Курс основы религиозных культур и светской этики

  • Вводная часть:
    Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

  • Основа курса:
    Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

  • Цель курса:
    ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ —это курс, который развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Выбор модулей ОРКСЭ

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

Информационные материалы по ОРКСЭ

  • Школа обладатель приза общественного признания Овация в городском конкурсе инновационных продуктов
  • Школа победитель конкурса среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга
  • Школа победитель городского конкурса на лучшее благоустройство территории
  • Чемпионат Приморского района по футболу среди школьников. Призеры.

Выбор модулей предмета Основы религиозных культур и светской этики

Курс основы религиозных культур и светской этики

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

# Основы иудейской культуры

Модуль Основы иудейской культуры знакомит школьников с иудаизмом как одной из древних мировых религий. Учащиеся узнают о основоположнике иудаизма, священных текстах, иудейских праздниках, обрядах, символах, искусстве иудаизма. Этот модуль поможет школьникам понять и уважать иудейскую культуру и традиции.

https://shkolamoskva.ru/images/orkse/mod-4.jpg

# Основы культуры других народов России

Модуль Основы культуры других народов России познакомит учащихся с культурой народов, проживающих на территории Российской Федерации. Школьники узнают об истории, традициях, обычаях, мифологии различных народов России. Этот модуль способствует формированию уважения к культурному многообразию нашей страны.

https://shkolamoskva.ru/images/orkse/mod-5.jpg

# Основы светской этики

Модуль Основы светской этики направлен на формирование нравственных ценностей учащихся без привязки к религиозным доктринам. Школьники учатся различать добро и зло, формировать свою позицию по вопросам нравственности, уважать права и свободы других людей. Этот модуль подготовит детей к жизни в современном мире, где важно умение адекватно реагировать на этические дилеммы.

https://shkolamoskva.ru/images/orkse/mod-6.jpg

Модуль по иудаизму и культуре

Модуль представляет основы иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности и поведении иудеев в повседневной жизни. Он также обсуждает влияние иудаизма на историю еврейского народа и на мировые религии, такие как христианство и ислам. Помимо этого, модуль затрагивает тему жизни евреев в России.

Основы мировых религиозных культур

Этот модуль знакомит с понятиями о возникновении, истории и особенностях религий мира, которые распространены на территории России. Он также охватывает темы образа жизни и традиций верующих, а также духовного и материального богатства этих религий.

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему веселее жить добрым людям? В чем состоит этикет? В чем секрет патриотизма? Все эти и другие вопросы рассматриваются в модуле Основы светской этики. Он поможет детям решить многие проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, и стать нравственными личностями.

Цель и задачи

Одной из целей модуля является формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Также важно развивать диалог с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, подчеркивает: Это важно для воспитания нравственности у современных детей прямо из школьной скамьи. Один из ключевых предметов в этом процессе – Основы православной культуры, который помогает детям стать высоконравственными людьми: добрыми, честными, трудолюбивыми, ответственными, уважительными к окружающим, любящим свою Родину и стремящимся помогать нуждающимся, а также быть доброжелательными к людям других национальностей и верований.

Читайте также:  Управление образования

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие специальную подготовку, не могут вести этот предмет постоянно, однако могут принимать участие в качестве экспертов, проводить экскурсии или внеклассные занятия. Важно отметить, что ответственность за содержание предмета несет учитель. Представители религиозных организаций могут помочь в разработке курсов и повышении квалификации педагогов.

Если вы заинтересованы в проведении этого модуля в вашей школе, вам следует написать заявление на имя директора. Обычно информация о модуле представляется на родительском собрании, и там вы можете получить образец заявления.

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Как видно, курс ОРКСЭ направлен на знакомство детей с различными религиозными и культурными традициями, что позволяет им более широко понимать многообразие мировоззрений и народов. Педагоги, ведущие уроки ОРКСЭ, обладают специальной подготовкой по предмету, чтобы наиболее корректно и объективно донести информацию до школьников.

В итоге, предмет ОРКСЭ становится важным элементом образовательного процесса, способствующим формированию толерантного и уважительного отношения к различиям, а также развитию диалога между различными культурами и религиями.


Выше представлена информация о предмете Основы религиозных культур и светской этики в школьном образовании в России. Курс включает изучение различных религиозных культур и светской этики для формирования у школьников толерантного отношения к различиям и способности вести диалог с представителями других мировоззрений. Курс направлен на знакомство с основами православной, исламской, буддийской, иудейской культур, мировых религиозных культур и светской этики.

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Кто ведет курс ОРКСЭ

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Читайте также:  Гдз по орксэ 4 класс учебник основы мировых религиозных культур ответы

Курс основы религиозных культур и светской этики

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Курс основы религиозных культур и светской этики

Родителям на заметку

Курс основы религиозных культур и светской этики

Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору модуля для изучения комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.

Ответственный за проведениеОзнакомление с содержанием курса ОРКСЭВыбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024

Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3классов модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2023-2024 учебный год. 03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.

«Основы мировых религиозных культур»«Основы светской этики»

по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов«Основы мировых религиозных культур и светской этики»Информирование родителей ( законных представителей) учащихся 3х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучение несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы.Презентация о каждом модуле для родителей.Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Основы религиозных культур и светской этики, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Читайте также:  Мышление и деятельность

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *