онлайн марафон на тему Инклюзивное образование в рамках Всероссийского форума Педагоги России (2020)

Методическая поддержка

  • Помощь системе образования Луганской народной республики для учителей Антрацитовской специализированной школы № 5 имени воина-интернационалиста Владимира Очкура в онлайн формате

Можете связаться со мной, если вам необходима помощь с написанием контента или SEO оптимизацией на русском языке. Готов помочь улучшить видимость вашего веб-сайта и привлечь новых клиентов через качественный и оптимизированный контент.

Обмен опытом на вебинаре Формы и методы активного обучения

На международном портале были представлены методические рекомендации по преподаванию ОДНКНР через интеграцию в предмет Обществознание. Также обсуждалась реализация курса через интеграцию в другие учебные предметы.

Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Педагогический фестиваль-конкурс Современный урок

Данный конкурс проводится среди педагогических работников Ставропольского края.

Краевой конкурс на лучшую методическую разработку

В рамках конкурса Моя педагогическая мастерская в номинации Методическая разработка урока участвуют педагоги.

Краевая межпредметная олимпиада Педагог, наставник, ученик

Соревнования направлены на выявление лучших в обучении и воспитании.

Краевой конкурс Лучший методист Ставропольского края

Победитель заочного этапа 2023 года назван в номинации Педагог – Наставник.

Всероссийские мероприятия

  • Всероссийское издательство Слово педагога проводит тестирование Портал педагога и выявление уровня квалификации учителей истории.

  • В рамках Всероссийского конкурса проходят соревнования по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

  • Викторина Портал педагога позволяет представить личные профессиональные достижения в образовательной деятельности.

  • Другие конкурсы включают в себя темы ИКТ в образовательном процессе, анализ педагогического успеха и инновации в педагогике.

Участие в олимпиадах и проектах

  • Участие во множестве мероприятий, таких как всероссийские олимпиады и инновационные проекты, помогает педагогам проявить свои профессиональные навыки и достижения.

  • Важно выделить победу в региональном конкурсе проектов инициативного бюджетирования в марте 2023 года.

Современное образование требует постоянного обучения и профессионального роста педагогов. Участие в конкурсах и мероприятиях педагогического сообщества позволяет обмениваться опытом, развиваться и внедрять новые методики в образовательный процесс.

Международный конкурс педагогического журнала «Познание»«Оценка уровня педагогической деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»,

Международная олимпиада «Педагогическое многоборье»,

Европейский комитет образования, международный педагогический конкурс «Лаборатория педагога», «Методические рекомендации. Современный урок в свете реализации ФГОС»,

Международный конкурс педагогического мастерства«Педагог года-2018», образовательного портала «Знанио»,

Аналитический Информационно-Методический ЦентрМеждународный конкурс «Я учитель гуманитарно-педагогических дисциплин»,

Моё портфолио

Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня

Количество победителей и призеров 2017-2020

Всероссийскай олимпиада школьников

Научно-познавательная игра «Наука+»

Чемпионат по Интеллектуальным играм «Вершина»

Конкурсы и олимпиады по финансовой грамотности

Внутривузовские олимпиады (РГГУ, СПбГУ)

Миссия выполнима. Твое признание финансист.

Общероссийская олимпиада-конкурс «Мультитест»

Всероссийская предметная олимпиада «Паллада»

Блиц олимпиада «Основы финансовой грамотности»

Творческий проект учащихся «

ФГОС УРОК «Отечественнай война 1812»

Академия народной энциклопедии «Моя Россия»

Викторина по истории образовательного портала «Знанио»

V Всероссийской исторической викторины «Великие полководцы – великие умы!

«Звездочки России. 75-летие Великой Отечественной войны»

Интернет-олимпиаде по истории и обществознанию «Солнечный свет»

Всероссийская он-лайн викторина #ЯзнаюоВойне

Он-лайн конкурс «Земли моей минувшей судьба»

Дистанционная олимпиада «Старт»

Конкурс «Лига эрудитов»

“Пусть мирные звезды над миром горят»

Добавить грамоту в портфолио

Петракова Татьяна ИвановнаДоктор педагогических наук,профессорПрофессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)Публикации этого автора

Гуманизм педагога как условие результативности духовно-нравственного воспитания

Неоднократно отмечалось, что человек в системе образования сложен, противоречив и многогранен как объект исследования. К анализу и описанию объектов такой сложности наука только подходит: для этого требуются такие методы и средства, которые, по сути дела, только разрабатываются. Упрощенное, одностороннее изучение человека и условий, в которых происходит процесс его становления и развития, порождает предубеждения и заблуждения, оказывающие значительное влияние на направленность психолого-педагогических исследований. Изучение субъектов образовательного процесса изолированно, вне культурного, социального, духовного контекстов, без учета накопленного опыта, а также потребностей общества, приводит к отрыву теоретических знаний от образовательной практики, невостребованности результатов и прогнозов педагогической науки.

Это осознание, о котором говорит ученый, связано с личностью преподавателя, с пониманием стоящих перед ним задач. Но осознание ценности – лишь первый шаг на пути ее признания. Для того, чтобы оно могло повлиять на другого человека, осознание должно перейти в убеждение, то есть в осознанную потребность, побуждающую действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Поэтому одним из главных «факторов» результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.

Читайте также:  Презентация на тему добро и зло презентация к уроку 4 класс

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу:

– социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);

– профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей);

К этому «набору качеств» мы бы добавили еще одно – духовность как устремленность личности к определенным целям, как главную интенцию ее внутреннего мира, как свидетельство ее направленности на высшие ценности и другого человека (гуманизм).

Бецкой И.И. (1704-1795). Был живым образцом высоких нравственных качеств, считая основой воспитания «хорошего наставника». Обходился с воспитанниками «со всякою тихостью и учтивостью». Изучал характер и интересы каждого воспитанника, вел наблюдения, делал записи об их поведении, природных дарованиях, успехах в науках и нравах.

Май К.И. (19 в.) Был душой созданной им гимназии, провозгласив своим лозунгом слова Я.А. Коменского: «Сперва любить – потом учить». Сам он неукоснительно следовал этому девизу. Важной личностной чертой Мая как воспитателя был неизменно беспристрастный подход к разным ученикам. Умел «встать в простые и откровенные» отношения с каждым воспитанником, внушить своим воспитанникам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям.

Рачинский С.А. (1833-1902). Считал, что «сила воспитания» – это, прежде всего, сила внутренняя. Никогда не был только специалистом. «Круг умственных и сердечных интересов его был бесконечно и неопределенно разнообразен. Он был философ по жизненному труду своему, особенно – по практической философии, выразившейся в делах» (В.В. Розанов).

Корчак Я. (1878-1942). Ребенок, его интересы и потребности были в центре его постоянного внимания, что способствовало созданию атмосферы взаимопонимания и человечности. Целью своей жизни поставил благо ребенка. Наиболее характерная черта его педагогики – страстная борьба за права ребенка, особенно ребенка, требующего опеки. Его отношение к делу характеризуется глубоким бескорыстием и крайним самоотвержением.

Брюховецкий Ф.Ф. (1915-1994). Являлся «организационным и эмоциональным лидером» возглавляемого им коллектива, генератором идей, привлекал людей своей личностью. Был сдержанным и безукоризненно тактичным по отношению к детям и учителям, служил примером отношения к делу. Был душой созданного им педагогического коллектива.

Католиков А.А. (1941-1995). Жил одной жизнью с возглавляемым им коллективом, больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы общения и воспитания. Проявил высочайшие образцы самопожертвования, полной самоотдачи. Был генератором идей.

Главное требование Станиславского к актеру сводилось к требованию органического рождения образа на сцене, которое он называл искусством переживания. Актер должен не «представлять» образ, а «стать образом» (подчеркнуто нами – Т.П.), его переживания, чувства, мысли сделать своими. Только живое, подлинное чувство артиста по-настоящему увлечет зрителя, заставит его принять и пережить то, что совершается на сцене. Для этого актеру необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, непрестанно, упорно и методично работать над собой. Такая работа, по мысли К.С. Станиславского, должна стать внутренней потребностью артиста. Глубина и точность постижения им роли во многом зависят от личности актера, широты его кругозора, твердых жизненных принципов, гражданской позиции, идейности. По мнению Станиславского, решение творческих задач неотделимо от высоких духовно-нравственных качеств актера.

Теоретический анализ проблемы гуманизма учителя осуществлялся нами на основе осмысления трудов представителей гуманистического направления российской педагогики и психологии, утверждающих приоритетность его внутренних характеристик.

Развитие идеи гуманизма учителя можно найти в трудах таких ученых-педагогов, как Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.И. Данилов, В.В. Краевский, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, З.И. Малькова, Э.И. Моносзон, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, Г.И. Щукина, Е.А. Ямбург и др.

Большое значение для осмысления проблемы гуманистического потенциала учителя имеют труды З.И. Равкина и представителей его научной школы, а также исследования Л.Ю. Гордина, А.П. Кондратюка, В.Г. Пряниковой, Ю.В. Шарова, М.Г. Яновской.

Подробнее остановимся на развитии «человеческого в человеке» в его педагогическом аспекте.

Творческое мышление. Предполагает развитие категориального видения, заключающего в себе импульс к постоянному выходу за пределы данного, за границу наглядного образа. Творческое мышление заключается в формировании «способности видеть целое раньше его частей» (Давыдов, 1986). Поскольку целое всегда больше суммы своих частей, сколько бы дифференцированно оно ни было в дальнейшем, оно предоставляет импульсы к безграничному творчеству. Я.А. Коменский рассматривал познание как движение от мнения, т.е. мнимого знания, к знанию истинному, «ученому». Идея категориального видения мира в педагогической интерпретации разрабатывается в настоящее время Б.М. Бим-Бадом, Л.М. Клариной, В.А. Петровским и др.

Педагогическая рефлексия. Включает в себя ряд взаимосвязанных моментов: осознание учителем подлинных мотивов своей деятельности; умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем учащихся; способность к эмпатии как активной сопричастности другому в его переживаниях и децентрации как механизме преодоления эгоцентризма и процесса преобразования смысла образов, понятий и представлений путем принятия личностью в расчет других точек зрения (познавательных перспектив); оценка последствий собственных личностных влияний на учеников.

Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). По существу своего призвания учитель является верным гражданином своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций представляет собой великую воспитательную силу, поэтому педагог должен сам быть патриотом и пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданственность предполагает приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру учителя, коллективизм, принципиальность.

1. Постараться понять, что они – дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами», со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что гуманизация внешних условий образовательно-воспитательного процесса неразрывно связана с внутренней гуманизацией его главного субъекта – учителя, которая находит выражение в усилении гуманистической направленности его личности.

Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специального изучения Н.П. Гапон (1990). Исследователь отмечает, что такая ориентация личности учителя предполагает:

– смещение личностного статуса с позиции пассивного потребителя духовных ценностей (объекта) в статус социально-активного соучастника и сотворца духовной жизни;

– изменение монологической схемы в системе человеческих отношений, переход на позицию субъекта взаимодействия;

– подлинное личностное саморазвитие.

Гуманистическая ценностная ориентация, по мнению Гапон, заключается в единстве личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества (Подчеркнуто нами – Т.П.).

– искренне относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое положительное отношение к нему;

– помогать воспитаннику осознавать цели собственного развития и добиваться превращения этих целей в мотивы его деятельности;

– сотрудничать с воспитанниками при планировании педагогической деятельности, включая учебную, превращая их в соавторов образовательно-воспитательного процесса, ответственных за его результаты;

Учебный процесс, организованный в рамках гуманистической парадигмы, исходит из идеи, что невозможно обучать, можно только содействовать успешному обучению, что достаточно глубоко изучается только тот материал, который соответствует потребностям учащихся, способствует совершенствованию личности, что результативность обучения определяется в первую очередь самим обучаемым, а педагогическая оценка направлена на инициирование такой самооценки.

Гуманистическая образовательная парадигма отвергает обезличенный характер учебного процесса, негативно относится к ориентации образования на выполнение социального заказа, к педагогической «догматике» (согласно В.П. Битинасу, существуют следующие педагогические догмы: догма совершенства, догма совершенной опеки, догма безошибочности, догма всезнайства, догма устойчивости).

Учитывая недостатки существующей школьной системы, гуманистическая парадигма подчеркивает роль параллельного (неформального) образования, превращения школы в «открытую систему».

Читайте также:  Общероссийская олимпиада школьников основы православной культуры

Очевидно, что для организации учебного процесса, отвечающего ее требованиям, необходим учитель, обладающий ярко выраженными гуманистическими чертами. Выше нами были охарактеризованы такие черты, как творческое мышление, диалоговое общение, «преобразовательные способности», педагогическая рефлексия, положительные этические качества (добродетели), высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Необходимо особо остановиться на такой его сущностной характеристике, как духовность.

1. глубокая искренность, тесная связь доброго расположения сердца и поступков;

2. разумность всех жизненных проявлений, презрение к неразумным, животным проявлениям низшей части естества;

3. жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям (Богу, Отечеству и ближним);

4. эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем.

В современной педагогической науке понятие «духовность» далеко не полностью осмыслено теоретически. В обыденном педагогическом сознании его отождествляют с нравственностью, интеллигентностью, богоискательством, любовью к старине. Восточная философия добавила сюда ассоциацию с мистикой, магией, йогой, западная (трансперсональная) психология прибавила еще одно значение – «высший тип надличностных переживаний». Наиболее расширительное толкование этого слова сводится к тому, что под ним понимают общую совокупность продуктов сознания. Под «гуманистической духовностью» понимают отраженную в гуманистических идеях причастность личности миру во всех его проявлениях.

Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют художественное образование – приобщение к литературе, искусству, музыке, этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного («человеческого») цикла.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути – понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). Развиваясь духовно, педагог «вочеловечивает» всю сферу своих отношений с реальностью, одухотворяет ее, воспринимает любой объект действительности как часть своего внутреннего мира, оценивает действительность сквозь призму духовных ценностей, развивает «родственное внимание» к миру.

В связи с этим возникает задача психологической перестройки кадров, их соответствующей психолого-педагогической подготовки, развития профессионально-педагогической направленности и гуманизации ценностно-ориентационной сферы, диалогизации педагогического общения.

Безусловное принятие является не только важнейшим условием развития личности в обучении, оно способствует гармонизации отношений человека с собственным «я» (Орлов, 1990, Роджерс К., 1990, Хазанова, 1993).

Это связано с тем, что в систему ценностей, по мнению К. Рождерса, входит убежденность в личном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия. Возникает такой тип учения, который направлен на усвоение смыслов как элементов личностного опыта, он называется свободным – в отличие от принудительного, безличностного, интеллектуализированного.

Таким образом, выстраивается определенная логическая последовательность. Для оптимального развития ребенка необходимо его позитивное отношение к себе, которое предполагает чувство собственного достоинства, ощущение ценности своего «я», веру в свои силы и возможности – т.е. самопринятие. В свою очередь, процесс самопринятия ребенка обусловлен принятием его личности взрослым: педагогом, родителем. Но педагог (впрочем, как и родитель) может только тогда принять учащегося безусловно и безоценочно, таким, какой он есть (т.е. позволить ему быть самим собой), когда он позволяет быть самим собой и себе. Получается, что самопринятие ученика и принятие его учителем детерминировано самопринятием педагога. «Внутренняя возможность предоставления себе права быть таким, как есть, – пишет М.А. Хазанова, – позволяет и способствует искреннему предоставлению другому быть – без оговариваний и пожеланий, без каких-либо условий».

Очевидно, что сущностью гуманистической направленности ценностных ориентаций педагога является его приоритетная ориентация на ценность личности – себя и другого человека. Отсюда следует, что в структуре гуманистических ценностных ориентаций «самоценность» и «принятие другого человека» должно занимать приоритетные позиции. Поэтому необходимо специальное изучение вопроса о психологической природе феномена самопринятия личности, переживания ее самоценности – той ценности, которую личность усматривает в себе самой (Станкевич, 1987).

В обозначении аспекта, связанного с отношением личности к самой себе, в научной литературе нет терминологической определенности и концептуального единства. В частности, в отечественной литературе можно встретить такие термины, как «самоуважение», «самопринятие», «самоценность», «эмоционально-ценностное отношение к себе», «самовосприятие», «аутосимпатия», «самопривязанность», «самоотношение». Еще больше определений в англоязычной литературе. Различие в употреблении этих терминов можно выявить лишь в рамках специального исследования.

В отечественной педагогике советского периода отношение к себе противопоставлялось отношению к другим, выражаясь в девизах: «Интересы каждого подчинены интересам всех», «Общественное выше личного» и под. Такая подчиненность личного общественному, государственному характерна для нашего менталитета. Но это не должно означать, что нужно сводить роль личности к «винтику», к функции. Э. Фромм обосновал ложность учения о том, что любовь к себе – высшее зло и что она исключает любовь к другим: если добродетельно любить ближнего как человеческое существо, то добродетельной, а не порочной должна быть и моя любовь к самому себе, раз я тоже человеческое существо. Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего «я» неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Подобное понимание проблемы существует в православии. Об этом же пишет В. Соловьев, определяя личности разную «меру» отношений с тремя сферами бытия: с природной, в стихии которой она осуществляет нравственный выбор, с социально-культурной – где она воплощает свои ценностные ориентации, с духовной – где реализуется внешний смысл ее существования (в основе отношений к святыне – благоговение), в основе отношений к другому человеку – уважение, жалость, понимание, в основе отношений к природному началу в мире и к себе – стыд, воздержание).

Таким образом, высокий уровень самопринятия обусловливает положительное отношение к другим. Положительная «я» – концепция, по Бернсу, определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям; уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; чувством собственной значимости (Бернс Р.). В рамках антропологического подхода положительное отношение к себе детерминируется отношением к человеку Бога, создавшего его по Своему образу и подобию (Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991, Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990 и др.).

Очевидно, что для каждой личности чрезвычайно важно ощущать себя самоценной. Педагогическую самоценность можно определить как субъективное ощущение ценности собственной личности, характеризующееся верой в себя и свои педагогические возможности.

Основные «индикаторы» этого процесса:

– личностные «я» – высказывания от первого лица неультимативного характера;

– внутренний локус контроля;

– естественность, аутентичность поведения;

– открытость внешнему и внутреннему опыту, отношение к своим чувствам как к ценности;

– использование договора как основного способа взаимодействия с другими людьми, диалогичная стратегия бытия.

Самоактуализация личности, по мнению Ивановой, начинается с постановки вопросов: «Кто я есть?», «Каков я?», некоторого недовольства, неудовлетворенности самим собой. Затем она проходит ряд этапов:

– оценка субъективной значимости «я» для себя и других;

– определение места «я» в иерархии личностных ценностей;

– прогнозирование собственных возможностей изменения собственной позиции в реальной жизни.

Все сказанное может послужить основой перестройки психолого-педагогической подготовки и переподготовки учительских кадров в русле новой образовательной парадигмы.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что гуманизм личности учителя, предопределяемый его «харизмой» (степенью педагогической одаренности), является основным фактором результативности духовно-нравственного воспитания на основе ценностного содержания знаний. Он складывается из таких характеристик, как творческое мышление, диалоговое общение, «преобразовательные способности», педагогическая рефлексия, положительные этические качества, высокие нравственные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Особое значение имеет соотношение и взаимосвязь гуманизма и духовности в их педагогической интерпретации. При этом сущностью гуманистической направленности ценностных ориентаций педагога является их приоритетная ориентация на ценность личности, сущность духовности определяется ее внеличностным характером, в своем пределе она характеризуется трансцендентная соприсносущность неотмирным энергиям. Начало гуманистическим интенциям педагога полагает его эмоционально-ценностное отношение к себе (самоотношение, самоуважение, самоприятие), которое проецируется на его отношение к учащимся и преподаваемому материалу. Гуманизм как ценностная направленность личности педагога предполагает единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он – просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям.

Читайте также:  Презентация по курсу орксэ модуль основы мировых религиозных культур

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

«ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(МОДУЛЬ ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР)

Срок реализации данной работы

учитель начальных классов

Карачаево – Черкесская республика, станица Сторожевая

Пятигорская и Черкесская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

:Формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, её историческим корням и национальным героям, способствовать пониманию и желанию воспитывать в себе качества настоящей личности , гражданина и патриота..

обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России;2) углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;

создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.

сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.

слушать и понимать речь других; выражать свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

развивать умение высказывать предположение;

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.

обобщат знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм».

Окружающий мир, литературное чтение

тестовая работа, беседа, опрос, групповая работа, исследовательская работа, творческая работа, работа с иллюстративным материалом,, словарная работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия:

: подготовка песен для прослушивания, мини – исследование «Что такое Родина?», презентация , пословицы о Родине , из истории«Истинные патриоты своей страны» фотографии с музыкальным сопровождением , конверты с заданием, листики для записи, заучивание стихотворений и пословиц о Родине.

мультимедийный проектор, интерактивная доска,компьютер, колонки, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение песен «У моей России длинные косички»«Моя Россия, моя страна!»толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И.,презентация, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур. 4 класс» .

I.ЭТАП.Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

II.ЭТАП.Проверка домашнего задания.

Тестовая работа по прошедшей теме : «Долг ,свобода, ответственность, труд».

III.ЭТАП.Работа по теме урока.

1. Слушание музыки.

– Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины. (

-А теперь внимание на экран! (Презентация)

– Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы?(Чувство любви, восхищения, преданности.)

А сейчас я,предлагает вам ,прочитать цитаты к уроку, подумать, какие слова пропущены.

– Прочтите слова А.С. Пушкина

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Души прекрасные порывы!»

– К чему призывают великие русские поэты?

(любви к Родине, к Отчизне, к своей семье )

Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке ?

– Сформулируйте тему нашего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои творения Отечеству.

(Детивыводят тему урока)

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Найдите ключевые слова в теме урока:

высказывают: любовь, уважение, Отечество).

3. Выступление группы «исследователей».

– Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое Родина?»

Что такое Родина? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Родина» означает отечество , отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка , культуры, быта и нравов. В более узком смысле – чьёлибо место рождения.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: Страна, в которой

человек родился и гражданином которой является; отечество.

– Ребята, можем ли мы сказать, что слова РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО обозначают одно и тоже?

А ещё близкое по значению слово? (Отчизна)

4. Работа в группах.

– У каждой группы есть задание, которое позволит нам вспомнить всё, что мы изучали по теме Родина на уроках ОРКСЭ и окружающего мира.

Задание 1 группе.

Государственные символы РФ.

Задание 2 группе.

Лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир.

Задание 3 группе.

Как складывались духовные традиции России?

Выслушиваются ответы каждой группы.

– Итак, наша культура росла и укреплялась питаясь от разных духовных традиций .Традиции похожи на корни .Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его корни подобно этому дереву становится сильнее и крепче наша многонациональная страна.

-Что нас объединяет?

Нас всех объединяет любовь-к своей семье ,к близким людям ,к своей малой и большой Родине, к нашей России.

-А что такое любовь? ( ответы детей)

–это основа нашей жизни.

-Каждый человек хочет , чтобы его любили. Но если он останавливается только на этом чувстве , то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему:к маме и папе, к брату и сестре,к друзьям,к одноклассникам.

И если вы сочувствуете и жалеете, пусть даже незнакомого человека, то проявляете любовь к ближнему.

– К кому же мы испытываем это светлое чувство?

– В чём же ценность любви?

(Выслушиваются ответы детей).

-Ценность любви не в том , что любят вас , а в том, что вы способны любить других.

Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме к сестре писал:

« Ты жалуешься ,что тебя никто не любит ,но какое нам дело ,любит ли нас или не любит ?Наше дело:любим ли мы ?»

Любовь- это когда можешь жизнь положить «за други своя».

Вас любят родители и другие близкие люди ,ничего не требуя взамен .Вы любите свою семью ,своих друзей, не требуя за это награду. Мы любим свою Родину уже за то ,что она у нас есть

5.Работа по учебнику.

Комментированное чтение учебника

-Прочитайте 3 и 4 абзацы и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России. (Из традиций народов, живущих в нашей стране.)

-Люди каких религий живут в нашей стране? (Иудаизм, ислам, христианство, буддизм)

-Благодаря какому чувству людям удаётся жить в мире и согласии в нашей стране?

-Любовь и уважение к кому? (Друг к другу, к стране, к Отечеству).

– Как же мы должны относиться к Родине? (Беречь, любить, уважать Родину).

– С чего начинается настоящая любовь? (с бескорыстной любви к ближнему

-В чём заключается ценность любви ? ( не в том , что любят вас , а в том, что вы способны любить других).

Как проявляется чувство любви по отношению к родным, друзьям, одноклассникам? (Заботой, вниманием, помощью).

– Значит, ЛЮБОВЬ – это служение, которое проявляется прежде всего в делах на благо людей ,на благо нашей Родины.

А что значит служить Родине? (Выслушиваются ответы детей).

Работа с понятием патриот, патриотизм.

Найдите и прочитайте в учебнике, что такое Отечество?(родная страна)

ОТЕЧЕСТВО – это все мы

– А в чём же проявляется любовь к своему Отечеству?(в делах и поступках человека).

-Подумайте ,что вы можете сделать для других? (сделать мир вокруг себя чище,добрее,справедливее).

– Ребята, а как называют тех, кто любит своё Отечество, предан своему народу и готов идти на жертвы во имя интересов своей Родины?

-А как вы понимаете слово патриотизм?

-Запомните, ребята ,что от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем ПАТРИОТИЗМ.

. Примеры из истории «Прошлое и настоящее».

-В истории есть немало примеров проявления патриотизма, самопожертвования во имя Отечества. В нашем Отечестве жили и живут замечательные люди, которые любили и любят свою Родину, служили и служат ей, посвящали и посвящают Родине свои жизни, совершают ради неё подвиги .

Послушайте, что написал в своём письме брату Николай Кузнецовс фронта 27 июня 1942 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *