Как создать балийский индуистский календарь
Балийский индуистский календарь – это уникальная система отсчета времени, используемая на Бали, индонезийском острове, где преобладает индуизм. Этот календарь основан на лунно-солнечной системе и имеет свои собственные названия для дней недели, месяцев и лет. В этой части статьи мы рассмотрим основы создания балийского индуистского календаря.
Титхи
В балийском календаре особое внимание уделяется титхи, что означает лунный день. Это означает, что каждый день определяется фазой луны, что влияет на многие аспекты жизни на Бали, включая проведение церемоний и обрядов.
Пакша
Пакша в балийском календаре обозначает фазу луны – убывающую или растущую. Это также важный элемент в определении времени для различных мероприятий и празднеств.
Чандрамаса
Чандрамаса – это название месяцев в балийском календаре. Они согласуются с фазами луны и служат для разделения времени на периоды в соответствии с лунными циклами.
Варша
Варша обозначает год в балийском календаре. Год делится на месяцы и дни в соответствии с лунными и солнечными циклами.
Риту
Риту в балийском календаре является сезоном или временем года. Они также определяются в соответствии с лунными и солнечными фазами и влияют на сельское хозяйство и традиционные обряды.
Луна, Солнце и Земля
Балийский индуистский календарь основан на понимании движения луны, солнца и земли, что позволяет определить фазы луны, дни недели, месяцы и годы.
Сравнение с другими индуистскими календарями
В сравнении с другими индуистскими календарями, балийский календарь имеет свои уникальные особенности и названия, отражающие местные традиции и обычаи.
Заключение
Балийский индуистский календарь – это важная часть культуры и обрядов на острове Бали. Он отражает глубокое понимание связи между человеком, природой и космосом, что делает его уникальным и интересным объектом изучения для тех, кто интересуется культурой и религией.
Индуистский календарь: Панчанга
Индуистский календарь, Панчанга (санскр. ) или Панджика — один из различных лунно-солнечных календарей, которые традиционно используются на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии, с дополнительными региональными вариациями для социальных и индуистских религиозных целей.
Разнообразие мировых календарей
Для того чтобы понять разнообразие мировых календарей и их значение в различных культурах и религиях, полезно ознакомиться с широким спектром существующих календарей. Ниже приведены некоторые из них:
- Армянский
- Буддийский
- Вьетнамский
- Греческий
- Еврейский
- Зороастрийский
- Индийские: древнеиндийский, единый
- Исламский
- Китайский
- Японский
и многие другие.
Индуистский и буддийский календари: сходства и различия
Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Этот календарь был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Он является лунно-солнечным календарем, начало года которого приходится на декабрь.
Начало летоисчисления буддийского календаря связано с годом ухода Будды Гаутамы в нирвану и опережает григорианское летоисчисление на 543 года. Например, 2024 год по григорианскому календарю соответствует 2567 году по буддийскому календарю.
Разнообразие индуистских и буддийских календарей
Комитет по реформе индуистского календаря определил более тридцати хорошо разработанных календарей, используемых в разных частях Индии. Календари основаны как на лунном, так и на солнечном циклах, имеют различные цели и используются как для религиозных, так и для социальных нужд.
**
Другие связанные календари в Индии и Азии
Календари основанные на лунном цикле | Календари основанные на солнечном цикле |
---|---|
Лунные месяцы в солнечном году | Солнечные месяцы в солнечном году |
Лунная фаза для религиозных дат | Лунная фаза для религиозных дат |
Новый год, выпадающий на солнечную дату |
Страница из индуистского календаря 1871—1872 гг.
Исходя из этого, можно увидеть, что календари играют значительную роль в культуре и религии различных народов, отражая их традиции, обычаи и верования.
Традиционные лунные календари на год Дракона
Традиционные лунные календари на наступающий год Дракона различных форматов, издаваемые Дацаном Гунзэчойнэй, теперь доступны в нашем храме и интернет-магазине. В них отмечены дни для буддийских практик и даты главных праздников – религиозных и общероссийских. Кроме того, в календарях содержится полезная информация, которая может пригодиться каждому в повседневной жизни. Эти календари могут стать отличным помощником для верующих, а также станут прекрасным памятным подарком.
Дизайн и содержание календарей
Каждый новый ежегодный календарь Петербургского Дацана представлен в виде вертикального или горизонтального плаката в разных дизайнах или настенного альбома с перекидными страницами. Ламы, с группой помощников, разрабатывают календари в соответствии с буддийской астрологией. Таким образом, в результате получается календарь двойного назначения, включающий в себя лунные дни и различную полезную информацию для читателей.
Приобретение календарей
Календари на год Деревянного Дракона доступны для приобретения в киоске Дацана Гунзэчойнэй и для самовывоза из него при заказе в Интернет-магазине rinchin.ru. Также предусмотрена доставка по всей России при заказе онлайн.
Команда, работающая над календарём-2024
1. Дизайн – Марина Левандовская
2. Интервью и тексты – Лиен Роса
3. Фото – авторские из архива Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй
Тайский календарь
В Таиланде буддийский календарь имеет название Тьантхаракхати. Официальное летосчисление в Таиланде осуществляется в соответствии с буддийским календарем. Однако для иностранцев может быть сделано исключение, и год указывается также по григорианскому календарю.
Начало нового лунного года
Первый месяц нового лунного года начинается с первого дня убывающей луны в декабре. Порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к григорианскому календарю, начало которого приходится на январь. Месяцы лунного календаря не имеют названий, а лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные – по-тайски.
Лунный календарь и его значение в тайской культуре
Первый месяц лунного года (тайск. วันอาย), соответствует декабрю. Второй месяц лунного года (тайск. วันยี่), соответствует январю. Третий месяц лунного года (тайск. วันสาม), соответствует февралю и так далее.
Основные знаменательные даты
Вся значимые даты в тайской культуре привязаны к лунному календарю. Ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, 15-й (последний) день возрастающей луны. Полнолуние приходится на праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие.
Ключевыми днями также считаются 8-й день убывающей луны, новолуние и 8-й день возрастающей луны. Полнолуние и новолуние считаются большими светлейшими праздниками, а восьмые дни возрастающей и убывающей луны — малыми светлейшими праздниками.
Тайский календарь
Вместе с лунным календарем в Таиланде распространён обычный солнечный календарь (григорианский). Любой тайский календарь содержит оба этих исчисления, и ключевые даты отмечены фигурками Будды.
Празднование Нового года
1 января был установлен как официальный день перехода в новый год указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года.
Будний день
Термин васара часто понимается как вара или вар в языках, происходящих от санскрита и находящихся под его влиянием. В региональных языках множество вариантов названий, связанных с небесными телами.
Пять конечностей времени
Слово йога означает союз, соединение, привязанность, но в астрономическом контексте это связано с широтой и долготой. Долгота Солнца и Луны делятся на 27 частей, называемых йогами. Карана — это время для увеличения углового расстояния между Солнцем и Луной. Существует 4 фиксированных и 7 повторяющихся каран.
Ведический день начинается с восходом Солнца. Карана восхода Солнца определённого дня должна быть преобладающей караной на весь день.
Накшатры — это части эклиптики, каждая по 13°20′, начиная с 0° Овна.
Что такое буддизм?
Буддизм является одной из трёх ведущих религий мира, наравне с христианством и исламом. Он базируется на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда, который жил в Индии приблизительно в V-VI веках до нашей эры. Сегодня буддизм представлен миллионами последователей по всему миру и имеет различные школы и течения. Религия Буддизм имеет свою уникальную философию, учения и обряды, которые формируют основу веры ее адептов. какие празднике считаются главными в буддизме?
Основные учения буддизма связаны с понятием «четырех благородных истин», которые гласят о том, что существует страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания. Буддисты верят, что жизнь полна страдания, и что причиной страдания является желание и привязанность к миру чувственных удовольствий и материальных вещей. Прекращение страдания возможно через достижение «нирваны» — состояния освобождения от эгоизма и мирских желаний.
Одним из главных аспектов буддизма является учение о перерождении и карме. Буддисты верят в то, что существует непрерывная цепь рождений и смертей, и что наши действия влияют на наше будущее существование. Они стремятся к накоплению положительной кармы через моральные поступки и развитие характера, чтобы улучшить свою жизнь в следующей реинкарнации.
В буддизме также подчеркивается практика медитации. Медитация помогает очистить ум от мыслей и эмоций, развить внутреннюю мудрость и осознанность. Буддисты медитируют, чтобы достичь глубокого понимания реальности и снять страдание. Медитация также помогает развить сострадание и любящую доброту к себе и другим.
В буддизме существует понятие Сангха, что означает общину буддистов. Члены Сангхи поддерживают друг друга в практике и развитии духовного роста. Они также собираются вместе для общих молитв, обрядов и обучения. Паломничество к святым местам, таким как храмы и священные горы, является важной частью буддистской практики.
Одной из особенностей буддизма является его отношение к страданиям мира. Будда учил, что страдания мира возникают из жадности, ненависти и невежества, и что путь к прекращению страдания включает в себя развитие мудрости, сострадания и отречения от материальных вещей. Следуя этому пути, буддисты стремятся к достижению просветления и освобождения.
Буддизм в России
Кижингинский дацан (Бурятия)
Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.
Белая Тара и правители России
Среди буддистов в январе особые праздники не отмечаются. Однако, в некоторых странах и регионах буддисты могут отмечать национальные или культурные праздники, которые не связаны напрямую с буддизмом.
Февраль
19 февраля. Дугжуба (также известный как Лосар или Тибетский Новый год) является одним из наиболее празднуемых и важных праздников в буддизме в феврале. Он отмечается в Тибете, Непале, Бутане, а также среди тибетских общин в других странах.
Дугжуба празднуется на основе традиций тибетского буддизма и новолуния в первый месяц тибетского календаря (чаще всего приходится на февраль или март). В ходе праздника олицетворяется процесс очищения и возрождения, а верующие проводят различные ритуалы, молитвы, песнопения и танцы, чтобы избавиться от прошлых грехов и удачно встретить новый год.
Важными элементами праздника являются костюмы, маски и представления боевых танцев, хороводы вокруг ступы Будды, освящение и почитание святых картин, взрывы фейерверков, обмен подарками и общение с семьей и друзьями. Также в этой период проходят молебны в монастырях и школах буддизма, а также другие религиозные обряды.
Дугжуба — это время радости, празднования и обновления, когда верующие обращаются к основным принципам буддизма и стремятся к очищению ума и достижению просветления.
20 февраля. Балдан Лхамо (также известная как Палден Лхамо или Долма) — это важная божественная фигура в буддизме, особенно в тибетском буддизме. Она является одной из самых популярных и почитаемых божеств среди тибетских буддистов.
Балдан Лхамо представлена как женская форма защитницы и трансформированного воплощения Божества. Она ассоциируется с энергией защиты и мудрости. Внешне она изображена с воинственным видом, на верховой женской фигуре, часто с трезубцем в руках.
Балдан Лхамо служит защитником и покровительницей буддийского учения и практикующих буддистов. Ее почитают как существо, которое защищает верующих от преград и помогает им преодолеть препятствия на пути к просветлению. Верующие обращаются к ней с молитвами и обращениями за поддержкой и защитой.
Празднование праздника Балдан Лхамо может различаться в зависимости от региона и конкретных традиций буддизма, но обычно в это время проводятся молитвы, церемонии и ритуалы, посвященные Балдан Лхамо, чтобы просить ее защиту и помощь. Праздник может включать музыку, танцы, шествия и другие культурные выражения веры.
Какие праздники есть в буддизме? Полный календарь
21 февраля. Сагаалгана.
В традиции буддизма Сагаалгана связан с практикой очищения и обновления. В этот день буддисты собираются в храмах и монастырских комплексах, чтобы молиться и произносить мантры, особенно мантру «Ом мани падме хум» — одну из самых известных мантр буддизма.
Также во время сагаалгана в храмах проводятся церемонии и ритуалы, направленные на очищение и благословение. Люди приносят пищу и жертвы Будде и другим святым фигурам, а также молятся о благополучии и освобождении от страданий.
Важная часть сагаалгана в буддизме — это также принятие пяти обетов, известных как пяти принципов. Они включают обеты ни убивать, ни красть, ни совершать сексуальные проступки, ни использовать ложные слова, ни употреблять опьяняющие вещества. Люди могут принять эти обеты на время праздника или делать это каждый день.
Сагаалгана в буддизме напоминает людям о значении медитации, правильного поведения и развитии милосердия и сострадания. Это время, когда люди стремятся очистить свой ум и сердце, а также обрести внутреннюю гармонию и осознанность.
22 февраля. Монлам Чхенмо.
Монлам Чхенмо, или Великая молитва, является одним из самых важных и значимых событий в буддийских традициях. Это длительная молитвенная сессия, которая проводится ежегодно в Тибете и других странах, следующих буддийским учениям.
Монлам Чхенмо был запущен в XIV веке десятой Кармапой, одной из важнейших духовных фигур в тибетском буддизме. Цель этого события — молиться за мир, гармонию и благополучие всех живых существ. Присутствие множества монахов и практикующих буддистов делает эту молитвенную сессию мощным и влиятельным событием.
В течение нескольких недель, участники Монлам Чхенмо проводят медитации, чтение священных текстов и молитвы. Они обращаются к Будде и другим буддийским святым, прося о благословении, просветлении и избавлении от страданий всех живых существ. Во время этой молитвенной сессии также проводятся церемонии освящения и обряды покаяния для очищения кармы и накопленных отрицательных действий.
Монлам Чхенмо также служит для обмена учениями и опытом между учеными, монахами и практикующими буддистами. В рамках этого события проводятся лекции, дискуссии и работа над различными аспектами буддийской философии и практики.
Монлам Чхенмо имеет огромное значение для буддизма, подчеркивая важность молитвы, медитации и работу над собой для достижения просветления и спасения всех существ. Это время, когда монахи, практикующие и верующие буддисты могут собраться вместе, поддерживать друг друга и просить о благополучии и мудрости.
Какие праздники есть у буддистов? Полный календарь
Май в буддизме
5 мая. Калачакра. Калачакра или Колесо времени, является одной из самых известных и важных ритуальных систем в тибетском буддизме. Это учение, основанное на тексте «Корневом теоретическом трактате о Калачакре», которое описывает философию, практику и символику Калачакры.
Калачакра наиболее известна своей тантрической практикой, которая основана на визуализации мандалы, или геометрического изображения, которое представляет собой символическую модель вселенной. Мандала Калачакры уникальна тем, что она объединяет множество элементов и символов, отражающих космическую и микрокосмическую природу реальности.
Центральным символом Калачакры является калачакра-мудра, изображение передачи мудрости через выполнение жестов. Он символизирует гармоничное единство мудрости и метода, которое является главной целью практики Калачакры.
Практикующие Калачакру стремятся достичь просветления и освобождения через медитацию, ритуальные церемонии и участие в наставлениях у знающих мастеров. Они стремятся преобразовать свой опыт, переживания и понимание себя и мира, используя символику и практики Калачакры.
Важное событие, связанное с Калачакрой, — это инициация в учение Калачакры, которая проводится опытными мастерами и передает знания и энергию для практики Калачакры.
Калачакра также имеет политическое значение, так как в некоторых традициях тибетского буддизма ритуалы Калачакры проводятся с целью установления мира, гармонии и благополучия во всей вселенной и для всех существ.
В целом, Калачакра является комплексным и значимым аспектом тибетского буддизма, предлагающим практикующим возможность развить свою мудрость и силу в свете мирской и духовной реальности.
Июнь
4 июня. Дончод-хурал, Вишакха Пуджа, Сага Дава, Весак — это всеобщебуддийский праздник, который посвящен трем самым важным событиям в жизни Будды Шакьямуни: его Рождению, Просветлению и Уходу в Нирвану. Праздник отмечается в один и тот же день, так как большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один день года.
Дата праздника высчитывается каждый год с помощью астрологических таблиц. Однако, из-за разных астрономических расчетов и различий во времени начала лунного дня на разных территориях, даты праздника могут различаться в разных странах.
Дончод считается самым важным из всех буддийских праздников, он длится неделю. В этот период во всех монастырях проводятся торжественные молитвы, процессии и шествия. Храмы украшаются цветочными гирляндами и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее с учением Будды. Масляные лампадки размещаются на территории храмов возле священных деревьев и ступ. Монахи проводят всю ночь читая молитвы и рассказывая верующим истории из жизни Будды и его учеников.
Верующие также совершают медитацию в храмах и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подтверждая свою преданность Учению Будды. Во время праздника особое внимание уделяется соблюдению запрета на проведение сельскохозяйственных работ и других видов деятельности, которая может причинить вред живым существам. По окончании праздничных молитв верующие приносят запасы пищи монашеской общине и дарят им подарки, выражая таким образом свою преданность и уважение к монахам.
После окончания праздника верующие также часто отправляют своим друзьям и родственникам поздравительные открытки с изображениями ключевых событий из жизни Будды.
Июль
6 июля. День Рождения Далай-ламы. День Рождения Далай Ламы, который называется Цэсэй Лхамо, является важным событием для буддистов, особенно для тибетского народа.
Вот несколько способов, которыми можно отметить этот особенный день:
Важно помнить, что День Рождения Далай Ламы — это не только время для индивидуального празднования, но и возможность отметить его деятельность как лидера буддизма и посвятить время думать о мире и благосостоянии всех существ.
21 июля. Майтрейя (также известный как Будда Майтрея) — это один из буддийских божеств, которого считают будущим Буддой, который придет после ухода Далай Ламы.
Майтрейя обычно изображается как монах, сидящий в медитации с улыбкой на лице. Он символизирует бескорыстную любовь и сострадание, а также представляет надежду на будущее счастливое воплощение. В буддизме существует убеждение, что Майтрейя призывает и вдохновляет людей на практику любви и сострадания.
Есть различные способы, которыми вы можете отметить Майтрею или осуществить практику, связанную с ним:
Не существует строгих правил о том, как именно отметить Майтрею, и каждый может выбрать подходящий для себя способ практики. Главное — открыть свое сердце для любви и сострадания, а также стремиться к развитию этих качеств в своей жизни.
Ноябрь в буддизме
4 ноября. Лхабаб Дуйсэн, также известный как Падмасамбхава или Гуру Римпоче, является выдающейся фигурой в буддизме, особенно в традиции Ньингма или «Старшей Школы» буддизма в Тибете. Лхабаб Дуйсэн считается основателем тибетского буддизма и определяется как «Второе Пришествие Будды» или «Воплощение Великого Завещания».
Лхабаб Дуйсэн был индийским священником и буддийским учителем, который в 8 веке был приглашен в Тибет, чтобы предать учение буддизма. Он принес в Тибет многочисленные духовные практики, учения и ритуалы, которые стали основой для развития тибетского буддизма.
Лхабаб Дуйсен также известен своим вкладом в развитие тантрических практик в Тибете. Он дал учение о тантре и инициировал множество монахов и монахин в эти учения. В результате его содействия традиция Ваджраяны, или Тантрического буддизма, была успешно внедрена и сохранена в Тибете.
Девять Печатей, Великий Великого, и другие трактаты, написанные Лхабаб Дуйсэном, являются важными текстами в тибетском буддизме и используются в его учениях, практиках и ритуалах.
Лхабаб Дуйсэн часто изображается в искусстве и статуях в традиционной тибетской и буддийской области, обычно в позе медитации, с палочкой в левой руке и чашкой с жидкостью жизни в правой руке. Его изображения предназначены, чтобы вдохновлять и направлять практикующих в их духовном пути.
Вера в Лхабаб Дуйсэна среди тибетских буддистов очень сильна, и многие считают его воплощением благословений и силы для достижения просветления. Многочисленные празднества и церемонии проводятся в его честь в разных регионах, особенно в Тибете, Бутане и Непале.
Декабрь
7 декабря. Зула Хурал, или «Праздник тысячи лампад», является важной праздничной церемонией для последователей буддизма, особенно в Тибете, Бутане и других тибето-буддийских регионах. Этот праздник отмечается в последний день лунного месяца Гор, в Тибетском календаре.
В течение этого дня, буддисты собираются в монастырях, храмах и местах поклонения, чтобы помолиться, медитировать и освещать тысячи лампад, что символизирует просветление Будды и освобождение от страданий.
Во время праздника проводятся молитвы, песнопения и читаются священные тексты. Также монахи и миряне приносят разнообразные дары и пожертвования, чтобы выражать благоговение и щедрость. Это также время для совместной медитации и выражения поклонения Будде.
Зула Хурал является символом света и просветления, а также возрождения и очищения. Это время, когда буддисты стремятся привнести больше доброты, сострадания и осознанности в свою жизнь.
Общество выходит на праздник, украшая монастыри и дома огнями и лампами, а также устраивая праздничные парады и представления. Этот день является особым и духовно важным для последователей буддизма, когда они обращаются к своим духовным учителям и обретают вдохновение от учений Будды.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма.
Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:
Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.
Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.
В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.
В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.
Главные события в буддизме
В буддизме существует несколько ключевых праздников, которые отмечаются в различных странах и традициях:
Это лишь несколько из множества праздников, отмечаемых в буддизме, и они могут варьироваться в разных регионах и школах буддизма.
Солнечные и лунные даты
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).