Что есть сердце милующее

Добродетель милосердия: объяснение и значение

Одним из основных аспектов христианской морали и духовной жизни является добродетель милосердия. Монастырь и монашество в целом стремятся к увеличению милосердия в сердцах людей. Архимандрит Иов дает свое толкование этой добродетели:

Суть милосердия в христианстве

В Евангелии Луки мы видим призыв Христа к милосердию к ближнему. Он учит нас быть милосердными, так как небесный Отец также является милосердным. Милосердие Божие проявляется в любви ко всему человечеству.

Частота упоминания милосердия в Писании

В Священном Писании, понятия милосердия и милости встречаются более 500 раз. Примеры из книги Притчей и Псалтири говорят о том, что милосердие очищает грехи человека и приводит к благосостоянию души.

Роль милосердия в спасении

Судьба каждого человека будет зависеть от того, насколько он был милосерден во время своей жизни. Человек, творивший дела милосердия, будет стоятьсправа от Господа на Страшном Суде. Это означает, что милосердие является главной заповедью в деле спасения.

Святые отцы о милосердии

Святители Григорий Богослов и Григорий Нисский говорили о том, что милосердие – это дело, приятное Богу, и оно приближает нас к образу Божию. Благодаря милосердию мы можем быть облечены в нетление и наслаждаться блаженной жизнью в присутствии Всевышнего.

Итак, понимание и практика милосердия помогают нам приблизиться к Богу и пребывать в Его благости и любви. Давайте помнить о важности милосердия в нашей повседневной жизни и следовать этому благому примеру.

Милосердный самаритянин – искусство помощи ближнему


Что есть сердце милующее


Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность (святитель Иоанн Златоуст). Святитель Феофан Затворник пишет: В благотворительности больше всего отражается свет богоподобия.

Виды деятельности включающие милосердие

Человек двусоставен. Он имеет духовные и телесные потребности. В соответствии с этим принято различать и дела милосердия.

Духовная помощь

  • Привести человека к истинной вере
  • Наставить сомневающегося
  • Вернуть на правильный путь заблудшего
  • Утешить страдающего

Святой апостол Иаков говорит: Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5: 20).

Физическая помощь

Не менее спасительна помощь бездомным, больным, голодным, жаждущим, заключенным. Святой праведный Иоанн Кронштадтский посвятил свою жизнь молитвенному предстоянию за больных, бедных, страдающих.

Применимость милосердия к самому себе

Священное Писание и святые отцы говорят: Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6: 38); Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9: 6).

Читайте также:  Курс основы религиозных культур и светской этики

Благодеяния, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом.

Кому легче творить дела милосердия

Количество действий не имеет значения, важно, чтобы они были совершены с чистым сердцем. Каждый может принести свой вклад в дела милосердия, независимо от социального статуса.

Бедные и богатые в равной степени способны творить добрые дела. Важно понимать, что милосердие начинается с сердца и влияет на все сферы жизни.


В практике христианских ценностей, милосердие играет исключительно важную роль. Не забывайте о значимости помощи ближнему и самому себе.

Благотворительность и милосердие: принципы христианства

Бедность и богатство – испытания, посланные людям. Испытание богатством – более тяжелое, чем бедностью. Многие его не выдерживают. Важно, чтобы богатство не овладело человеком, не подчинило себе его сознание и сердце, чтобы не родилась в нем пагубная мысль о своем превосходстве. Богатый должен понимать, что его имение дал ему Бог, и дал не для того, чтобы он жил лучше других, а чтобы обладал возможностью спасаться, совершая дела милосердия и благотворительности.

Принципы христианства о богатстве

  1. Богатство в дано не для преуспеяния, но для милосердия.
  2. Поддерживайте щедрость и благотворительность.
  3. Богатея добрыми делами и общительностью.

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1 Тим. 6: 17–18).

Святые отцы, продолжая мысль апостола, говорили богатым: то, что вы имеете, вашим является только по узким человеческим меркам. В действительности же это Божие, и Господь дал вам великие возможности спасаться, являя жертвенную любовь.

Ценность милосердия

Милосердие к окружающей твари – проявление доброты и сострадания ко всему творению. Сердце милующее возгорается жалостью и состраданием к созданию, источает слезы при мысли обо всем творении.

Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, как святые заботились о животных. Преподобный Сергий Радонежский даже кормил медведя в лесу, несмотря на свои скромные запасы.

Образцы милосердия из жизни святых

  • Святой авва Герасим оказал милосердие больному льву.
  • Преподобный Сергий Радонежский ухаживал за медведем.

Если христианин понимает, что его сердце далеко от добродетели милосердия, ему следует стремиться к состраданию и щедрости, подражая примеру святых.

Читайте также:  Персональный сайт воспитателя группы алёнушка мадоу № 203 города кемерово сотниковой валентины викторовны

Путь к добродетели: уроки христианской милосердия

– Нельзя научиться плавать, не войдя в воду. Также невозможно научиться ни одной добродетели, если специально себя не понуждать к ней. Прежде всего нужна усиленная молитва к Господу и Матери Божией о помощи.

Надо научиться жертвовать своим себялюбием. Удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1: 16–17).

Любовь и добро

Нужно помнить, что каждый человек создан по образу Божию. Должно возгревать в себе любовь к каждому человеку: Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить (блаженный Августин). Постепенно у человека появляется потребность делать добро. Достигающий этого становится чадом Божиим.

Цель и смысл трудов на этом спасительном пути – вечная жизнь и блаженство. Источник всякого блага – Христос. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4: 8). Постоянным ласковым обращением с людьми мы имеем возможность всегда угождать Богу и получать от Него прощение наших повседневных больших и малых грехов.

Когда у человека появляется потребность делать добро, он становится чадом Божиим.

Помощь церквям и монастырям

– Почему для христиан важно помогать церквам и монастырям?

– Это важно. Преподобный Амвросий Оптинский сказал: Большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянно-прибыточного добра большую имеет разницу.

Примеры святых милосердия

– С каких святых христианам стоит брать пример, если они хотят стать более милосердными? Кому можно молиться об этом?

– Сразу же вспоминается святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский. В начале своего служения он поручил переписать нищих и убогих в Александрии. Таковых оказалось более семи тысяч. Всех ежедневно кормили. Каждую седмицу в среду и пятницу святитель садился на паперти и принимал всех, кто приходил со своими нуждами. Три раза в седмицу он посещал больницы и оказывал помощь нуждающимся.

Особым милосердием отличался святитель Ноланский Павлин Милостивый. Из наших отечественных святых: преподобномученица великая княгиня Елисавета и святая мученица Татиана Гримблит, святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.

Saint Filaret (Amfiteatrov), Metropolitan of Kiev

Что есть сердце милующее

«Митрополита Киевского называли Благочестивым не случайно. Сердце святителя Филарета было по-матерински нежным и широким. Оно могло вместить и вмещало в себя очень многих людей, о которых молился и переживал святитель. Сердиться он совершенно не умел, чужую боль переносил, как свою собственную, а чужие недостатки покрывал снисходительной, ласковой любовью. Когда же была необходима строгость, митрополит подолгу готовился к разговору с провинившимся, молился о нем и о себе, был неспокоен. Даже по крайней необходимости он не мог причинить никому огорчения. В самом дурном человеке святитель Филарет видел сияющий образ Божий, который не осмеливался омрачить. Виновник слышал мягкий укор вместо строгого выговора, а то еще и получал какое-нибудь небольшое утешение. Долго было памятно "наказание" любовью. Старца любили, как самого близкого и родного человека» (Оптинский патерик).

Читайте также:  Курс орксэ и однкнр гбоу школа № 328

– Приведите, пожалуйста, примеры людей, отличающихся этой добродетелью, которых Вы встречали на своем жизненном пути.

– Архимандрит Кирилл (Павлов) и Первоиерарх митрополит Иларион (Капрал). Приведу высказывания отца Кирилла: «Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны»; «Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению – это ведь борьба».

Я решил идти за ним. Он, как оказалось, хорошо помнил о том, что обещал мне. Увидев, что я иду за ним в келью, он сказал: «Ты меня не теряй». Он поднялся на второй этаж. Надел мантию и клобук и быстрым шагом пошел ко входу в Трапезный храм, весь плотно заполненный людьми. Было несколько тысяч человек. Отца Кирилла пропустили, и он оказался среди тех, кто стоял на солее. Я внимательно следил за его перемещениями. В это время начался благодарственный молебен. После молебна Патриарх Алексий благословлял всех присутствовавших. Длилось это несколько часов. Отец Кирилл не уходил. Он вышел из храма только тогда, когда все стали расходиться. Мне удалось пробиться к нему. Увидев меня, он сказал: «Идем». Мы пришли к нему в келью. Хотя уже была ночь, он начал исповедь. В его настроении не было никакого недовольства и нетерпения. Он прочитал все положенные по чину молитвы, и началась моя исповедь за всю жизнь. Вышел я от него во втором часу ночи.

С митрополитом Иларионом, хотя он был Первоиерархом, общаться всегда было легко. Игумен Тихон (Гайфудинов), который восемь лет был его келейником, вспоминает: «Если говорить о чертах характера владыки, то они всем известны. Все знают о его доброте, знают его большое доброе сердце, его добрые глаза и добрые слова. Он всегда все покрывал любовью».

Беседовала Александра Калиновская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *