Открытый урок по ОРКСЭ
В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми.
Задачи были следующие:
- узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей,
- сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.
На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.
На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.
Благодарим администрацию гимназии № 293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.
Нечаева Н.Н.
заместитель директора ИМЦ
Особенности преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики
Цель данного курса заключается в формировании у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению. Основной задачей является ознакомление обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, развитие их представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества.
Проекты в рамках курса:
- Книга памяти ОРКСЭ 4 класс
- Проект ОДНКНР 5 класс для родителей
- Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
Уроки
- Урок в 4 А классе Зачем дарить добро? (модуль ОПК).
- Урок в 4 Б классе Достойно жить среди людей (модуль ОСЭ).
Научно-методические основы преподавания
Религиозных культур и этики в начальной школе.
Учебный курс ОРКСЭ: важность формирования мировоззрения
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- Развитие интереса к окружающему миру;
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ:
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Значение курса ОРКСЭ:
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Структура курса ОРКСЭ:
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество,
- Семья и
- Культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Инструменты обучения курса ОРКСЭ в ГБОУ школе №57
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особенно актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:
- Исследование
- Различные виды проектов
- Мозговой штурм
- Анализ жизненных ситуаций
- Игровые технологии
- Дискуссии
Длительность курса
В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю, что составляет в год – 34 часа.
Особенности преподавания
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребенком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России. Православный храм и другие святыни.
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
- Христианская семья и ее ценности.
Этика
- Наука о нравственной жизни человека.
- Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
- Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
- Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
- Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
- Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
- Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
- Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
- Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
- Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
- Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
- Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
- Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
- Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
- Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
- Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
Пророк Мухаммад играет огромную роль в исламской традиции как образец человека и учитель нравственности. Его жизнь, поступки и слова являются основой для мусульманской этики и морали.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман
Ислам основан на пяти столпах, которые являются основой для верующего человека. Кроме того, в исламской этике особое внимание уделяется обязанностям мусульман перед Аллахом и обществом.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России
Мечеть – это место поклонения для мусульман, где они собираются для молитвы и общения. В России ислам занимает важное место среди других религий.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама
Семья играет важную роль в исламской культуре. Нравственные ценности ислама способствуют укреплению семейных уз.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения
Исламские праздники имеют глубокое историческое значение и являются важной частью культуры мусульман. Они отражают ценности и традиции ислама.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру поможет понять основы учения буддизма и его влияние на жизнь людей.
Будда и его учение. Буддийские святые
Будда – центральная фигура буддизма, его учение о мире и человеке занимает важное место в буддийской культуре. Святые являются примером для последователей.
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Ценности и устои семьи в буддийской культуре имеют особое значение для соблюдения гармонии и мира в обществе.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира
Буддизм имеет свои особенности в России и влияет на мировоззрение людей. Человек в буддийской культуре играет важную роль.
Буддийские символы, ритуалы, святыни
Символы, ритуалы и святыни буддизма отражают его духовные учения и традиции, помогая людям понять глубинные принципы учения.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм
Буддийские храмы являются местом поклонения и собраний верующих, где проводятся религиозные обряды и церемонии.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре
Буддийский календарь содержит множество праздников, традиции проведения которых отражают духовные и культурные ценности буддистов.
Основы иудейской культуры
Иудейство – это одна из древних мировых религий, которая оказывает влияние на культуру и традиции своих последователей.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия
Иудеи имеют особую духовную культуру, которая включает в себя как религиозные, так и культурные аспекты жизни.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма
Тора считается священным писанием иудаизма, она содержит заповеди и наставления для верующих евреев. Классические тексты имеют важное значение для изучения религии.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре
Иудейская культура богата историей, в которой особое место занимают патриархи, пророки и праведники, оставившие след в иудаизме.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство
Синагога – место собрания евреев для молитвы и чтения Торы, где они соблюдают религиозные обряды и традиции.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции
Шабат – священный день отдыха и поклонения в иудейской традиции, который имеет особое значение для евреев и сопровождается специальными обрядами.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей
Иудаизм является одной из распространенных религий в России, где евреи сохраняют свои традиции и обычаи, отражающие их веру и культуру.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Еврейский календарь имеет свои традиции и праздники, которые отражают духовные и культурные ценности евреев. Семья играет важную роль в жизни верующих.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
Учебные программы по образованию и культуре с элементами религии и морали предлагают различные тематические уроки для обучения и развития личности.
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
Презентация по образовательным программам содержит шесть модулей, охватывающих различные аспекты обучения и развития учащихся.
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Родители имеют возможность выбирать модули обучения для своих детей, обеспечивая свободу выбора и учет индивидуальных потребностей обучающихся.
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Регламент предусматривает процедуры и правила выбора модулей образовательной программы, учитывающие интересы и запросы учащихся и родителей.