Часто задаваемые вопросы по курсу “основы религиозных культур и светской этики”

Курс Основы религиозных культур и светской этики

  1. Когда впервые введен курс?

    • С 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ начали изучать курс.
  2. Какие документы регламентируют введение курса?

    • Распоряжение Правительства Российской Федерации, приказы Минобрнауки России и письма о внесении изменений в учебные стандарты и образовательные планы.
  3. Какие модули включает курс?

    • Курс включает несколько модулей, которые имеют разный объем часов. Регламент выбора модуля происходит по установленным нормам.
  4. Кто решает о выборе модуля?

    • Выбор модуля происходит совместно с родителями или законными представителями учащихся.
  5. Сколько модулей могут изучаться одновременно?

    • Детьми одного класса могут изучаться несколько модулей, что дает возможность выбора учащимся.
  6. Можно ли изучать одновременно несколько модулей?

    • Да, это возможно, при условии выполнения нормативных требований.
  7. Какие основные принципы преподавания курса?

    • Преподавание курса основано на принципах объективности и нейтральности относительно различных религиозных убеждений.
  8. Предусматривается ли обучение религии?

    • Обучение религии не включено в курс, что делает его универсальным и доступным для всех.
  9. Кто может вести курс ОРКСЭ?

    • Курс может вести педагогический персонал с соответствующей квалификацией.
  10. Имеют ли право священнослужители вести модули курса?

    • Священнослужители не могут вести модули курса ОРКСЭ.
  11. Возможно ли посещение культовых сооружений?

    • Учитель может посещать культовые сооружения с учащимися в ходе изучения курса.
  12. Будет ли школа обеспечивать учебниками по курсу?

    • Школа обеспечивает учебниками, однако их также можно приобрести самостоятельно.
  13. Как оценивается успешность освоения курса?

    • Успешность освоения курса оценивается согласно утвержденным критериям.
  14. Можно ли отказаться от изучения курса?

    • Есть возможность отказаться от изучения курса по определенным причинам.
  15. Могут ли родители присутствовать на уроках?

    • Родители могут присутствовать на уроках по согласованию с учебным заведением.
  16. Могут ли дети разных классов обучаться на одном модуле?

    • Дети разных классов могут обучаться на одном модуле курса.
  17. Каковы правовые основания обучения?

    • Правовые основания включают в себя утвержденные государственные стандарты образования.
  18. Может ли выбор модуля быть ограничен?

    • Выбор модуля может быть ограничен в случае законных ограничений учебного заведения.
  19. Что делать при принуждении к выбору модуля?

    • При принуждении следует обратиться к администрации школы или соответствующим органам.

Все вопросы и проблемы, связанные с курсом ОРКСЭ, могут быть решены путем конструктивного диалога между школой, родителями и учащимися, с соблюдением установленных норм и правил.

Методические рекомендации по учебному курсу ОРКСЭ

Письмом Минобрнауки России от 19.01.2018 N 08-96 были утверждены методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 N 08-250

Это письмо от 22.08.2012 года ввело учебный курс ОРКСЭ – Основы религиозных культур и светской этики в школьную программу в качестве федерального компонента.

Модули учебного курса

Учебный курс включает шесть модулей, из которых ученики или их родители выбирают один для изучения:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы религиозных культур народов России
  • Основы светской этики

Важная информация

  • Каждый модуль составляет 34 учебных часа и изучается в 4 классе.
  • Первый и последние несколько уроков проводятся совместно без деления класса на модули.
  • Выбор модуля осуществляется родителями добровольно и индивидуально.

Педагогические аспекты

Педагоги не должны навязывать свою мировоззренческую позицию учащимся, а должны строить диалог и уважение к разным мировоззрениям.

Регламент выбора модуля

Письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461 утвержден регламент выбора модуля курса ОРКСЭ родителями на родительском собрании. Однако данное решение вызвало споры, поскольку у некоторых принцип свободного выбора был нарушен.

Решение о выборе модуля подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

Родительский выбор модулей обучения в школе

При общении администрации школы/преподавателей с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами. Родители имеют право на выбор.

Группировка класса по выбранным модулям

Класс делится на группы в зависимости от числа выбранных модулей. Допускается изучение одного и того же модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов. В случае необходимости организуется индивидуальное изучение модуля, если его выбрал только один родитель.

Программы модулей

Программы модулей являются государственными образовательными программами и обязательны для изучения в рамках федерального учебного плана. Содержание модулей должно отражать региональные особенности и культурные традиции.

ОРКСЭ в образовании

Предметная область Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) реализуется на основе волеизъявления родителей несовершеннолетних обучающихся. Решение об изучении модуля ОРКСЭ принимается с согласия обучающегося и его родителей.

Не обучение религии

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с религиями и их культурой, исключая обучение и критические оценки. Предметная область ОРКСЭ носит светский, культурологический характер и не включает в себя обучение религии.

Правила преподавания о духовно-нравственной культуре в России

Педагогам, преподающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, необходимо неукоснительно соблюдать Закона Об образовании в РФ.

Запреты и требования

Этот закон запрещает принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них. Также он запрещает разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, агитировать и пропагандировать исключительность, превосходство, или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Цель обучения

Цель курса – понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что уважение к этому разнообразию является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Соблюдение высших принципов

Согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим законам, Российская Федерация, как светское государство, провозглашает светский характер образования, не допуская установление преимуществ или дискриминацию в зависимости от отношения к религии.

Обучение религии

Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы.

Ограничения

Деятельность по обучению детей религии может осуществлять только религиозные организации, существующие как юридическое лицо на соответствующей территории не менее пятнадцати лет.

Учебный персонал

Вести курс о духовно-нравственной культуре могут только светские педагоги с необходимой квалификацией. Педагог должен пройти соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

Заключение

Помните, что муниципальные образовательные учреждения не предназначены для обучения религии. Все принципы и требования законодательства должны соблюдаться строго и бескомпромиссно.

Подготовка учителей: взаимодействие с религиозными организациями

В рамках подготовки учителей возможны следующие мероприятия:

  1. Проведение встреч с представителями религиозных организаций.
  2. Привлечение их к участию в курсах для преподавателей.
  3. Включение рекомендаций религиозных организаций в методические пособия для педагогов.

Религиозные сооружения и образовательный процесс

Комплексный образовательный процесс в школе ориентирован на светские принципы и не предполагает включения посещений религиозных организаций в учебную программу. Однако, при наличии особых потребностей (например, уникальных экспонатов) такие посещения могут быть организованы с согласия родителей и согласованием с представителями религиозных организаций.

Преподавание ОРКСЭ

  • Привлечение представителей религиозных конфессий в преподавательскую деятельность не допускается.
  • Использование только учебников, включенных в Федеральный список.
  • Обеспечение полным объемом учебников по ОРКСЭ за счет средств областного бюджета.

Оценка в рамках курса

ОРКСЭ – безотметочный курс, оценка предусмотрена в формате зачет/незачет. Учащиеся будут представлять свои проектные работы и презентации в конце курса.

Обязательность изучения

ОРКСЭ является обязательным для изучения в государственных школах, так же как и математика и русский язык. Отказ родителей от изучения всех модулей ОРКСЭ рассматривается как нарушение законодательства о образовании.


Примечание: Все школы области следуют установленным нормам и требованиям по изучению курса ОРКСЭ в учебном процессе.

Роль родителей в образовании

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей, по согласованию с администрацией школы. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

Изучение модулей

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

Правовые основания духовно-нравственного образования

Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают:

Российская Федерация

  1. Российская Федерация – светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Гарантии прав и свобод

  1. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  2. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
  4. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  5. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Право на культурную жизнь

  1. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  2. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Заключение

Российская Федерация обеспечивает гарантии свободы совести, права на образование и культурную жизнь, защищает равенство всех граждан независимо от их вероисповедания, расы или национальности.

Федеральный Закон о свободе совести и вероисповедания в России

Федеральное Собрание Российской Федерации подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Основываясь на принципе светского государства, Федеральный Закон признает особую роль православия, христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий в истории России.

Право на свободу совести и вероисповедания

  1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, свободно выбирать и менять вероисповедание, а также иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

  2. Право на свободу совести и вероисповедания может быть ограничено федеральным законом лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека, обороны страны и безопасности государства.

  3. Никто не должен сообщать о своем отношении к религии и не подлежит принуждению при определении своего вероисповедания.

Религиозное образование

  1. Граждане имеют право на обучение религии по согласованию с родителями и детьми, а также органами местного самоуправления.

  2. Религиозное образование предполагает развитие личности на основе культурных и нравственных ценностей общества.

Читайте также:  Оркисэ 4 класс

Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 48 Федерального Закона устанавливает обязанности педагогических работников по воспитанию обучающихся и созданию условий для их самоопределения и социализации в интересах общества и государства.

Соблюдение и защита прав человека на свободу совести и вероисповедания являются важной составляющей принципа светского государства и способствуют содействию взаимопониманию, терпимости и уважению в религиозных вопросах.

Педагогическая деятельность без политической агитации

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них. Также запрещено разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитация, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Педагоги не могут использовать образовательное пространство для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим законам Российской Федерации.

Статья 87: Изучение духовно-нравственной культуры

Получение теологического и религиозного образования

  1. Образовательные программы могут включать учебные предметы по основам духовно-нравственной культуры народов России, нравственным принципам, истории и культуре мировых религий.

  2. Родители или законные представители обучающихся выбирают один из учебных предметов, включенных в основные образовательные программы.

  3. Программы и учебные предметы проходят экспертизу в централизованных религиозных организациях.

  4. Для обеспечения учебного процесса в области духовно-нравственной культуры народов России и мировых религий привлекаются централизованные религиозные организации.

Следует строго соблюдать требования статьи 87 и использовать образовательные ресурсы в соответствии с нормами и законами Российской Федерации.

Ограничение права выбора модулей в ОРКСЭ

Вопрос о возможном ограничении права выбора модулей Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) встает в случаях, когда школа настойчиво рекомендует выбрать определенный курс из-за отсутствия учителей для других модулей.

Правила выбора модулей

Согласно Федеральному закону Об образовании в Российской Федерации, выбор модулей в рамках ОРКСЭ осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Минобразования России № 286 от 31 мая 2021 года, родители имеют право выбора из следующих модулей:

  • Основы православной культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы религиозных культур народов России
  • Основы светской этики

Ограничения выбора

В случае, если администрация школы пытается ограничить выбор модулей в ОРКСЭ, необходимо обратиться к Федеральному закону и указаниям Федерального государственного образовательного стандарта. Законодательство явно предусматривает право родителей на выбор модуля из всех доступных вариантов, а не только из предложенных школой.

Выводы

Таким образом, право выбора модуля ОРКСЭ не может быть ограничено администрацией школы. Родители имеют полное право выбора из всех предусмотренных модулей, согласно установленным нормам законодательства.

Свобода выбора модуля обучения для детей в начальной школе

Согласно законодательству, родители имеют право выбирать формы обучения для своих детей до завершения получения ими основного общего образования. Это право включает в себя выбор языка обучения, предметов из списка, предлагаемого образовательной организацией, а также формы образования и организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сужение выбора предметов не допускается

Важно отметить, что родители не могут быть ограничены в выборе предметов в рамках обязательной образовательной программы. Например, выбор предметов из перечня основ культур не может быть сужен до определенных преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Процедура решения спорных вопросов

Если возникают разногласия между родителями и образовательной организацией, предлагается следующая процедура решения споров:

  1. Написать заявление директору школы.
  2. Сослаться на пункт 43.6 ФГОС НОО, гарантирующий свободу выбора изучаемого модуля.
  3. Привлечь внимание к статье 28 Конституции РФ, обеспечивающей свободу вероисповедания для граждан.
  4. В случае отказа директора, можно обратиться в управление образования или прокуратуру.
  5. Все жалобы должны быть удовлетворены в соответствии с действующим законодательством.

Заключение

Обучающиеся в начальной школе имеют право на свободу выбора и на получение свободного образования. Мы гарантируем, что родители могут быть уверены в соблюдении их прав и интересов в сфере образования.

Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь обращаться через наш чат-бот в телеграме. Мы готовы помочь разъяснить любые нюансы нашего образовательного процесса.

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ заключается в формировании у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению на основе знаний и уважения культурных и религиозных традиций. Задачи этого курса включают нравственное воспитание, развитие интереса к окружающему миру и уважительное отношение к различным культурам и мировоззрениям граждан нашей страны.

Будьте уверены, что образование вашего ребенка в нашей школе основано на принципах равенства, свободы выбора и уважения культурного многообразия.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации
  • Законы Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, О свободе совести и религиозных объединениях

Согласно конституционным нормам и законам, выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей несовершеннолетних обучающихся.

Цели и задачи курса

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются по педагогическим целям и задачам. Курс имеет культурологический характер и направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях.

Структура курса

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Он организован вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

Основные модули и методы обучения

Школьники представляют свои творческие работы на уроках. Для освоения курса используются как традиционные, так и современные обучающие технологии, такие как:

  • Исследования
  • Проекты
  • Мозговой штурм
  • Игровые технологии
  • Дискуссии
Читайте также:  Презентация по курсу орксэ модуль основы мировых религиозных культур

Продолжительность и формат учебного процесса

В настоящее время курс рассчитан на один учебный год в 4 классе и будет преподаваться 1 час в неделю, в сумме 34 часа в год.

В результате систематического изучения модулей учащиеся приобщаются к нравственным и мировоззренческим ценностям, формируясь как граждане России. Важно отметить, что преподавание данного курса осуществляется светскими педагогами, обеспечивая культурологический подход к образованию.

Принципы преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе

Ориентация на запросы и потребности социокультурных групп

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

  1. Введение в православную духовную традицию
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане
  3. Добро и зло в православной традиции
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
  6. Православие в России. Православный храм и другие святыни
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство
  8. Христианская семья и ее ценности

Этика в курсе

  1. Этика – наука о нравственной жизни человека
  2. Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки
  3. Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета
  4. Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины
  5. Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья
  6. Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни
  7. Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков
  8. Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение
  9. Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин

Исследование религий мира

  1. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира
  2. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира
  3. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре
  4. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве
  5. Календари религий мира. Праздники в религиях мира
  6. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд
  7. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Исламская и буддийская культуры

  1. Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия
  2. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
  3. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман
  4. Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России
  5. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама
  6. Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения
  7. Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия
  8. Будда и его учение. Буддийские святые
  9. Семья в буддийской культуре и ее ценности
  10. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира
  11. Буддийские символы, ритуалы, святыни
  12. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм
  13. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре

Этот курс предназначен для широкого круга обучающихся и позволяет узнать о различных религиозных культурах, традициях и ценностях, способствуя формированию толерантности и культуры межрелигиозного общения.

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Иудаизм – одна из древнейших религий в мире, и его духовная культура богата и разнообразна. Важную роль в иудейской культуре играет Тора – основная книга иудаизма, содержащая обучение и нравственные принципы. Кроме Торы, в иудаизме также существуют классические тексты, которые помогают людям изучать свои духовные корни.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Иудейская культура богата историей патриархов, которые считаются основателями народа Израиля. Пророки и праведники также играли важную роль в развитии иудейской культуры, призывая к соблюдению заповедей и нравственности.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Для иудеев храм имеет особое значение, как место поклонения и общения с Богом. Синагога, в свою очередь, является местом собрания для молитв и учения. Понимание назначения и устройства синагоги позволяет лучше понять иудейскую культуру.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Суббота, или Шабат, является особым днем отдыха и поклонения в иудейской традиции. Ее соблюдение имеет важное значение, и каждые выходные евреи отдыхают, проводя время в молитвах, общении с семьей и учении.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Иудаизм остается важной частью религиозной жизни российских евреев, и они отмечают традиции и заповеди, которые помогают им сохранить свою культуру и веру. Ответственное принятие заповедей помогает им оставаться связанными с иудейской традицией.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Еврейский календарь отличается от григорианского и имеет свои особенности и традиции. Он помогает евреям отмечать важные религиозные события и праздники. Ценности семейной жизни также являются важной составляющей иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

  1. Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность
  2. Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
  3. Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *