Фрунзенская средняя школа сакского района

Книга для родителей

Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики

В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики, главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи.

Учебные модули

Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы религиозных культур народов России
  • Основы светской этики

Особенности курса

Курс Основы религиозных культур и светской этики адресован знакомству учащихся с историей и культурой основных религий и светской этики, что позволяет формировать устойчивые нравственные убеждения.

Положительные отзывы

С 2009 по 2011 годы курс преподавался только в 21 регионе, но с 2012-2013 годами стал обязательным для всех школ, получив поддержку и положительные отзывы от родителей и педагогических коллективов.

Процедура выбора

Выбор учебного модуля предоставляется семье учащегося, и администрация школы обязана предоставить всю необходимую информацию для принятия решения.

Важное заявление

Решение о выборе модуля необходимо оформить заявлением по утвержденной форме.

Заключение

Родители могут задавать вопросы об содержании модулей и учебных процессах на специальных родительских собраниях в школах, чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие своих детей на основе семейных ценностей и традиций.

Значение православной культуры в российской истории

Общеизвестно, что православное христианство имеет выдающееся значение в историческом становлении русского народа, российской государственности и отечественной культуры. Дух Православия пронизывает нашу историю, литературу и искусство. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, понимание этой составляющей поможет лучше осмыслить историю, культуру России и происхождение многих современных традиций и обычаев.

Возвращение Православия в школу

После окончания периода атеистических запретов началось возвращение православия в школу. Во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. Изучение основ православной культуры в современных условиях направлено на систематическое знакомство ребенка с христианской традицией без привлечения к религиозной практике.

Цели изучения православной культуры

Изучение основ православной культуры в школе имеет цель поддержать семью в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей русского народа. Это также приобщение к христианским нормам и ценностям, на которых строится жизнь человека, семьи и общества.

Содержание курса

Модуль Основы православной культуры включает в себя около 30 уроков и знакомит школьников с историческими преданиями, святынями, символикой православного искусства. Среди основных тем: Во что верят православные христиане, Добро и зло в православной традиции, Любовь к ближнему, Милосердие и сострадание, Православный храм и святыни, Православный календарь, Христианская семья и ее ценности.

Изучение православной культуры поможет школьникам понять и уважать исторические и культурные традиции России, а также сформировать нравственные устремления и ценности на основе христианского учения.

Основы исламской культуры

Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

Происхождение ислама

  • Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов.
  • Его появление связано с именем пророка Мухаммада и откровением полученным от Бога, записанным в Коране.
  • Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм.

Особенности ислама

  • Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама.
  • Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов.

Ислам в России

  • Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития.
  • Первое знакомство с исламом в России произошло в 643 году в городе Дербент.
  • Благодаря торговым и культурным связям с исламским миром, ислам закрепился во многих регионах России.

Ислам в России, сохранивший свою уникальность, играет важную роль в культурном разнообразии страны. Исследование и понимание основ исламской культуры помогают расширить горизонты знаний и сформировать уважительное отношение к различным религиозным и культурным традициям мира.

Модуль Основы исламской культуры

Основные темы модуля Основы исламской культуры в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики включают в себя:

Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции

Столпы ислама и исламской этики

Обязанности мусульман

Для чего построена и как устроена мечеть

Мусульманское летоисчисление и календарь

Ислам в России

Семья в исламе

Нравственные ценности ислама

Искусство ислама

Завершается изучение темой Праздники мусульман. Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль Основы буддийской культуры

Модуль Основы буддийской культуры ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Читайте также:  Оркисэ 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики

Изучение в школе модуля курса Основы религиозных культур и светской этики призвано познакомить учащихся с основами буддийской культуры и иудейской культуры.

Буддизм

Первый блок уроков посвящен нравственным ценностям буддийской традиции, таким как добро и зло, ненасилие, любовь к ближнему, ценность жизни, сострадание и милосердие. Ученики изучат основы учения Будды, священные книги буддизма, картину мира в буддийском учении, искусство и праздники.

Темы курса по буддийской культуре

  1. Введение в буддийскую духовную традицию.
  2. Учение Будды и его основы.
  3. Нравственные ценности и нормы в буддизме.
  4. Буддийские обряды и ритуалы.
  5. Праздники и обычаи в буддийской культуре.

Иудаизм

Иудаизм — монотеистическая религия, число последователей которой в мире составляет от 10 до 15 млн человек. Модуль Основы иудейской культуры направлен на знакомство с основами этой религиозной традиции.

Темы курса по иудейской культуре

  1. История и иудейская традиция.
  2. Семья и ценности в иудаизме.
  3. Праздники и обряды иудаизма.
  4. Роль иудаизма в современном мире.

Изучение данных модулей поможет учащимся лучше понять различные религиозные и культурные традиции, развивать толерантность и уважение к многообразию культур и убеждений.

Основы иудаизма для школьников

Школьники, изучая иудаизм, погружаются в мир таких понятий, как монотеизм, религия, культура, иудаизм, священный текст и Пятикнижие. Подробное изучение структуры и названий священных книг расширяет их кругозор.

Роль заповедей и Устной Торы

В первых разделах программы уделено внимание заповедям (мицвот), определяющим морально-этическое содержание иудаизма, а также Устной Торе, влияние которой ощущается в современном еврейском религиозном наследии.

Обычаи и праздники

Особое внимание уделяется обычаям, праздникам, событиям из истории, синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат), а также ритуалам, связанным с этим днем.

Семейные ценности и нравственность

Модуль также включает обсуждение вопросов семейной жизни, нравственных ценностей и духовных аспектов. Уроки о добре и зле в иудейской культуре занимают важное место в обучении.

Основные темы модуля

В ходе обучения освещаются различные аспекты иудаизма, такие как Тора — главная книга, Патриархи еврейского народа, Пророки и праведники, Храмовая служба, Шабат, а также Иудаизм в России и другие актуальные темы.

Значение воспитания

Изучение иудаизма важно для формирования личности, оценки добра и зла, правды и лжи. Школа играет ключевую роль в помощи детям выбирать духовные ориентиры и различать нравственные ценности.

Познакомившись с основами иудаизма в раннем возрасте, дети получают возможность лучше понять себя, мир вокруг себя и свою религиозную и культурную идентичность. Они воспринимают нравственные уроки, которые помогут им стать сбалансированными и добрыми людьми.


Данный материал разработан профессиональным SEO копирайтером на русском языке.

Основы светской этики для четвероклассников

Нравственный опыт человека и человечества является важным содержанием учебного модуля Основы светской этики. Этот модуль ознакомит школьников с основами нравственности, даст представление о морали и ее значении в жизни. Уроки будут основаны на позитивных поступках людей и помогут формировать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.

Что включает модуль?

На уроках четвероклассники узнают о:

  • Основах российской светской этики
  • Золотом правиле нравственности
  • Понятиях дружбы, милосердия, сострадания
  • Понимании добродетели и порока
  • Нравственном выборе и совести
  • Семейных ценностях и их роли

Как устроены уроки?

Важной частью занятий будет обсуждение текстов различных литературных произведений, притч и рассказов. Это позволит детям размышлять о поступках людей и персонажей литературы.

Темы учебного модуля

Модуль Основы светской этики включает следующие темы:

  1. Культура и мораль
  2. Этика в жизни человека
  3. Праздники как форма исторической памяти
  4. Нравственность в разных культурах
  5. Государство и нравственность гражданина
  6. Нравственные ценности в культуре Отечества
  7. Трудовая мораль
  8. Нравственные традиции предпринимательства
  9. Нравственные идеалы и принципы
  10. Этикет и самосовершенствование

Религиозные аспекты

Модуль также предусматривает изучение основ религиозных культур народов России: буддизма, христианства, ислама, а также национальной религии – иудаизма. Это поможет детям понять нравственные идеалы и ценности, лежащие в основе различных религий, присущих нашей стране.

Итоги

Занятия по модулю Основы светской этики помогут установить лучшее взаимопонимание между детьми и родителями, установить согласованные нравственные стандарты в семье и школе. Уроки будут способствовать формированию базовых нравственных принципов учащихся и развитию их нравственных убеждений.

Основы религиозных культур народов России

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, содержащемся в изучаемых религиозных традициях.

Дети знакомятся с выработанными способами нравственного развития людей, переданными через религию и культуру.

История религий в России

Во втором разделе исследуется история религий в России, религиозно-культурные традиции народов страны. Цель изучения этого раздела – способствовать формированию образа единого государства при многообразии религиозных культур.

Польза для детей

Изучение модуля Основы религиозных культур народов России поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни.

Модуль информационно насыщен и включает следующие темы:

  • Культура и религия
  • Древние верования
  • Религии мира и их основатели
  • Священные книги религий мира
  • и другие.

Для более эффективного усвоения материала необходимо работать во внеурочное время и проводить совместные обсуждения с взрослыми.

Часто задаваемые вопросы

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?
Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе во всех общеобразовательных учреждениях России с 1 сентября 2012 года.

Читайте также:  Зачем дети учат орксэ

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Курс ОРКСЭ изучается весь и не предусматривает выбора отдельных модулей для изучения.

Выбор модуля ОРКСЭ для ребенка

Родителям необходимо выбрать только один модуль для изучения своего ребенка. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Ни школьная администрация, ни учителя, ни работники управления образованием не имеют права делать выбор за семью. Они не могут определять, какой модуль будет изучать конкретный ребенок без учета мнения его родителей.

Влияние изучения курса ОРКСЭ на учебный процесс

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, который разрабатывается на основе федерального базисного учебного плана. Изучение курса ОРКСЭ не отнимет учебные часы по основным предметам, таким как русский язык, математика, иностранные языки. Количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, устанавливается федеральным базисным учебным планом и не может быть уменьшено.

Использование учебников для изучения курса ОРКСЭ

Для изучения курса ОРКСЭ желательно использовать учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях. На сегодняшний день на рынке доступно множество учебников по различным модулям ОРКСЭ от ведущих российских издательств, таких как Просвещение, Дрофа, Русское слово.

Выбор нескольких модулей курса

Если родители желают, чтобы их ребенок изучал несколько модулей ОРКСЭ, то выбор модулей должен осуществляться исключительно родителями. Система образования в городе обязана обеспечить подготовленных учителей, учебные пособия и все необходимое для изучения выбранных модулей. Весь процесс не зависит от отдельной школы или учителя, а является задачей всей системы образования.

Организация занятий для школьников по модулям курса ОРКСЭ

В системе образования возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические и организационные вопросы, которые решаются администрацией образовательного учреждения. Родители имеют полную свободу выбора модулей для своих детей.

Как делить класс при выборе разных модулей?

Если в классе из 28 учеников 25 выбрали изучение модуля Основы православной культуры, а 3 ученика — модуль Основы светской этики, как делить класс и проводить оба предмета одному учителю?

Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечить изучение каждого выбранного модуля, даже если выбор делает только один ученик.

Кто может преподавать модули курса ОРКСЭ?

Преподавать учебный предмет по курсу Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) может любой педагог в школе, выразивший желание преподавать и прошедший соответствующую подготовку.

Подготовка учителей для преподавания курса ОРКСЭ

Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) в учебных центрах с получением соответствующего сертификата. Далее им необходимо будет продолжать повышать свой уровень знаний для улучшения качества преподавания курса ОРКСЭ, включая профильную подготовку по отдельным модулям курса.

Будущее подготовки учителей по курсу ОРКСЭ

В будущем планируется систематическая подготовка учителей в вузах для преподавания религиозных культур и светской этики по программам профессионального педагогического образования.

Приглашение православных священников и представителей других религий к преподаванию

Существует возможность привлечения православных священников, представителей других религий к преподаванию курса ОРКСЭ.

Курс Основ религиозных культур и светской этики

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации и подготовки. На этапе апробации курса ОРКСЭ в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут светские учителя. Имея в виду под словом светские, что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

С этим согласны и все религиозные организации (Русская Православная Церковь, исламские, буддистские, иудаистские), выступающие в этом проекте партнерами государства, семьи и школы в обеспечении необходимого качества преподавания соответствующих религиозных культур, исключающего искажения, неточности в представлении религиозных традиций.

Участие конфессий и преподавание

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое образование для работы в школе, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ не требуется. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и с согласия родителей.

Ресурсы для учебы

Где можно посмотреть фрагменты живых уроков, а не просто статистику? Где можно найти поурочный список обсуждаемых тем?

Материалы и оборудование

Материалы уроков можно найти в Интернете на соответствующих сайтах.

Какие ресурсы и учебники нужно приобрести для данного урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Учебные материалы

Обучающие пособия и учебники предоставляются в школе, поэтому родителям не требуется покупка дополнительной литературы по всем модулям курса ОРКСЭ для семьи.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики, 4 класс

Практические занятия

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Методика преподавания религиозных культур в школе

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах.

Практические занятия

В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают обучение религии, практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п.

Организация выбора курса

Выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики (2023 г.) должен быть организован на заседании органа самоуправления образовательного учреждения. Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, за организацию и проведение выбора.

Подготовка к родительским собраниям

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики. Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе.

Подготовка к возможным вопросам

Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Важность свободного выбора образования

Работники образовательных учреждений должны подходить к общению с родителями без вмешательства в выбор учебного курса для их детей. Необходимо соблюдать законодательство, которое устанавливает исключительную ответственность родителей за выбор образовательной программы. Вмешательство в этот выбор недопустимо, даже если есть запросы или просьбы со стороны родителей. Единственный совет, который можно дать – это ориентироваться на жизненный стиль и интересы самого ребенка.

Отказ от изучения учебного курса

Отказ от изучения учебного курса не допускается, так как он разработан с учетом широкой общественной потребности и утвержден органами государственной власти. Выбор программы позволяет учитывать запросы граждан и родительского сообщества. Таким образом, отказ от изучения курса не может быть обоснован рациональными аргументами.

Родительское собрание

Перед проведением родительского собрания необходимо определить даты и пригласить родителей всех учащихся класса. Важно также, чтобы на собрании присутствовали представители администрации, классный руководитель, учителя, родительский комитет и официальные представители религиозных организаций.

Собрание может быть проведено в нескольких классах одновременно, однако протоколы должны вестись отдельно для каждого класса. Ведением собрания должен заниматься представитель администрации и регламентироваться планом, включающим введение, представление содержания образования и возможные вопросы от родителей.

В случае конфессиональных учебных модулей, на собрании могут принимать участие представители соответствующих религиозных конфессий.


Статья подготовлена профессиональным SEO копирайтером.

Курс религиозной культуры в школе: порядок выбора модулей

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса.

Ценностная основа курса

Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.

Подготовка к собраниям

  1. подготовка данных бланков заявлений;
  2. представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей;
  3. ответы на вопросы родителей, уточнения.

Заполнение заявлений

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей):

  • сокращённое название общеобразовательного учреждения, например МБОУ Средняя школа № 4;
  • фамилия и инициалы директора;
  • класс, в котором обучается их ребёнок;
  • фамилия и имя их ребёнка;
  • название выбранного модуля;
  • дата;
  • личная подпись (подписи) с расшифровкой.

Сбор и сдача заявлений

Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся надо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления.

Завершение процесса выбора модулей

Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.

С информацией для родителей о каждом модуле курса ОРКСЭ ознакомлен __________________________ (подпись родителя)

Петропавловск-Камчатского городского округа

Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ

Мы, родители (законные представители) учащегося ___ ___ класса образовательного учреждения _______________________ Петропавловск-Камчатского городского округа ________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.

Выбор модуля

Изучение модуля:

Дата ___ _________________ 20___ г.

______________________________\

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *