Забить и найти эксперта по ПЕДАГОГИКЕ
Нина Петровна Добренко
Эксперт по предмету Педагогика
Преподавательский стаж — 8 лет
Основная задача любого государства – не только воспитать, но и обучить подрастающее поколение. В статье разберемся, что входит в стратегию развития воспитания в нашей стране и какие направления сейчас самые востребованные.
Основные направления развития воспитания
Согласно Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, особое внимание следует уделять следующим направлениям:
Эксперт |
---|
Петракова Татьяна Ивановна |
Публикации этого автора |
Доктор педагогических наук, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики).
Введение. Роль воспитания в современном обществе
О лежащем в основании мира Слове повествует Евангелие (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог), давая методологический ключ для подхода к проблеме.
Круг основополагающих мировоззренческих понятий требует научного осмысления, строгого отбора понятийного ядра и включения в него целого круга духовно-нравственной лексики (таких слов, например, как добро и зло, добродетель и грех, Бог и диавол и др.). Необходимо выстраивание их в систему, а также возвращение им истинного значения (чистого смысла).
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, общечеловеческой, а затем к традиционной — христианской, православной. В основе обеих систем лежат Божественные заповеди, однако между ними имеются существенные различия.
Анализ
Анализ материалов чтений, публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Для утверждения или отрицания этой точки зрения необходимо рассмотреть ряд вопросов, в частности, вопрос о соотношении веры и науки, о понимании, назначении и строении человека в марксистско-ленинской, гуманистической и православной традициях, об особенностях православного подхода к воспитанию и образованию и ряд других.
Вера и наука
Можно ли вообще говорить о духовных, религиозных основах воспитания, педагогики, любой науки в целом? Каковы взаимоотношения веры и науки? Что изменилось в их отношениях за последнее время?
Для любого непредвзятого исследователя очевидно, что наука и религия не противоречат друг другу. Они и не могут противоречить, поскольку у них, выражаясь научным языком, разные области исследования.
Наука изучает природу, физические объекты и явления, имея дело с истинами относительными. Религия познает Бога, касаясь истин абсолютных. Наука допускает вмешательство высших сил (божества) в законы земной жизни (феномен чуда), не изучая их, религия выявляет отношение человека к этим сверхприродным силам и началам жизни и свидетельствует о возможностях и условиях их проявления.
Вера исключительно в науку есть вера в то, что кроме эмпирического, научного, нет других способов познания мира, нет иной области бытия, нет иных истин. Религиозная вера дает возможность ощутить эти истины и понять зависимость видимого мира от мира невидимого, высшего, разумно-духовного.
То же можно сказать и о других понятиях, которые религия познает и раскрывает изнутри, углубляя и расширяя их как обыденный, так и научный смысл и выводя сознание за пределы чувственного познания действительности.
Чистота сердца дает возможность рассудку не только сохранить всю силу логического мышления, но и приобрести Божественные свойства — простоту и проникновение в суть вещей. Душа видит истину Божию по силе жития, — утверждает христианский подвижник Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями.
Человек – основное понятие педагогики как гуманитарной науки
Что касается гуманистической педагогики, то следует отметить, что антропоцентрическая установка на самодостаточность человека, принятая ею, признание наличия в нем души при отрицании ее Создателя —Бога, также искажает научную картину мира, не позволяет объективно определить роль и место в ней человека и, следовательно, правильно описать и сформировать эффективную воспитательную систему.
Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм). Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.
Необходимо несколько слов сказать о выводах, сделанных этим ученым, поскольку они имеют принципиальное значение для нашего исследования.
Принимая во внимание внутреннюю целостность и иерархичность строения личности (дух-душа-тело) школа должна равно заботиться о всех трех сферах ее реального бытия.
Из сказанного очевидно, что антропологический принцип в подходе к проблемам воспитания, последовательно использованный В. В. Зеньковским, позволил ему сделать глубокие выводы, имеющие большое научно-практическое значение.
Светское и христианское понимание воспитания и образования
Христианская антропология: отражение человека в педагогике
Христианская антропология представляет цельное представление о человеке, что позволяет пересмотреть понятия воспитание и образование. Важно учитывать иерархию понятий для научного исследования, чтобы понять их реальные отношения.
Иерархия и системный подход
Иерархия понятий показывает вертикальную зависимость их относительно друг друга, в то время как системный подход предоставляет большую свободу для манипулирования элементами системы. В советской педагогике был заметен крен в сторону обучения, который постепенно преодолевался на протяжении времени.
Единый процесс обучения и воспитания
В 70-е годы обучение и воспитание призывалось стать единым и целостным процессом. Содержание учебного материала, методы работы, нравственная направленность учителя и отношения между учителем и учениками должны быть взаимосвязаны для эффективного обучения и воспитания.
Подвиг сердца в христианской педагогике
Христианская педагогика уделяет внимание следующему принципу: Блаженны чистые сердцем. Забота о сердце как источнике духовной жизни является главной задачей воспитания. Важно учитывать, что жизнь сердца проявляется через любовь.
Выводы
Христианская антропология дает точное представление о воспитании и образовании, которое имеет абсолютный характер и не изменяется со временем. Понимание глубоких принципов воспитания и образования помогает формировать цельного и гармоничного человека.
Петр Сидоров
SEO копирайтер, эксперт по контенту
Влияние христианской педагогики на воспитание и образование
Таким образом, христианская педагогика говорит о воспитании как о возвышении сердца как центра духовной жизни, как главной силы любви. Эта задача необходимо включает в себя помощь педагога в понимании каждым воспитанником своего особого пути, своего креста, — того подвига, который предлежит ему в земной жизни с целью достичь жизни вечной. Воспитание предполагает также воцерковление, когда ребенок в свободном, проникнутом любовью и братством единении раскрывает свои таланты, всю полноту своей личности.
Роль образования в христианском контексте
И действительно, если воспитание — это, прежде всего, уход, забота о сердце, исправление и зажигание его, то понятие образование близко по значению к слову формирование. Оно связано с формированием правильного образа мыслей, правильного (в данном контексте — христианского, православного) мировоззрения.
На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и формирует ее содержание.
Познание себя и вера в Бога
Найти ответ на загадку о себе, на мучительные вопросы, когда правда жизни и правда сознания предстают перед человеком со всей страшной силой рокового вопроса жизни: Быть или не быть? и Зачем быть? — найти ответ на эти вопросы можно только в христианстве. Вера в Бога, пусть поначалу очень слабая, заставляет человека искать живого общения с Ним и постепенно открывает в Боге живой образ истинного бытия.
С философской точки зрения познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, познающего и познаваемого, акт, в котором нечто познается как нечто. Сложность познания самого себя заключается именно в позиции познающего, в отношении к себе как объекту. Вместе с тем, чтобы познать себя как образ Божий, необходимо знать, что Бог есть и что есть Бог, т. е. необходимо иметь о Нем представление.
Значение знания о мире
Исходя из принципа иерархичности сознания, можно сделать вывод о том, что знание Бога, составляющее предмет христианского воспитания, и знание о Боге, являющееся предметом христианского образования, являются главными для личности, так как способствуют становлению, формированию и развитию ее ядра — души.
Знания о мире по своему значению являются вторичными для человека, они не имеют для него абсолютного значения и служат для достижения целей земного бытия.
Заключение
Правильно найденное соотношение знания (ума) и сердца, воспитания и образования позволяет говорить об их гармонии. Она предполагает такое состояние души, когда ум сдерживает чрезмерные сердечные порывы, сердце согревает холодную рассудочность ума, и оба они направляют волю в нужное русло.
Таким образом, воспитание и образование в их истинном значении можно уподобить дереву, посаженному семечком в сердце человека. Его рост и формирование зависят от многих очевидных и скрытых факторов. Его плоды — это те плоды Св. Духа, о которых неоднократно говорится в Евангелии: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Воспользоваться ими предстоит как в жизни этого века, так и века будущего.
Сравнивая светское и религиозное понимание слов «воспитание» и «образование», можно сделать ряд выводов.
1. Светская трактовка этих терминов (от ярко выраженной классовой, марксистской до более мягкой культурологической, гуманистической) исходит из материалистического определения человека как «продукта среды» и поэтому преследует задачу, прежде всего, ее улучшения, облагораживания, создания соответствующих условий через правильную организацию детской жизни и деятельности, включая также и «подгонку» индивида к среде. При этом недостатки в воспитании, отсутствие ожидаемых положительных результатов объясняются так называемыми стихийными, неорганизованными влияниями на личность или ее биологическими, генетическими особенностями.
Христианское, православное понимание значений этих слов исходит из взгляда на человека как на образ и подобие Бога. Оно предполагает не только создание соответствующих условий для роста и формирования ребенка, но и учет и использование в этом процессе благодатной помощи Божьей через участие, прежде всего, в Литургической жизни Церкви.
2. Не признавая метафизического начала личности, ее бессмертной души (или признавая душу без ее Создателя — Бога), светская педагогика видит смысл воспитания и образования в достижении видимых результатов «наилучшего существования»: богатства, благополучия, высокого профессионального статуса, нравственного совершенствования ради нравственного совершенствования и т. п.
3. В координатах светской науки понятие «воспитание» слабо соотносится с понятием «образование», утрачивает свое ведущее, по отношению к нему, значение и широкий понятийный смысл, свои этимологические корни и понимается зачастую как часть образования.
Подобный процесс происходит и с термином «образование», который в настоящее время приблизился к понятию «обучение» и имеет узкое значение накопления всевозможной и разнообразной информации — без учета ее ценностного значения для личности. Оба эти понятия (как и понятие «человек») употребляются в педагогическом обиходе в искаженном виде.
Слова «воспитание» и «образование» в христианском сознании восходят к своей этимологии: к слову «питание» — уход, наблюдение, взращивание, правильное, доброкачественное питание души и тела, личностное возрастание, рост; к слову «образ» — восстановление и формирование в человеке образа его Создателя и Творца. Значение этих слов в христианской педагогике используется во всем диапазоне. Объем понятия «воспитание» шире понятия «образование». В развитии оно подразумевает расширение, углубление, рост души и всех сил, с нею связанных, тогда как понятие «образование» предполагает формирование ее содержания. Два этих понятия тесно связаны между собой, своим пересечением образуя как бы невидимый крест.
4. Слова «человек» («личность»), «воспитание», «образование» в светской педагогике соотносятся между собой как элементы подвижной системы, которые, в зависимости от меняющихся, в соответствии с конъюнктурой, условий могут изменять свое положение и значение.
Эти же слова в христианской педагогике подчинены строгой иерархии: понятие «человек» подчиняет понятие «воспитание». Воспитание вбирает в себя понятие «образование», оно связано с проявлением у ребенка самосознания и сознания. (Воспитание связано, прежде всего, с подсознанием).
5. В качестве конечной цели светского воспитания поставлен идеал всестороннего и гармоничного развития личности, который в последнее время заменяется «гуманистическим», «общечеловеческим» идеалом или идеалом «общечеловеческих ценностей». Однако, как представляется, эти ориентиры не могут использоваться в качестве абсолютных в силу размытости, подвижности и непроясненности их смысла.
6. «Всесторонность» и «гармоничность», покоящаяся на материалистическом понимании мира и положенная в основу секуляризированной педагогики, предполагает равное внимание к умственному, нравственному (идейно-нравственному) и физическому воспитанию. Она не позволяет глубоко вникнуть в их связи и отношения, приводит к неправильной оценке этих аспектов воспитания в теории и в практической педагогической деятельности.
Целостность и иерархичность души, положенная в основу христианской педагогики, позволяет правильно оценить роль и место духовно-нравственного, умственного и физического воспитания и организовать научные исследования и педагогическую деятельность в соответствии с приоритетом духовно-нравственного воспитания и образования.
7. Светская педагогика апеллирует к т. н. внешнему знанию, понимая под образованием получение определенной суммы знаний, умений и навыков, необходимых для ориентации и укоренении в земной жизни.
Христианское образование обращено, прежде всего, к внутреннему человеку. Оно позволяет заложить основы истинного мировоззрения, благодаря которым можно легко воздвигнуть здание светских наук.
В целом можно отметить более глубокий и полный, этимологически выверенный, всеохватный смысл понятий «воспитание» и «образование» в системе религиозной педагогики, нежели в системе светской педагогики.
1995. С. 216.
Воспитание не имеет целью развития науки, и для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, – его тело, душу и ум – и прежде всего обращается к характеру человека, а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность. Почва эта, разнообразная до бесконечности, прежде всего, однако, распадается на большие группы, называемые народностями. Можно ли и должно ли разрабатывать эти различные почвы одними и теми же орудиями, сеять и производить на них одни и те же растения, или для каждой почвы педагогика должна открыть особые орудия и особые этой почве свойственные растения? Вот вопрос, который мы здесь задаем себе.
Сначала посмотрим на факты и отыщем в них твердую опору для своих мнений.
Сила характера, независимо от его содержания, – сокровище, ничем не заменимое. Она почерпается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание всякого человеческого достоинства. Но всякая сила слепа. Она одинаково готова разрушать и творить, смотря по направлению, которое ей дано. Все решается наклонностями человека и теми убеждениями, которые приобрели в нем силу наклонностей. Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра. Но этого мало. Каждый из нас видит прямую дорогу, но многие ли могут похвалиться, что никогда не уклонялись от нее? Побеждать свои природные влечения каждую минуту – дело почти невозможное, если посреди этих влечений мы не находим себе помощника, который бы облегчал для нас победу над нашими дурными наклонностями и в то же время награждал бы нас за эту победу. К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений, но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Взяточник, истачивающий, как червь, силы своей родины, сочувствует ее славе и ее горю. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!
Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития.
Что бы ни говорили утописты, но народность является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью. До настоящего времени все развитие человечества основывается на этом разделении труда, и жизнь историческая подчиняется в этом отношении общим законам организма. Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалиться со сцены: он более не нужен. История не терпит повторений. Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни. Наука же, идеи которой общи для всех, не жизнь, а одно сознание законов жизни, и народ только тогда поступает вполне в ведение науки, когда перестает жить. Идея его жизни, делавшая его особым народом, поступает в общее наследство человечества, а тело его – племя, которое его составляло, потеряв свою особенность, разлагается и ассимилируется другими телами, не высказавшими еще своей последней идеи.
Что такое вся история народа, если не процесс сознания той идеи, которая скрывается в его народности, и выражение ее в исторических деяниях? Но это сознание совершается в единичных человеческих самосознаниях и, создаваясь из атомов, делается непреоборимой исторической силой. Чем сильнее в человеке народность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования, и что относится к великим историческим деятелям и великим народным писателям’, которые подвигают периодами народное самосознание, то может быть приложено и к каждому члену общества. Для того уже, чтобы понять великого человека или сочувствовать народному писателю, необходимо носить в самом себе зародыш народности.
Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю.
Общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание. В семействе природа подготовляет в организме детей возможность повторения и дальнейшего развития характера родителей. Организм новых поколений в народе носит в себе возможность сохранения и дальнейшего развития исторического характера народа. Воспитанию приходится часто бороться с семейным характером человека, но его отношение к характеру народному – совершенно другое. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника.
Но разве народность не нуждается в исправлении? Разве нет народных недостатков, как и народных достоинств? Неужели воспитание должно укоренять упорство в англичанине, тщеславие в французе и т. д.?
Прежде всего заметим, что судить о достоинствах и недостатках народа по нашим личным понятиям о качествах человека, втискивая идею народности в узкие рамки нашего идеала, никто не имеет права. Как бы высоко ни был развит отдельный человек, он всегда будет стоять ниже народа. История убеждает нас на каждом шагу, что понятия наши о достоинствах и недостатках неприложимы к целым народностям, и часто то, что кажется нам недостатком в народе, является оборотной и необходимой стороной его достоинств, условием его деятельности в истории.
Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью.
Сделаем теперь общий вывод из нашей статьи и перечислим одно за другим те положения, которые мы хотели доказать:
Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более, как теория немецкого воспитания.
У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.
Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
Наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она обща для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни.
Общественное воспитание не решает само вопросов жизни и не ведет за собой истории, но следует за ней. Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям.
Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания.
Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть, единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений.
Насколько мы доказали каждое из этих положений, предоставляем судить другим; мы желали только предложить вопросы и будем считать себя счастливыми, если эти вопросы вызовут мнения других.
Полный текст статьи К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» (1857) можно посмотреть здесь: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html
Сущность общественного воспитания
Общественное воспитание – это одна их объективных характеристик воспитания, выступающая в качестве закономерности человеческого и общественного развития, в их взаимодействии в процессе позитивной созидательной деятельности.
Общественное воспитание, иными словами, – социальное воспитание личности, то есть субъекта гражданского общества, носителя общечеловеческих и социально-культурных ценностей.
Общественное воспитание можно считать фактором развития и функционирования общества, во всем многообразии его структур:
Сферами функционирования субъектов общественного воспитания выступают неорганизованная социальная среда, досуговое пространство человека, а также организованная среда общественного образования и профессиональной деятельности.
Современное пространство общественного воспитания представлено системой, которая включает:
Содержание основной учебной деятельности выносят за пределы урока в открытое социальное пространство, что дает возможность педагогу максимально реализовать свой профессиональных и гражданский потенциал, получить новые знания, опыт, лучше узнать своих воспитанников и оценивать их успехи.
Тренды школьного образования
Первые предпрофессиональные классы открылись в Москве только в 2015 году. Такая форма обучения, когда школьники уже начинают осваивать определенную профессию, позволяет:
Технологии VR и AR
Относительно недавно в некоторых школах стали активно применять технологии виртуальной и дополненной реальности, что делает учебу более увлекательной и доступной для зумеров (с учетом их клипового мышления). Кроме того, предмет, который изучается более объемно, будет лучше усвоен, ведь теория здесь идет в ногу с практикой. Так что VR- и AR-технологии скоро станут неотъемлемой частью образовательного процесса.
Равные возможности для разных детей
Современное российское образование делает акцент на равных возможностях для всех школьников, независимо от их финансового и социального положения и состояния здоровья.
Наставничество
Сейчас педагог играет роль наставника, который не контролирует и подавляет, а направляет и подсказывает. Учитель теперь — не единственный источник знаний, ведь есть интернет. Также преподаватели отвечают за мотивацию детей (увлекают их необычными форматами уроков, проектами, мероприятиями), они учат их объективно оценивать свои возможности и принимать правильные решения. Вывод: образование XXI века должно быть нацелено, прежде всего, на умение применять получаемые знания в жизни и профессии.
Воспитательная работа в современной России
В последние годы вектор воспитательной работы в российских школах ощутимо изменился. Теперь акцент делается не столько на получение фундаментальных знаний (хотя и без них никуда), сколько на развитие гибких навыков и духовно-нравственных ценностей. Ребят развивают сразу в нескольких направлениях: осваиваем программу и в то же время понимаем, зачем нам эта информация и как использовать ее в жизни.
Новшества максимально подробно отражены в Федеральных стандартах. Например, определены требования к личностным и метапредметным результатам (работа с информацией, самодисциплина, овладение универсальными учебными познавательными действиями) учеников.
А на уровне начального общего образования были конкретизированы предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ:
Именно изучение традиций и культур народов страны, по мнению главы государства, позволит гармонично сочетать любовь к большой и малой родине, общенациональную и этническую идентичность, а также уважение к людям, которые живут рядом. Чтобы максимально учесть особенности и образовательные потребности ребенка, школы должны предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования: например, сформировать индивидуальный учебный план, организовать углубленное изучение отдельных дисциплин или же курсы.
Принципы работы педагога дополнительного образования
«Общественное воспитание» 👇
Педагоги дополнительного образования дают начальные основы профессиональной деятельности, включают воспитанников в процесс познания запросов современного общества, подготавливают их к участию в преобразовании этого общества и его совершенствовании.
Педагогические принципы деятельности педагога дополнительного образования соответствуют сущности общественного воспитания, к ним относятся:
При грамотной реализации педагогических принципов, учреждение дополнительного образования может стать настоящим инновационным центром общественного демократического, гуманистического, социального и личностно ориентированного воспитания детей.
К качественным показателям общественного воспитания обучающихся и их личному вкладу в общественную жизнь относят результаты их участия в многочисленных конкурсах, смотрах и фестивалях. Это результаты гражданского, патриотического воспитания детей.
Педагоги дополнительного образования открывают новые средства общественного воспитания – государственно-общественные детские объединения, в качестве учебной и особой социальной среды их гражданского становления. Обычно детские учреждения дополнительного образования максимально приближены к реальности повседневной жизни. Именно общественно-личностной, добровольной направленностью объединения формируются новые социальные, общественные компетенции обучающихся и педагогов.
Подростки в детских сообществах приобретают первый социально-общественных жизненный опыт. Исторически отечественный опыт внешкольного общественного воспитания помог сформировать новый тип педагога: вожатого, организатора детской самодеятельности и общественного объединения в качестве субъекта образования и воспитания, и закрепить этот образ, творчески его развивать в новых российских условиях.
Существующая сейчас система внешкольного воспитания представляет собой многообразие детских общественных объединений, создаваемых на основе образовательных учреждений, представляющих их социальных партнеров, действующих преимущественно при активном участии педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования и организаторов.
Грамотно организованное с педагогической точки зрения детское общественное объединение представляет собой классический образец комплексной реализации принципов общественного воспитания, приоритетными среди которых являются:
Особенно стоит заострить внимание на характерном для детского объединения сотрудничестве и содружестве детей и взрослых, взаимозаботе, уважении, доверии и товарищеской требовательности.
В наиболее общем виде специфика общественного воспитания может быть сформулирована в качестве идеи воспитания детей детьми.
Основа результативности общественного воспитания – педагогически грамотная позиция взрослого, ориентированная на максимальное использование возможностей самих детей в познании социальной реальности, общественной жизни и их воздействии на окружающую действительность, самовоспитание подростков.
Не понимаешь, как писать работу?