- Абсолютное сознание (citta) как основной элемент реальности, который не имеет ни начала, ни конца, и все явления возникают в нем.
- Проявления в абсолютном сознании (vijñaptimatrasat), которые являются результатом воздействия кармы и привычек.
- Открывание иллюзорности всех феноменов через понимание реальности.
В читтаматре абсолютное понимается как сознание, в котором все события происходят. Все восприятия, идеи и ощущения существуют исключительно в сфере сознания, и не имеют реального существования независимо от сознания. Важно отметить, что для существования объектов или явлений необходимо наличие познавателя, который воспринимает их — без этой связи они не могут быть предметами понимания.
Мадхьямака
Мадхьямака (срединный путь) был развит Нагарджуной и Арьядевой, и стремится к преодолению крайностей понимания абсолютной и относительной истин. В этой школе абсолютное не определяется как отдельная сущность, но как пустота (шуньята), лишенность постоянства и независимости. Основной посыл мадхьямаки заключается в том, что все явления пусты и не имеют собственной сущности, что позволяет преодолеть иллюзию и достичь просветления.
Важно понимать, что в буддизме понятия относительной и абсолютной истины имеют духовный и философский характер. Понимание этих понятий помогает углубить практику медитации и достичь пробуждения. Каждая философская школа предлагает свое видение относительной и абсолютной истины, на базе которого строятся практики и учения буддизма.
Таким образом, понимание двух истин в буддизме открывает перед практикующим сущность реальности и помогает развить мудрость, сострадание и освобождение от страдания. Важно учитывать, что каждая школа имеет свое понимание и подход к трактовке понятий относительности и абсолютности, что расширяет горизонты понимания учения Будды.
Три природы бытия в читтаматре
Читтаматра, или поток мысли, является одним из ключевых понятий в булху, буддийской философии. Этот концепт обозначает поток сознания и активность ума. Согласно учению читтаматры, понимание относительного и абсолютного связано с тремя природами бытия (trisvabhāva).
Воображаемая природа
Определение
- Свободная от двойственности.
- Основание для ошибочного.
- Никоим образом не выразимое.
Характеристики
- Объект познания.
- Объект отбрасывания.
- Объект очищения.
Объяснение
Это проявление внешних объектов из-за кармических отпечатков, которые активируются при возникновении концепций объектов.
Зависимая природа
Определение
- Зависимое от причин и условий.
- Основание для ошибочного из-за загрязнений.
Проявления
- Проявления слова, смысла и объективного.
- Проявления ментального, восприятия и концептуализации.
Результат
- Ошибочные представления, искаженное восприятие.
Реальность
- Невыразимое, само отсутствие измышлений.
- Чисто по своей природе, но подвержено загрязнениям.
- Как пространство, золото или вода – чистые по своей природе, но загрязнимые.
Следует помнить, что понимание триплета природ бытия позволяет уяснить мир в его проявлениях и действиях, а также стремиться к очищению от ошибочных представлений и загрязнений, чтобы достичь абсолютной реальности.
Мадхьямака-рангтонг, или пустота сама по себе, является одним из двух направлений в индо-тибетском буддизме, определяющим истинную реальность. Это направление исходит из учения Нагарджуны и объединяет сансару и нирвану, рассматривая их как неразделимые. Взгляды мадхьямака-рангтонг описывают реальность через призму дифференцирующего сознания.
Мадхьямака-шентонг (пустота от другого)
Мадхьямака-шентонг, или пустота от другого, выносит нирвану за пределы сансары и признает, что абсолютно истинное имеет собственную сущность и находится за пределами мира ума. Реальность в шентонг описывается через призму изначального гнозиса. Взгляды шентонг подробно развиваются в школе джонанг.
Сравнение двух направлений
Характеристика | Мадхьямака-рангтонг | Мадхьямака-шентонг |
---|---|---|
Рассмотрение реальности | Дифференцирующее сознание | Изначальный гнозис |
Отношение к сансаре и нирване | Неразделимы | Нирвана за пределами сансары |
Понимание истинной природы | Реальность как неразделимость | Истинная природа собственной сущности |
В заключении, понимание истинной реальности в мадхьямаке имеет различные подходы, отражающиеся в учениях рангтонг и шентонг. Каждое из этих направлений предлагает свою интерпретацию пустоты и отношения между сансарой и нирваной, опираясь на разные аспекты ума и понимания.
Мадхьямака: Философия срединного пути
Таким образом, мадхьямака утверждает срединность между существующим и несуществующим. На основании этого отрицается субстанциональное существование, но устанавливается всеобщая взаимная взаимосвязь (pratityasamutpāda), или пустотность (śūnyata).
Понятие пустотности в мадхьямаке
Пустотность означает, что все явления, которые предстают перед нами как объективно или субъективно воспринимаемые, не имеют самобытия (niḥsvabhāva) вследствие тотальной взаимозависимости и относительности. Объектом отрицания, который пуст, здесь является так называемое самобытие или собственная природа (svabhāva) феноменов.
С точки зрения мадхьямаки, относительное — это всё, что связано с неведением, которое закрывает истинную реальность всех вещей — таковость. Это зависимо существующие феномены, а также условное, общепринятое (saṃketa, loka-vyavahāra), что является способом восприятия и описания реальности.
Подходы к абсолютному и относительному
Абсолютное скрыто от восприятия обычного существа, и Нагарджуна определяет его так:
Это не происходит из другого — покой;
Это не измышляется посредством измышлений;
Это свободно от мыслей и без разделения;
Такова характеристика Реальности (tattva).
Чандаракирти во Вступлении на срединный путь (Мадхьямакаватара) описывает разницу между абсолютным и относительным следующим образом:
Всё сущее воспринимается как обладающее двойной природой,
Посредством истинного или ошибочного вѝдения;
Объект истинного вѝдения — это то, как есть (tattva),
Объект ошибочного вѝдения — относительное.
Понимание мадхьямаки
То есть, две истины зависят от способа восприятия, но не отличаются по своей сути. Относительное и абсолютное являются двумя различными аспектами одного и того же, и неразделимы.
По словам Нагарджуны, абсолютное не может быть познано без опоры на общепринятое, относительное, а без постижения абсолютного не может быть достижения нирваны. Нирвана, или абсолютная реальность, — это то, что за пределами концепций. При этом, она тождественна сансаре, которая в абсолютном смысле не отлична от нирваны.
Мадхьямака-жентонг (пустота от другого)
Как и в читтаматре, здесь имеет место учение о трех природах. Они классифицируются относительно двух истин следующим образом:
Воображаемая природа (тиб. кунтак) связана с измышлениями двойственного восприятия, подобна сновидениям, и не существует. Она пуста от несуществующих концепций
Зависимая природа (тиб. шенванг) — само заблуждающееся сознание — существует, но лишь условно, как относительное. Она пуста от проявляющихся заблуждений.
Совершенная природа (тиб. йондруп) — свободное от измышлений самоосознавание (so so rang rig pa), или изначальное самоосознающее самоосознавание (rang rig ye shes) — не существует условно, но существует как абсолютное. Совершенная природа изначально является природой всех дхарм (дхармата). Она хотя и пуста от всего обусловленного, но не пуста от своей собственной совершенной природы.
В мадхьямаке относительная и абсолютная истины соответствуют проявлениям омрачений и пустотности (snang stong). В «великой мадхьямаке» относительная и абсолютная истины определяются по способу пребывания и способу проявления:
Относительная истина — это субъект и объект несоответствия способа пребывания и способа проявления (gnas shang mi mthun pa’i yul dang yul can). То есть, относительное — это результат восприятия, связанного с неведением и заблуждением. Абсолютная истина — это субъект и объект соответствия способа пребывания и способа проявления. То есть, абсолютное — это объект безошибочного и необманчивого восприятия.
Если в мадхьямаке-рангтонг абсолютный аспект — это пустотность, отождествляемая со взаимозависимым возникновением, то в мадхьямаке-жентонг абсолютным аспектом считается не только собственная пустотность всех явлений (svabhāva / prakṛti-śūnyata, тиб. rang bzhin stong pa), но и пустотность от другого.
Таким образом, в мадхьямаке-жентонг имеет место разделение абсолютного принципа на две неотделимые друг от друга части: 1) собственная природа (свабхава) — пустотность от самого себя (или 18 видов пустотности), 2) другая природа (парабхава) — изначальное осознавание (джняна), пустотное от другого. Ко второй части абсолютного принципа относится дхармата, или Сугатагарбха, которая сама по себе не пуста от присущих ей совершенных качеств, но пуста от скрывающих ее завес неведения и прочих омрачений.
Сугатагарбха, или татхагатагарбха (природа Будды) — это абсолютный принцип, пронизывающий и охватывающий собой всё: и вводящие в заблуждения проявления (тиб. snang ba), и истинную пустотность (stong pa). Но совершенное и абсолютное по своей собственной природе не имеет ничего общего с относительными явлениями: оно не возникает и не исчезает, не единичное и не множественное, не причина и не результат, не существует и не не существует, оно не состоит из частей, вечно и находится за пределами любых определений и сравнений. Природа Будды в традиции жентонг является абсолютным объединяющим принципом, выходящим за пределы сансары и нирваны.
Четыре благородные истины и Сутра Сердца Праджняпарамиты
Праджняпарамита-сутры (от санскр. prajñāpāramitā, «совершенство мудрости») радикально переформулируют основные идеи буддизма. «Сутра Сердца» — один из самых известных текстов северного буддизма, возникший не позднее III в., который кратко формулирует самую суть доктрины Праджняпарамиты.
В начале « Сутры Сердца » говорится о пустоте пяти скандх от самобытия. И тем самым разрушается представление о незыблемости истинности описания бытия посредством элементов пяти скандх. Затем, говорится о тождественности воспринимаемых форм и пустоты и о пустотности всех дхарм, Далее, проводится деструкция описания бытия в терминах 12-и источников сознания (аятан) и в терминах 18-и классов элементов (дхату). После этого, отрицается теория 12-и звеньев взаимозависимого возникновения, начиная с неведения и заканчивая старостью и смертью, и отрицается пресечение неведения, старости и смерти. И, наконец, отрицаются четыре благородные истины («нет страдания, источника, пресечения, пути»), вместе с возможностью достижения освобождения и ее противоположностью — возможностью недостижения.
Однако, противоречие тут только кажущееся. Основоположник махаяны Нагарджуна главу 24 «Коренных строфах о срединности (Мула-мадхьямака-карика)» посвящает исследованию Четырех благородных истин. При подвержении анализу логических категорий, выясняется, что они представляют собой «лишь пары дихотомически противостоящих и взаимодополняющих понятий», и ни на чем не основаны. Таким образом, базисные принципы буддизма, такие как Четыре благородные истины, оказываются тоже пустыми относительно собственной сущности. Они не принадлежат к абсолютной реальности, так как семантически основаны на дихотомической концептуализации, а прагматически являются обыденным, мирским уровнем. В строфах 8 и 9 Нагарджуна пишет:
Покоится на двух истинах:
Истине, обусловленной (сокрытой) мирскими значениями,
И истине наивысшего смысла (абсолютной).
Те, которые не знают различия
Между этими двумя истинами,
Не знают сокровенной сути (высшей реальности)
В буддийском Учении.»
В строфе 23 Нагарджуна, обращаясь к оппоненту-этерналисту, противнику мадхьямаки, пишет, что если бы страдания имели самосущую причину, то было бы невозможно пресечение причины и прекращение страданий:
«Нет прекращения страдания,
Таким образом, признание причины страданий (см. 2-я благородная истина) самосущей является отрицанием истины о прекращении страданий (3-й благородной истины). После этого, в строфе 24 Нагарджуна замечает, что если бы Путь (4-я благородная истина) был самосущим, то не надо было бы его осуществлять, и духовно-созерцательная практика была бы бесполезной и бессмысленной.
Далай-лама XIV по этому поводу говорит следующее:
«Мы воспринимаем условную природу, то есть относительный мир во всем его многообразии, через повседневное использование ума и наших способностей к ощущению. Однако, абсолютную истину, истинную природу вещей и событий мы можем постичь только посредством углублённого анализа. Постичь ее означает увидеть „таковость“ явлений, их подлинный способ бытия, который является абсолютной истиной о природе реальности.»
«Полная гармония трех истин» (сань ди юань жун) — важнейшее понятие китайской буддийской философии, разработанное в школе тяньтай-цзун. Тяньтайские адепты выдвинули теорию трех истин:
Истина пустоты («истина несуществования», у ди) — все вещи «устанавливаются» благодаря причинности, они пусты и не имеют своей природы.
Истина условности, мирская («искусственная», цзя ди) — хотя все вещи не имеют своей собственной природы и пусты, тем не менее их существование не отрицается.
Высшая истина срединного пути (чжун ди) — истина о единстве и гармонии всего абсолютного; с точки зрения этой истины все вещи рассматриваются одновременно и как пустота, и как условность.[29]
| Буддизм |
| —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| |
| История Философия Люди Страны Школы Понятия Тексты Хронология Критика буддизма |
| Практика |
| Прибежище в трёх драгоценностях Буддийская этика Патимоккха Пять обетов Праджня Буддийская медитация |
| Дхамма |
| Четыре благородные истины Пять скандх Аничча Дуккха Анатта Взаимозависимое возникновение Карма Просветление Будда Ниббана |
Будда, восседающий на лотосе. Одно из канонических изображений Будды.
Колесо Дхармы. Один из основных символов буддизма. Используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм. Восемь спиц Колеса символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют «Три Драгоценности» буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху (общество).
Первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде и его учению, появились приблизительно через четыре столетия после его смерти. Древнейшие исторические памятники буддизма, а именно стелы, установленные царём Ашокой и содержащие информацию о Будде и буддизме, созданы примерно через 200 лет и более после нирваны Будды. К этому моменту в рассказы о нём были внесены многочисленные изменения, прижизненные записи основ вероучения отсутствуют, поскольку на протяжении первых столетий канон учения передавался исключительно устным путём.
Корейская трипитака в Храме Отражения Тихого Моря, одного из наиболее почитаемых храмов в Южной Корее, полный текст канона написан на 81258 деревянных пластинах.
Бесконечный узел, один из древнейших символов буддизма. Он символизирует сансару, цикл рождений, смертей и возрождений.
Во второй, так называемой Сутта-питаке (по палийской редакции) собрано более 10 тысяч сутр, приписываемых лично Будде или, в меньшей степени, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются так называемые джатаки, повествующие о жизни Будды.
Мини-пагоды с высеченными в мраморе страницами Трипитаки в храме Куто-до Пайя, самая большая книга в мире. Мандалай, Бирма.
В письменном виде, написанный на пальмовых листьях на языке пали, канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе, состоявшемся на Цейлоне около 80 года до н. э., то есть более, чем через 400 лет после смерти Будды Шакьямуни. Сформированный полный текст канона был унифицирован после Пятого буддийского собора.
В 1871 году полный текст Типитаки был вырезан на 729 белых мраморных плитах высотой почти в два метра и весом в несколько тонн. Каждая отдельная вертикально стоящая плита помещается в миниатюрной Питака-пагоде, сотни которых окружают центральную ступу пагоды Куто-до Пайя в Мандалае (Бирма). Этот литературный памятник стал крупнейшей книгой в мире, вырезанной в камне постранично и занесён в этом качестве в Книгу Рекордов Гиннеса.
Основные положения вероучения
Колесо Сансары или Колесо Жизни (метафорическое представление цикличности эволюции Вселенной). Мурал, Тронгса Дзонг, Бутан.
В доктринальном плане буддизм основывается на следующих базовых концепциях часть из которых объединяет его с более ранними религиозными и философскими школами, а именно:
учение о карме (ка́мме) — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, понимаемой как вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека (праведные или неправедные) определяют его судьбу, испытываемые им страдания или блага как в этой жизни, так и в следующих[14].
доктрина о сансаре или колесе Сансары. Санса́ра или самса́ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых деяний[15].
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»). Это учение об отсутствии «Я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная «самость» атмана, под которым может пониматься как душа, так и «средоточие личностной идентичности»[16]. Это положение концептуально отличает доктрины буддизма и индуизма.
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности бытия), Это — буддийское онтологическое учение, постулирующее, что в каждый момент времени появляются и мгновенно исчезают комбинации элементов бытия (дхарм), из которых состоит всё существование. Новая комбинация при этом является следствием предыдущей комбинации по закону взаимозависимого возникновения. Мгновенная смена комбинаций создаёт для наблюдателя всеобъемлющую иллюзию устойчивой и постоянной реальности[17].
учение базируется также на специфической буддистской космологии (представлении о строении и циклическом развитии мира), многое заимствующей из индуистской концепции.
Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека, со способностью ума проявляться в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи, воплощающими пять различных типов мудрости. Самбхогакайя связана с общением, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, а также с самой идеей установления отношений, не просто способностью использовать слова, но и способность общаться на всех уровнях.
Учение о четырёх благородные истинах
земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания) или попросту страданий. Жизнь человека — есть страдание. Все вещи вокруг нас непостоянны и преходящи, раз возникая, все должно быть рано или поздно уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее само себя, а огонь может принести только страдание;
страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать;
от страданий (дукхи) можно избавиться. При этом, избавление от страданий возможно только с помощью избавления от самих желаний. для этого необходимо достичь нирваны — состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от бесконечной реинкарнации[26];
существует путь, освобождающий от страданий (дукхи), — отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения[22].
Учение о Восьмеричном пути
Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны — Великого Освобождения.
Данный жизненный план это и есть так называемый Восьмеричный путь, который предусматривает соблюдение следующих восьми принципов:
правильное видение — понимание основ мира и своего пути в жизни. Первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные мысли — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется и сама жизнь. Человеку необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь — высказывания человека, его речь воздействуют на его атман и его характер. Речь человека должна нести добро, поэтому следует следить за своими словами, чтобы они не источали зло;
правильные поступки — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение зла в мире. Человеку следует совершать добрые дела и воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. Только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия — усердие и трудолюбие. Необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы — контроль над своими мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. Главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильное сосредоточение — Восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения, регулярных медитаций, осуществляющих связь с собственной природой[22].
Учение о Среднем (срединном) пути
Учение о срединном пути как жизненном пути между двумя крайними путями бытия: «пут`м удовольствия» (праздности, лени, развлечений, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (воздержания, умерщвления плоти, лишений, физического и морального изнеможения), характерного для индуизма ряда других ведических учений.
К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:
не причиняй смерти;
не кради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Три Драгоценности буддизма
Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.
Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.
отвержение от истины бытия и неведение;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].
Особенности буддизма как вероучения
Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:
всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];
и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;
акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;
и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;
вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;
религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);
резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).
понятия искупления грехов;
акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;
ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;
также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.
Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.
В настоящее время в России этот титул носят:
Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.
Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.
Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.
Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.
В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма.
Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:
глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;
глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;
вспоминают о восьми великих учениках Будды;
утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;
вспоминают о радости, которую приносит просветление;
глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность[38].
Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутр, обучение детей буддизму и т. д.;
высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;
размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;
почитание и уважение других (апачити);
взаимопомощь (веявачча);
передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;
радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);
распространение учения Будды (десанамая);
слушание любого положения учения Будды (саванамая);
стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы[38].
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.
Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Особая передача вне священных писаний;
Не опираться на слова и тексты;
Прямое указание на сознание человека;
Созерцая свою природу, становиться буддой[41].
Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.
В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.
В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Буддизм в России
Кижингинский дацан (Бурятия)
Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.
Белая Тара и правители России
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.