Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Изображение

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.


Изображение

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.


Изображение

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.


Изображение

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделяется жизни мусульман в современной России.


Изображение

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чем проявляется патриотизм? В чем заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.


Изображение

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Патриотическое воспитание младших школьников на основе интернет-проекта Александр Невский — святой витязь земли Русской


Обучающиеся общеобразовательных школ в возрасте от 9 до 12 лет могут воспитываться через интернет-проекты, такие как Александр Невский — святой витязь земли Русской. Этот проект направлен на формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.


Цель и задачи

Формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, диалогу с представителями других культур, и мировоззрений. Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, отмечает: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи.


Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие специальную подготовку, могут вести предмет Основы православной культуры и использовать интернет-проекты для углубленного обучения. Представители религиозных организаций могут помочь как эксперты по теме, проведя экскурсию или внешкольное занятие, но ответственность за содержание курса лежит на учителе.


Как приступить

Для внедрения таких интернет-проектов в образование необходимо написать заявление на имя директора школы. Родительные собрания, на которых рассказывают о модулях курса ОРКСЭ, обычно проводятся в 3-м классе как введение.


Заключение

Предметы, ориентированные на воспитание духовно-нравственных качеств учащихся, играют важную роль в их развитии и подготовке к изучению гуманитарных предметов в школе. Патриотическое воспитание через интернет-проекты открывает новые возможности для роста и самопознания детей.

Панельная дискуссия Моя Родина-Россия.Патриотизм


Ключевые элементы для мероприятия:

  • Актовый зал
  • Доска
  • Мультимедийный проектор
  • Раздаточный материал
  • Листы бумаги формата А-3
  • Фломастеры
  • Презентация

Темы для обсуждения:

  • Патриот
  • Патриотизм
  • Гражданин
  • Национальная идея
  • Гражданское общество

Цели мероприятия:

  1. Уточнение понимания сущности патриотизма у молодого поколения
  2. Воспитание ответственности за происходящее в обществе, уважение к истории страны и любовь к малой Родине
  3. Развитие коммуникативных навыков, умения организовать совместную работу, креативности и критического мышления

Достижение целей:

  • Создание необходимых условий для воспитания патриотизма
  • Формирование навыков сотрудничества и коммуникации
  • Освоение умения оформлять результаты работы в различных форматах
  • Организация познавательной деятельности
  • Анализ и оценка собственной деятельности

Программа мероприятия:

I. Организационный момент

II. Определение уровня информированности учащихся

Заключение:

Патриот в современной России:

  • Обладает патриотическим сознанием
  • Привязан к своей малой родине
  • Сохраняет историко-культурное наследие
  • Обладает гражданской ответственностью
  • Проявляет духовную твердость
  • Отзывается на социальные проблемы
  • Любит свою Родину

Патриотизм и героизм в истории России

Патриотизм и героизм – это качества, которые всегда ценятся в обществе. В истории России были множество выдающихся личностей, которые проявляли высокий уровень патриотизма и героизма. Давайте рассмотрим несколько ярких примеров:

М.В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов – первый российский академик, ученый, основатель Московского университета. Он имел возможность остаться в Европе для научной деятельности, но вернулся в Россию, чтобы поднять отечественную науку и культуру.

Ф.Ф. Ушаков

Федор Федорович Ушаков – адмирал флота конца XVIII века. В 1812 году, когда Наполеон напал на Россию, Ушаков отдал все свои средства на оборудование госпиталей для раненых и на сбор ополчения, несмотря на преклонный возраст.

Читайте также:  Я и моя семья

А. Матросов

Александр Матросов – рядовой, который во время атаки закрыл собой немецкий дзот, спасая своих товарищей и уничтожив врага.

М. Паникаха

Михаил Паникаха – матрос, рядовой, проявил героизм во время Сталинградской битвы, когда бросился под фашистский танк с зажигательной смесью, уничтожив его.

В. В. Астапов

Владимир Владимирович Астапов – гвардейский младший сержант, погибший в Афганистане в бою с мятежниками. Своей смелостью и героизмом он спас множество жизней своих товарищей, проявив высокий патриотизм.

Эти примеры показывают, что патриотизм и героизм всегда были важными ценностями для российского народа. Каждый из нас может поучиться у этих выдающихся личностей и проявлять те же качества в повседневной жизни, заботясь о своей стране и окружающих.

.20 марта 2009 года поисковая группа отряда специального назначения, в составе которой был стрелок штурмового отделения рядовой Тимур Ибрагимов, вступила в бой с боевиками в Карабу-дахкентском районе Республики Дагестан. Теснимая разведчиками банда отходила вверх по склону, яростно огрызаясь огнем. В ходе боя был ранен начальник разведки полка ВВ МВД, но, даже истекая кровью, офицер продолжал вести огонь. Увидев, что командир ранен, рядом с ним занял позицию рядовой Тимур Ибрагимов. Вдвоем они прикрывали перемещение других бойцов группы. Тимуру удалось уничтожить двоих боевиков, после чего огонь противника на какое-то время ослаб. В этот момент боец увидел, что офицер получил второе ранение и выпустил оружие из ослабевших рук. Тимур вынес командира из-под огня, но буквально в шаге от спасительного укрытия сам был сражен пулей снайпера.

Старший лейтенант полиции прибыл в частный дом для проверки поступившего сообщения о семейном скандале, где обнаружил сильное задымление. «Увидев задыхающихся от угарного газа детей и их маму, полицейский незамедлительно проветрил помещение, помог эвакуировать пострадавших и вызвал бригаду скорой помощи. Благодаря оперативным и грамотным действиям сотрудника полиции, вовремя подоспевшего на место происшествия, дети и их мать остались живы, им была оказана своевременная медицинская помощь», – рассказали в главке.

– Вы заметили, что практически все примеры связаны с героическими страницами истории России? Почему? (Ответы уч-ся).

– Давайте подведем итог нашего обсуждения. Какой вывод можем сделать мы – современные граждане?

(Сохранять память и уважение к истории нашей страны).

Представление Книги памяти

Блок 2. «Своих не бросаем»

Во время визита советских рабочих в США Генри Форд спросил: «Почему ваши солдаты с гранатой на танки бросались? Им так много платили?» Ему ответили: «Вам этого не понять.»

И сегодня запад не может понять подвиг русских героев, освобождающих Украину от нацизма. Как мог ротный Искалиев, получив контузию, выносить из горящих танков солдат? Как могла фельдшер Климова оставить своих детей дома и отправиться на передовую, перевязывать бойцов под обстрелами? Как мог лейтенант Зозулин приказать подчиненным уходить и, подпустив врага ближе к себе, погибнуть, подорвав гранату?

Это – наши герои. Это жители нашей страны, идущие не за деньгами. Они шли в пекло, чтобы мы жили в Русском мире. На мирной земле.

С чего же все началось? Вернемся в прошлое. В феврале 2014 г. на Украине произошел государственный переворот. При помощи мощной поддержке Запада, радикалы (Позиция человека или группы, заключающаяся в стремлении кардинально и бескомпромиссно изменить существующее социальное, политическое и культурное положение дел) устроили террор в отношении тех, кто выступал против. Украинские города захлестнула волна погромов и насилия, безнаказанных убийств мирных жителей.

Самой страшной стала трагедия, когда в Одессе в Доме профсоюза сожгли заживо более 50 участников мирной акции.

Жизнь зашла в тупик. Но люди не сдались! Они искали выход.

В 2014 году в ЛНР и ДНР состоялись референдумы о самоопределении. По результатам всенародного голосования представители данных республик выразили желание стать частью России.

Новая Украинская власть такого решения не одобрила и развязала против данных республик «антитеррористическую операцию» . По факту –гражданскую войну.

Все это время, с 2014 года до 2022 населенные пункты ДНР и ЛНР находились под обстрелами. Жители не могли спокойно жить, дети не могли спокойно ходить в школу и играть на детских площадках. В результате этих событий погибли 9 тысяч человек, из них 130 дети. Много людей стали инвалидами, т.к. потеряли руки, ноги, получили другие ранения. Люди страдали 8 лет! Всё русское уничтожается, учёба только на украинском языке, уничтожено много памятников, русские люди всячески притесняются. Хотя люди пытались сопротивляться.

Русский народ с болью смотрел на все эти события и 21 февраля 2022 года президент России В. В. Путин выступил с речью о событиях на Украине, в своей речи он дал подробное объяснение о этих событиях, и о том, как эти события влияют на нашу страну. Большая часть наших людей поддерживает решения Путина о защите людей на Украине. 22 февраля 2022 года во исполнение договора о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР глава РФ В.В.Путин принял решение о проведении специальной миротворческой операции. Россияне его поддержали.

Читайте также:  Гау дпо соиро

Блок 3 Я-патриот

Можно ли в мирное время быть гражданином и патриотом? Может, нужно подождать бедствий и трудных времен?

В Варненском районе (Челябинская область) полицейский уберег пятерых человек от гибели на пожаре – оперативные действия участкового уполномоченного Марата Бакежанова спасли жизни женщины и пяти ее маленьких детей.

– Но сегодня мы с вами говорим не только о прошлом нашей родины.

А о будущем, которое, конечно же, не может быть построено без прошлого и настоящего. – Каким бы вы хотели видеть это самое будущее? (учащиеся высказывают свои мысли и идеи) –

VI. Подведение итога обсуждения проблемы.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если патриот ты настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

И поднимай, безделью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И, может, от одной твоей руки

Зависит все, что будущим зовется!

А если опасность державе грозит

Становится Родина как монолит

ПЕСНЯ «ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ»

Цель: Приобщить детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих: базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Вопросы патриотического воспитания, нравственного развития, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Недостатки и просчёты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет процесс патриотического и нравственного воспитания, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно патриотическая идея, нравственное развитие является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики.

В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психологовозрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы – эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре.

Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребёнка к прекрасному и нравственному – к глубинам народной культуры.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.

Так как в группе продлённого дня, дети проводят больше времени, то где, как не в ней можно способствовать развитию и совершенствованию у них патриотических качеств.

В течение всего года этой теме были посвящены многие внеклассные часы. С каждым занятием, дети усваивали всё больше и больше материала. Например, мы познакомились с некоторыми понятиями:

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

От них требуется:

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

С момента, когда ребёнок пошёл в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками.

В группе продлённого дня в свободное время можно уделить время лёгким диктантам. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещённые во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны».

Читайте также:  Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Также рассматриваются вопросы и задания по изучению истории родного города, края, страны. Дети знакомятся с государственными символами России, узнают, что они означают, откуда появились. Желательно проведение классного часа на тему «Государственные символы». Далее детям предлагается придумать герб, флаг и девиз для своей семьи. Любовь к своей стране, к своему народу всегда неразрывно связана с любовью к своим близким и родным, поэтому детям предлагается создать родословную своей семьи. Обычно дети охотно знакомят своих одноклассников с историей своего рода, семьи, традициями и творчеством своих родных.

Возможно проведение мероприятий со следующей тематикой: «Они защищали Родину», «России доблестной сыны», «Памятники и памятные места нашей местности» и др. На такие мероприятия хорошо бы пригласить участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла – родственников учащихся. При возможности уместно посещение местного краеведческого музея с организацией тематической экскурсии «Наш край в годы Великой Отечественной войны», а также школьного музея.

Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

В группе продлённого дня можно устраивать конкурсы рисунков «Изобразительного искусства». Самым благодарным материалом патриотического воспитания является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора), воспитательных (научить ребёнка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво.

На дополнительных занятиях по «Окружающему миру» в 4 классе изучаются следующие темы: «Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы истории Отечества», «Климат России». Эти темы говорят сами за себя. Цели уроков этого предмета: учить бережливому отношению к природным богатствам нашей Родины; прививать любовь к своему родному краю; учиться быть мужественными и отважными, как древние защитники Отечества, и стараться вырасти настоящими людьми.

Окружающий мир среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда – общество – человек.

На уроках, посвящённых Дню защитника Отечества школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев (Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В.Суворов и др.).

На классных часах: «Защитники Святой Руси», «Встань за веру, Русская Земля!», «Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства», «Щит военный, щит духовный», «Подвиг и его природа» – у учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».

Преимущества внеурочной деятельности заключается в том, что она не ограничена временем и пространством (по сравнению с уроком). Содержание воспитательной работы не регламентировано учебными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных качеств.

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Веретенникова Ирина Павловна

Учитель начальных классов, ОРКСЭ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа города Горбатов Павловского муниципального округа.

Специальный приз конкурса «Клевер ДНК» за 2023 год за лучшую работу учителя начальной школы.

Последнее изменение: Четверг, 23 ноября 2023, 01:22

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *