Духовно-нравственное воспитание молодого поколения в начальной школе
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является одной из главных задач современного общества. Начальная школа играет ключевую роль в формировании моральных качеств учащихся, так как именно в этот период происходит социализация ребенка и расширение круга его общения.
Базовые национальные ценности составляют основное содержание духовно-нравственного воспитания и развития. Эти ценности передаются из поколения в поколение через культурные и семейные традиции. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в основном происходит в процессе обучения, где занятия предоставляют возможность для разнообразных коллективных действий и приобретения опыта нравственных отношений.
Программа Краеведение для учащихся от 7 до 10 лет
В соответствии с особенностями личностного развития учащихся я выстраиваю образовательный процесс по авторской дополнительной общеобразовательной программе Краеведение с детьми в возрасте от 7 до 10 лет. Я считаю, что сегодня акцент должен быть сделан не на передаче готовых знаний, а на их получении через исследования, творческие задачи и проектные работы. Важно создать условия для развития мышления, создания чего-то нового, работы в команде, постановки и достижения целей и раскрытия всех скрытых потенциалов ребенка.
По этой причине я уделяю особое внимание исследовательской деятельности учащихся в рамках моей программы. Учащимся предлагается выполнить следующие исследовательские проекты:
- Моя родословная
- Герб моей семьи
- Традиции и реликвии моей семьи
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании
Семья – это самое важное и ценное в жизни каждого из нас. Семья влияет на формирование наших моральных и человеческих качеств. Важно привить ребенку интерес к семейным традициям, истории его семьи, связям между поколениями.
Исследование Моя родословная
Исследование Моя родословная направлено на создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через их взаимодействие с семьей и изучение истории своего рода. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач:
- Объединение членов семьи общими интересами.
- Формирование умения работать с архивными документами (в том числе, и в семейном архиве).
- Развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал.
- Повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся.
Исследовательская работа строится на изучении таких понятий, как генеалогия, родословная, род, поколение, потомство, предок, традиция, реликвия. Изучаются степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии. На основе полученных знаний предлагаю детям создать генеалогическое древо своей семьи.
Очень важно, что в результате этой работы родители и дети узнали много нового о себе и о своих предках, научились любить и уважать историю семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Увековечиваем семейные традиции: создание гербов и изучение реликвий
Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Его передавали из поколения в поколение, он был для человека символом семьи, дома, Родины. Герб – уникальная возможность увековечить свою семью, создать династию, основать род.
Большой интерес у детей вызывает выполнение герба семьи и составление девиза. На занятиях детям предлагается создать свой семейный герб, отразив на нем профессии членов семьи, хобби, увлечения, интересы. Например, девизы могут быть: Семья – это счастье, а счастье – это семья!, Всегда и везде вместе!, Один за всех и все за одного!, Когда мы вместе, мы сила!. Семейные гербы становятся разнообразными и отражают труд родителей, их профессии, семейные традиции и увлечения.
Семейные гербы и девизы
Во время занятий Традиции и реликвии моей семьи дети знакомятся с понятиями традиции и реликвии, обсуждают вопросы, такие как:
- Для чего нужно сохранять старые памятные вещи отцов и дедов?
- Что может быть семейной реликвией?
- Как сохранить память о предках?
- Что такое реликвия?
- Что такое традиции?
- Что такое родословная?
Дети узнают, что семейными реликвиями могут быть фотографии, письма, документы, предметы быта, украшения, книги и т.д. Проводя исследование своих семейных традиций и реликвий, они получают интересные результаты.
Исследование семейных традиций
Участие в таких исследовательских работах позволяет развивать совместную деятельность учащихся и их родителей, творческие и коммуникативные способности детей, укреплять духовные ценности семьи.
Понимание семейных традиций играет важную роль в воспитании детей, позволяя им гордиться своей семьей, выражать положительные эмоции, сохранять связь между поколениями и повышать культурный уровень семьи.
Сущность и характеристика духовно-нравственного воспитания школьника
Организация: ВГУ имени П. М. Машерова
Населенный пункт: Республика Беларусь, г. Витебск
Аннотация: Анализ и разбор понятия духовно-нравственное воспитание.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, духовное воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание в современном обществе
Сегодня вопрос о духовно-нравственном воспитании стал одним из главных в приоритетах. Государство прилагает все усилия для укрепления духовно-нравственных ценностей общества. Педагогическая наука ставит перед собой задачи активизации патриотического воспитания детей и молодежи, развития любви к Родине, а также формирования моральных ценностей народа.
История духовно-нравственного воспитания
Первыми педагогами, которые начали осмысление процесса духовно-нравственного воспитания, стали К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, В.О. Ключевский, Е.О. Лихачева, В.П. Вахтеров, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин.
Понятие духовности
Изначально понятие духовность имело религиозное происхождение, но в настоящее время оно все чаще используется в секулярной науке, включая педагогику. В отечественной психологии и педагогике духовность понимается как субъектность, движущая сила развития в человеке.
Понятие нравственности
Нравственность представляет собой систему ценностей, норм поведения и мотивов поступков. Нравственным считается человек, руководствующийся нравственными принципами в своем поведении.
Сравнение понятий нравственность и мораль
Выделяется разница в использовании терминов нравственность и мораль в различных областях наук: в философии и обществоведении преобладает термин мораль, в то время как в педагогике используется термин нравственность.
Роль духовно-нравственного воспитания
Современные исследователи сходятся в мнении о важности духовно-нравственного воспитания для развития общества. Оно позволяет воспитаннику приблизиться к высшим проявлениям беззаветности, милосердия, близости к ближнему и прекрасному.
Несмотря на сложность понятия, существует множество авторских определений в научной литературе, которые помогают понять суть духовно-нравственного воспитания.
В современном обществе все более актуальной становится тема духовно-нравственного воспитания детей. З. И. Саласкина определяет его как процесс формирования и усвоения духовно-нравственных норм, умений и навыков поведения, а также как содействие в формировании добронравного сознания и чувства умственного и нравственного преобладания.
Сущность духовно-нравственного воспитания
Педагогическая энциклопедия разграничивает духовно-нравственное воспитание как процесс, целью которого является привитие ребенку духовно-нравственных ценностей и формирование нравственного сознания, чувств, привычек и навыков.
Определение понятия
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности. Духовность связана с иррациональным, надситуативным миром идеального, в то время как нравственность связана с воспитанностью. Объединение этих понятий приводит к понятию духовно-нравственного воспитания как целенаправленного воздействия на учеников, направленного на развитие личности и формирование ценностных ориентаций.
Система духовно-нравственных ценностей
Существует система духовно-нравственных ценностей, которые включают в себя индивидуально-личностные, семейные, национальные и общечеловеческие ценности. Эти ценности ориентируют человека в выборе правильных решений и установлены как общество, так и личностью.
Заключение
Важно отметить, что духовно-нравственное воспитание чаще всего рассматривается как совместная деятельность, направленная на формирование и развитие личности. Рассмотрение основных аспектов и принципов этого воспитания, а также роли педагога в этом процессе, позволяет понять его значение в современном обществе.
Источники
- Табарданова, Т. Т. Нравственность — главная категория воспитания / Т. Т. Табарданова // Учитель. — 2008. — № 4. — С. 57—59.
Данная статья рассматривает основные аспекты и принципы духовно-нравственного воспитания, задачи и методы его осуществления, а также роль педагога в этом процессе.
Добро пожаловать на лекцию по духовно-нравственному воспитанию! В этой лекции мы рассмотрим основные аспекты и принципы духовно-нравственного воспитания, его цели и задачи, а также роль педагога в этом процессе. Мы также обсудим различные методы и формы духовно-нравственного воспитания, а также особенности его применения в разных возрастных группах. В конце лекции мы рассмотрим некоторые проблемы и тенденции развития духовно-нравственного воспитания. Приступим!
Нужна помощь в написании работы?
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Понятие духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования и развития духовных и нравственных качеств личности. Оно направлено на развитие моральных ценностей, этических норм и нравственных принципов, а также на формирование духовной сферы человека.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только усвоение знаний о морали и этике, но и формирование нравственных установок, ценностных ориентаций и навыков морального поведения. Оно помогает развить у человека такие качества, как справедливость, честность, толерантность, ответственность, эмпатия и другие.
Целью духовно-нравственного воспитания является формирование гармоничной личности, способной принимать морально обоснованные решения и действовать в соответствии с нравственными принципами. Оно направлено на развитие этического сознания, эмоциональной и духовной сферы человека.
Задачи духовно-нравственного воспитания включают:
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через различные методы и формы, такие как обучение этике и морали, обсуждение этических дилемм, моделирование ситуаций, игры, дискуссии, примеры из жизни и другие. Оно требует активного участия педагога, который должен быть примером нравственности и этичности для своих учеников.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание имеет ряд целей и задач, которые направлены на формирование у человека нравственных ценностей, этических норм и духовных качеств. Оно помогает развить у человека сознательность, ответственность, эмпатию и другие важные нравственные качества.
Цели духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание основано на ряде принципов, которые помогают сформировать у детей и молодежи ценности, нормы и принципы нравственного поведения. Вот основные принципы духовно-нравственного воспитания:
Целостность и системность
Духовно-нравственное воспитание должно быть системным и охватывать все аспекты жизни ребенка или молодого человека. Оно должно учитывать его физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие.
Взаимосвязь с другими областями воспитания
Духовно-нравственное воспитание должно быть взаимосвязано с другими областями воспитания, такими как физическое, интеллектуальное и социальное воспитание. Оно должно быть интегрировано в образовательный процесс и повседневную жизнь ребенка или молодого человека.
Преемственность и последовательность
Духовно-нравственное воспитание должно быть последовательным и преемственным. Оно должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Принцип преемственности означает, что каждый следующий этап воспитания должен строиться на основе предыдущего и развивать уже сформированные ценности и нормы.
Индивидуальный подход
Духовно-нравственное воспитание должно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка или молодого человека. Педагог должен уметь адаптировать свои методы и подходы к конкретному ученику, учитывая его возраст, развитие, интересы и потребности.
Взаимодействие с семьей и обществом
Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей и обществом. Семья является основным источником нравственных ценностей и норм, поэтому воспитание должно поддерживаться и дополняться в семейной среде. Также воспитание должно учитывать социальные и культурные особенности общества, в котором ребенок или молодой человек живет.
Эти принципы являются основой для эффективного духовно-нравственного воспитания и помогают создать благоприятную среду для формирования нравственных ценностей и норм у детей и молодежи.
Методы и формы духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание осуществляется с использованием различных методов и форм, которые помогают формировать нравственные ценности и нормы у детей и молодежи. Рассмотрим некоторые из них:
Образцовое воспитание
Один из основных методов духовно-нравственного воспитания – это образцовое воспитание. Педагоги и родители должны быть для детей и молодежи примером нравственности и честности. Они должны демонстрировать правильное поведение, этические принципы и ценности. Образцовое воспитание помогает детям и молодым людям усвоить нравственные нормы и привить им хорошие качества.
Разговоры и дискуссии
Разговоры и дискуссии являются эффективным методом духовно-нравственного воспитания. Педагоги и родители могут проводить беседы с детьми и молодежью на различные темы, связанные с моралью, этикой и нравственностью. В ходе этих разговоров можно обсуждать различные ситуации и проблемы, а также искать вместе решения и альтернативы. Такие разговоры помогают развивать критическое мышление и формировать собственные моральные установки.
Игры и ролевые моделирования
Игры и ролевые моделирования также являются эффективными методами духовно-нравственного воспитания. В ходе игр дети и молодежь могут испытывать различные ситуации и роли, а также принимать решения на основе нравственных принципов. Это помогает развивать эмпатию, понимание и способность к моральному выбору.
Литература и искусство
Литература и искусство играют важную роль в духовно-нравственном воспитании. Чтение художественной литературы, просмотр фильмов и посещение выставок позволяют детям и молодежи погрузиться в мир этических дилемм и моральных проблем. Это помогает развивать эстетическое восприятие и способность к моральному анализу.
Проектная деятельность
Проектная деятельность является эффективным методом духовно-нравственного воспитания. При выполнении проектов дети и молодежь могут решать реальные проблемы и задачи, которые требуют применения нравственных принципов. Это помогает развивать творческое мышление, самостоятельность и ответственность.
Это лишь некоторые из методов и форм духовно-нравственного воспитания. Важно выбирать подходящие методы и формы, учитывая особенности детей и молодежи, а также цели и задачи воспитания.
Роль педагога в духовно-нравственном воспитании
Педагог играет ключевую роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Он является не только учителем, но и воспитателем, который формирует и развивает нравственные ценности у своих учеников. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании включает в себя следующие аспекты:
Пример
Педагог должен быть примером для своих учеников. Он должен сам следовать нравственным принципам и ценностям, чтобы его слова и поступки соответствовали друг другу. Дети и молодежь обращают внимание на поведение своих учителей и стремятся подражать им. Поэтому педагог должен быть осознанным и ответственным в своих действиях.
Образование
Педагог должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для духовно-нравственного воспитания. Он должен быть хорошо осведомлен о нравственных ценностях, этике и морали. Педагог должен уметь передавать эти знания своим ученикам и помогать им развивать нравственное мышление и поведение.
Педагог должен активно участвовать в воспитании своих учеников. Он должен создавать условия для развития и формирования нравственных качеств у детей и молодежи. Педагог должен помогать им осознавать и понимать нравственные принципы, а также применять их в повседневной жизни. Он должен быть готов поддерживать и направлять своих учеников на пути к нравственному развитию.
Коммуникация
Педагог должен уметь эффективно общаться со своими учениками. Он должен быть открытым и доброжелательным, чтобы дети и молодежь чувствовали себя комфортно и уверенно. Педагог должен уметь слушать и понимать своих учеников, а также уметь давать конструктивную обратную связь. Коммуникация с педагогом должна быть основана на взаимном уважении и доверии.
Таким образом, роль педагога в духовно-нравственном воспитании заключается в том, чтобы быть примером, образовывать, воспитывать и эффективно общаться со своими учениками. Педагог должен быть готов к тому, чтобы помочь детям и молодежи развивать нравственные ценности и стать ответственными и нравственными членами общества.
Особенности духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах
В этом возрасте основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование основных нравственных ценностей и норм поведения. Дети в этом возрасте активно учатся социализироваться и взаимодействовать с другими людьми. Педагоги должны создавать благоприятную и безопасную среду, где дети могут развивать эмоциональную и социальную компетенцию. Важно учить детей уважать других, быть внимательными и заботливыми.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
В этом возрасте дети начинают осознавать свою индивидуальность и формировать свое мировоззрение. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является развитие этических принципов и нравственных ценностей. Педагоги должны помогать детям развивать эмпатию, справедливость и ответственность. Важно учить детей принимать решения на основе моральных принципов и уважать права и чувства других людей.
Старший школьный возраст (11-15 лет)
В этом возрасте дети сталкиваются с большими вызовами и проблемами, связанными с подростковым возрастом. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является помощь подросткам в развитии самоидентификации и формировании своих ценностей. Педагоги должны помогать подросткам развивать критическое мышление, принимать ответственность за свои поступки и развивать навыки решения проблем. Важно учить подростков быть толерантными и уважать различия между людьми.
Старшеклассники (16-18 лет)
В этом возрасте молодежь готовится к взрослой жизни и принятию важных решений. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является помощь молодежи в развитии самоопределения и формировании своей жизненной позиции. Педагоги должны помогать молодежи развивать нравственные принципы, этическое мышление и критическое осмысление информации. Важно учить молодежь принимать ответственность за свои поступки и принимать взвешенные решения, основанные на моральных принципах.
Проблемы и тенденции развития духовно-нравственного воспитания
1. Отсутствие единой методологии и подходов к духовно-нравственному воспитанию. В современном обществе существует множество различных подходов к воспитанию, и не всегда есть четкое понимание, какой подход является наиболее эффективным.
2. Недостаточная подготовка педагогов. Многие педагоги не имеют достаточных знаний и навыков в области духовно-нравственного воспитания, что затрудняет их работу и снижает эффективность воспитательного процесса.
3. Влияние негативных внешних факторов. Современное общество насыщено информацией, которая может оказывать негативное влияние на духовно-нравственное развитие личности. Массовая культура, социальные сети, телевидение и другие медиа-ресурсы могут формировать негативные ценности и стереотипы поведения.
1. Интеграция духовно-нравственного воспитания в образовательный процесс. Современные образовательные программы все больше уделяют внимание духовно-нравственному развитию личности, включая соответствующие предметы и темы в учебные планы.
2. Активное использование информационных технологий. С развитием информационных технологий появляются новые возможности для духовно-нравственного воспитания. Виртуальные платформы, онлайн-курсы и другие средства позволяют детям и молодежи получать доступ к информации и общаться с педагогами и сверстниками.
3. Учет многообразия культур и ценностей. Современное общество становится все более многонациональным и мультикультурным. В связи с этим, важно учитывать различия в культуре и ценностях при проведении духовно-нравственного воспитания, чтобы уважать и принимать каждого человека в его индивидуальности.
4. Развитие самостоятельности и критического мышления. Современное общество требует от личности самостоятельности и способности к критическому мышлению. Воспитание этих навыков становится одной из важных задач духовно-нравственного воспитания.
Сравнительная таблица духовно-нравственного воспитания
Понятие Процесс формирования и развития духовных и нравственных ценностей у личности Ориентация на высокие идеалыСпособность к саморазвитию и самосовершенствованиюСоциальная ответственность
Цели Формирование гармоничной, нравственно развитой личности Развитие этических норм и ценностейФормирование толерантности и уважения к другимСтимулирование самореализации и самоопределения
Принципы Основные принципы, на которых строится духовно-нравственное воспитание Индивидуальный подходСистемность и последовательностьВзаимодействие семьи, школы и общества
Методы и формы Способы организации и проведения духовно-нравственного воспитания Беседы и дискуссииИгры и творческие занятияМоделирование и ролевые игры
Роль педагога Задачи и функции педагога в процессе духовно-нравственного воспитания Создание благоприятной атмосферыОрганизация и планирование воспитательной работыЛичный пример и авторитет
Заключение
Духовно-нравственное воспитание играет важную роль в формировании личности и развитии общества. Цели и задачи этого вида воспитания направлены на развитие моральных ценностей, этических норм и навыков у студентов. Основные принципы духовно-нравственного воспитания включают уважение к личности, развитие эмоциональной сферы и формирование ответственности. Педагог играет важную роль в этом процессе, создавая благоприятную образовательную среду и применяя разнообразные методы и формы работы. Важно учитывать особенности духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах и решать возникающие проблемы. Развитие духовно-нравственного воспитания является актуальной тенденцией в современном образовании.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CRTL + Enter
Слайд 2 Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитанияОбщество нуждается в подготовке широко
Образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но
и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд 3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального
Общего образованияПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разрабатывается в
соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФГОС НОО, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 4 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Национальный воспитательный
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Духовно-нравственное развитие и воспитание
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 5 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 6 1. Утверждение национального воспитательного идеала в его исторической
Преемственности. Национальный воспитательный идеал – это образ
человека, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Слайд 7 Современный национальный воспитательный идеал – это
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 8 Национальный воспитательный идеал задает вертикальное измерение
Всем педагогическим и общественным усилиям на ниве воспитания, скрепляет
прошлое, настоящее и будущее российской школы. Идеал фактом своего существования напоминает, что во все времена узкий прагматизм, увлеченность сиюминутным, преходящим в ущерб вечному, непреходящему, пагубны для воспитания человека. Педагог – всегда пограничник на рубеже Современности и Вечности.
Ключевые идеи концепции
Слайд 9 2. Объявление базовых национальных ценностей и
Источников нравственности. Если мы всерьез нацелены на сбережение
народа и человека в процессе модернизации страны, о чем говорят сегодня наши национальные лидеры, то нам нужно народное, то есть человечное образование. А в нем ценности определяют цели, и никогда – наоборот. У нас же есть пагубная склонность ставить цели из необъявленных ценностей.
Слайд 10 3. Возведение в принцип положений о
Социальной востребованности воспитания и социально-педагогическом партнёрстве.
Воспитание – это общественная, а не узкоотраслевая (образовательная) задача. Тезис о приоритете воспитания в системе образования работает только в том смысле, что образование должно быть локомотивом развития общественного внимания и интереса к воспитанию детей и подростков, устроителем и лидером воспитательного партнёрства всех конструктивных сил и институтов.
Слайд 11 4. Утверждение духовно-нравственного измерения воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание – это не еще один
вид воспитания среди других: эстетического, физического, трудового, экологического, экономического и т.д. Духовно-нравственное воспитание – это углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями. Это не вид, а тип воспитания.
Слайд 12 Можно воспитывать на уровне хороших привычек
(этикет, дисциплина и т.п.) Можно воспитывать на уровне
организации социального опыта детей (воспитание лидерских качеств, коммуникативности, мотивации к действию и т.д.) А можно воспитывать совестливость, стремление к смысложизненному поиску, самоосвобождению, способность к ценностному самоопределению. Это и есть уровень духовно-нравственного воспитания. Движение к этому уровню нельзя форсировать. Чтобы «нырнуть» на самую большую глубину, нужно уверенно «плавать» на меньших глубинах.
Слайд 13 Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся должна быть
Направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота,
на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Слайд 14 Портрет ученика школы Обобщенный результат образовательной деятельности начальной
Школы как итог общественного договора фиксируется в портрете ее
выпускника:умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального, международных уровней;обладающий основами коммуникативной культуры;Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
Слайд 15 Портрет ученика школы владеющий основами умения учиться, способный
К организации собственной деятельности;любящий свой край и свою Родину;уважающий
и принимающий ценности семьи и общества;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Слайд 16 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяОбщей
Целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного,
высоконравственного, творческого, инициативного, компетентностного гражданина России.Задачи определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования.
Слайд 17 Приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания
Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении.
Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности.
Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.
Слайд 18 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся1) Воспитание гражданственности,
Патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.2) Воспитание
нравственных чувств и этического сознания.3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.5)Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
Слайд 19 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяЦенностные установки
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы согласуются с
традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
Слайд 20 Ценности российского общества
Своему народу, к своей «малой Родине», служение ОтечествуСоциальная солидарность
– свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
Требования к результатам образования:формирование российской идентичности Базовые национальные ценности
Слайд 21 Духовно-нравственное воспитание
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,
Гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести
и вероисповеданияСемья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
Слайд 24 Ценности российского общества
Труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивостьНаука – ценность
знания, стремление к истине, научная картина мираТрадиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
Слайд 25 Ценности российского общества
Духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитиеПрирода
– эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознаниеЧеловечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Слайд 27 Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основе базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах.
Слайд 29 Общечеловеческие ценностиЛюбовь к материПатриотизмЛюбовь к Родине Свобода волиДобро
И зло Самовоспитание ДобродетельСовестьНадежда
Создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы,
родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание программы, стремясь к их реализации в практической деятельности.
Слайд 31 ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯПринцип гуманистической направленностиПринцип природосообразностиПринцип культуросообразности Принцип
Эффективности социального взаимодействия Принцип ориентации воспитания на развитие социальной
и культурной компетенции
Слайд 32 Понимание и учет в работе всех источников духовно-нравственного
Деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми
в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Система духовно-нравственного воспитания включает в себя:
Слайд 33 Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая
Направленность и эстетическая культура)Профессионально-педагогическиеИндивидуальные особенности познавательных процессов и их
педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)Эмоциональная отзывчивостьВолевые качестваОсобенности темпераментаСостояние здоровья Творческое мышление Диалоговое общение «Преобразовательные» способностиПедагогическая рефлексияПоложительные этические качества (добродетели)Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание:
Слайд 34 harisma как высшая степень педагогической одаренностиВ переводе с
греческого: «оказанная милость, дар»
Философский словарь (1994): «необыкновенно большие
способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья»
И.В. Бестужев-Лада: «исключительная, вдохновенная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь»
Слайд 35 Технология развития чувства «педагогической любви»1.Постараться понять,
Что они – дети, потому и ведут
себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
Слайд 36 Технология развития чувства «педагогической любви»5. Не упустить момент
Словесного или эмоционального отклика
с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
6. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
8. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Слайд 37 Педагога отличают следующие качества:
яркая индивидуальность; любовь к детям;
Внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное
и эмоциональное" лидерство; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность); творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом; творческое отношение к самому себе как личности – использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы;гуманистический приоритет.
Слайд 38 “Руководить духовно-нравственным воспитанием – это
Значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается
в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» В.А.Сухомлинский
Слайд 39 ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СИЛ РЕБЕНКАВоспитание чувствВоспитание умаВоспитание волиВоспитание совести
Слайд 40 РОЛЬ СЕРДЦА ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИГлавная
Задача воспитания – научить сердце ребенка любить, дать ему
силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека.
Слайд 41 Рекомендации относительно того, каким можно «воспитать сердце»
Средствами развивать эмоциональную сферу ребенка, его интуицию как первоначальное
умение «чувством познавать жизнь».Учить детей адекватному выражению своих чувств.Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их, накладывает на учителя ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд.Воспитывая «сердце», необходимо помнить о том, что дети перенимают от родителей не только интеллектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувствовать таким же образом, как и родители.
Слайд 42 Рекомендации относительно того, каким можно «воспитать сердце»Особенно большое
Значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому
необходимо использовать житийную литературу, обращаться к образам святых, имена которых носят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно полный и живой нравственный идеал.Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образцами – музыкальными, живописными, архитектурными, драматическими.Для достижения нужного воспитательного эффекта следует тщательно продумывать выбор воспитательных средств, а так же место и время, когда можно ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости.