Образовательный курс Основы религиозных культур и светской этики в России
В соответствии с указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года, во всех образовательных учреждениях РФ был введен комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Этот курс состоит из шести модулей, которые обучают основам православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основ мировых религиозных культур и светской этики.
Цель учебного курса
Целью курса ОРКСЭ является формирование мотивации у младших подростков к осознанному нравственному поведению на основе знания и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Также целью является развитие диалога с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс рассчитан на 34 часа (4 класс).
Содержание курса
Преподавание курса ОРКСЭ не включает обучение вероучению, а является культурологическим. Основное внимание уделено формированию представлений у школьников о нравственных идеалах и ценностях, значимости религиозных и светских традиций российской культуры, а также пониманию их значения в современном обществе.
Особенности курса
Содержание каждого модуля предполагает знакомство с соответствующей культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.д. Преподавание светской этики основывается на общих гражданских нормах и ценностях. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает перечень модулей курса ОРКСЭ для изучения, учитывая образовательные, культурные и религиозные потребности учащихся и их родителей.
Выбор модулей
Каждый учащийся изучает один из модулей по согласию родителей. Решение о записи на определенный модуль делается с согласия родителей, их письменное заявление фиксируется протоколом родительского собрания. В результате, каждый ученик получает оптимальное содержание, учитывая его возрастные особенности.
Это новый подход к обучению детей основам религиозных культур и светской этики в России, способствующий формированию толерантности, уважения и понимания многообразия культурного наследия нашей страны.
Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики в российских общеобразовательных учреждениях
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях).
классы общеобразовательных учреждений
В 4-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника.
Цели преподавания
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учётом мировоззренческих и культурных особенностей, и потребностей семьи школьника. Выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации, осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом учитывается личное мнение учащегося.
Преподаватели и подготовка
Преподавание всех модулей, в том числе по основам религиозных культур, осуществляется школьными учителями, получившим соответствующую подготовку.
Информационные материалы
Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)
- Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
- Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)
- Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
- Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Жукова С.Ю., учитель начальных классов, преподаватель светской этики ГБОУ школа № 409
Развитие духовно-нравственных ценностей у школьников в современном мире
Мы живем в постоянно меняющемся мире, но есть истины, которые остаются неизменными. Духовно-нравственное развитие школьников приобретает особо важную роль в современном обществе. Основы светской этики – это один из шести модулей курса Основы религиозных культур и светской этики, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Значимость уроков светской этики
Уроки светской этики помогают детям разобраться в таких понятиях, как Добро и Зло, Милосердие и Безразличие. В связи с этим учитель должен понимать, какая ответственность ложится на него в преподавании этого курса.
Модуль Светская этика отличается от других тем, что основные нравственные нормы преподносятся детям через притчи, изречения и рассказы философов и ученых. Дети говорят на уроках на взрослые, серьезные темы, у ребенка формируются духовно-нравственные идеалы, позволяющие жить в согласии с собой и окружающим миром.
Особенности учебного процесса
На уроках дети исследуют свой внутренний мир, делятся новыми впечатлениями, делают нравственный выбор. Уроки проходят в дружественной обстановке, здесь нет отметок, дети сами принимают решение быть активными и стремиться к знаниям.
Особое место в уроке занимает работа со словарем. После того как учащиеся поняли, о чем будет вестись разговор на уроке, нашли определение понятия, приступаем к прочтению текстов. Притчи – это новый вид преподнесения информации для детей, которую они узнают с интересом.
Значимость социального взаимодействия
Проекты – это практическое применение знаний, поиск нового, усвоение информации. Этот вид работы может пересекаться с внеклассной работой, ребенку может помочь любой взрослый: родитель или учитель. Обычно одноклассники с интересом слушают выступления друг друга, задают вопросы – их волнует поиск истины.
Важно, чтобы родители понимали особенности предмета, делали выбор модуля осознанно и придерживались тех же нравственных установок, о которых детям говорят на уроках. Если в доме взрослые поступают так, как велит сердце, ребенку проще будет разобраться в поступках.
Итак, уроки светской этики – это не просто обучение понятиям и ценностям, но и формирование нравственных устоев и отношений с окружающим миром. Пусть каждый учитель и каждый родитель помогают детям становиться лучше, учат быть честными и открытыми, справедливыми и заботливыми.
Дата: 20 марта 2023 02:03
Обучение основам религиозных культур и светской этики в российских школах
В рамках образовательной программы в России все ученики 4-х классов обязаны изучить один модуль из предметной области Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Это направлено на формирование мировоззрения и нравственной культуры учащихся с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи.
Выбор модуля
Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся делают выбор для изучения конкретной религиозной культуры или основ светской этики в соответствии с законодательством РФ.
Содержание модулей
Все модули имеют единую ценностную основу, ориентированную на культуру и традиции народов России. Содержание направлено на уважение национальных и культурных особенностей, право на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие личности в обществе и государстве.
Учебные модули
Основы православной культуры
Школьники узнают о православной культуре, ее значении для развития России и мира. Формируют толерантные чувства к представителям других религий.
Основы иудейской культуры
Изучение иудейской культуры поможет понять ее вклад в культуру России и мира, развить толерантное отношение к другим верованиям.
Основы буддийской культуры
Учащиеся освоят основы буддийской культуры, ее значимость для общества. Формируют уважительное отношение к другим религиям.
Основы исламской культуры
Изучение исламской культуры поможет понять ее вклад в культуру России и мира. Формируют толерантные чувства по отношению к другим религиям.
Основы религиозных культур народов России
Знания о религиях народов России позволят увидеть их вклад в культуру страны и мира. Развивают толерантность к разнообразию верований.
Основы светской этики
Изучение светской культуры и нравственных ценностей поможет лучше понять истоки и развитие этики.
Все учебники входят в федеральный перечень и прошли экспертизу в централизованных религиозных организациях. Это обеспечивает высокое качество образования.
По обновленным и «старым» стандартам ОРКСЭ – обязательный предмет на уровне НОО (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС НОО – 21). По выбору родителей в рамках ОРКСЭ изучают один из модулей (п. 12.6 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС НОО – 21). По ФГОС-2009 родители вправе выбрать основы православной, иудейской, буддийской, исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В новом ФГОС НОО вместо основ мировых религиозных культур ввели модуль «Основы религиозных культур народов России». Уважаемые родители, напоминаем, что полностью отказаться от изучения предмета нельзя, так как он обязательный. В таком случае предлагается только перевод ребенка на индивидуальный учебный план и он будет изучить ОРКСЭ в семейной форме.
На апрельском родительском собрании 3 класса будет обсуждена тема по выбору модуля и оформлены заявления родителей. Сейчас родители и учащиеся 3 класса в Telegram могут предварительно проголосовать за выбор модуля для подготовки родительского собрания.